Методы и методики исследования
Для реализации поставленных целей и задач исследования нами был разработан психодиагностический комплекс методов и методик, который включал в себя: биографический метод, метод наблюдения и беседы, специально подобранный комплекс психодиагностических средств, комплекс методов статистической обработки полученных данных. В исследовании использовались следующие психодиагностические методики: Проективный метод "Тест Руки" Проективный метод Рисунок "Человека" Незаконченные предложения Проективный метод Рисунок "Учитель" Биографический метод использовался нами для получения и анализа психологических анамнестических данных. Данный метод заключался в работе с личными делами подростков и изучение истории их жизни. Детально изучались история каждого ребенка в отдельности, история его семьи, причины помещения ребенка под опеку, наличие родственников, частота и возможность встречи родителей и младших подростков. На основании полученных сведений, происходил подбор групп испытуемых для проведения дальнейших исследований. Метод беседы применялся в нескольких вариантах. На начальном этапе мы проводили беседу в свободной форме, спрашивали испытуемых об их интересах, планах на будущее, обсуждали проблемы в учебе, устанавливая, таким образом, доверительный контакт и создавая атмосферу безопасности. Испытуемые радостно шли на контакт, охотно рассказывали о своей школьной жизни, показывали тетрадки, рассказывали о праздниках (которые недавно прошли в школе). Не обошли стороной и тему учителя, некоторые испытуемые от школьных предметов и праздников переходили на дефектологов. Они рассказывали, насколько им нравиться (не нравится) предметное обучение, когда было лучше (раньше или сейчас), из разговора мы подчеркнули, что большинство испытуемых продолжают испытывать привязанность, к первому учителю и его образ проявился в рисунках. После проводили беседу с учителями и психологом, для составления более подробного и четкого портрета каждого испытуемого. На заключительном этапе метод беседы применялся для информирования и консультирования всех заинтересованных лиц о результатах проведенного исследования с обязательным соблюдением этических принципов. Метод наблюдения применялся на протяжении всего обследования и позволял по поведению подростков делать выводы об отношении испытуемых к себе, группе, экспериментатору, исследованию, а также свидетельствовал о необходимости сделать перерыв в обследовании. В процессе наблюдения нами были замечены следующие реакции, возникающие на просьбу нарисовать учителя: Негодование, испытуемые хорошо понимали инструкцию, но их никто и никогда не спрашивал, как они к нему относятся, и данная тема с ними никогда не обсуждалась. Присутствовал страх перед наказанием, а вдруг они не так как он хочет, его нарисуют. При данной позиции мы предлагали испытуемым рассказать о своих опасениях и объясняли, что все строго конфиденциально и ни один учитель не увидит, что они нарисуют. Восхищение испытывали в основном испытуемые из экспериментальной группы, они с радостью и с особым упорством рисовали учителя, после чего демонстрировали свои шедевры. Психодиагностические методики: Проективный тест "Тест-Руки" Источник Н.Я. Семаго, М.М. Семаго Руководство по психологической диагностике: Дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. - М.: Изд-во АПКиПРО РФ, 2000 - 263 с. Назначение методики: Методика направлена на определение основных тенденций эмоционально-личностного развития испытуемого. Стимульный материал: Бланки с изображением рук. Инструкция: Исследование проводилось индивидуально. Давалась следующая инструкция: "Посмотри, здесь нарисована рука. Посмотри на нее внимательно и скажи, как тебе кажется, что делает эта рука? Ты можешь поворачивать картинку, если тебе не понятно. Давай попробуем, так что делает эта рука?". Интерпретация: В протоколе регистрировались количество ответов по следующим категориям: активность, пассивность, тревожность, агрессивность, директивность, коммуникация, демонстративность, зависимость, физическая дефицитарность (ущербность). Оценка полученных данных осуществлялась по следующим 9 категориям: 1. агрессия (aggH) - рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет; 2. директивность (dirH) - рука ведущая, направляющая, препятствующая, господствующая над другими людьми; 3. коммуникация (comH) - ответы, в которых рука общается, контактирует или стремится установить контакты; 4. зависимость (depH) - рука выражает подчинение другим лицам; 5. ущербность (defH) - рука деформирована, больна, неспособна к каким-либо действиям; 6. пассивность (pasH) - проявление "тенденции к действию, завершение которого не требует присутствия другого человека, но при этом рука не изменяет своего физического положения; 7. демонстративность (demH) - рука разными способами выставляет себя напоказ; 8. тревожность (aleH) - отражает неуверенность и ожидание возможной агрессии со стороны внешнего мира; 9. активность (actH) - отражает тенденции к действию, ответы в которых рука воспринимается как совершающая какое-либо активное действие. Подсчитывалось количество ответов по каждой категории и их процентное соотношение. Определялись коэффициенты по предлагаемым формулам
К (тр) = (actH+aggH+dirH+demH) / (aleH+passH+depH+dirH);
При К (тр) больше 1 следует говорить о превалировании истинно агрессивного поведения ребенка, при К (тр) меньше 1 преобладает тенденция ожидаемой агрессии извне, тревожности ребенка по поводу агрессивного поведения окружающих;
K (акт) = (actH+aggH+dirH) / (passH+depH+defH);
При К (акт) меньше 1 следует говорить о снижении общего уровня психической активности, значение К (акт) больше 1 говорят о достаточном уровне общей психической активности ребенка;
K (дез) = (actH+comH+0,5dirH+0,5demH) / (passH+aleH+depH).
При К (дез) меньше 1 следует говорить о тенденции к неблагополучию личностной адаптации, личностной дезадаптации в социуме, значение К (дез) больше 1 показывают относительно неплохую личностную адаптированность ребенка в социуме. 2. Проективный метод Рисунок "Человека" Источник К. Маховер Проективный рисунок человека / Пер. с англ. - 4-е изд., стереотипное. - М.: Смысл, 2006. - 158 с. Назначение методики: Методика направлена на выявление представлений испытуемого о себе самом: то, что он собой представляет какими качествами и способностями обладает, представление о себе как телесной организации. Стимульный материал: простой карандаш средней мягкости, лист белой бумаги формата А4. Исследование проводилось фронтально, малыми группами по 5 испытуемых. Испытуемым давалась следующая инструкция: "Нарисуйте, пожалуйста, человека в действии". На вопросы уточняющего характера давались ответы: "Любого, кто тебе нравится, кого хочешь, что хочешь, как думаешь…". На любые выражения сомнений говорилось: "Ты начни, а дальше легче будет…" Интерпретация: В протоколе регистрировались комментарии детей в процессе рисования и после, время начала рисования, количество стираний и перерисовок, с чего начинает рисовать испытуемый. Анализ рисунков проводился с учетом формальной и содержательной характеристики изображения. 1. Графическая информация (ЯО) наличие всех частей тела, черты лица, одежда; 2. Самосознание ребенка (ЯУ) наличие учебных принадлежностей, сюжетная линия рисунка направленная на учебный процесс; 3. Самосознание ребенка (ЯД) наличие друзей в рисунке, сюжетная линия рисунка направлена на взаимоотношения с друзьями; 4. Самооценка ребенка (СО); 5. Потребность в общении с заботящимся человеком (ЗЯ). Баллы расставлялись в соответствии с наличием на изображение всех частей тела в образе - Я, одежды, украшений, наличие учебных принадлежностей, дополнительные предметы (не относящиеся к учебному процессу). 3. Метод "Незаконченные предложения" Д. Сакса и Р. Леви (модифицированный вариант) Назначение методики: выявить отношение учащихся к учителю и особенности восприятия его школьниками. Исследование проводилось индивидуально. Испытуемым давалась следующая инструкция: "Я сейчас буду зачитывать тебе начало предложения, а ты его закончи". Например: "В будущем я хотел (а) бы…". После того как испытуемый понял инструкцию, зачитывались следующие предложения: 1. Учительница нужна для того, чтобы… 2. Если бы не было учителя … 3. Учительница должна быть … 4. Я думаю, что учительница чаще всего… Если ребенок не понимал смысл предложение, оно зачитывалось повторно. Интерпретация. Полученные данные обрабатывались с помощью метода контент-анализа. Ответы поделились на шесть категории. В категорию "ученик-учитель" (УУ) заносились ответы, направленные на взаимодействие с учителем, такие как: мы объясняем ей, она слушает нас, много замечаний говорит. В категорию "педагогическое мастерство" (ПМ) заносились следующие ответы испытуемых; пишет на доске, в школе знания дает, записывает задание и т.п. В категорию "авторитет" (АУ) заносились ответы, указывающие на высокую личностную значимость учителя, проявление уважения к нему. В категорию "умный учитель" (У) заносились ответы: умный, много знает, знает все. В категорию "описание внешности" (ВН) заносились ответы, указывающие внешний вид учителя. В категорию "доброжелательность учителя" (ДУ). Заносились ответы, указывающие на личностное, в неучебное время, отношение учителя к ученикам (добрая, ласковая, любит). Ответ на каждое предложение оценивался в один балл и заносился в соответствующую категорию. 4. Проективный метод Рисунок "Учитель" обрабатывался по методу С. Бернс, С. Кауфман тест "Кинетический рисунок семьи" Назначение методики: выявить представление испытуемых об учителе как телесной организации, общее представление об учителе, представление, об учителе как участнике учебного процесса. Стимульный материал: простой карандаш средней мягкости, лист белой бумаги формата А4. Исследование проводилось фронтально, малыми группами по 6 испытуемых. Испытуемым давалась следующая инструкция: "Нарисуйте, пожалуйста, учителя в действии, какого хотите". На вопросы уточняющего характера давались уклончивые ответы, на сомнения и подозрения успокаивающие. В протоколе регистрировались комментарии детей в процессе рисования и после, время начала рисования, количество стираний и перерисовок, с чего начинает рисовать испытуемый. Анализ рисунков проводился с учетом формальной и содержательной характеристики изображения: 1. Графическая информация (ОУ) наличие всех частей тела, черты лица, одежда; 2. Декорирование образа (ВП) наличие украшений, аксессуаров, яркость красок; 3. Педагогическое мастерство учителя (ПМ) наличие учебных принадлежностей, сюжетная линия рисунка учитель в учебном процессе; 4. Доброжелательное отношение учителя к учащимся (ДУ). Отсутствие агрессивных, конфликтных, тревожных показателей. Наличие солнца, травы, цветов в сюжете. Присутствие в рассказе детей хорошего, понимающего отношения учителя к ученикам. Баллы расставлялись в соответствии с наличием на изображение всех частей тела учителя, одежда, украшения, наличие учебных принадлежностей, дополнительные предметы (не относящиеся к учебному процессу).
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |