Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование буржуазной системы ценностей. Рациональность – определяющая черта новой европейской культуры.



2019-12-29 242 Обсуждений (0)
Формирование буржуазной системы ценностей. Рациональность – определяющая черта новой европейской культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок




На чем основывается живучесть буржуазной системы ценностей? Эта система в наибольшей степени соответствует природной (животной) системе взаимодействий в мире (закон “пищевой пирамиды“, непременная взаимообусловленность выживания и паразитизма). Подобные законы объективно необходимы (и единственно действенны) в растительной и животной частях окружающего мира.

Рационализм — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-то определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием. В современной философии идеи рационализма развивает, например, Лео Штраус, который предлагает применять рациональный метод мышления не сам по себе, а посредством майевтики. Среди других представителей философского рационализма можно назвать Бенедикта Спинозу, Готфрида Лейбница, Рене Декарта, Георга Гегеля и др. Обычно рационализм выступает в качестве противоположности как иррационализму, так и сенсуализму.

Рациональность как принцип европейского образования исходит из идеи естественного порядка и причинно-следственных связей, пронизывающих миросуществование человека.

Концептуальную основу рациональности, как принципа европейской культуры, в античный период составляли общие понятия о закономерностях процессов познания окружающего мира посредством его осознания и разумной рациональной деятельности. Рациональность, как принцип философии Нового времени, связана с формированием научного метода. В концепции постмодерна принцип рациональности, как центральное качество личности, подвергается критике и сомнению, культура понимается все более иррациональной и, как следствие, социум тоже. Классическая наука стала постклассической, изменилось и понимание рациональности, сформировавшееся в XVII-XIX вв. Образование, как подсистема культуры сегодня, выходит к пересмотру своих ценностей, в том числе, ценности рационального.

 

 

Особенности развития художественной культуры в Европе в XVII веке.

 

 

Литература и искусство Просвещения.

Эпоха Просвещения

18 ВЕК (Вошел в историю как эпоха Просвещения)

Общая социально-политическая характеристика

Век крушения феодально-абсолютистского строя, существенных политико-социальных катаклизмов.

1-я половина века: войны, дипломатические махинации (за передел мира и обладание колониями) – 1702-1714авойна за исп.наследство, 1740-1745 – за австр.наследство, 1700-1723 – северная война, 1756-1763-семилетняя война.

2-я половина – существенные «поворотные» события в истории человечества:

Америка – Декларация независимости 4 июня 1776г.

Англия: Промышленный переворот (многоверетенная прялка, механический ткацкий станок, паровой двигатель Уатта)

Франция – Великая Французская Революция (14 июля 1789 г. – взятие Бастилии)

Период позднего Просвещения (конец 18 – нач. 19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г.Гердер (1744–1803). Его основное произведение Идеи к философии истории человечества (1784–1791) стала первой основательной классической работой, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской науки. Философским исканиям европейского Просвещения было созвучно творчество многих немецких писателей. Вершиной немецкого Просвещения, получившей мировую славу, стали такие произведения, как Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784), Валленштейн (1799), Мария Стюарт (1801) Ф.Шиллера (1759–1805), Эмилия Галотти, Натан Мудрый Г.Э.Лессинга (1729–1781) и особенно Фауст (1808–1832) И.-В. Гете(1749–1832). В формировании идей Просвещения важную роль играла философы Г.В.Лейбниц (1646–1716) и И.Кант (1724–1804). Традиционную для Просвещения идею прогресса развивал в Критике чистого разума И.Кант (1724–1804), ставший основателем немецкой классической философии.

В художественной культуре Просвещении не было единого стиля эпохи, единого художественного языка. В нем одновременно существовали разнообразные стилевые формы: позднее барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм. Менялось соотношение различных видов искусства. На первый план вышли музыка и литература, возросла роль театра. Происходила смена в иерархии жанров. Историческая и мифологическая живопись «большого стиля» 17-го столетия уступила место картинам на бытовые и нравоучительные темы (Ж.Б.Шарден (1699–1779), У.Хогарт (1697–1764), Ж.Б.Грез (1725–1805). В жанре портрета наблюдается переход от парадности к интимности (Т.Гейнсборо, 1727–1788, Д.Рейнольдс, 1723–1792). В театре возникает новый жанр буржуазной драмы и комедии, в которых выводится на сцену новый герой, представитель третьего сословия – у П.О.Бомарше (1732–1799) в Севильском цирюльнике (1775) и Женитьбе Фигаро (1784), у К.Гольдони (1707–1793) в Слуге двух господ (1745, 1748) и Трактирщице (1753). В истории мирового театра заметно выделяются имена Р.Б.Шеридана (1751–1816), Г. Филдинга (1707–1754), К.Гоцци (1720–1806).

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. После реформы, проведенной К.В.Глюком (1714–1787), опера становится синтетическим искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие. На высшую ступень классического искусства поднял Ф.Й.Гайдн (1732–1809) инструментальную музыку. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И.С.Баха (1685–1750) и В.А.Моцарта (1756–1791). Особенно ярко просветительский идеал проступает в опере Моцарта Волшебная флейта (1791), которую отличает культ разума, света, представление о человеке как о венце Вселенной.

Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

 



2019-12-29 242 Обсуждений (0)
Формирование буржуазной системы ценностей. Рациональность – определяющая черта новой европейской культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование буржуазной системы ценностей. Рациональность – определяющая черта новой европейской культуры.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (242)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)