Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Результаты экспериментальной работы по совершенствованию процесса обучения учащихся V - VII классов технологии обработки древесины на основе личностно ориентированного подхода



2019-12-29 194 Обсуждений (0)
Результаты экспериментальной работы по совершенствованию процесса обучения учащихся V - VII классов технологии обработки древесины на основе личностно ориентированного подхода 0.00 из 5.00 0 оценок




Результаты обучения учащихся технологии обработки древесины на основе личностно ориентированного подхода были выявлены при организации экспериментальной работе на базе общеобразовательной школы № 20 п. Забойского Слаянского района. Экспериментальная работа проводилась в течении двух лет в период педагогической практики на 4 курсе (с 1 февраля по 1 марта 2001 года) и преддипломной педагогической практики на 5 курсе (с 3 сентября по 15 октября 2002 года). Она включала констатирующий и формирующий эксперимент.

Констатирующее экспериментальное исследование включало вводное анкетирование, анализ его результатов. Систематически посещались занятия участников эксперимента, проводились беседы с преподавателями. Как особые формы обучения нами были организованы беседы с учащимися, наблюдения, изучения самооценок учащихся, оценок преподавателей, наставников, руководителей и других участников эксперимента. Результаты учебно-познавательной деятельности учащихся оценивались экспертными оценками, определялись средним баллом.

Вопросы анкеты:

1) Какими свойствами должна обладать древесина, чтобы изготовленные из нее изделия хорошо сохраняли свою форму и размеры?

2) От чего зависит текстура древесины?

3) Почему могут образоваться трещины в пиломатериалах?

4) Чем отличается сборочный чертеж от чертежа однодетального изделия?

5) Почему при разметке заготовок для цилиндрических деталей необходимо учитывать припуски по длине?

6) Какие детали из древесины можно изготавливать на токарном станке?

7) Какие породы древесины предпочтительнее использовать для изготовления рукояток с слесарным и столярным инструментам?

8) В каких случаях применяют полукруглые, а в каких – косые стамески?

9) Приведите примеры изделий, в которых используются угловые соединения вполдерева?

10) Какие виды отделки древесины вы знаете?

Результаты констатирующего эксперимента представлены в таблице №1.

 

Таблица № 1 Сводная таблица результатов констатирующего эксперимента в 6 «А» классе

№ п/п Ф.И. ученика 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Средний балл
1. Ванин И. 3 3 3 2 3 3 4 3 3 2 2,9
2. Зеленков Б. 3 2 2 3 2 2 3 3 3 3 2,6
3. Иванов А 4 4 4 2 3 4 4 4 4 3 3,6
4. Савченко В. 5 3 2 4 3 3 3 3 3 3 3,2
5. Сержантов С. 3 3 4 3 4 3 3 3 3 4 3,3
6. Сидорин В. 3 3 2 4 3 4 4 4 4 3 3,4
7. Соловей Р. 4 4 4 4 3 3 5 4 4 3 3,8
8. Немченко П. 2 3 3 3 3 3 3 3 3 2 2,8
9. Панченко С. 3 3 3 4 3 3 3 3 3 3 3,1

Итого

3,3 3,1 3,0 3,2 3,0 3,1 3,5 3,3 3,3 2,9 3,2

 

Анализ таблицы № 1 показал, что качество знаний учащихся, выявленное в констатирующей части нашего эксперимента составляет 3,2 балла (средний балл), что свидетельствует об уровне качества знаний по данному материалу.

После проведения констатирующего эксперимента мы провели экспериментальные уроки, показанные в квалификационной работе.

После проведения экспериментальных уроков, мы провели заключительное тестирование по тем же вопросам. Качество знаний учащихся, достигнутое после изучения разработанных нами и изученных учащимися на уроках тем, определялось так же средним баллом и оценкам, полученным на уроках за результаты теоретической и практической учебно-познавательной деятельности учащихся.

Результаты формирующего эксперимента представляются в следующей таблице № 2.

 

Таблица № 1 Сводная таблица результатов формирующего эксперимента в 7 «А» классе

№ п/п Ф.И. ученика 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Средний балл
1. Ванин И. 3 4 4 3 4 4 3 4 3 3 3,5
2. Зеленков Б. 3 3 3 3 3 3 4 3 4 4 3,3
3. Иванов А 4 3 4 3 5 4 4 4 4 4 3,9
4. Савченко В. 5 4 4 5 4 4 4 4 5 3 4,2
5. Сержантов С. 4 3 4 5 4 5 4 4 4 5 4,2
6. Сидорин В. 4 4 5 4 4 4 4 4 4 4 4,1
7. Соловей Р. 5 4 5 5 4 3 5 5 4 4 4,4
8. Немченко П. 3 3 4 4 4 4 5 4 5 3 3,9
9. Панченко С. 4 4 4 4 4 5 5 4 4 4 4,2

Итого

3,9 3,6 4,1 4,0 4,0 4,0 4,2 4,0 4,1 3,6 3,9

 

Анализ формируемой части экспериментальной работы показал, что качество знаний и умений достигло 3,9 балла (средний балл), что свидетельствует об уровне качества усвоения учащимися содержания материала. В начале экспериментальной работы по результатам констатирующего эксперимента качество знаний было несколько ниже, а именно 3,2 балла.

Результаты, полученные нами экспериментально по данным тестирования в процессе констатирующего и формирующего эксперимента представим в виде графика:


Данные графика показывают о повышении качества знаний формирующего эксперимента. Это свидетельствует об эффективности применяемой методики обучения учащихся V-VII классов технологии обработки древесины на основе личностно ориентированного подхода и использования методов и средств обучения.

 


Заключение

 

Утверждение личностно ориентированных технологий в образовании во многом зависит от подготовленности педагогов к этому инновационному процессу. Ведь учитель является носителем не только информации, но также и способов познавательной деятельности. Значит, начинать надо с педагогов. Речь идет не об усвоении нового материала, а о перестройке познавательных способностей педагогов. Годами складывавшиеся приемы педагогической деятельности, основанные на рецептах, жестких алгоритмических указаниях, сформировали стереотипы мышления и другой интеллектуальной деятельности.

Следует создать ситуации, разрешая которые педагоги перестраивали бы сложившиеся способы учебно-познавательной деятельности. Важными формами психологической ориентации образования на личностно ориентированный подход являются различные проблемные ситуации, использование проектной деятельности, что поможет сформировать значимые качества личности.

Развитие научно-технического прогресса обусловливает актуальность поиска инновационных технологий повышения качества образования и как следствие формирование будущих квалифицированных работников. Решение этой проблемы привело к разработке личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения, обращенность к внутренним резервам психики, актуализация психологического потенциала учащихся.

Утверждение личностно ориентированного образования в общеобразовательной школе зависит от многих факторов: личности педагогов и их профессиональной позиции, содержания образования и его учебно-методического обеспечения, технологии и организации учебно-пространственной среды, контроля и оценки учебных технологий, диагностики и коррекции профессионального развития учащихся.

Итак, в работе мы рассмотрели существующие подходы к реализации личностно ориентированного образования и убедились, что наиболее актуальной в педагогическом и общественно-значимом плане является именно эта модель, которая адекватна социальному опыту. Эта концепция содержания образования базируется на: a) принципе соответствия содержания общим целям современного образования; б) принципе единства содержательной и процессуальной сторон обучения; в) принципе структурного единства.

Эта модель содержания образования носит проектирующий характер, поскольку позволяет материализовать в процессе обучения, и в конечном счете «отложить» в сознании учеников научные и культурно-ценностные основы, являющиеся незыблемыми на любом этапе развития человечества.

Не секрет, что личностно-ориентированное обучение является на порядок выше по качеству насыщения материалом и уровню его подачи учащимся. Результатом подобной образовательной технологии является расширенная реализация возможностей обучаемых. На основе качественно иного подхода, учащиеся как правило могут принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях.

Индивидуализация в последнее время становится все более популярной из-за стремления современного молодого поколения получать качественно иной образовательный материал. Как известно, тесное взаимодействие преподавателя и ученика позволяет значительно повысить уровень знания последнего, а со стороны учителя поднять свой квалификационный уровень, непосредственно изучая индивидуальные и психологические особенности своего подопечного, выявляя сильные и слабые стороны личности и соответствующим образом, зная эти особенности и специфические качества воспитуемого, выбирать методы, приемы и средства педагогического воздействия. Таким образом, процесс «очеловечивания» образования основан на усилении тех положений, ставящих во главу угла уважение к личности воспитанника, формирование у него самостоятельности, установление гуманных, доверительных отношений между ним и воспитателем. Усвоение социального опыта в его цельности позволит школьнику не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно, не просто «вписываться» в социальную систему, а изменять ее.

 


Список литературы

 

1. Актуальные проблемы педагогики / Под редакцией А.Н. Прядехо, С.Ф. Петрушкина, Н.А. Асташевой. - Брянск: изд. БГПУ, 1998. - 256 с.

2. Ананьев Б.Г. Современные принципы обучения. - М.: Просвещение, 1987. - 196с.

3. Андрианов П.Н. Техническое творчество учащихся (из опыта работы) - М.: Просвещение, 1986. - 128с.

4. Атутов П.Р., Поляков В.А., Андрианов П.Н., Байдалинова Э.А. и др. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 1. / Под ред. П.Р. Атутова. - М.: ИОСО РАО, 1997. - 230с.

5. Атутов П.Р., Поляков В.А., Андрианов П.Н., Аксенова Э.А. и др. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 2. / Под ред. П.Р. Атутова. - М.: ИОСО РАО, 1998. - 176с.

6. Атутов П.И. Связь обучения с жизнью, с практикой, с производством. - М., 1962.

7. Атутов П.Р. Связь трудового обучения с основами наук - М.: Просвещение, 1988.-128с.

8. Атутов П.Р., Кальней В.А. и др. Трудовая подготовка школьников. - К.: Радянская школа, 1987. - 227с.

9. Атутов П.Р., Поляков В.А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. - М.: Просвещение, 1985. - 128с.

10. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985.- С. 14 — 29.

11. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М.: Просвещение, 1982. - 192с.

12. Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. - М.: Педагогика, 1981. - 192с.

13. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.-192с.

14. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж: Изд-во Воронежского унив-та, 1977. - 303с.

15. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -М.: Из-во Российского университета, 1983. - 196с.

16. Борисова Е.М. и др. Индивидуальность и профессия. - М., 1991.

17. Верцинская Н.Н. Индивидуальность личности. - Минск, 1990.

18. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С.Якиманской. - М., 1989.

19. Волкотруб И.Т. Основы художественного конструирования. -К.: Вища школа. Головное изд-во, 1982.— 152с.

20. Вопросы психологии способностей школьников/Под рук. В.А.Крутецкого. - М., 1964.

21. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению. Москва. ACADEMA, 1999. - 254 с.

22. Гартвиг А.Ф. Ручной труд как метод обучения и воспитания в семье и школе. - Москва, 1912.-С. 14-76.

23. Грабарь М.Н., Краснянский К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: непараметрические методы. - М.: Просвещение, 1977.-С. 136.

24. Гришин Д.М., Панарина Г.П., Прокопенко В.И. Конспективный курс педагогики. Издание 2-е, исправленное и дополненное. Учебное пособие. - Калуга, 1997.-135 с.

25. Джуринский Я.Н. Сравнительная педагогика. - М.: Просвещение, 1998. - 170с.

26. Дидактика технологического образования. Книга для учителя. Часть 2. / Под ред. П.Р. Атутова. - М.: ИОСО РАО, 1998. - С. 131.

27. Журнал «Русская школа» - 1980.- № 4., - апрель. - 113 с.

28. Журнал «Русская школа» - 1982. -№ 1., - январь. - 149 с.

29. Журнал «Народное образование» - СПб.: Синодальная типография. - 1898, кн.2., февраль. - 357 с.

30. Журнал «Народное образование». - 1907. Т. I, книга 4. - 369 с.

31. Заречная Л.П. Проблемы подготовки учителя обслуживающего труда в ретроспективе развития педагогического образования. - Славянск-на-Кубани: СФ АГПИ, 1998. - 181 с.

32. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. - М.: МГУ, 1992. - 93 с.

33. Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. - М.: Просвещение, 1984. - 435 с.

34. Ильина Т.А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента. -М.: Знание. 1975.-122 с.

35. Карелль «Педагогический ручной труд по датской системе» - Санкт-Петербург, 1905.- С. 6 - 62.

36. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М., 1981.

37. Коменский Я.А. Великая дидактика. - М.: Просвещение, 1972. - 316 с.

38. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982 - 447 с.

39. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.

40. Куклин В.Ж., Новоднов В.Г. О сравнении педагогических технологий. Высшее образование в России. - 1994.-№ 1.-С. 165-172.

41. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Моделирование педагогических ситуаций. - М.: Высшая школа, 1981.- С.5-41.

42. Кузнецов В.П., Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. М.: Просвещение, 1981. -219 с.

43. Леднев B.C. Содержание образования. - М.: Высшая школа, 1989. - 360 с.

44. Леей В. Искусство быть собой. - М., 1973.

45. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат 1975. -ЗСИ. с.

46. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. - М.: Знание, 1976.-64 с.

47. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: Педагогика, 1996.- с.311-318.

48. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1988.- 189с.

49. Мельникова Л.В., Осипова Л.В., Фридман Т.Е. Методика трудового обучения (обслуживающий труд) учебн. пособ. для уч-ся пед. уч-щ /Л.В. Мельникова и др./ Под ред. Л.В. Мельниковой. - М.: Просвещение, 1985, - 224 с.

50. Методика обучения технологии. Книга для учителя. /Под редакцией В.Д. Симоненко. - Брянск - Ишим: Изд. ИГПИ НМЦ «Технология». 1998. -С.296.

51. Моляко В.А. Психология творческой личности. - Киев: Знание, 1978. -44с.

52. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1994. - С. 125.

53. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике / Советская педагогика, 1990,№ 9. - С. 41-47.

54. Новиков A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений. - М.: Высшая школа, 1986. - 288 с.

55. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. - М., 1995.

56. Образование XXI века: Материалы международной конференции. - М., 1994.-329 с.

57. Овечкин В.П., Симоненко В.Д. Концепция технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Гуманитарно-деятельностный подход. - Брянск: БГПУ, 1998. - 29 с.

58. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991.

59. Павлова М.Б. «Технология»- новый учебный предмет в школе. - Санкт-Петербург: Литбра, 1992.- 140 с.

60. Павлов Ю.В. Статистическая обработка результатов педагогического эксперимента. - М.: Знание, 1972. - 58 с.

61. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: РПА, 1995. -637 с.

62. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. /Под ред. Смирнова С.А., М.,1991.- 532 с.

63. Педагогическая практика /Под ред. В.К.Розова. - М.: Просвещение, 1981. - 159 с.

64. Педагогическая энциклопедия. - М.: Сов. энциклопедия, 1964. Т.1.- с. 44-68.

65. Педагогическая энциклопедия. - М.: Сов. энциклопедия, 1964. Т.З. - С.60- 92.

66. Политехническое образование и трудовая подготовка в условиях интеграции науки и производства. В 2-х частях. - Ташкент, 1991.-170 с.

67. Поляков В.А. Политехнический принцип в трудовом обучении школьников. - М.: Просвещение, 1977. - 79 с.

68. Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология. 1 - 4 классы. 5-11 классы. / Под редакцией Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Снмоненко. - М.: Просвещение, 1996. - 222 с.

69. Программы средней общеобразовательной школы. Профессиональное обучение V - VII классов. - К.: Радянська школа, 1988. - 148 с.

70. Профессиональная педагогика. - М.: Ассоциация «Профобразование», 1997.-512 с.

71. Прядехо А.Н. Развитие творческих интересов и способностей подростков. -М.: АПН СССР, 1990. - С.6-34.

72. Психологические критерии качества знаний школьников / Под рук. И.С.Якиманской. - М., 1990.

73. Психология. Словарь. - М.: Политиздат, 1990. - С. 393.

74. Российская педагогическая энциклопедия. - М.:БСЭ, 1993. Т. 1. - 608 с.

75. Селевко Г.К. Взаимосвязь производственной деятельности учащихся с общеобразовательной подготовкой // Советская педагогика. - 1964. - № 3.

76. Скаткин М.Н. Дидактика средней школы. - М.: Просвещение, 1982. -с. 10.

77. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н, Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.

78. Техническое творчество учащихся / Под ред. Ю.С. Столярова, Д.М. Комского. - М.: Просвещение, 1989. - С. 209.

79. Томин Н.А. Педагогические основы производительного труда школьников. - Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во. 1970.-213 с. ;

80. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. -М.: Просвещение. 1968. - 557 с.

81. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. 1983. - 840 с.

82. Цейтлин Н.Е., Демидова А.П. Справочник по трудовому обучению. М.: Просвещение, 1983. - 192 с.

83. Шабалов С.М. Политехническое обучение. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.-728 с.

84. Шадриков В.Д. Личностно ориентированное обучение // Педагогика. - 1994. — № 5.

85. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М.: Логос, 1996.

86. Шибанов А.А. Политехническое и производственное обучение в сельской школе. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1962. - 372 с.

87. Школа и труд / Под ред. П.Р. Атутова, В.А. Кальней. - М.: Педагогика, 1987.-215 с.

88. Шуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. - М., 1998. - 349 с.

89. Щеколдин А.Г. Трудовое политехническое обучение в сельской школе зоны интенсивного земледелия. - Краснодар: Краснодарское кн. изд-во, 1973.-С. 88-122.

90. Щеколдин А.Г., Заречная Л.П., Осадчий А.С., Краснобокий Ю.Н. Учитель трудового обучения сельской школы. Монография. - К., 1997. - с. 236.

91. Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: "внешние" и "внутренние" формы // Директор школы. - 1995. - №3.

92. Якиманская И.О. Знания и мышление школьника. - М., 1985.

93. Якиманская И. С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии. - 1989. - №6.

94. Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М., 1979.

 



2019-12-29 194 Обсуждений (0)
Результаты экспериментальной работы по совершенствованию процесса обучения учащихся V - VII классов технологии обработки древесины на основе личностно ориентированного подхода 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Результаты экспериментальной работы по совершенствованию процесса обучения учащихся V - VII классов технологии обработки древесины на основе личностно ориентированного подхода

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему молоко имеет высокую усвояемость?
Почему в редких случаях у отдельных людей появляются атавизмы?
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (194)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)