Возможные определения культуры.
Понятие культурологи. Ее место среди других наук. Культурология (лат. — возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. — мысль, причина) — наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке. Термин «культурология» был предложен в 1949 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900—1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук. Культурология является интегративной сферой знания, рождённой на стыке философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религии, социологии, культуры и искусствоведения. Однако, в зарубежной научной классификации культурологию как отдельную науку не выделяют. Феномен культуры в Европе и Америке понимается преимущественно в социально-этнографическом смысле, поэтому основной наукой считается культурная антропология. Предмет культурологии — исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентаций и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию. Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры. Прикладная, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов. В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического подхода к изучаемым культурам. Логический метод: предшествует историческому. Исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими; Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде. Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода: - Генетический: направлен на обнаружение генезиса. - Сравнительно-исторический: сопоставление периодов развития данной культуры или следующих друг за другом культур (диахронический метод), а также сопоставление сосуществующих культур или культурных явлений (синхронический подход). Сравнительный подход является основой современной компаративистики (методология сравнительно-исторических исследований). Культурология заняла место базисной дисциплины среди социально-гуманитарных наук, получила свои предметы и объекты исследования, законы функционирования, области применения. Культурология одна из молодых научных дисциплин, формирующая на стыке философии, социологии, психологии и многих других наук.
Возможные определения культуры. Понятие «Культура» — центральное в культурологии. В античности (Древние римляне) под понятием «Культура» подразумевали обработку земли (ее возделывание). До сих пор сохранилось это значение (злаковые культуры и др.). Древние греки под этим подразумевали отличие от диких варварских племен. В Средние Века под понятием «Культура» подразумевалось стремление к божественному идеалу. Просветители XVI-XVII веков имели в виду разумность человеческого общества. В XVIII веке под понятием «Культура» подразумевали воспитанность, соблюдение этических норм, определенная степень образованности. В XIX веке установились 4 основных понимания слова «Культура»: 1) уровень общего состояния ума; 2) уровень интеллектуального развития целого общества; 3) совокупность художественно-творческой деятельности; 4) способ жизни материального и духовного плана.
Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженные в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях. Культуру создает человек, являясь субъектом природы, и в то же время культура воздействует на человека через нормы, правила, законы, и человек является объектом воздействия культуры. Это происходит через законы преемственности и наследования культуры. Также культура понимается как… 1) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его духовно-общественное бытие. 2) исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. (БСЭ) 3) Культура – результат игры-сотворчества человека, направленной на эволюцию, где, с одной стороны, – игровая площадка, созданная Творцом, ее условия, ресурсы и потенциал, а с другой – творчество человека, направленное на улучшение этой площадки и себя на ее территории, путем приобретения опыта и знаний. Тем самым, культура есть причина и следствие обучающей игры. (Нарек Бавикян) 4) общий объем творчества человечества (Даниил Андреев) 5) сложная, многоуровневая знаковая система, моделирующая в каждом социуме картину мира и определяющая место человека в нем. 6) картина мира; 7) «продукт играющего человека!» (Й.Хёйзинга) 8) «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю.Лотман) 9) возделывание, обработка, улучшение, совершенствование; 10) воспитание, образование, развитие морали, этики, нравственности; 11) развитие духовной сферы жизни, искусство, творчество; 12) творческие достижения в некоторой частной сфере, ограниченной временем, местом, или некоторым другим общим свойством (культура Древней Руси, современная культура, поп-культура, славянская культура, массовая культура, Культура древнего Египта); 13) «вся совокупность внебиологических проявлений человека»
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |