Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Воздействие жизненного сценария на эмоциональную сферу личности



2019-12-29 231 Обсуждений (0)
Глава 3. Воздействие жизненного сценария на эмоциональную сферу личности 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Сценарий - это бессознательный жизненный план, в основе которого лежит решение, принятое в раннем детстве. Теория сценариев утверждает, что принимая о себе раннее решение, ребенок начинает на его основе планировать жизнь, в качестве образца используя сказку или другую историю. Например, 40-летняя женщина, до сих пор не вышедшая замуж и не сделавшая карьеру, говорит, что “ждет, когда что-нибудь произойдет”. В детстве ее любимой сказкой была “Спящая Красавица”. Другая женщина проводит всю жизнь в тяжелом труде, пытаясь этим угодить своим неблагодарным детям и мужу. Она вспоминает, что ее любимой сказкой была “Золушка”. Многие молодые люди, отбывающие наказание в колонии для подростков штата Калифорния, в качестве модели жизни используют фильмы типа “Человек-ружье”. По ходу жизни человек может принимать дополнительные решения и усложнять базовую историю. [71]

Хотя сценарий как жизненный план рассчитан на всю жизнь, он может воспроизводиться в укороченных версиях каждый год или даже неделю, иногда по несколько раз на протяжении дня или в течение нескольких секунд. Сценарии могут быть конструктивными или трагическими. Распространенный трагический сценарий проистекает из усвоенного в детстве убеждения в существовании доброго Санта Клауса, который в нужный момент подарит успех и счастье. Когда человек отчаивается ждать, он может обратиться за помощью к психотерапевту. Сценарии тесно связаны с жизненными позициями, в частности сценарий с Санта Клаусом имеет отношение к позиции «Я не Ок; вы Ок».[18]

Сценарии оказывают доминирующее влияние в социальных взаимодействиях, которые, таким образом, испытывают воздействие заложенных в сценарий ранних переживаний. Игры избираются в соответствии со сценарием, трансакции отбираются в соответствии с играми. Окружение отбирается по его участию в трансакциях; для более устойчивых отношений отбор производится по готовности участвовать в играх; для более близких взаимоотношений люди отбираются по их способности играть роли в сценарии. В жизненном сценарии человека всегда присутствует элемент судьбы. Человек является пленником своего сценария, если ему не удастся как-то преодолеть эту зависимость. Таким образом, принятое в детстве решение определяет всю жизнь человека и то, как он встретит смерть.[48]

Воплощая своё детское решение в жизнь, человек не осознаёт, того, что у него есть выбор в поступках и реакциях (мыслительных, эмоциональных, психофизических). Не осознавая наличие выбора, человек не видит своей ответственности за свои реакции, решения и поступки. Как правило, люди воспринимают свои мысли, чувства и поведение как вынужденные, спровоцированные другими людьми и ситуацией. На самом деле, не другие люди “делают человека злым”, он сам выбирает злость в ответ на действия другого - это его собственный гнев. Этот гнев - последствие его детского (сценарного) решения о том, что другие люди – не- ОК. И пока человек остаётся со своим сценарным решением, он будет злиться.[14] Эта идея - о том, что мы сами отвечаем за свои чувства, мысли и действия - стержень анализа сценария жизни. Она идет вразрез со всей нашей литературой, песнями и системой воспитания. «Ты меня заставил полюбить тебя», - поется в песне. «Ситуация в мире заставляет нас беспокоиться», - утверждает телекомментатор. «Твое поведение так меня волнует, что я не в состоянии заснуть ночью», - говорит мать дочери. Психотерапевт, который спрашивает: “Что заставляет вас чувствовать подобным образом?”, также поддерживает представление пациента о себе как о беспомощной жертве обстоятельств, не способной контролировать даже свои эмоции.[18,71]

В процессе работы мы использовали формулировку Э. Берна - «Жизненный сценарий – это план, основанный на принятом в детстве решении (бессознательном), подкрепленный родителями, оправданный последующими событиями и достигающий кульминации в избранной альтернативе». Отталкиваясь от этого определения можно добавить ,что жизненный сценарий личности – это еще и бессознательная готовность выстраивать линию своей жизни в соответствии с выработанными в онтогенезе когнитивными, эмоциональными и поведенческими стереотипами. Таким образом, жизненный сценарий может оказывать воздействие не только на жизненную позицию человека, но также и на способность выражать те или иные эмоции в процессе общения, проявлять или сдерживать их, позволять себе переживать ситуации в полной мере или держать все под контролем.[4]

В нашей работе мы представили обзор основных авторов сценарного анализа : Эрик Берн, Мэри и Роберт Гулдинги , Клод Штайнер, Стэн Вуллэмс, Таиби Кейлер, Франклин Эрнст. В настоящее время концепция сценария наряду с моделью эго-состояний является центральной идеей ТА. Эрик Берн дал полное определение жизненного сценария, который используется психологами в настоящее время: «План жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути». По содержанию сценарии могут быть: сценарий победителя, сценарий побеждённого и сценарий не-победителя (банальный). Берн однозначно определил победителя и побеждённого в их отношении к достижению поставленной цели. Осознание сценария даёт возможность переделать его и стать победителем там, где решил быть побеждённым.

В дипломе мы изучили четыре вида жизненных позиций: Я-ОК, Ты-ОК; Я-неОК, Ты-ОК; Я-ОК, Ты-неОК; Я-неОК, Ты-неОК. Берн писал: «Любая игра, сценарий и судьба человека основана на одной из этих четырёх позиций». Жизненная позиция – это совокупность основных представлений о себе и окружающих, которые призваны оправдать решения и поведение человека.

В работе представлен обзор различных видов сценарных посланий. Роберт и Мэри Гулдинг обнаружили, что существует ограниченное количество видов приказаний - двенадцать. Человек может воспринять от своих родителей одно или несколько их этих двенадцати приказаний.

Эрик Берн ввел типологию сценарного процесса. Он разработал шесть типов осуществления сценария. Следуя идее Берна о том, что сценарий может проигрываться в течение коротких промежутков времени, Таиби Кейлер описал пять драйверов и установил связь драйверов с сценарным процессом.

Мы представили в своей работе студенчество – как особенный возрастной период в жизни человека. Этот период проявляется активным построением смысловых и целеполагающих конструкций, нередко определяющих дальнейший ход жизни.

Период учебы в вузе у молодых людей нередко совпадает с возрастным кризисом перехода от юности к зрелости, при котором достигают пика развития эмоциональные, интеллектуальные, конативные (поведенческие) процессы при одновременном максимальном раскрытии духовно-нравственных основ личности.

В процессе работы мы заметили, что жизненный сценарий и эмоциональная сфера личности взаимосвязаны. Под воздействием жизненного сценария человек может проявлять эмоции определенным образом, в соответствии с бессознательным ориентиром. Таким образом жизненный сценарий личности это еще и бессознательная готовность выстраивать линию своей жизни в соответствии с выработанными в онтогенезе когнитивными, эмоциональными и поведенческими стереотипами .

 



2019-12-29 231 Обсуждений (0)
Глава 3. Воздействие жизненного сценария на эмоциональную сферу личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Воздействие жизненного сценария на эмоциональную сферу личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (231)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)