Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ содержания обучения школьников в программах образовательной области «Технология»



2019-12-29 184 Обсуждений (0)
Анализ содержания обучения школьников в программах образовательной области «Технология» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Традиционный подход в проектировании содержания образования не обеспечивает в полной мере развития личности. Достижение личностной ориентированности затруднено существующими принципами формирования учебных планов и программ, определяющих содержание образования. Необходим переход к формированию вариативного содержания образования, что предоставит личности веер разнообразных специальностей.

Преодолеть структурную ограниченность учебно-программной документации возможно, придав ей гибкий блочно-модульный характер. При проектировании таких структур важно добиться автономности каждого блока, предусмотреть возможность замены или модернизации любого блока, а также присоединения новых блоков и модулей. Обучаемому следует предоставить возможность выбора дидактически автономных учебных блоков и комплексов, т.е. самостоятельного проектирования содержания своего образования, ориентируясь на разные варианты моделей учебно-программной документации, адекватных распространенным производственным технологиям. Акценты смещаются на самостоятельное и кооперативное учение.

Технологизация личностно ориентированного содержания образования предполагает специальное конструирование учебных текстов, дидактических материалов, форм контроля личностного развития учащихся.

Личностно ориентированное содержание образования помимо информационно-справочного, бесспорного учебного материала должно включать проблемные тексты, противоречивые сведения, неопределенные ситуации. И, конечно, важно, чтобы учебный материал помогал самообразованию: содержал указания, рекомендации, комментарии, смысловые таблицы, диаграммы, обеспечивающие самостоятельное понимание и усвоение содержания образования. Учебный материал должен включать предшествующий субъектный опыт обучаемого и предусматривать возможность его преобразования.

Важным концептуальным положением технологизации образования является предоставление обучаемому возможности выбирать содержание учебного материала. Необходимо также дать возможность выбора способа, технологии обучения.

Усвоение такого содержания образования приведет к отказу от постоянной в течение всего времени обучения групповой организации обучаемых, от жесткой регламентации времени занятий, усилит самоопределяющее начало обучаемых. Учебно-пространственная среда должна будет расшириться, стать открытой.

Существенно меняется позиция педагога. Роль преподавателя постепенно трансформируется в роль консультанта, наставника, учителя в буквальном смысле этого слова.

Важной особенностью личностно ориентированного образования станет отказ от традиционной методики обучения, имеющей рецептивный характер. Взамен должны прийти педагогические и психологические технологии, адекватные современным технологиям производства. В обучении акценты смещаются на саморегуляцию, самоуправление, самоконтроль и собственную активность обучаемых. Учащиеся инициируют и организуют процесс своего учения. При этом возрастает гуманистическая ценность самоопределения личности в ходе решения личностно значимых задач.

Исходя из выше указанных моментов, относящихся к содержанию образования учащихся V-VII классов, проведем анализ учебных программ образовательной области «Технология» с целью выявления их личностно ориентированной направленности.

Область «Технология» обеспечивает формирование политехнических и общетрудовых знаний и умений в области технологии, экономики, организации и экологии современного производства, представления о перспективах его развития, о мире профессий, об основах предпринимательства, о ведении домашнего хозяйства; воспитывает общественно ценные мотивы выбора профессии и трудолюбие, вооружает опытом самостоятельной практической деятельности; содействует развитию технологического мышления, творческого отношения к действительности, стремления к созиданию, проявлению индивидуальности у каждого обучающегося.

Решению этих задач, обеспечению качественного обновления и совершенствования трудовой подготовки школьников, исходя из новых образовательных потребностей России и международной практики, призвана способствовать программа «Технология».

Содержание программы «Технология» может изучаться в разном объеме в зависимости от варианта школьного учебного плана.

Углубленное и разноуровневое обучение по программе общеобразовательные учреждения осуществляют за счет использования времени регионального и школьного компонентов на их изучение. Школьным учебным планом устанавливается необходимое количество времени на общественно полезный труд, если он необходим, и другие компоненты углубленной трудовой и профессионально подготовки учащихся.

Исходя из этого, для организации целенаправленного процесса обучения учащихся V-VII классов сборке и отделке изделий из древесины нам необходимо проанализировать содержание обучения учащихся изготовления изделий из древесины. За исходными данными анализа обратимся к таблицам:

 


Таблица 1 Таблица основных направлений содержания начальной трудовой подготовки ( I - IV классы)

I II III IV

Работа на приусадебном участке

6 6 6 6

Обработка материалов. Элементы техники

48 36 26 26

Основы электроники

10

Работа с электронными устройствами

10

Работа на приусадебном участке

8 10 10 10

Творческий проект

14 14 14
62 66 66 66

 

Анализ этапа начальной трудовой подготовки, представленного в таблице 1, позволил нам установить содержание обучения учащихся на данном этапе в образовательной области «Технология». Подготовка младших школьников к труду строится по модульному принципу, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащимися целей обучения. Каждый модуль представляет собой технологический процесс обработки определенного материала либо группу работ, которые объединены смысловым и логическим единством. Так раздел «Работа на приусадебном участке» включает в себя модули: «Выращивание садово-огородных и цветочно-декоративных культур», «Уход за домашними животными». Раздел «Обработка материалов» состоит из модулей: «Работа с бумагой и картоном», «Работа с текстильными материалами», «Работа с природными материалами», «Обработка древесины», «Обработка металла». Разделы «Основы электротехники» и «Работа с электронными устройствами» предусматривают изучение модуля «Работа с электротехническими и электронными устройствами».

Таким образом, мы видим, что на протяжении всего этапа начального трудового обучения непрерывно изучаются два вида трудовой деятельности: сельскохозяйственный труд и обработка материалов. Знакомство с электроникой и работа с электронными устройствами ведется на данном этапе только в III-IV классах.

В I-IV классах учащиеся знакомятся с миром труда, получают первоначальную общетрудовую подготовку и элементарные навыки труда в сельском хозяйстве и быту. На этом этапе закладывается база для изучения на следующей ступени трудового обучения общих основ производства, и решаются такие задачи как: формирование элементов обобщенных технико-технологических знаний; формирование начальных общетрудовых умений (преимущественно ручного труда), основ трудовой культуры; развитие творческих возможностей учащихся, элементов технического мышления, конструкторских способностей; воспитание честности, порядочности, ответственности, самостоятельности, инициативности.

Перечисленные задачи решаются в комплексе во время бесед, наблюдений, опытов, упражнений, выполнения практических заданий по изготовлению изделий.

Таблица 2 Таблица основных направлений содержания общетрудовой подготовки ( V - VII классы)

V VI VII

Технология работ в крестьянском хозяйстве

18 18 18

Электротехнические устройства в быту

8 6 6

Техника в крестьянском хозяйстве

6 8 8

Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения.

Технология обработки ткани, пищевых продуктов с элементами машиноведения.

20 20 20

Творческий проект

16 16 16
68 68 68

 

Анализ данных таблицы 2 позволяет сделать вывод, что содержание общетрудовой подготовки учащихся включает в себя шесть основных направлений (разделов): технология работ в крестьянском хозяйстве, техника в крестьянском хозяйстве, электротехнические устройства в быту , технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения, технология обработки ткани, пищевых продуктов с элементами машиноведения, творческий проект. Раздел «Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения» подразумевает еще два направления: технологию обработки древесины и технологию обработки металла. Все вышеперечисленные направления трудовой подготовки имеют внутриэтапную преемственность. Это позволяет последовательно знакомить учащихся с усложняющимися видами трудовой деятельности; формировать знания и умения по ручной и механической обработке различных материалов на налаженном оборудовании и налаженными инструментами и с самостоятельной наладкой оборудования, приспособлений и инструментов. В процессе сельскохозяйственных работ в V-VII классах особое внимание уделяется практической деятельности, где раскрываются основные требования современного сельскохозяйственного производства, агротехнические сведения об основных сельскохозяйственных культурах, что дает возможность готовить учащихся к доступному производительному труду.

В ходе электротехнических работ учащиеся V-VII классов получают элементарные навыки графической грамоты при составлении простейших электрических схем, изучают простейшие элементы электрической цепи.

На основе знаний, полученных в V-VII классах в процессе практических занятий у школьников вырабатываются умения выполнять некоторые доступные ремонтные работы в быту, швейные работы, необходимые для самообслуживания, производить переработку и заготовку сельскохозяйственных продуктов.

Таблица 3 Таблица основных направлений содержания профильного трудового обучения ( VIII - IX классы)

Классы Раздел/часы VIII IX

 

 

Хранение и переработка сельскохозяйственных продуктов

18

Общественное производство и карьера

18

Сельский дом

14

Художественная обработка материалов

14

Домашняя экономика

20

Основы предпринимательства

20

Графика

34 34

Творческий проект

16 16
Итого: 102 102

 

На этапе профильного трудового обучения осуществляется подготовка учащихся по определенному профилю, что вплотную подводит их к освоению основных профессий современного производства. Основными разделами содержания профильного трудового обучения являются «Графика» и «Творческий проект». Изучение курса «Графика» развивает образное мышление учащихся, знакомит их с процессом проектирования, осуществляемого средствами графики, обучает рационально применять рабочие инструменты. Таким образом, образовательная область «Технология» обеспечивает полноценное развитие личности школьников с I по IX классы, знакомит обучающихся с достаточно широким кругом современных технологических знаний и умений, способствует их политехническому, экономическому и экологическому образованию, причем упор в ней сделан на развитие у них творческого потенциала и самостоятельности, становление и профессиональное самоопределение личности. Так как предметом нашего исследования является содержание обучения учащихся V-VII классов сборке и отделке изделий из древесины, то нам необходимо более глубоко рассмотреть содержание и структуру трудового обучения учащихся технологии обработки древесины на каждом этапе образовательной области «Технология». Содержание обучения технологии обработки древесины на этапе начальной трудовой подготовки представлены в таблице 4.

Таблица 4 Тематический план обучения учащихся технологии обработки древесины на этапе начальной трудовой подготовки

Класс Тема Опорные знания и умения Практические работы

III

 

Технология обработки древесины. Изготовление изделий из деревянных полуфабрикатов Древесина, ее виды и свойства (цвет, запах, твердость, текстура). Инструменты и приспособления для обработки древесины, безопасные приемы работы с ними. Способы разметки древесины и соединение деталей в изделие. Обработка деталей рашпилем и шлифовальной бумагой. Изготовление изделий из деталей прямоугольно формы, не требующих строгания. Выбор материалов и инструментов, организация рабочего места.
Технология изготовления изделий из фанеры Фанера, ее свойства и применение. Устройство лобзика и безопасные приемы работы ним. Выпиливание по внешнему контуру. Изготовление изделий выпиливанием из фанеры по внешнему контуру

IV

Технология изготовления изделий из пиломатериалов Применение древесины и пиломатериалов. Общее знакомство с образцами изделий из фанеры, пиломатериалов, ДСП, ДВП. Устройство и приемы работы с инструментами и приспособлениями. Пиление вдоль и поперек волокон, зачистка, отделка и соединение деталей. Упражнения по работе с инструментами и приспособлениями при изготовлении изделий из древесины (полочек, подставок)
Выпиливание изделий из фанеры Закрепление приемов работы лобзиком. Особенности выпиливания лобзиком по внутреннему контуру. Отделка изделия. Упражнения по выпиливанию лобзиком по внутреннему контуру
Выжигание по дереву Устройство выжигательного аппарата. Подготовка изделия к выжиганию: шлифовка, перенесение рисунка. Приемы выжигания. Правила безопасной работы при выжигании. Отделка ранее изготовленных изделий из древесины
Контурная резьба по дереву Требования к древесине для резьбы по дереву. Организация рабочего места и приемы безопасной работы инструментами. Основные приемы резьбы: прямая линия, волна, кривые линии. Изготовление изделий с элементами контурной резьбы

 

Анализируя данные таблицы 4 можно сказать, что обучение учащихся сборке и отделке изделий из древесины на этапе начальной трудовой подготовки начинается с III класса. На этом этапе главным является не только получение элементарных знаний о древесине и ее применении, но и получение первоначальных умений и навыков по соединению деталей в изделии (сборке изделия) и обработке деталей шлифовальной бумагой, по отделке изделий выжиганием и резьбой. Причем обучение учащихся сборке и отделке изделий из древесины идет с нарастающей сложностью. Так, например, в III классе учащиеся обрабатывают шлифовальной бумагой только лишь детали изделия и соединяют уже полуготовые детали в изделие, а в IV классе школьники самостоятельно изготавливают детали, соединяют их в изделия и частично отделывают эти изделия выжиганием и контурной резьбой.

Таким образом, можно сделать вывод, что на этапе начальной трудовой подготовки учащиеся получают первоначальные знания по обработке древесины и выполняют простейшие операции по сборке и отделке изделий.

Содержание обучения учащихся обработке древесины на этапе общетрудовой подготовки рассмотрим в таблице 5.

 


Таблица 5 Тематический план обучения учащихся технологии обработки древесины на этапе общетрудовой подготовки

Класс Тема Опорные знания и умения Практические работы
V Введение. Правила безопасности труда.     Графическая документация. Технический рисунок, эскиз, чертеж, масштаб. Технологические и инструкционные карты. Древесина как природный и конструкционный материал. Обработка древесины: пиление, строгание, сверление, соединение деталей. Организация труда и оборудование рабочего места. Правила охраны труда в учебных мастерских.   Графическая документация. Типы линий, применяемых в чертежах. Этапы создания изделий из древесины. Понятие о технологических и инструкционных картах.     Породы древесины. Разметка заготовок, разметочный инструмент.     Пиление древесины, вилы пил. Строгание древесины: устройство и назначение шерхебеля, рубанка, фуганка. Сверление отверстий. Инструменты для сверления. Соединение деталей столярных изделий на гвоздях, шурупах. Зачистка поверхностей деревянных деталей. Выжигание, выпиливание лобзиком, лакирование изделий из древесины Составление технического рисунка или эскиза детали призматической формы с одним - двумя элементами. Чтение чертежей и инструкционно-технологических карт, изготавливаемых деталей.   Определение пород древесины.     Изготовление изделий, включающих операции: строгание пласта и кромки; разметку, пиление древесины поперек и вдоль волокон с применением стула; сверление отверстий с помощью ручной дрели; зачистку обработанных поверхностей напильником с грубой насечкой и шлифовальной шкуркой; покрытие лаком или водными красителями.
VI Введение. Правила безопасности труда. Заготовка древесины. Производство пиломатериалов. Отделка изделий из древесины. Основы конструирования и моделирования изделий из древесины.   Технология точения древесины.     Правила охраны труда в учебных мастерских. Заготовка древесины. Производство пиломатериалов и их применение.   Пороки древесины. Чертежи деталей и сборочный чертеж. Основы конструирования и моделирования изделий из древесины. Устройство токарного станка для точения древесины СТД-120М. Технология точения древесины на токарном станке. Отделка изделий из древесины окрашиванием.   Чтение чертежа, технологической карты. Ступенчатые соединения бруска с применением гвоздей, шурупов, клея. Приемы управления токарным станком по дереву. Установка и закрепление заготовки.   Черновое и чистовое точение, отделка шлифовальной шкуркой, окрашивание древесины.
VII Введение. Правила безопасности труда Физико-механические свойства древесины Конструкторская документация ЕСКД Заточка и настройка дереворежущих инструментов. Шиповое соединение.   Точение конических и фасонных деталей СТД-120М   Художественная обработка древесины.     Правила охраны труда в учебных мастерских. Физико-механические свойства древесины. Конструкторская документация. Технологическая документация. Технологический процесс. Заточка дереворежущих инструментов. Настройка рубанков, фуганков, шерхебелей. Допуски на размеры деталей. Шиповые столярные соединения. Разметка и запиливание шипов и проушин. Инструменты для обработки шиповых соединений. Приемы работы. Точение конических и фасонных деталей на СТД-120М. Инструмент, технологическая карта, приемы работы.     Художественная обработка древесины. Мозаика на изделиях. Технология изготовления мозаичных наборов. Разработка и составление технологической карты на изготовление изделия.   Заточка ножей для стругов, стамесок и долот. Настройка инструмента. Составление эскизов и чтение чертежей шипового соединения. Выбор заготовок и планирование работы.   Точение конической и фасонной поверхностей, обработка цилиндрической поверхности, подрезание торцов и уступов. Зачистка шлифовальной шкуркой, отрезание и отделение деталей. Выполнение мозаичного набора.

 

Анализ данных таблицы 5 показывает, что в V-VII классах учащиеся получают основные теоретические сведения по сборке и отделке изделий из древесины и вырабатывают практические навыки обработки древесины. Школьники знакомятся со способами отделки и художественной обработкой поверхностей деталей, украшают изделия выжиганием, резьбой по дереву, покрывают морилкой, лаками, окрашивают поверхности водными и масляными красками, овладевают умениями и навыками соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах и т.д. То есть на этапе общетрудовой подготовки все знания и умения, полученные в III – IV классах, не только дополняются новыми, но и усовершенствуются в процессе практических занятий, самостоятельных работ. Но на этом этапе обучения обработке древесины не завершается, а имеет свое продолжение в виде художественной обработки древесины на этапе профильного трудового обучения в IX классе. Содержание обучения учащихся художественной обработке древесины на данном этапе представляется в таблице 6.

Таблица 6 Тематический план обучения учащихся технологии обработки древесины на этапе профильного трудового обучения

Класс Тема Опорные знания и умения Практические работы
V Столярная подготовка поверхности древесины к отделке. Отделка древесины лакокрасочными материалами.   Выжигание Резьба по дереву   Мозаика по дереву Общие основы художественного конструирования Орнамент и узор Столярная (ручная и механическая) подготовка поверхности древесины к отделке. Отделка древесины лакокрасочными материалами (воскование, лакирование, полирование). Виды мозаики по дереву (маркетри, паркетри и интарсия). Общие основы художественного конструирования. Виды орнаментов и узоров. Выбирать самостоятельно рисунки для художественной отделки изделий. Подготавливать поверхности изделия под художественную отделку. Осуществлять художественную отделку поверхности изделия (выжиганием, мозаикой, резьбой, окраской). Выбор или самостоятельная разработка эскизов для последующей художественной отделки. Подготовка поверхности изделия под художественную обработку. Нанесение рисунка на поверхность изделия. Художественная отделка поверхности изделий (выжигание, выпиливание, геометрическая резьба, мозаика по дереву и т.д.), отделка древесины различными способами (лакокрасочными материалами, вощением и т.д.).

 


На этапе профильного трудового обучения у учащихся IX классов совершенствуются умения и навыки художественной обработки древесины, которые способствуют формированию художественной культуры, художественно-творческой активности, помогают школьникам овладеть образным языком декоративно-прикладного искусства, дают представление о разных видах декоративно-прикладного искусства и его значении в жизни каждого человека.

Проанализировав содержание обучения учащихся в образовательной области «Технология», мы можем сказать, что несмотря на то, что в I-II и в VIII классах обработка древесины не изучается, на протяжении трех этапов обучения учащихся технологии обработки древесины все же существует некоторая преемственность между отдельными разделами и темами программы. Для подтверждения данных обратимся к таблице 7.

Таблица 7 Таблица преемственности программных разделов и тем на этапах начальной, общетрудовой и профильной подготовки школьников

Начальная трудовая подготовка (I - IV классы) Общетрудовая подготовка (V – VII классы) Профильное трудовое обучение (VIII – IX классы)

Разделы

Обработка материалов Творческий проект Технология обработки конструкционных материалов Творческий проект Художественная обработка материалов Творческий проект

Темы

Выпиливание изделий из фанеры Обработка древесины (пиление)  
Выжигание по дереву Выжигание по дереву Выжигание
Отделка изделия Отделка изделий из древесины Отделка древесины лакокрасочными материалами
  Основы конструирования им моделирования изделий из древесины Общие основы художественного конструирования
Контурная резьба по дереву   Резьба по дереву
  Художественная обработка древесины (мозаика) Мозаика по дереву
Обработка древесины (ручная) Обработка древесины (ручная и механическая) Обработка древесины (ручная и мезаническая0

Данные таблицы 7 показывают, что на этапах начальной, общетрудовой и профильной подготовки школьников имеют преемственность между всеми тремя этапами такие направления как: творческий проект, выжигание, отделка изделия и обработка древесины (ручная и механическая); между первым и вторым этапом – выпиливание лобзиком; между вторым и третьим – основы конструирования и мозаика; между первым и третьим – резьба по дереву.

Область «Технология» обеспечивает передачу общей и технологической культуры, подготовку школьников к самостоятельной жизни.

Содержание образовательной области «Технология» прямым образом способствует развитию обучающихся, их жизненному и профессиональному самоопределению. Диапазон содержания технологической подготовки, предлагаемый учащимся для освоения, достаточно широк: от простых ручных технологических операций до высоких технологий с элементами автоматизации; от домашних до производственных; от элементарных ремесленных работ (изделий народного творчества) до авторских. Н а основе этого у учащихся формируются знания о свойствах и технологическом предназначении материалов, способах, методах и средствах их обработки, приемах управления технологическими машинами; умения осуществлять подбор необходимых материалов, инструментов и оборудования, рационально организовывать рабочее место, осмысленно обрабатывать материалы с помощью ручных инструментов, контролировать и оценивать качество своего труда.

 




2019-12-29 184 Обсуждений (0)
Анализ содержания обучения школьников в программах образовательной области «Технология» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ содержания обучения школьников в программах образовательной области «Технология»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)