Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ структуры доходов федерального бюджета и местного бюджета МО г. Липецка



2019-12-29 381 Обсуждений (0)
Анализ структуры доходов федерального бюджета и местного бюджета МО г. Липецка 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным собранием в виде федерального закона.

Через федеральный бюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения.

Средства федерального бюджета – главный источник финансирования структурной перестройки экономики, конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективных направлений в сфере производства, пионерного освоения новых территориально-производственных комплексов.

Доходы федерального бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.

Состав и структуру доходов федерального бюджета характеризуют данные таблицы 1.

 

Таблица 1

Состав и структура доходов федерального бюджета в 2007, 2008 г. г

2007 год План 2008 года

Наименование доходов

Млрд. руб.

% к итогу

Млрд. руб.

% к итогу

Доходы, всего

6634,4

100

6750,2

100

В том числе:

 

 

 

 

Налоговые доходы

3520,2

53,8

3850,3

57,3

Из них

 

 

 

 

Налог на прибыль организации

571,1

8,1

456,0

6,9

Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет (ЕСН)

368,8

5,2

329,0

5,0

Налог на добавленную стоимость (НДС)

1378,7

30,6

1791,2

27,2

Акцизы

106,4

1,52

128,3

1,95
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1068,9

15,3

1764,5

26,8
Государственная пошлина

26,3

0,3

28,1

0,4
Неналоговые доходы

2986,7

45,1

2527,9

37,5
Из них

 

 

 

 
Доходы от внешнеэкономической деятельности В том числе Таможенные пошлины и сборы

1455,0

 

1394,2

35,2   34,9

1744,3

 

1642,1

41,7   23,4
Доходы от использования имущества

100,1

1,4

103,4

1,5
Платежи при использовании природными ресурсами

37,4

1,6

38,1

0,5
Доходы на оказание платных услуг и компенсации затрат государства

118,7

1,7

113,4

1,7
Административные платежи и сборы

3,8

0,05

4,0

0,06
Штрафы, санкции, возмещение ущерба

2,2

0,03

2,4

0,03
Прочие неналоговые доходы

2,8

0,04

3,5

0,05
               

 

Из таблицы 1 следует, что основная часть доходного потенциала федерального бюджета формируется за счет налоговых доходов. Налоговые доходы в структуре доходов федерального бюджета в 2007 году составили 53,8 %, в плане 2008 года составляют 57,3 %. Наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов составляет налог на добавленную стоимость (НДС) – 30,6 % в 2007 году и 27,2 % в плане 2008 года.

Объектом налогообложения НДС являются следующие операции:

· реализация товаров на территории РФ;

· передача на территории РФ товаров (выполнение работ,

услуг) для собственных нужд;

· выполнение строительно-монтажных работ для

собственного потребления;

· ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

НДС относится к группе налогов на потребление. Пропорции распределения НДС по уровням бюджетной системы устанавливаются ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете. В разные годы в федеральный бюджет поступало от 75 до 85 % собираемого НДС. С 2001 г. этот налог полностью поступает в федеральный бюджет.

Для бюджета этот налог дает следующие преимущества: служит стабильным и регулярным источником доходов и сложен для плательщика с точки зрения уклонения от его уплаты. Чрезвычайно велико фискальное значение НДС. В налоговых доходах Федерального бюджета НДС стабильно занимает первое место. НДС занимает значительное место в системе доходов развитых стран мира. Однако от введения НДС воздержались США, Япония, Австралия. По мнению экспертов этих стран, НДС приводит к росту цен на товары, работы и услуги на всех стадиях продвижения товаров до конечного потребителя, что вызывает дополнительную инфляцию и снижение совокупного спроса, а эти факторы сдерживают экономическое развитие.[23]

Акцизы представляют собой один из видов налогов на потребление, который включается в цену товара. В настоящее время акцизы устанавливаются, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государства полученной производителями прибыли. Подакцизными товарами являются: алкогольная продукция, табачная продукция, автомобильный бензин, дизельное топливо.

Регулирующее значение акцизов выше, чем других налогов на потребление. Они распределяются по уровням бюджетной системы.

В структуре доходов федерального бюджета акцизы составили в 2007 году – 1,52 %, а в плане 2008 года – 1,95 %.

Единый социальный налог.

Элементы налогообложения по единому социальному налогу (ЕСН) установлены с 1 января 2001 года. ЕСН поступает в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды – Фонд социального страхования РФ (ФСС), фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМ) для реализации права граждан на государственное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.

Законодательством определены две группы плательщиков ЕСН:

1. лица, производящие выплаты физическим лицам, - организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям;

2. индивидуальные предприниматели и адвокаты в отношении собственных доходов.

Для каждой группы налогоплательщиков установлены свои элементы налогообложения.

В структуре федерального бюджета единый социальный налог составил в 2007 году – 5,2 %, а в плане 2008 года – 5,0 %.

Налог на прибыль организаций.

Налогообложение прибыли – важнейший элемент налоговой политики любого государства.

Налог на прибыль представляет собой прямой, федеральный и регулирующий налог.

Плательщиками налога на прибыль организаций являются:

- российские организации;

- иностранные организации, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в РФ через постоянные представительства и получают доходы от источников в РФ.

Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций такой прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину расходов. Для иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность в РФ через постоянные представительства, прибыль рассчитывается как полученный этим представительством доход за вычетом произведенных им расходов.

В структуре федерального бюджета налог на прибыль организаций составил в 2007 году – 8,1 %, а в плане 2008 года – 6,9 %.

Налоги, сборы и регулярные платежи за использование природными ресурсами.

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами в структуре федерального бюджета в 2007 году составили 15,9 %.

В странах богатых природными ресурсами, существенными элементами бюджета является рента с природных ресурсов. Однако в России этот фундаментальный источник доходов используется слабо. По оценкам ученых РАН, на ренту приходится 75 % общего прироста совокупного дохода России, но в доходах бюджета ее доля не превышает 15 %. Уже сегодня надо приступать к отработке методов изъятия ренты в бюджет.

Сборы за пользования объектами водных биологических ресурсов.

Плательщиками сбора за пользование объектами водных ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию на пользование объектами водных биологических ресурсов. Ставка сборов за каждый объект устанавливается в рублях за одну тонну.

Наглядное представление о структуре налоговых доходов различных стран представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Структура доходной части бюджета, формируемой за счет налоговых поступлений в ведущих странах (в % к ВВП)

Налоги (в % к ВВП) Россия США Япония Швеция Канада Австралия Дания
Подоходный налог 2,5 10,1 7,2 20 16,4 13,4 27,1
Налог на прибыль организаций 8,1 2,1 7,7 1,5 2,1 4,1 1,7
Налог на имущество 0,8 3,3 2,7 1,4 3,7 2,7 1,8
Косвенные налоги (на потребление) 9,8 5 3,4 13,4 9,6 8,6 15,9

 

Характерно, что в большинстве стран сложилась вполне сопоставимая структура налоговых поступлений, которая остается достаточно устойчивой на протяжении десятилетий.

Хотя состав налогов в России существенно не отличается от налоговых систем, принятых в мировой практике, тем не менее, структура налоговых платежей в бюджетную систему России представляет разительный контраст со странами западного мира. Так, в России чрезмерно велик удельный вес налогов на внешнюю торговлю и налога на прибыль при низкой доле подоходного налога и налога на имущество. [23]

С самого начала рыночных реформ российский бюджет фактически держится за счет косвенных налогов, основная тяжесть которых приходится на наиболее незащищенные слои населения. В федеральном бюджете США доля косвенных налогов составляет всего 4 %, а в российском бюджете 31,9%.[23]

В эффективной рыночной налоговой системе наибольший удельный вес занимают прямые налоги с юридических и физических лиц, т.е. на труд и предпринимательство (в США – 75,1 %, в России – 37,3 %).

Высокое косвенное налогообложение в российской налоговой системе выступает фактором сдерживания спроса, его излишняя тяжесть является одной из причин затяжного спада экономики. Косвенные налоги не связанны непосредственно с эффективностью труда и капитала и в известной мере даже противостоят ей. В некоторой степени они носят антирыночный характер, поэтому их уровень не должен быть высоким.

Тенденция постепенного, а не одномоментного, что нереально, ограничения доли косвенных налогов в налоговой системе России отвечает целям антикризисной политики и продолжения экономической реформы. Внедрение этого принципа в российскую налоговую систему и в налоговое законодательство особенно важно, поскольку основная масса платежей в бюджет и внебюджетные фонды уплачивается без учета каких-либо объективных факторов и условий производства, влияющих на уровень рентабельности, что в целом ряде случаев приводит к изъятию фондов возмещения предприятий.[26]

На развитие российской экономики, особенно производственного ее сектора, существующая налоговая система оказывает угнетающее воздействие. У предприятий, которые полностью платят налоги, не остается полностью достаточных средств для инвестиций, для модернизации, для адаптации к условиям рынка. Согласно критериям, выработанным мировым опытом, такой уровень обложения означает "неблагоприятный налоговый режим", выталкивает хозяйственную деятельность в теневой сектор.[26]

При этом государство пытается решить задачу поддержки предприятий путем широкого распространения льготного режима налогообложения. Льготы зачастую предоставляются вне системы государственных приоритетов, отдельным предприятиям и организациям. Тем самым поощряется развитие теневой и откровенно криминальной экономики, создается основа для коррупции, бегства от налогообложения. Сегодня в России проще перечислить тех, кто платит налоги в полном объеме, чем тех, кто пользуется той или иной льготой.

Неналоговые доходы в структуре доходов федерального бюджета составляют 45,1 % - 2007 г. и 37,5 % в плане 2008 года. Наибольший удельный вес занимают доходы от внешнеэкономической деятельности 35,2 % в 2007 г. и в плане 2008 г. – 41,7 % в том числе таможенные пошлины 34,9 % в 2007 г. и в плане 2008 г. – 23,4 %.

Таможенные пошлины включают:

- ввозные таможенные пошлины;

- вывозные таможенные пошлины, в том числе:

· на "сырую" нефть;

· на природный газ;

· на товары, выработанные из нефти.

Доходы от использования имущества.

В федеральном бюджете составляют 1,4 % в 2007 году и 1,5 % в плане 2008 года, т.е. незначительную долю доходного потенциала, что свидетельствует о крайне неэффективном использовании федеральной государственной собственности, поскольку ее доля в общем, экономическом потенциале производственной сферы остается достаточно высокой – около 30 %.[26]

Государство, как собственник имущества определяет предмет и цели его деятельности, осуществляет контроль за использованием имущества по назначению, его сохранностью, получением выгоды от его использования или реализации. Имущество, земля и природные ресурсы могут быть использованы государством в целях извлечения прибыли в собственных интересах, переданы в аренду или проданы на основе соответствующих законодательных актов. В соответствии с законодательством РФ государственное имущество может быть передано государством другим лицам.

Денежные средства, полученные государством от федеральной собственности до момента приватизации и полученные от приватизации имущества, поступают в федеральный бюджет или распределяется между бюджетами всех уровней бюджетной системы в соответствии с нормативами, установленными программами приватизации РФ.

В структуре доходов федерального бюджета налоговые доходы в 2007 году составили – 53,8 %, а в плане 2008 года – 57,3 %. Неналоговые доходы бюджета на 2007 год составляют – 45,1 %, а в плане 2008 года – 37,5%.

Местный бюджет составляет третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Состав и структура доходов местного бюджета МО г. Липецка представлены в таблице 3.

 

Таблица 3

Состав и структура доходов бюджета МО г. Липецка в 2007, 2008 г.г

2007 год план 2008 года
Наименование доходов Тыс. руб. % к итогу Тыс. руб. % к итогу
Налоговые и неналоговые доходы 3986353,7 61,8 4526715,9 66,8
Налоги на прибыль, доходы 2445580 3,79 295668,96 4,36
Налог на прибыль организаций 453864,9 7,05 454782 6,71
Налог на доходы физических лиц 1991715,1 30,9 2356886,9 34,7
Налог на совокупный доход 179052,8 2,78 199321 2,94
Единый налог на вмененный доход 3324,6 0,05 199140 2,91
Единый сельскохозяйственный налог 3324,6 0,06 181 0,0002
Налоги на имущество 525925,4 8,17 536869 7,91
Налог на имущество физических лиц 24282,6 0,38 19340 0,28
Земельный налог 501642,8 7,78 517529 7,63
Госпошлина 49290,1 0,76 47100 0,69
Доходы от использования имущества 491144,7 7,62 517393 7,62
Дивиденды по акциям 269,8 0,004 80 0,0001
Проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов 87,6 0,0001 24 0,00003
Арендная плата за землю 326869,5 5,07 426436 6,28
Доходы от сдачи в аренду имущества 5401,3 0,008 5100 0,007
Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов МУП 964 0,014 753 0,011
Прочие поступления от использования имущества   -----------   85000 1,25
Платежи при пользовании природными ресурсами 495 0,007 45094 0,66
Плата за негативное воздействие на окружающую среду 495 0,007 45094 0,66
Доходы от продажи материальных и не материальных активов 158255,7 2,46 134000 1,98
Доходы от реализации имущества 15255,7 0,24 40000 0,58
Доходы от продажи земельных участков ------------- ------------- 94000 1,38
Штрафы, санкции, возмещение ущерба ------------- ------------- 94000 1,38
Прочие неналоговые доходы 56469,7 0,88 50000 0,73
Безвозмездные поступления 12890,5 0,20 40270 0,58
Субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований 2457403,9 38,14 2399652,469 35,35
Субсидии бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований 1558014,7 24,2 2033774,3 29,97
Всего доходов: 888659,2 13,7 36878,169 0,54
  6443757,6 100 6787368,429 100

 

Доходы местного бюджета формируются за счет следующих источников:

- местных налогов и сборов;

- отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;

- неналоговых доходов.

К местным налогам в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц.

Земельный налог. Плата за землю – это особый вид налога, включающий:

ü арендную плату;

ü нормативную цену земли.

Цель введения платы за землю - стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышение плодородия почв.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Налогоплательщиками этого налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения. В структуре доходов бюджета МО г. Липецка земельный налог составил в 2007 году 7,78 %, а в 2008 году составит 7,63 % бюджета.

Налог на имущество физических лиц.

Плательщиками налога являются физические лица, имеющие в собственности объекты налогообложения – жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

В структуре доходов местного бюджета налог на имущество физических лиц составил 0,38 % в 2007 году.

Налог на доходы физических лиц.

В структуре доходов местного бюджета наибольший удельный вес составляет налог на доходы физических лиц, который составил в 2007 году 30,9% и 34,7 % в плане 2008 года.

В бюджетах экономически развитых стран поступления от подоходного налога физических лиц занимают более весомое место. Например, а США доля подоходного налога в доходах бюджета доходит до 60 %, в Великобритании – до 46 %. Недостаточная роль на доходы физических лиц в формировании доходной базы российского бюджета объясняется следующими причинами:

- низким по сравнению с экономически развитыми странами уровнем доходов подавляющего большинства населения России;

- задержки выплаты заработной платы работникам, как сферы материального производства, так и работающих в бюджетных организациях;

- наличием теневой экономики и уходом от налогообложения работников этого сектора хозяйства, а также лиц с относительно высокими доходами. Основную долю этого налога обеспечивают поступления от доходов малообеспеченной части населения, поскольку здесь наиболее низкий процент укрывательства от налогов.[23]

Отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов в местный бюджет, предусмотренных БК РФ по нормативам на предстоящий финансовый год, представлены в таблице 4.

 

Таблица 4

Отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов

Налоги %
Земельный налог, взимаемого на межселенных территориях.   100%
Налог на имущество физических лиц 100%
Налог на доходы физических лиц 20%
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности   90%
Единый сельскохозяйственного налога 30%
Единый сельскохозяйственный налог, взимаемый на межселенных территориях.     60%
Государственная пошлина 100%

 

Сравним структуру доходов местного бюджета МО г. Липецка с примерной функциональной структурой доходов местных бюджетов городов областного подчинения страны, приведенных в таблице 5.

 

Таблица 5

Примерная функциональная структура доходов местных бюджетов городов областного подчинения в %.

Источники доходов Города областного подчинения г. Липецк
Всего доходов 100 100
Налоговые доходы 71,0 60,0
Местные налоговые доходы (собственные) 13,1 15,1
Регулирующие налоги 44,2 40,5
Неналоговые доходы 3,6 1,8
Доходы целевых внебюджетных фондов 1,2 1,4
Безвозмездные перечисления из вышестоящих бюджетов 24,2 38,1
Дотации и трансферты 15,7 13,7
Субвенции 2,7 9,7
Прочие 5,8 5,0

 

Из таблицы 5 следует, что в местных муниципальных образований, как и в г. Липецке, основную долю доходов занимают налоговые доходы, а так же перечисления из вышестоящих бюджетов и регулирующих налогов.

Местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, а так же неналоговые платежи составляют собственные доходы местных бюджетов.

Основными источниками доходов местного бюджета является регулируемые налоги и безвозмездные перечисления, на долю которых приходится более 70%, из них на долю регулирующих налогов более 40,5 %. Доля доходов о собственных налогов не превышает 15 %, что является основной проблемой зависимости местных органов власти от вышестоящих инстанций.

Неналоговые доходы формируются:

- от использования имущества (сдачи в аренду), находящегося в муниципальной собственности;

- от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления;

- от доходов от продажи имущества;

- штрафы, компенсации и другие.

К неналоговым доходам относятся еще безвозмездные и безвозвратные перечисления в виде: финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий; субвенций из региональных фондов компенсаций; перечислений из бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; перечислений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований.

Неналоговые доходы в местном бюджете МО г. Липецка занимают всего лишь 1,8 % бюджета.

В структуре местного бюджета г. Липецка налоговые доходы в 2007 году составили 60 %, а в плане 2008 года – 64,5 %. Неналоговые доходы бюджета г. Липецка в 2007 году составили 1,8 %, а в плане 2008 года – 2,3 %.

 



2019-12-29 381 Обсуждений (0)
Анализ структуры доходов федерального бюджета и местного бюджета МО г. Липецка 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ структуры доходов федерального бюджета и местного бюджета МО г. Липецка

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (381)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)