Анализ структуры доходов федерального бюджета и местного бюджета МО г. Липецка
Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным собранием в виде федерального закона. Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. Средства федерального бюджета – главный источник финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов. Доходы федерального бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ. Состав и структуру доходов федерального бюджета характеризуют данные таблицы 1.
Таблица 1 Состав и структура доходов федерального бюджета в 2007, 2008 г. г
Наименование доходов | Млрд. руб. | % к итогу | Млрд. руб. | % к итогу | |||||||||||||||
Доходы, всего | 6634,4 | 100 | 6750,2 | 100 | |||||||||||||||
В том числе: |
|
| |||||||||||||||||
Налоговые доходы | 3520,2 | 53,8 | 3850,3 | 57,3 | |||||||||||||||
Из них |
|
| |||||||||||||||||
Налог на прибыль организации | 571,1 | 8,1 | 456,0 | 6,9 | |||||||||||||||
Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет (ЕСН) | 368,8 | 5,2 | 329,0 | 5,0 | |||||||||||||||
Налог на добавленную стоимость (НДС) | 1378,7 | 30,6 | 1791,2 | 27,2 | |||||||||||||||
Акцизы | 106,4 | 1,52 | 128,3 | 1,95 | |||||||||||||||
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 1068,9 | 15,3 | 1764,5 | 26,8 | |||||||||||||||
Государственная пошлина | 26,3 | 0,3 | 28,1 | 0,4 | |||||||||||||||
Неналоговые доходы | 2986,7 | 45,1 | 2527,9 | 37,5 | |||||||||||||||
Из них |
|
| |||||||||||||||||
Доходы от внешнеэкономической деятельности В том числе Таможенные пошлины и сборы | 1455,0
1394,2 | 35,2 34,9 | 1744,3
1642,1 | 41,7 23,4 | |||||||||||||||
Доходы от использования имущества | 100,1 | 1,4 | 103,4 | 1,5 | |||||||||||||||
Платежи при использовании природными ресурсами | 37,4 | 1,6 | 38,1 | 0,5 | |||||||||||||||
Доходы на оказание платных услуг и компенсации затрат государства | 118,7 | 1,7 | 113,4 | 1,7 | |||||||||||||||
Административные платежи и сборы | 3,8 | 0,05 | 4,0 | 0,06 | |||||||||||||||
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 2,2 | 0,03 | 2,4 | 0,03 | |||||||||||||||
Прочие неналоговые доходы | 2,8 | 0,04 | 3,5 | 0,05 | |||||||||||||||
Из таблицы 1 следует, что основная часть доходного потенциала федерального бюджета формируется за счет налоговых доходов. Налоговые доходы в структуре доходов федерального бюджета в 2007 году составили 53,8 %, в плане 2008 года составляют 57,3 %. Наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов составляет налог на добавленную стоимость (НДС) – 30,6 % в 2007 году и 27,2 % в плане 2008 года.
Объектом налогообложения НДС являются следующие операции:
· реализация товаров на территории РФ;
· передача на территории РФ товаров (выполнение работ,
услуг) для собственных нужд;
· выполнение строительно-монтажных работ для
собственного потребления;
· ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
НДС относится к группе налогов на потребление. Пропорции распределения НДС по уровням бюджетной системы устанавливаются ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете. В разные годы в федеральный бюджет поступало от 75 до 85 % собираемого НДС. С 2001 г. этот налог полностью поступает в федеральный бюджет.
Для бюджета этот налог дает следующие преимущества: служит стабильным и регулярным источником доходов и сложен для плательщика с точки зрения уклонения от его уплаты. Чрезвычайно велико фискальное значение НДС. В налоговых доходах Федерального бюджета НДС стабильно занимает первое место. НДС занимает значительное место в системе доходов развитых стран мира. Однако от введения НДС воздержались США, Япония, Австралия. По мнению экспертов этих стран, НДС приводит к росту цен на товары, работы и услуги на всех стадиях продвижения товаров до конечного потребителя, что вызывает дополнительную инфляцию и снижение совокупного спроса, а эти факторы сдерживают экономическое развитие.[23]
Акцизы представляют собой один из видов налогов на потребление, который включается в цену товара. В настоящее время акцизы устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государства полученной производителями прибыли. Подакцизными товарами являются: алкогольная продукция, табачная продукция, автомобильный бензин, дизельное топливо.
Регулирующее значение акцизов выше, чем других налогов на потребление. Они распределяются по уровням бюджетной системы.
В структуре доходов федерального бюджета акцизы составили в 2007 году – 1,52 %, а в плане 2008 года – 1,95 %.
Единый социальный налог.
Элементы налогообложения по единому социальному налогу (ЕСН) установлены с 1 января 2001 года. ЕСН поступает в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды – Фонд социального страхования РФ (ФСС), фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМ) для реализации права граждан на государственное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.
Законодательством определены две группы плательщиков ЕСН:
1. лица, производящие выплаты физическим лицам, - организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям;
2. индивидуальные предприниматели и адвокаты в отношении собственных доходов.
Для каждой группы налогоплательщиков установлены свои элементы налогообложения.
В структуре федерального бюджета единый социальный налог составил в 2007 году – 5,2 %, а в плане 2008 года – 5,0 %.
Налог на прибыль организаций.
Налогообложение прибыли – важнейший элемент налоговой политики любого государства.
Налог на прибыль представляет собой прямой, федеральный и регулирующий налог.
Плательщиками налога на прибыль организаций являются:
- российские организации;
- иностранные организации, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в РФ через постоянные представительства и получают доходы от источников в РФ.
Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций такой прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину расходов. Для иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность в РФ через постоянные представительства, прибыль рассчитывается как полученный этим представительством доход за вычетом произведенных им расходов.
В структуре федерального бюджета налог на прибыль организаций составил в 2007 году – 8,1 %, а в плане 2008 года – 6,9 %.
Налоги, сборы и регулярные платежи за использование природными ресурсами.
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами в структуре федерального бюджета в 2007 году составили 15,9 %.
В странах богатых природными ресурсами, существенными элементами бюджета является рента с природных ресурсов. Однако в России этот фундаментальный источник доходов используется слабо. По оценкам ученых РАН, на ренту приходится 75 % общего прироста совокупного дохода России, но в доходах бюджета ее доля не превышает 15 %. Уже сегодня надо приступать к отработке методов изъятия ренты в бюджет.
Сборы за пользования объектами водных биологических ресурсов.
Плательщиками сбора за пользование объектами водных ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию на пользование объектами водных биологических ресурсов. Ставка сборов за каждый объект устанавливается в рублях за одну тонну.
Наглядное представление о структуре налоговых доходов различных стран представлены в таблице 2.
Таблица 2
Структура доходной части бюджета, формируемой за счет налоговых поступлений в ведущих странах (в % к ВВП)
Налоги (в % к ВВП) | Россия | США | Япония | Швеция | Канада | Австралия | Дания |
Подоходный налог | 2,5 | 10,1 | 7,2 | 20 | 16,4 | 13,4 | 27,1 |
Налог на прибыль организаций | 8,1 | 2,1 | 7,7 | 1,5 | 2,1 | 4,1 | 1,7 |
Налог на имущество | 0,8 | 3,3 | 2,7 | 1,4 | 3,7 | 2,7 | 1,8 |
Косвенные налоги (на потребление) | 9,8 | 5 | 3,4 | 13,4 | 9,6 | 8,6 | 15,9 |
Характерно, что в большинстве стран сложилась вполне сопоставимая структура налоговых поступлений, которая остается достаточно устойчивой на протяжении десятилетий.
Хотя состав налогов в России существенно не отличается от налоговых систем, принятых в мировой практике, тем не менее, структура налоговых платежей в бюджетную систему России представляет разительный контраст со странами западного мира. Так, в России чрезмерно велик удельный вес налогов на внешнюю торговлю и налога на прибыль при низкой доле подоходного налога и налога на имущество. [23]
С самого начала рыночных реформ российский бюджет фактически держится за счет косвенных налогов, основная тяжесть которых приходится на наиболее незащищенные слои населения. В федеральном бюджете США доля косвенных налогов составляет всего 4 %, а в российском бюджете 31,9%.[23]
В эффективной рыночной налоговой системе наибольший удельный вес занимают прямые налоги с юридических и физических лиц, т.е. на труд и предпринимательство (в США – 75,1 %, в России – 37,3 %).
Высокое косвенное налогообложение в российской налоговой системе выступает фактором сдерживания спроса, его излишняя тяжесть является одной из причин затяжного спада экономики. Косвенные налоги не связанны непосредственно с эффективностью труда и капитала и в известной мере даже противостоят ей. В некоторой степени они носят антирыночный характер, поэтому их уровень не должен быть высоким.
Тенденция постепенного, а не одномоментного, что нереально, ограничения доли косвенных налогов в налоговой системе России отвечает целям антикризисной политики и продолжения экономической реформы. Внедрение этого принципа в российскую налоговую систему и в налоговое законодательство особенно важно, поскольку основная масса платежей в бюджет и внебюджетные фонды уплачивается без учета каких-либо объективных факторов и условий производства, влияющих на уровень рентабельности, что в целом ряде случаев приводит к изъятию фондов возмещения предприятий.[26]
На развитие российской экономики, особенно производственного ее сектора, существующая налоговая система оказывает угнетающее воздействие. У предприятий, которые полностью платят налоги, не остается полностью достаточных средств для инвестиций, для модернизации, для адаптации к условиям рынка. Согласно критериям, выработанным мировым опытом, такой уровень обложения означает "неблагоприятный налоговый режим", выталкивает хозяйственную деятельность в теневой сектор.[26]
При этом государство пытается решить задачу поддержки предприятий путем широкого распространения льготного режима налогообложения. Льготы зачастую предоставляются вне системы государственных приоритетов, отдельным предприятиям и организациям. Тем самым поощряется развитие теневой и откровенно криминальной экономики, создается основа для коррупции, бегства от налогообложения. Сегодня в России проще перечислить тех, кто платит налоги в полном объеме, чем тех, кто пользуется той или иной льготой.
Неналоговые доходы в структуре доходов федерального бюджета составляют 45,1 % - 2007 г. и 37,5 % в плане 2008 года. Наибольший удельный вес занимают доходы от внешнеэкономической деятельности 35,2 % в 2007 г. и в плане 2008 г. – 41,7 % в том числе таможенные пошлины 34,9 % в 2007 г. и в плане 2008 г. – 23,4 %.
Таможенные пошлины включают:
- ввозные таможенные пошлины;
- вывозные таможенные пошлины, в том числе:
· на "сырую" нефть;
· на природный газ;
· на товары, выработанные из нефти.
Доходы от использования имущества.
В федеральном бюджете составляют 1,4 % в 2007 году и 1,5 % в плане 2008 года, т.е. незначительную долю доходного потенциала, что свидетельствует о крайне неэффективном использовании федеральной государственной собственности, поскольку ее доля в общем, экономическом потенциале производственной сферы остается достаточно высокой – около 30 %.[26]
Государство, как собственник имущества определяет предмет и цели его деятельности, осуществляет контроль за использованием имущества по назначению, его сохранностью, получением выгоды от его использования или реализации. Имущество, земля и природные ресурсы могут быть использованы государством в целях извлечения прибыли в собственных интересах, переданы в аренду или проданы на основе соответствующих законодательных актов. В соответствии с законодательством РФ государственное имущество может быть передано государством другим лицам.
Денежные средства, полученные государством от федеральной собственности до момента приватизации и полученные от приватизации имущества, поступают в федеральный бюджет или распределяется между бюджетами всех уровней бюджетной системы в соответствии с нормативами, установленными программами приватизации РФ.
В структуре доходов федерального бюджета налоговые доходы в 2007 году составили – 53,8 %, а в плане 2008 года – 57,3 %. Неналоговые доходы бюджета на 2007 год составляют – 45,1 %, а в плане 2008 года – 37,5%.
Местный бюджет составляет третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Состав и структура доходов местного бюджета МО г. Липецка представлены в таблице 3.
Таблица 3
Состав и структура доходов бюджета МО г. Липецка в 2007, 2008 г.г
2007 год | план 2008 года |
Наименование доходов | Тыс. руб. | % к итогу | Тыс. руб. | % к итогу |
Налоговые и неналоговые доходы | 3986353,7 | 61,8 | 4526715,9 | 66,8 |
Налоги на прибыль, доходы | 2445580 | 3,79 | 295668,96 | 4,36 |
Налог на прибыль организаций | 453864,9 | 7,05 | 454782 | 6,71 |
Налог на доходы физических лиц | 1991715,1 | 30,9 | 2356886,9 | 34,7 |
Налог на совокупный доход | 179052,8 | 2,78 | 199321 | 2,94 |
Единый налог на вмененный доход | 3324,6 | 0,05 | 199140 | 2,91 |
Единый сельскохозяйственный налог | 3324,6 | 0,06 | 181 | 0,0002 |
Налоги на имущество | 525925,4 | 8,17 | 536869 | 7,91 |
Налог на имущество физических лиц | 24282,6 | 0,38 | 19340 | 0,28 |
Земельный налог | 501642,8 | 7,78 | 517529 | 7,63 |
Госпошлина | 49290,1 | 0,76 | 47100 | 0,69 |
Доходы от использования имущества | 491144,7 | 7,62 | 517393 | 7,62 |
Дивиденды по акциям | 269,8 | 0,004 | 80 | 0,0001 |
Проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов | 87,6 | 0,0001 | 24 | 0,00003 |
Арендная плата за землю | 326869,5 | 5,07 | 426436 | 6,28 |
Доходы от сдачи в аренду имущества | 5401,3 | 0,008 | 5100 | 0,007 |
Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов МУП | 964 | 0,014 | 753 | 0,011 |
Прочие поступления от использования имущества | ----------- | 85000 | 1,25 | |
Платежи при пользовании природными ресурсами | 495 | 0,007 | 45094 | 0,66 |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду | 495 | 0,007 | 45094 | 0,66 |
Доходы от продажи материальных и не материальных активов | 158255,7 | 2,46 | 134000 | 1,98 |
Доходы от реализации имущества | 15255,7 | 0,24 | 40000 | 0,58 |
Доходы от продажи земельных участков | ------------- | ------------- | 94000 | 1,38 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | ------------- | ------------- | 94000 | 1,38 |
Прочие неналоговые доходы | 56469,7 | 0,88 | 50000 | 0,73 |
Безвозмездные поступления | 12890,5 | 0,20 | 40270 | 0,58 |
Субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований | 2457403,9 | 38,14 | 2399652,469 | 35,35 |
Субсидии бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований | 1558014,7 | 24,2 | 2033774,3 | 29,97 |
Всего доходов: | 888659,2 | 13,7 | 36878,169 | 0,54 |
6443757,6 | 100 | 6787368,429 | 100 |
Доходы местного бюджета формируются за счет следующих источников:
- местных налогов и сборов;
- отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;
- неналоговых доходов.
К местным налогам в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Земельный налог. Плата за землю – это особый вид налога, включающий:
ü арендную плату;
ü нормативную цену земли.
Цель введения платы за землю - стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышение плодородия почв.
Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Налогоплательщиками этого налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения. В структуре доходов бюджета МО г. Липецка земельный налог составил в 2007 году 7,78 %, а в 2008 году составит 7,63 % бюджета.
Налог на имущество физических лиц.
Плательщиками налога являются физические лица, имеющие в собственности объекты налогообложения – жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.
В структуре доходов местного бюджета налог на имущество физических лиц составил 0,38 % в 2007 году.
Налог на доходы физических лиц.
В структуре доходов местного бюджета наибольший удельный вес составляет налог на доходы физических лиц, который составил в 2007 году 30,9% и 34,7 % в плане 2008 года.
В бюджетах экономически развитых стран поступления от подоходного налога физических лиц занимают более весомое место. Например, а США доля подоходного налога в доходах бюджета доходит до 60 %, в Великобритании – до 46 %. Недостаточная роль на доходы физических лиц в формировании доходной базы российского бюджета объясняется следующими причинами:
- низким по сравнению с экономически развитыми странами уровнем доходов подавляющего большинства населения России;
- задержки выплаты заработной платы работникам, как сферы материального производства, так и работающих в бюджетных организациях;
- наличием теневой экономики и уходом от налогообложения работников этого сектора хозяйства, а также лиц с относительно высокими доходами. Основную долю этого налога обеспечивают поступления от доходов малообеспеченной части населения, поскольку здесь наиболее низкий процент укрывательства от налогов.[23]
Отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов в местный бюджет, предусмотренных БК РФ по нормативам на предстоящий финансовый год, представлены в таблице 4.
Таблица 4
Отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов
Налоги | % |
Земельный налог, взимаемого на межселенных территориях. | 100% |
Налог на имущество физических лиц | 100% |
Налог на доходы физических лиц | 20% |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности | 90% |
Единый сельскохозяйственного налога | 30% |
Единый сельскохозяйственный налог, взимаемый на межселенных территориях. | 60% |
Государственная пошлина | 100% |
Сравним структуру доходов местного бюджета МО г. Липецка с примерной функциональной структурой доходов местных бюджетов городов областного подчинения страны, приведенных в таблице 5.
Таблица 5
Примерная функциональная структура доходов местных бюджетов городов областного подчинения в %.
Источники доходов | Города областного подчинения | г. Липецк |
Всего доходов | 100 | 100 |
Налоговые доходы | 71,0 | 60,0 |
Местные налоговые доходы (собственные) | 13,1 | 15,1 |
Регулирующие налоги | 44,2 | 40,5 |
Неналоговые доходы | 3,6 | 1,8 |
Доходы целевых внебюджетных фондов | 1,2 | 1,4 |
Безвозмездные перечисления из вышестоящих бюджетов | 24,2 | 38,1 |
Дотации и трансферты | 15,7 | 13,7 |
Субвенции | 2,7 | 9,7 |
Прочие | 5,8 | 5,0 |
Из таблицы 5 следует, что в местных муниципальных образований, как и в г. Липецке, основную долю доходов занимают налоговые доходы, а так же перечисления из вышестоящих бюджетов и регулирующих налогов.
Местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, а так же неналоговые платежи составляют собственные доходы местных бюджетов.
Основными источниками доходов местного бюджета является регулируемые налоги и безвозмездные перечисления, на долю которых приходится более 70%, из них на долю регулирующих налогов более 40,5 %. Доля доходов о собственных налогов не превышает 15 %, что является основной проблемой зависимости местных органов власти от вышестоящих инстанций.
Неналоговые доходы формируются:
- от использования имущества (сдачи в аренду), находящегося в муниципальной собственности;
- от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления;
- от доходов от продажи имущества;
- штрафы, компенсации и другие.
К неналоговым доходам относятся еще безвозмездные и безвозвратные перечисления в виде: финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий; субвенций из региональных фондов компенсаций; перечислений из бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; перечислений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований.
Неналоговые доходы в местном бюджете МО г. Липецка занимают всего лишь 1,8 % бюджета.
В структуре местного бюджета г. Липецка налоговые доходы в 2007 году составили 60 %, а в плане 2008 года – 64,5 %. Неналоговые доходы бюджета г. Липецка в 2007 году составили 1,8 %, а в плане 2008 года – 2,3 %.
2019-12-29 | 381 | Обсуждений (0) |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Анализ структуры доходов федерального бюджета и местного бюджета МО г. Липецка |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы