Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Романтический и готический стили в искусстве Средневековья.



2019-12-29 262 Обсуждений (0)
Романтический и готический стили в искусстве Средневековья. 0.00 из 5.00 0 оценок




Романский стиль – стилевое направление в западноевропейском искусстве X-XII века (в ряде стран так же XIII века). Характеризуется органичным слиянием рациональной структуры сооружений и их мощных конструкций – каменных, массивных, лишенных чрезмерного украшательства.

В целом же, прочерчивая определенную линию стилевого развития художественной культуры периода, можно говорить о преемственности последовательно сменяющих друг друга стилей – романского и готического, наложивших свой отпечаток на все виды искусств. Наиболее же ярко эти стили проявляются через характеристику средневековой архитектуры. Использование этих художественных стилей можно применить к искусству средневековья в целом, но в архитектуре они выразились наиболее ярко и полно.

Романский стиль (от лат. romanus - римс.) был господствующим в западноевропейском искусстве Х-Х11 веков (в ряде стран до Х111века). Он выразил стремление королевской власти и церкви опереться на авторитет римской империи. В Западной Европе возник этический и эстетический идеал, противоположный античному искусству.

Превосходство духовного над телесным выражалось в контрасте неистовой духовной экспрессии в проповедях церкви. В сознании народа жила идея греховности мира, исполненного зла, соблазнов, подвластного воздействию страшных и таинственных сил.

К числу архитектурных характеристик храма – крепости (а именно храм, воспринимаемый как незыблемый оплот христианства и «корабль веры», был основным видом архитектурного строительства этого периода) относятся следующие:

сводчатые перекрытия;

доминанта продольного корпуса;

уподобление храма кораблю, за счет того, что боковые нефы строились ниже центрального;

массивная башня над среднекрестием;

выступающие с востока вперед полукруглые аспиды;

наличие 4-х узких башен (по 2 с востока и запада.)

Ярчайшим примером подобной архитектуры могут служить 3 храма на Рейне: Вормс, Шпейер и Майнез, пятинефная монастырская церковь в Клюни.

Сменившее романский стиль, готическое искусство, развиваясь в рамках феодально-религиозной идеологии, по-прежнему оставалось преимущественно культовым: оно отличалось высоким художественно-стилевым единством, господством линий, вертикализмом композиций, виртуозной деталировкой, подчинением логике целого. За легкость и ажурность произведения готического стиля называли застывшей или безмолвной музыкой – «симфонией в камне».

Ведущим типом архитектуры готики стал городской собор, что связано с борьбой городов за независимость и перемещением культурных центров из монастырей в города. Готика в архитектуре развивает сложную каркасную конструкцию (стрельчатые арки, опирающиеся на столбы и т.д.), что требовало математической изощренности работы зодчего и позволило создавать устремленные ввысь соборы с обширными интерьерами, огромными прорезными окнами. В полной мере специфика готического стиля отразилась в архитектуре собора Парижской Богоматери, Реймском, Кельнском.

Внутреннее убранство готического собора заслуживает особого упоминания. Готический собор – целый мир, который может быть назван «Энциклопедией средневековой жизни» (Например, собор в Шартре, украшенный символическими картинами земного и небесного миров, воплощал как бы прообраз вселенной; Реймский собор, служивший для коронования королей, в своем убранстве больше отражал идею всей французской государственности – значительное место здесь отведено портретам французских королей.)

 

Концепции культуры.

5.3.1. Фрейдистское направление

По мнению 3, Фрейда, общество и культура - продукты не столько сложных социально-исторических процессов, сколько сублимированных биологических инстинктов и влечений. Культура связана со структурой личности и механизмами психических процессов. Базисом культуры является передаваемый по наследству Эдипов комплекс.

Происхождение культуры связано с мифической сексуально-психологической драмой (убийством взбунтовавшимися сыновьями деспотического главы первобытной орды), к возникновению системы социальных норм, запретов, социального контроля, санкций и т.д. Как утверждает 3. Фрейд, «это великое событие, с которого началась культура, по 3. Фрейду, это совокупность норм и запретов, подавляющих биологические инстинкты и влечения.

Чем полнее подавление и сублимация, тем выше уровень культуры, поскольку сексуальные и агрессивные импульсы в большей мере направляются на выполнение социально-значимых целей.

Но полное подавление представляет опасность - ведет к деформации и распаду человеческой личности. Культура репрессивна по отношению к человеку, и в этом заключается основное противоречие общества и культуры.

5.3.2. Символическое направление

Культура - это организация вещей и явлений, основанных на символах. Это язык, обычаи, орудия труда, убеждения и многое другое, рассматриваемые отдельно от их человеческих носителей. Основа культуры - символы. Истоки символических теорий восходят к И. Канту.

По его мнению, человек живет в мире явлений, не тождественных объективной реальности. Явление в кантовском смысле отделено от действительности и выступает лишь как символ последней. Человек для себя самого так же, как и природа, есть «вещь в себе».

Немецкий философ Э. Кассирер, противопоставляя символическую теорию культуры натуралистически-позитивистской, продолжает развитие идей И. Канта: человек живет в символической вселенной, он не может иметь дело с действительностью. Вместо того, чтобы иметь дело с вещами, человек все время беседует сам с собой. Он настолько облек себя в языковые формы, художественные образы, мифические символы и религиозные обряды, что не может видеть или знать что-либо без помощи этих искусственных средств. Даже в практической сфере человек не живет в мире твердых фактов или согласно своим непосредственным нуждам и желаниям. Он живет в мире воображаемых эмоций, в надеждах, страхах, иллюзиях и разочарованиях, фантазиях и мечтах. Культура целиком тождественна символам.

5.3.3. Марксистское направление

Основа культуры - производительные силы и производственные

отношения, целесообразная деятельность человека. Культура - продукт истории и рождается в общественно-исторической практике. Основная функция культуры - производство материальных благ. Материальные предметы, идеи, художественные образы - все имеет смысл в связи с практической деятельностью человека, направленной на преобразование природы, социальной среды и совершенствование собственной натуры.

 

Соотношение культур.

 

 



2019-12-29 262 Обсуждений (0)
Романтический и готический стили в искусстве Средневековья. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Романтический и готический стили в искусстве Средневековья.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (262)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)