Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Инфляция: сущность, причины, виды, уровень, последствия. Антиинфляционная политика государства. Кривая Филлипса.



2019-12-29 229 Обсуждений (0)
Инфляция: сущность, причины, виды, уровень, последствия. Антиинфляционная политика государства. Кривая Филлипса. 0.00 из 5.00 0 оценок




Инфляция - процесс обесценивания денег, снижения покупательной способности рубля, повышение общего уровня цен.

Инфляция проявляется не только в повышении цен, в этом случае существует открытая инфляция, также может иметь место скрытая инфляция или подавленная, проявляющаяся в существовании дефицита, ухудшении качества товаров.

Но не всякое повышение цен - есть признак инфляции. Цены могут повышаться в силу:

· улучшения качества продукции;

· ухудшения добычи топливно-сырьевых ресурсов;

· изменения общественных потребностей.

Но это не инфляция.

В буквальном переводе с латинского инфляция означает “вздутие”, т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.

Причины инфляции многообразны.

Обычно в основе инфляции лежит - несоответствие денежного спроса и товарной массы - спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек.

Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться:

· дефицитом госбюджета (расходы больше доходов);

· чрезмерным инвестированием (объем инвестиций превышает возможности эк-ки);

· опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;

· произвольным установлением цен, вызывающим перекосы в величине и структуре спроса.

Причины возникновения инфляции могут быть внешними и внутренними. Внешние причины – это, прежде всего, сокращение поступлений от внешней торговли.

Инфляционный процесс в России усиливало падение мировых цен на топливо и цветные металлы, составляющие важную статью ее экспорта, неблагоприятная конъюнктура на мировом рынке зерна. В Венгрии, эк-ка которой в большей мере зависит от состояния внешнеэкономических связей, именно внешний фактор играл едва ли не определяющую роль в усилении инфляционного процесса.

При этом политика наращивания экспорта и сдерживания импорта снижала насыщенность внутреннего рынка и, при неизменном спросе, порождала рост внутренних, оптовых и потребительских цен.

Внутренние причины:

· деформация народнохозяйственной структуры, выражающая в существенном отставании отраслей потребительского сектора при явно гипертрофированном развитии отраслей тяжёлой индустрии и особенно военного машиностроения;

· недостатки хозяйственного механизма. В условиях централизации эк-ки практически отсутствовала обратная связь, не было эффективных экономических рычагов, кот-е были бы способны регулировать соотношение между денежной и товарной массой. Определяющую роль в стране играл Госплан, а не Минфин и Госснаб.

Рассматривая причины инфляции, экономисты проводят различия между двумя её видами - инфляцией спроса и предложения. В сущности - это две, как правило, взаимосвязанные, но неравнозначные причины инфляции: одна есть избыток денежных средств у покупателей, другая - это рост производственных издержек.

Последствия инфляции.

В какой-то мере, говоря о показателях и типах инфляции, мы уже затронули вопрос о последствиях и, её влиянии на эк-ки.

В западных странах и стала практически неотъемлемым атрибутом рыночной системы хозяйствования. Это позволяет вести речь не просто о следствиях, но о некоторых специфических функциях инфляции.

Многие экономисты придерживаются той точки зрения, что незначительная инфляция, 3-4% в год, сопровождающаяся соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. В соответствии с уравнением обмена Фишера: MV=PQ, некоторый рост денежной массы создаёт своеобразный стимул для увеличения объёма выпуска продукции. При этом расширение производства будет тем значительнее, чем больше имеется неиспользуемых факторов производства. Рост массы денег ускоряет платёжный оборот (V), способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь, рост производства ведёт к восстановлению равновесия между товарной и денежной массой при более высоком уровне цен.

Процесс этот противоречив. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой - рост цен ведёт к обесцениванию неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а, прежде всего, наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную организацию производства.

В лучшем положении оказываются социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен.

В условиях инфляционных ожиданий предприниматели стремятся обезопасить себя от риска, в частности от предполагаемого роста цен на импортируемые товары (сырьё, топливо, комплектующие).

Чтобы избежать потерь, вызываемых обесцениванием денег, производители, поставщики, посредники повышают цены, подстёгивая тем самым инфляцию.

От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что % за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.

В зависимости от темпов роста цен на рынке различают следующие виды инфляции:

1.ползучая – при ежегодных темпах прироста цен на 3-4%. Такая инфляция характерна для развитых стран, кот-е рассматривают ее как стимулирующий фактор;

2.галопирующая – при среднегодовых темпах прироста цен на 10-50% (иногда до 100%), которая преобладает в развивающихся странах;

3.гиперинфляция – при ежегодных темпах прироста цен свыше 100% - свойственна странам в отдельные периоды, когда они переживают коренную ломку своей экономич-кой структуры.

Антиинфляционная политика:

1) активная политика, направленная на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию;

2) адаптивная политика, направленная на приспособление к инфляции, смягчение её отрицательных последствий.

Активная политика осуществляется с использованием монетарных и немонетарных рычагов.

Монетарные рычаги:

· контроль за денежной эмиссией;

· осуществление текущего контроля за состоянием денежной массы путём операций на открытом рынке и резервной политики;

· недопущение эмиссионного финансирования бюджета;

· пресечение обращения денежных суррогатов;

· проведение денежных реформ конфискационного типа.

Немонетарные рычаги:

1. Направленные против инфляции спроса:

· уменьшение госрасходов;

· увеличение налогов;

· сокращение дефицита госбюджета;

· переход к жесткой кредитно-денежной политике;

· стабилизация валютного курса путём его фиксирования.

2. Направленные против инфляции издержек:

· сдерживание роста факторных доходов и цен;

· борьба с монополизмом и развитие рыночных институтов;

· стимулирование производства.

Кривая Филлипса (Phillipscurve) — это кривая на графике, показывающая взаимозависимость между безработицей и инфляцией.

Кривая Филлипса показывает взаимозависимость между безработицей и инфляцией в краткосрочном периоде. На графике в точке, где кривая Филлипса пересекает ось абсцисс, ожидаемая инфляция всегда равна нулю.



2019-12-29 229 Обсуждений (0)
Инфляция: сущность, причины, виды, уровень, последствия. Антиинфляционная политика государства. Кривая Филлипса. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Инфляция: сущность, причины, виды, уровень, последствия. Антиинфляционная политика государства. Кривая Филлипса.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)