Задания на прикидку и оценку в учебниках для 5–6 класса
Важным элементом вычислительной культуры является умение выполнять прикидку и оценку результата. В настоящее время рекомендованы министерством образования и науки РФ следующие учебники по математике для 6 класса: 1. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд Математика – М.: Мнемозина, 2003. – 304 с. 2. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович Математика 6 – М.:Мнемозина, 2006. – 264 с. 3. Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин Математика 5–6 В основе умения выполнять прикидку лежит умение округлять числа. Потому-то этому вопросу в курсе математики 5–6 класса в учебнике под редакцией Г.В. Дорофеева уделяется достаточное внимание. С помощью упражнений закрепляется в сознании учащихся суть употребления основных терминов: «примерно», «приближенное равенство», «округление» и т.п. Примеры (5 кл., №139,151,153): 1. В городе во время переписи населения было зарегистрировано 13882 жителя. Сообщая результаты переписи, одна газета указала, что в городе примерно 13 тысяч жителей, а другая – 14 тысяч. Какое сообщение точнее? 2. Миша задумал число и, округлив его до десятков, записал: 280. Какое число мог задумать Миша? 3. В школе 20 классов, в каждом из которых от 30 до 40 учеников. Оцените число учащихся школы. Какое из двух полученных чисел точнее указывает примерное число учащихся в школе, если в школе 758 учеников? 626 учеников? При изучении темы «Округление десятичных дробей» также вначале округление осуществляется по смыслу, а затем по правилу округления. Учащимся предлагаются соответствующие группы упражнений. Среди них – задания на прикидку результата. Например, такие (6 кл., №459,469): 1. Выразите 1 тыс. секунд приближенно в часах. Какой из следующих ответов является лучшим приближением? А. 2 ч. Б. 3 ч. В. 0,2 ч. Г. 0,3 ч. 2. Печенье, цена которого 26 руб. за 1 кг, расфасовано в пакеты. На упаковках указана их масса: 724 г., 615 г., 830 г. Какую стоимость для каждой упаковки, скорей всего, назовет продавец? Важный класс задач, способствующих развитию вычислительных умений учащихся, базируется на использовании идеи сравнения. Например, в ряде случаев используется оценка суммы с опорой на умение сравнивать компоненты действия с некоторыми «рубежными» числами. Такие задачи и представлены в большинстве своем в учебнике Н.Я. Виленкина, но также присутствуют и в учебнике Г.В. Дорофеева. Выделим приемы прикидки и оценки результата вычислений и соответствующие им задания в указанных выше учебниках. В ряде случаев используется оценка суммы с опорой на умение сравнивать компоненты действия с некоторыми «рубежными» числами. В качестве таких чисел обычно выступают «круглые числа»: 10,100,1000 и т.п. Преимущественно в таких заданиях сравнивают сумму или произведение чисел с «рубежным» числом. Основная идея: сами числа, входящие в сумму или произведение заменить ближайшими к ним (например, округлить до целых десятичные дроби) «удобными» числами, которые легко можно сложить или умножить, а может быть и сразу заметить, что сумма или произведение заведомо меньше или больше «рубежного» числа. Подобные задания встречаются в учебниках Г.В. Дорофеева. Примеры: 1. Пользуясь оценкой, сравните значение суммы 289+655 с 1000 Решение: Необходимо прикинуть, что 1000 получается в результате сложения 300 и 700 (выбираем числа, которые ближе к слагаемым предложенной суммы). Заметим, что и 289<300, и 655<700, поэтому и вся сумма 289+655 меньше 1000. 2. Сравните с числом 10 сумму 2,901+2,809+2,999 Решение: Замечаем, что каждое из слагаемых меньше трех, а значит их сумма заведомо меньше девяти, ну и, соответственно, меньше 10. 10>2,901+2,809+2,999 Кроме применения соответствующих правил, учащихся желательно учить сравнению чисел путем рассуждений. Это более завуалированный вариант сравнения с «рубежными» числами. Основная идея состоит в том, что это число не дано в задании, а дети его должны выявить сами. Этот прием можно использовать при сравнении обыкновенных дробей с разными знаменателями, т. к. такое сравнение можно осуществить проще и быстрее, нежели искать общий знаменатель, а потом сравнивать. Дроби удобно будет сравнивать с и с 1. Не всегда можно использовать подобный прием, но во многих заданиях, он помогает экономить и время, и силы. При сравнении дробей с разными знаменателями на основе рассуждений и догадок можно разобрать сравнении таких пар чисел, как и , и , и , и : 1. Для дробей вида и в учебниках приводится даже вполне конкретное правило: «Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой знаменатель меньше». Поэтому, нетрудно установить, что > 2. Сравнить дроби и немного сложней, но тем не менее, так же возможно, для этого нужно сравнить каждую из дробей с единицей. Замечаем, что дроби не достает до единицы , а дроби не достает . А и сравнить проще. > , поэтому расположено от единицы дальше, чем .Значит, < . 3. и так же необходимо сравнивать с единицей, сразу заметив. Что - неправильная дробь, которая всегда больше или равна единице, а - дробь правильная, меньше единицы. Поэтому < . 4. Прием сравнения таких дробей, как и , основан на сравнении каждой из дробей с половиной. < < , т. к. = Для отработки подобного приема можно использовать следующие задания: 1) Запишите дробь, равную ; меньшую и большую , со знаменателем 10,12,50. 2) Начертите координатную прямую (возьмите единичный отрезок равный 14 клеткам). Отметьте на координатной прямой все правильные дроби со знаменателем 7 и дробь . Какие из отмеченных чисел меньше ? Какие из отмеченных чисел больше ? 3) Выпишите дроби, которые больше : , , , , , 4) Расположите дроби в порядке возрастания: Прием второй «Сравнение путем рассуждений» (положительные и отрицательные числа) При использовании такого приема сравнивают произведения чисел с нулем, с отрицательным числом, с положительным числом. Казалось бы, выполнение подобных упражнений полностью опирается на правило, ни о какой прикидке и речи не идет. Но, опять же находятся такие упражнения, которые отталкиваясь от правил, путем некоторых рассуждений, приводят нас фактически к необходимости выполнить их не вычисляя, а прикинув. Подобное задание встречается в учебнике Виленкина Н.Я и др. Этот пример будет подробнее разобран во второй главе моего диплома в одном из фрагментов урока. Перед тем как сравнивать, нужно разобрать сравнение произведений с нулем в следующем виде: · а – положительное число, b – отрицательное, сравните с нулем произведение аb. Опираясь на правило умножения чисел с разными знаками, замечаем, что произведение положительного числа на отрицательное дает нам отрицательное число, а отрицательное число всегда меньше нуля. Следовательно, ab<0. · а – отрицательное, b – отрицательное, сравните с нулем произведение ab. Опираясь на правило умножение отрицательных чисел, замечаем, что произведение отрицательного числа на отрицательное дает нам положительное число, а положительное число всегда больше нуля. Следовательно, ab>0. После выполнения такого задания рассматриваем сравнение в нулем конкретных произведений, уже не в общем виде: · Поставьте вместо * знак < или > так, чтобы получилось верное равенство: а) ; в) ; д) ; б) ; г) ; е) ; Учитель предлагает выполнить это упражнение, не вычисляя. При выполнении пунктов а), б), д) полностью полагаемся на только что разобранные в общем виде случаи сравнения с нулем: а) произведение отрицательного и положительного чисел дает нам отрицательное число, которое всегда меньше нуля; б) произведение двух отрицательных чисел дает нам положительное число, которое всегда больше нуля; д) аналогично, как и в пункте а), не смотря на то, что умножаем на дробь; В пунктах в), г) и е) уже сравниваем с числом, но если в пункте в) такое сравнение осуществить совсем просто, не выполняя вычислений, то в пунктах г) и е) рассуждения будут немного сложней: в) произведение положительного и отрицательного чисел дает нам отрицательное число, которое всегда меньше любого положительного; г) Заметив, что в правой части произведение дает нам отрицательное число, знак все равно еще не можем поставить, т. к. в правой части тоже отрицательное число. Но есть одна особенность – сравним правую и левую часть, что общего можно отметить? «-8» есть и в правой, и в левой частях. Но, если в левой части оно взято всего один раз, то в правой целых 7,3 раза. Значит, на координатной прямой это число лежит левее числа -8. Поэтому . е) Случай, казалось бы, аналогичен пункту г) (проводятся аналогичные рассуждения), но особенность заключается в умножении дробей. Необходимо вспомнить, что при умножении двух обыкновенных дробей мы получаем дробь, меньшую каждого из множителей (можно включить умножение дробей в устный счет в начале урока, чтобы затем освежить в памяти эти сведения). Поэтому, дробь, полученная при умножении на будет меньше, чем или . Получаем . Этот прием больше используется в младшей школе при умножении многозначных чисел на однозначное или двузначное, но задания легко изменить таким образом, чтобы появилась возможность продолжить работать с таким приемом и в 5–6 классах. Достаточно натуральные числа заменить десятичными дробями, отчего суть приема не изменится. В основе этого приема лежит знание таблицы умножения и навыки устного счета, а также используется округление чисел. Главное, догадаться, что произведение чисел, не вычисляя можно определить по последней цифре числа, либо оценив произведение, округлив каждое из чисел до целых. Примеры: 1) Догадайся! Как, не вычисляя значений произведений, выбрать из чисел, записанных справа, правильные ответы: 20,78 · 7 648,4 19,76 · 4 79,04 81,05 · 8 273,49 39,07 · 7 145,46 Школьники сначала умножают числа, стоящие в разряде сотых (20,78 Ч 7 =?, 8 Ч7 = 56, результат 145,46), что дает основание предположить, какое из чисел второго столбика является значением данного произведения. Для последних двух выражений, значение произведения которых оканчивается цифрой 9 (7 Ч 7 = 49 и 1Ч9=9), во втором столбике есть два числа, имеющие в разряде сотых 9, в этом случае в качестве «прикидки» можно использовать прием округления (до целых). 2) Найди ошибки, не производя вычислений, способом «прикидки»: 80,04 Ч 9 = 72,36 99,8 Ч 8 = 7988,4 45,67 Ч 8 = 365,42 8,352 Ч 7 = 58,464 234,5 Ч 3 = 703,4
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (215)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |