Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогические условия эффективности личностно-ориентированного обучения учащихся V - VII классов технологии обработки древесины



2019-12-29 214 Обсуждений (0)
Педагогические условия эффективности личностно-ориентированного обучения учащихся V - VII классов технологии обработки древесины 0.00 из 5.00 0 оценок




Исходя из педагогических основ личностно-ориентированного образования и анализа содержания обучения школьников по программам образовательной области «Технология» мы пришли к выводу, что для реализации личностно-ориентированного образования учащихся V-VII классов необходима методика применения творческих проектов. А следовательно, творческие проекты являются средством личностно-ориентированного обучения школьников.

Переход к личностно-ориентированному образованию, определяется в некотором смысле степенью инновационности образовательного учреждения. И это действительно так, потому что реализация указанного направления требует совершенной иной методики преподавания, несомненно отличающей от традиционной, это и обеспечение соответствующих педагогических условий для обучения учащихся.

Проводимые нами исследования в СШ № 20 поселка Забойского показывают, что, действительно, в наибольшей степени отвечает требованиям личностно-ориентированного обучения учащихся проектный метод, в процессе которого учащиеся под руководством учителя создают товары или услуги от идеи до ее полного воплощения и защиты. 87% учащихся выполняют индивидуальные творческие проекты, остальные - коллективные.

Нами было выявлено, что эффективность личностно-ориентированного проектного обучения обеспечивается при условии:

n реального признания ученика субъектом процесса обучения, признание его ориентированности, самобытности;

n раскрытии личностных способностей ученика, его природного дара;

n формирование творческой образовательной среды;

n учета интересов учащихся в выполняемых проектах, их желания распорядиться результатами своего труда;

n возможности самореализации, самоутверждении личности, ее востребованости;

n параллельного развития ученика и учителя. Учитель не стремится формировать ученика на подобие себя, а ему помогает, консультирует;

n оптимального соотношения интериоризации и экспериоризации знаний;

n обеспечения единства обучения и учения.

При этих условиях проектный метод обучения формирует положительную мотивацию учения, является мощным средством развития и самореализации личности.

В технологическом образовании основной единицей являются не знания, умения и навыки (результат), а творческая проектная деятельность учащихся (средство, метод). Отсюда встает проблема выявления сущности и структуры творческой проектной деятельности школьников.

Основными категориями этой проблемы являются "творчество", "проект", "деятельность". Рассмотрим эти категории.

"Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей" (73.210).

Творчество, как культурно-историческое явление, имеет личностный и процессуальный аспекты. Оно предполагает наличие у личности творческих способностей, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.

Важную роль в творческой деятельности играют воображение, интуиция, а также потребность личности в самоактуализации и самовыражении.

Вначале творчество как процесс рассматривалось, исходя из самоотчетов деталей искусства и науки, где особая роль отводилась "озарению", вдохновению, инсайду и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Так, английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процесса творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным творческим моментом считалось озарение - интуитивное схватывание искомого результата.

Однако экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в процессе предметной деятельности, доступной объектному анализу.

Известный отечественный актер и режиссер К.С. Станиславский, выделяя специфику процесса творчества, выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении продукта творчества.

Педагогической наукой установлена разница между творчеством взрослых и творчеством школьников. В понятии творчества взрослых главными компонентами являются объективная новизна результата творчества и его социальная значимость.

Для учащихся результат творчества может иметь как объективную (новизна для общества), так и субъективную (новизна для самой личности) новизну личную или общественной значимости. При этом, необходимой составляющей творческой деятельности является поиск и применение оригинальных способов решения практических задач.

Для методики творчества учащихся важно также определение этапов творческой деятельности. П.Н. Андрианов выделяет четыре э_ɂ__, или фазы творческого процесса школьников, каждый из которых имеет отчетливо выраженный промежуточный результат (26.76).

Содержание этих этапов представлено в нижеследующей таблице.

 

Таблица Этапы и результаты процесса творчества учащихся

Этапы Результаты
1. Обоснование, осознание и принятие идеи Осмысленная и принятая идея-задача
2. Технологическая разработка идеи Доведение идеи до возможности ее практической реализации
3.Практическая работа над идеей Практическая реализация идеи
4. Апробирование объекта в работе, доработка и самооценка творческого решения идеи Анализ решения творческой задачи и обработка объекта творчества

 

К творческой деятельности учащихся надо готовить.

Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности "не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научиться"(76.10).

Термин "проект" в переводе с латинского projectio означает бросание вперед.

Проект - это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния.

Процесс создания проекта называется проектированием.

Предметная область проектирования постоянно расширяется. Наряду с традиционными видами проектирования (архитектурно-строительным, машиностроительным, технологическим и др.), начали складываться самостоятельные направления проектирования человеко-машинных систем, организаций, трудовых, экологических, социальных, генетических, психолого-педагогических процессов и др.

В психологии под деятельностью понимается "специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования"(52.96).

Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъективность. Специфика предметной детерминации деятельности состоит в том, что объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи преобразованы в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. В своей развитой форме предметность свойственна исключительно человеческой деятельности. Она проявляется в социальной обусловленности деятельности человека, ее связи со значениями, фиксированными в закрепленных в орудиях труда схемах действия, в понятиях языка, социальных ролях, в ценностях, социальных нормах.

Субъективность деятельности находит свое выражение в следующих аспектах активности субъекта: в обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности.

Реализация деятельности осуществляется на основе психофизиологических механизмов, изученных в русле "физиологии активности" (Н.А. Бернштейн), теории "функциональных систем" (П.К. Анохин) и представлений о системной организации высших корковых функций (А.Р. Лурия).

Деятельность осуществляется по схеме "субъект®объект", причем в качестве субъекта может выступать и личность и группа, а в качестве объекта - предметы (предметная деятельность) и другие субъекты (субъектная деятельность, т.е. общение).

По своей сущности деятельность - это высшая, свойственная только человеку форма активности.

Деятельность складывается из ряда действий. Различают практическую и теоретическую деятельность.

Можно выделить следующие виды деятельности школьников.

 

Таблица Виды деятельности школьников

Виды деятельности Сущность
Игровая Воспроизведение и усвоение реальной действительности в условно-воображаемой, образно-эмоциональной форме путем исполнения различных ролей
Познавательная Целенаправленное и организованное познание основ наук и окружающего мира
Ценностно-ориентационная Формирование мотивов учения, учебных интересов, предметного сознания
Преобразовательная Закрепление, углубление знаний, формирование практических умений
Профессионально-трудовая Практическое применение знаний, умений и навыков, первоначальная профессиональная подготовка
Коммуникативная Формирование убеждений и научного мировоззрения
Учебная Общее развитие личности школьника
Проектная Обучение, воспитание, развитие личности и адекватная самооценка общих и специальных способностей

 

Из этой таблицы видно, что проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, профессионально-трудовой, коммуникативной, учебной, теоретической и практической деятельности.

Проведенный анализ позволяет нам определить творческую проектную деятельность школьников как интегративный вид деятельности по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной и имеющих личную или общественную значимость.

Психологическая динамическая структура творческой проектной деятельности (как и любого другого вида деятельности) включает в себя мотив, цель, способ, предмет, результат.

Мотивом называется то, что побуждает личность к деятельности, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкретная потребность, которая удовлетворяется с помощью данной деятельности.

Можно выделить следующие мотивы творческой проектной деятельности:

n познавательные: удовлетворение потребности в знаниях, умениях, навыках;

n материальные: удовлетворение потребности в продуктах питания, одежде, предметах быта и т.п.;

n социально-профессиональные: удовлетворение потребности в социально-профессиональном самоопределении, карьере;

n художественно-эстетические: удовлетворение потребности в красоте;

n духовные: удовлетворение потребности в самопознании, самореализации и самосовершенствовании.

Творческая проектная деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими мотивами. Но определенные из них являются доминирующими.

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Продуктами творческой проектной деятельности школьников являются изделия или услуги, обладающие объективной или субъективной новизной и имеющих личную или общественную значимость, то есть способных решить определенную (личную) или общественную проблему (повысить качество обучения, укрепить здоровье людей, украсить быт человека и т.д.).

Способ деятельности - это совокупность действий, операций, методов и приемов преобразования предметов этой деятельности. В творческой проектной деятельности используются разнообразные методы: вербальные и невербальные, мыслительные, орудийные, графические, механические, химические, биологические, энергетические, информационные и др.

В качестве средств осуществления проектной деятельности используются различные инструменты, приспособления, машины, автоматические устройства и др.

Предметом деятельности называется то, с чем она имеет дело, на что она направлена. Это могут быть вещества, материалы, информация, энергия, живые существа, люди.

Результатами творческой проектной деятельности могут быть швейные изделия, модели, украшения, мебель, технологическое оборудование, дидактические материалы, произведения искусства и др.

Необходимо различать разницу между структурой поисково-конструкторской и проектной деятельностью. Специалисты, изучающие проблемы технического творчества (Д.М. Комский, Ю.С. Столяров), выделяют семь этапов поисково-конструкторской деятельности школьников при создании нового технического объекта: формирование технической задачи, формирование технической идеи, разработка модели (схемы) конструирования, моделирование и эксперимент, создание опытного образца и его натурные испытания, оформление технической документации (78.126).

Модель творческой проектной деятельности, разработанная под нашим руководством, выглядит следующим образом.

 

Модель творческой проектной деятельности

 

Сравнение этих двух моделей показывает, что структура проектной деятельности шире структуры поисково-конструкторской деятельности. В содержание проектной деятельности дополнительно включаются такие компоненты, как экономическое обоснование, маркетинговые исследования, защита проектов. В результате проектной деятельности создается изделие (или услуга), которое имеет определенную стоимость и может удовлетворить определенные потребности человека.

На творческой проектной деятельности учащихся строится проектный метод обучения или метод проектов.

Метод проектов (от греческого - путь последования) - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых товаров и услуг под контролем учителя, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость.

Проектность - определяющая черта современного технологического мышления. Проектность мышления проявляется в обобщенном и опосредованном познании действительности, в ходе которого учащиеся используют научные знания для выполнения проектов по созданию товаров или услуг от идеи до ее реализации.

Проектирование - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде (естественной и искусственной). Проектное образование - это образование, предполагающее, с одной стороны, освоение знаний и умений в форме проектов, а с другой стороны - обучение использованию старых и производству новых знаний путем выполнения творческих проектов.

Основными чертами проектного метода обучения являются интегративность, проблемность, контекстность.

Раскроем эти особенности.

Интегративность проектного метода обучения заключается в том, что он синтезирует сложившиеся концепции усвоения знаний и обучения учащихся.

Например, существует ассоциативно-рефлекторная концепция усвоения знаний, согласно которой "образ мира" формируется на основе ассоциативных связей между имеющимися и вновь приобретаемыми знаниями. В этих целях используются различные средства. Так, В.Ф. Шаталов эффективно применяет опорные конспекты, в которых с помощью опорных знаков и символов кодируется материал нескольких уроков.

При создании и выполнении творческих проектов учащиеся также используют ассоциативные связи между уже имеющимися вариантами изделия (услугами) и виртуальной (воображаемой) моделью.

П.Я. Гальпераным обоснована теория поэтапного формирования умственных действий, согласно которой основой обучения является не восприятие, а действие (умственное и практическое). Поэтому поэтапное формирование умственных действий является главной задачей обучения.

Творческая проектная деятельность также осуществляется поэтапно, на каждом этапе формируются определенные знания и умения.

Теория алгоритмизации рассматривает обучение как процесс управления. Пооперационное формирование психических процессов предполагает определенную программу (алгоритм) обучения, а также регулирование и контроль за ходом его осуществления.

Творческая проектная деятельность также строится по определенному алгоритму, что позволяет упорядочить проектное обучение учащихся и осуществлять педагогическое управление этим процессом.

Существуют также симантические (слово), имитационные (действия, игры), социальные (взаимодействие, общение) концепции обучения.

В проектном обучении все эти концепции находят свою реализацию и дальнейшее развитие.

Проблемность - характерная черта метода проектного обучения. Ведь не случайно, вначале этот метод назывался "методом проблем" или "методом целевого акта".

Проблемное обучение является одной из систем познания, позволяющей перевести учащихся с позиции пассивного восприятия знаний на позиции активного их усвоения и применения, сблизить процессы познания и обучения.

Проблемность в обучении строится на противоречиях, которые возникают в процессе познания окружающей действительности. У учащихся появляется желание их устранить, возникает состояния, которое называется проблемной ситуацией.

Обнаружить противоречия в учебном материале помогают проблемные вопросы и задания, в результате выполнения которых учащиеся совместно с учителем приобретают новые знания и способы действия.

В процессе разработки и выполнения творческих проектов возникают различные противоречия между требуемым и реальным уровнем знаний и умений, необходимостью и наличием материалов, оборудования, технологических средств.

Возникают также противоречия, обусловленные сложностью выбора наиболее рационального способа действия, несоответствием между конкретным объектом и его изображением, необходимостью преодоления "психологического барьера" прошлого опыта и т.д.

В процессе проектного обучения учитель вводит учащихся в проблему, формулирует ее, создает проблемные ситуации, помогает найти методы решения учебных проблем, с помощью наводящих вопросов вовлекает учащихся в диалог, раскрывает причинно-следственные связи технологических процессов и явлений, оказывает помощь в формулировании выводов и т.д.

Проектное обучение основано на конкретном подходе.

В психолого-педагогической литературе термин «контекст» используется довольно широко. В языкознании и логике это понятие определяется как относительно законченный в смысловом отношении отрывок речи или текста, в котором выявляется смысл и значение входящих в него слов или предложений, как лингвистическое окружение определенной языковой единицы. «Значение слова есть знак, взятый в свете своего контекста», – отмечает А.Ф. Лосев.

В СЭС «контекст – (от лат. contextus – соединение, связь) – относительно законченный отрывок письменной или устной речи, текст, общий смысл которого позволяет уточнить значение отдельных входящих в него слов, выражений и т.д. В словаре русского языка С.И. Ожегова «контекст» – законченная в смысловом отношении часть текста».

В «Кратком психологическом словаре» контекст – речевое или ситуативное окружение литературного произведения или его часть, в пределах которого наиболее точно выявляется смысл и значение отдельного слова, фразы и т.д.». Л.С. Выготский привлекал понятие «контекст» для объяснения соотнесения смысла и значения: «Слово приобретает смысл в конце абзаца, абзац – в конце книги, книга – в конце всего творчества автора».

А.А. Вербицкий считает, что контекстное обучение (знаково-контекстное) в содержательно-педагогическом выражении означает интеграцию учебной, научной и практической деятельности будущих специалистов.

Вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что контекстное обучение позволяет осуществить переход от школы памяти к школе мышления, от школы опредмечивания знаний к школе единства опредемечивания и распредмечивания знаний. В первом случае опора в обучении осуществляется главным образом на процессы восприятия, внимания, памяти, во втором – усиливается опора, прежде всего, на мышление.

Вся проектная деятельность школьника пронизана контекстным подходом, т.е. включением в активную деятельность обеих сигнальных систем. Так называемая «петля дизайна», «звездочка обдумывания» и др. являются объединяющими символами контекстного подхода в выполнении творческих проектов и организации целенаправленной деятельности учащихся.

Начиная с определения проблемной области и темы проектной деятельности, формулировки идеи, построения звездочки обдумывания, исследования традиций и рыночной ситуации, выбора материалов оборудования, построения технологического процесса, эколого-экономического обоснования, реального воплощения идеи и ее коррекции, самооценки проектной деятельности и защиты проекта – весь процесс проектной деятельности основан на контекстном подходе, на логической взаимосвязи этапов выполнения проекта как целостного процесса. В нем переплетается индивидуальная и коллективная деятельность учащихся, вовлеченных в трудовые процессы.

Исследования показывают, что в процессе проектного обучения, основанного на контекстном подходе, возможно перейти от «передачи знаний» к моделированию и воспроизводству сознательных отношений людей, путем отражения и преобразования реальной жизни.

Сознание человека, отмечал С.Л. Рубинштейн, «фактически включено в контекст реального материального бытия, в контекст жизни и деятельности человека».

Теоретики развивающего обучения П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина считают, что усвоение знаний, умений и навыков происходит в контексте выполнения обучаемыми действий, система которых составляет учебную деятельность.

Анализ проектной деятельности учащихся с позиций контекстного подхода позволяет более глубоко рассматривать содержательные аспекты. Так, проводимые нами исследования показывают, что проектная деятельность позволяет учащемуся более успешно осуществить социально-психологический вход в профессию, чувствовать себя более комфортно в триаде учитель – ученик – родители; способствует повышению «ученического» фактора в организации учебной деятельности, укреплению физического и психического здоровья, формированию волевых качеств.

Основными условиями эффективности творческой проектной деятельности и проектного обучения школьников являются: посильность содержания творческих проектов учащимися данного возраста; результативности проектной деятельности, под которой понимается превращение идеи в материальную форму; непрерывность творческого процесса; учет и использование собственного творческого опыта и опыта других в дальнейшей деятельности; научная организация творческой деятельности.

Таким образом, как показало наше исследование средством личностно-ориентированного подхода к обучению учащихся является проектное обучение.

 


Глава II . Опытно-эксперементальная работа по с овершенствованию процесса обучения учащихся V - VII классов технологии обработки древесины на основе личностно-ориентированного подхода

учащийся обучение личностный технология



2019-12-29 214 Обсуждений (0)
Педагогические условия эффективности личностно-ориентированного обучения учащихся V - VII классов технологии обработки древесины 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Педагогические условия эффективности личностно-ориентированного обучения учащихся V - VII классов технологии обработки древесины

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)