Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности воспитания в родительских и опекунских семьях умственно отсталых детей



2019-12-29 231 Обсуждений (0)
Особенности воспитания в родительских и опекунских семьях умственно отсталых детей 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основным значимым элементом, взятым из внешней среды ребенком, является мать или заменяющий её человек [1, 30, 15].

В большинстве родители, переживая кризис, связанный с рождением неполноценного ребенка эмоционально отвергают его, проявляют нетерпение и раздражение в общении с ребенком, нарушая, таким образом, привязанность его к матери. Привязанность между матерью и ребенком, их межличностные связи, определяют весь душевный и психологический строй личности: отношения человека к себе, к миру, разнообразные переживания познавательные и творческие способности. Если мать не удовлетворяет потребности ребенка в любви, защищенности и безопасности, он не сможет устанавливать вторичные привязанности с другими людьми, пока эти базальные потребности не будут удовлетворены.

Родительское отношение к умственно отсталому ребенку искажено в виде противоестественного эмоционального отношения. Основным типом родительского отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка, является авторитарным. Родители умственно отсталых детей долго не признают и не обращают внимания на имеющийся у них интеллектуальный дефект. Родители умственно отсталых детей неадекватно оценивают особенности их психического развития. Это проявляется в некоторых противоречиях в отношении родителей к их умственно отсталым детям. Во-первых, воспитывают своих сыновей и дочерей, предъявляя к ним высокие требованиями при этом, отдавая себе, отчет в том, что они личностно и социально несостоятельны, родители требуют от детей успехов и достижений. Проявляя мягкость и терпение, направленное на развитие ребенка, матери и отцы раздражаются по поводу его неумелости и "необучаемости". Родители умственно отсталого ребенка неадекватно оценивают его личностные качества, не всегда дают адекватную оценку сложившимся между ними и ребенком отношениям.

Полноценное формирование межличностных отношений определяется сложным взаимодействием многих факторов, в числе которых одним из важнейших являются детско-родительские отношения в семье, стиль отношения родителей к детям, их позиции и установки по отношению к ним. В семье, где воспитывается аномальный ребенок, в частности умственно отсталый, нарушена вся система межличностных отношений [20, 32].

Умственная отсталость, проявляющаяся в стойком снижении познавательной деятельности и нарушении эмоционально-волевой сферы, сказывается на характере межличностных отношений между детьми, родителями и ближайшими родственниками. Семейные условия оказывают существенное влияние на становление личностных образований, обуславливающих формирование межличностных отношений умственно отсталых детей.

Большая часть умственно отсталых детей положительно относится к своим родителям, проявляя заботу и внимание. Наибольшую тревогу вызывают отношения умственно отсталых детей к отцу и родителям. Позиция отцов, которая проявляется в преобладании негативного отношения к сыновьям и дочерям, сказывается на межличностных отношениях в семье. Умственно отсталые дети с первых лет жизни интуитивно чувствуют неприятие со стороны своих отцов.

В семьях, имеющих умственно отсталых детей, нарушается система восприятия детей родителями. Родители неадекватно оценивают особенности психического развития их ребенка, что проявляется в некоторых противоречиях в их отношениях к нему [28, 16].

Родители служат для своих детей образцами или моделями поведения, являются важными агентами процесса социализации. Взаимоотношения умственно отсталых детей с родителями оказывают влияние на формирование личностных качеств. Долговременное нарушение отношения к ребенку со стороны одного или обоих родителей является фактором риска, способным привести его к нарушениям межличностных отношений в коллективе. Отношения со стороны умственно отсталого ребенка к матери, отцу, сибсам, прародителям, а также родительское отношение к умственно отсталому ребенку имеют определенные особенности, накладывающие отпечаток на межличностные отношения в семье [16].

Тип осуществляемого родителями воспитания - родительская установка - является немаловажным фактором, от которого во многом зависит дальнейшая социализация ребенка в обществе.

В неблагополучных семьях и при наследственной умственной отсталости, где родители умственно отсталых детей не заинтересованы в делах ребенка. Недостаток постоянного, тесного и стойкого отношения к матери. Плохая забота о ребенке, пренебрежение к его основным нуждам, вплоть до враждебных действий по отношению к нему усугубляет у ребенка нарушение коммуникативной, эмоциональной и поведенческой сфер, отставание от сверстников в физическом и психическом развитии [31]. Известны случаи детоубийства, где мать топит в реке восьмилетнего сына, наказывая за плохое поведение [12].

В последние годы большое количество детей из-за низкого нравственного уровня родителей отдаются приюты, а из приютов переводятся на патронат или под опеку. Изучением условий жизни, особенностям социально-эмоциональной сферы воспитанников детского дома и школы - интернат посвящены исследования: В.С. Мухиной, М. Айнсвоз, Л.И. Божович, Л.П. Выговской, М.К. Бардышевской, Л.М. Шипицыной, М.И. Лисиной, А.Н. Леонтьева.

Чаще всего опекунами становятся близкие родственники: бабушки, тетушки иногда дедушки, со стороны матери, реже со стороны отца. Опека предназначена для обеспечения благоприятных условий воспитания несовершеннолетнего.

Однако прекращение эмоционального общения с матерью усиливает уровень тревоги, и как следствие деформирует личность ребенка. Это вырабатывает в ребенке чувство неудовлетворения, унижения, вины, ненужности, незащищенности, одиночества, депрессии.

Ребенок, лишенный родительской любви, имеет неустойчивый образ Я. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывают враждебность по отношению к родителям и окружающим. У детей складывается не объективная оценка жизненных ситуаций, затруднено общение с окружающими, повышен уровень тревожности, страхов [21, 20, 33].

В своем большинстве опекун является пенсионером, и ему требуется постоянная поддержка, и помощь в воспитании ребенка, иначе порождается тревожность, и отвержение опекунов, что в свою очередь негативно сказывается на подопечном. К сожалению, часто опекуны, при детях, негативно выражаются о них и родителях опекаемого, так же очень часто социальные работники сталкиваются с проблемой не соблюдения своих обязанностей опекуном по отношению к опекаемому, ребенок остается безнадзорным. Подростки пренебрегают опекунами прародителями, отношения между ними становятся крайне напряженными, отсутствует нормальный эмоциональный контакт, очень часты ссоры, скандалы и драки, особенно если подросток имеет отклонения в развитии, может сам выступить инициатором конфликта.

В семьях, где под опекой находится особенный подросток, проблема межличностных отношений обостряется патологическим развитием ребенка. Престарелые опекуны стараются оградить себя от всех тяжестей воспитания подопечного, сваливают на некомпетентность школы и не достаток материальных средств или же наоборот начинают воспитывать по типу потворствующей гиперпротекции.

В опекунских семьях существуют специфические проблемы, которые намного искажают психическое развитие подростков: преклонный возраст опекунов, алкоголизация, плохое психофизическое состояние, материальные затруднения.

Очень часто опекуны ограждают себя от школьных проблем воспитанников и безразлично относятся к будущему подростков.

В каждом личностном качестве, которое появляется в определенном возрасте, заключено глубинное отношение ребенка к миру и самому себе. Это отношение может быть позитивным, связанным с прогрессивным развитием личности, и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии. Э. Эйнсворт утверждает, что чем менее надежным является связь с матерью, тем больше ребенок склонен подавлять свое стремление к другим социальным контактам [35].

Как виляют все ранее рассмотренные факторы на формирования представления об значимых окружающих младших подростков с легкой умственной отсталостью.


1.3 Определение понятия "представление" в отечественной и зарубежной литературе

 

Представления занимают важное место в психической сфере человека и являются неотъемлемым компонентом познавательной деятельности. Об этом свидетельствуют работы ряда авторов М.С. Лебединского, Е.П. Кок, А.Р. Лурия, Дж.С. Брунер, Ю.В. Борисова, В.М. Навицкая, И.В. Сычевич, [37, 7, 17].

В частности концепция о трех системах представлений, роль которых во взаимодействии субъекта с действительностью меняется в ходе онтогенетического развития ребенка: это двигательная, символическая системы и система наглядных представлений, или представлений через образ [13]. Взаимодействие этих трех систем представлений является центральным моментом для развития человеческого интеллекта.

Представление как ощущение и восприятие - феномен образного отражения. Но если ощущение и восприятие какого-либо предмета или его свойства возникают только при его непосредственном воздействии на орган чувств, то представление возникает без такого непосредственного воздействия. В этом смысле оно является вторичным образом предмета [23].

К уровню представлений относится широкий круг психических процессов, важнейший среди которых - образная память и воображение. Образная память - это фиксация и последующее воспроизведение образов, возникших при восприятии; воображение - творческий процесс, создание новых образов путем трансформаций и комбинаций тех, которые сохранились в памяти. По своему содержанию образ-представление, также как сенсорно-перцептивный образ, предметен. Но в отличие от ощущения и восприятия, которые "навязаны нашему уму извне" и в силу этого предстают в сознании как жестко и однозначно отнесенные к объективной реальности, образ-представление имеет как бы самостоятельное существование в качестве феномена "чисто" психической деятельности. Он обладает значительно меньшей четкостью и яркостью, чем сенсорно-перцептивный образ, меньшей устойчивостью и полнотой [23].

Но вместе с тем формирование представления - это новая ступень в прогрессивной линии развития когнитивных процессов. Здесь появляются элементарные обобщения и абстракции. На основе многократного восприятия предметов одной и той же категории происходит отделение их признаков: случайные признаки отсеиваются, а фиксируются лишь характерные и наиболее информативные.

Представление - вторичный образ, воспроизведенное памятью и вызванное в сознании ощущение или восприятие.

В более широком значении словом представление означается всякое воспроизведенное памятью состояние сознания: например, исчезнувшее чувство может быть воспроизводимо памятью в качестве представления. Представление обозначает вторичное, воспроизведённое состояние сознания, следовательно, от первичного (ощущения, чувства и т.д.) [8].

Образы - представления являют собой сложную матричную структуру психики, изучение которой предполагает обращение к разным видам деятельности человека [25]. Непосредственный пространственный гнозис и праксис, рисунок, трансформации и перемещения мысленного образа требуют скрупулезной оценки, факторного анализа, экспериментального и теоретического осмысления.

Пространственные образы - представления играют определяющую роль в становлении рефлексивных структур сознания. Они дебютируют в онтогенезе одними из первых, т.е. являются базовыми по происхождению. Любая форма дизонтогенеза, в первую очередь характеризуется тем или иным типом дефицитарности этих процессов.

Образ представления - наиболее сложный вид образной памяти [4]. Когда мы говорим, что имеем представление о чем - либо, это значит, что предыдущий опыт восприятия и практической деятельности с этими объектами оставил свой отпечаток в нашей памяти. Образ представления отражает итоги интеллектуальной переработки впечатления о предмете, выделяет в нем наиболее существенные признаки.

Образ представления - это не простое воспоминание. Он не хранится в памяти в неизменном виде, но постоянно преобразуется, в нем выделяются, подчеркиваются наиболее актуальные признаки, стираются индивидуальные особенности. Образы представления имеют субъективный характер, они не проецируются вовне. Они возникают в сознании опосредованно, сближаясь тем самым с образным мышлением. Ассоциации образов могут выходить за рамки обыденных впечатлений, благодаря воображению становятся доступными творчеству [6].

Поскольку отражение действительности формируется и развивается в процессе жизнедеятельности субъекта, "обслуживая" его как целостность, оно не может не быть субъективным. Субъективность проявляется по-разному в различных связях индивида с миром и на разных уровнях психического отражения. Общим основанием разнообразных проявлений субъективности является то, что отражение человеком окружающего мира осуществляется со стороны его жизненной позиции занимающей им в этом мире [11].

В создании образов и представлений задействованы все психические процессы, на которых основывается восприятие и запечатления объектов внешнего мира. От того, как меняется процесс взаимодействия субъекта с объектом, меняются и представления об этом объекте.

У умственно отсталых детей произвольное запоминание формируется намного позже, чем у них нормально развивающихся сверстников, а преднамеренное запоминание выражено не так ярко. Особенности памяти школьников с умственной отсталостью обуславливаются трудностями в воспроизведении полученной информации [29].

Процесс воспроизведения очень сложный, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Из-за непонимания логики событий воспроизведение умственно отсталых носит бессистемный характер. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приемами запоминания и припоминания приводит умственно отсталых школьников к ошибкам при воспроизведении образа.

Особенности восприятия и осмысливания детьми окружающего мира связаны с особенностями их памяти. У умственно отсталых школьников основные процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи, следовательно, и образы формируются специфически [11, 6].

Восприятие выступает как источник чувственной ткани образов-представлений, при этом "при переходе от восприятия к представлению структура образа изменяется в сторону обобщения и схематизации" [3].

У школьников с умственной отсталостью отмечаются и трудности в воспроизведении образов восприятия - представлений. Неразделяемость, оборванность, уподобление образов и иные нарушения представлений.

Особенности пубертатного периода у детей с умственной отсталостью в большинстве случаев сводятся к разнообразным нарушениям адаптации организма и личности в психическом, физиологическом и социальном отношении. В возрасте от 10-14 лет у детей нередко наблюдается снижение памяти, уменьшается объем внимания и его переключаемость, повышается уровень физической активности. Подростки в этот период могут утратить ранее приобретенные навыки, сильно выражается эмоциональная неустойчивость, эффективность сочетается с хаотическим усилением психической активности; в этом возрасте присущи дисфории и обнажение инстинктивных проявлений, противоречивость и импульсивность в поведении. Однако в пубертатном периоде можно наблюдать и поступательное развитие моторики и познавательных процессов в частности мышления. В этом возрасте происходят быстрые психофизиологические изменения в организме подростка. Можно отметить повышение аффективной восприимчивости ко всему новому, преобразования в эмоционально-волевой сфере. Как следствие изменяются и ранее сложившиеся представления подростков об окружающих их объектов и субъектов [22].

Переход подростков из начальной школы в среднюю школу, в корне меняет их представление об учебном процессе и учителе как целостности.

Теперь учитель перестает быть центральной фигурой, подростки разбиваются, на группы по интересам учитель переходит на второй план, а вместе с ним и учебная деятельность [10].

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

По литературным источникам не выявлено различий в стилях и типах семейного воспитания в родительских семьях и опекунских семьях. Интеллектуальное развитие ребенка значительно влияет на развитие процессов представления. Представление - это многомерное психическое образование, основанное на развитии всех психических процессов. Младшие подростки с интеллектуальной недостаточностью, в степени дебильности имеют специфические особенности познавательной и эмоционально - волевой сфер.




2019-12-29 231 Обсуждений (0)
Особенности воспитания в родительских и опекунских семьях умственно отсталых детей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности воспитания в родительских и опекунских семьях умственно отсталых детей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)