Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура дипломного проекта



2019-12-29 157 Обсуждений (0)
Структура дипломного проекта 0.00 из 5.00 0 оценок




Дипломный проект включает пояснительную записку и графические материалы. Обязательными составляющими пояснительной записки являются:

· титульный лист;

· задание на дипломное проектирование;

· аннотация на русском и иностранном языках;

· оглавление (содержание);

· перечень сокращений, условных обозначений, терминов;

· введение;

· аналитическая часть (Глава 1);

· проектная часть (Глава 2);

· заключение;

· список использованных источников;

· приложения.

Титульный лист оформляется в соответствии с установленными требованиями. Он должен быть подписан автором, руководителем дипломного проектирования и консультантом. На титульном листе должна быть подпись заведующего кафедрой «Маркетинг» или его заместителя, разрешающая допуск дипломного проекта к защите (Приложение 4).

Задание на дипломное проектирование оформляется по стандартной форме и подписывается студентом-дипломником, руководителем проектирования и консультантом (Приложение 5).

Аннотация представляет собой краткую характеристику дипломной работы исодержит следующие сведения: объем пояснительной записки в страницах и количество иллюстраций (рисунков, таблиц) в ней; объект исследований (базовая организация) и предмет исследований (маркетинговое решение /процесс /система ); основное содержание и результаты анализа маркетинговой среды, предлагаемые пути решения проблем (реализации возможностей) средствами маркетинга; основные проектные решения и их экономическая оценка. Пример аннотации приведен в Приложении 6.

Оглавление (содержание) включает развернутый перечень всех частей пояснительной записки, следующих за самим оглавлением (содержанием) – список сокращений, введение, наименования глав, параграфов и пунктов, заключение, список использованных источников, приложения с указанием номеров страниц по тексту. Содержание выносится на отдельную страницу (страницы).

Перечень сокращений, условных обозначений, терминов – включает многократно используемые в тексте пояснительной записки аббревиатуры, условные обозначения и узкоспециализированные термины (Приложение 7).

Введение должно содержать обоснование, аргументацию выбора темы дипломного проекта для данного предприятия (отрасли) и для экономики в целом. Для этого во введении дается краткая характеристика предприятия и сфер его деятельности, основных целей и проблем развития.). Показывается актуальность, комплексный характер и практическая значимость темы с использованием ссылок на отечественный и зарубежный опыт. 

Введение завершается формулировкой цели дипломного проектирования. Она должна быть ясной, лаконичной (не более двух-трех предложений) и корреспондироваться с темой дипломного проекта, названиями его аналитической и проектной частей. Затем приводятся 5-7 задач дипломного проекта, вытекающие из цели и конкретизирующие ее. Формулировка задач должна быть связана с названиями параграфов аналитической и практической частей. Цель и задачи дипломного проектирования должны представлять основные пути решения проблемы, заявленной в названии дипломного проекта.

Введение должно занимать не более 4-5 страниц машинописного текста и не должно содержать иллюстраций.

Аналитическая часть (Глава 1) содержит анализ макро- и микросреды маркетинговой деятельности компании с учетом специфики темы дипломного проекта и завершается выводами аналитического резюме . 

Аналитическая часть должна иметь предметное, конкретное название. Например, если тема дипломного проекта связана с развитием сети реализации запасных частей к легковым автомобилям компании «АВС», то название аналитической части может быть следующим: «Глава 1. Анализ российского рынка запасных частей и обоснование направлений развития оптовых и розничных продаж компании «АВС»».

Материалы аналитической части (вторичная информация, статистические данные, экспертные оценки, данные опросов и/или наблюдений) формируются студентом в период преддипломной практики. Полнота и качество материалов аналитической части определяют обоснованность и результативность проектных решений.

Объем аналитической части должен составлять примерно 40-45 страниц машинописного текста, включая таблицы и рисунки.

В аналитической части в соответствии с выбранной темой дипломного проекта:

1. Дается общая характеристика объекта проектирования (предприятия, группы компаний), его сфер деятельности и состояния целевого рынка. Представляются сведения о масштабах деятельности предприятия, его основных экономических результатах и управленческих параметрах. Определяются географические границы и структура целевого рынка, описывается механизм его функционирования и взаимосвязь с другими рынками товаров и услуг. Выделяются наиболее значимые сегменты. В качестве источников информации используются: деловые и отраслевые издания, в т.ч. Интернет-источники; справочная, научная, учебная литература; материалы аналитических обзоров, планово-отчетная документация предприятия, экспертные оценки.

2. Анализируется состояние и динамика факторов макросреды (экономические, политические, социо-культурные, технологические, научно-технические, экологические и др.) компании. Выявляются наиболее значимые факторы, влияющие на достижение целей предприятия, описывается характер влияния и их значение для компании. 

3. Исследуется состояние и динамика микросреды:

 - состав и структура потребителей, особенности их поведения на рынке; объемы, структура и периодичность закупок, характер потребления;

- состав и деятельность основных конкурентов, включая распределение рыночных долей, оценку интенсивности конкуренции, измерение и сопоставление конкурентоспособности предлагаемой продукции, используемые стратегии конкуренции;

 - состав и структура поставщиков и посредников, особенности их взаимодействия с производителями (продавцами) продукции;

 - ключевые факторы микросреды, способствующие успеху на рынке и возможные направления их изменения.

4. Анализируется маркетинговая деятельность выбранной компании:

 - характеристика «продукта» анализируемого предприятия, - ассортиментное предложение товаров и услуг, тенденции продаж в различных сегментах рынка;

 - динамика продаж и ее влияние на финансовое положение; основные источники, формирующие прибыль; платежеспособность предприятия и динамика его активов;

 - ценовая политика предприятия в различных ассортиментных группах и сегментах рынка, эластичность спроса по ценам, особенности динамики цен, основные тенденции изменения цен;

 - организация каналов распределения продукции; функционирование службы продаж и систем товародвижения, оптовых и розничных структур; эффективность распределения продукции;

 - маркетинговые коммуникаций, направленные на посредников и конечных потребителей: продвижение продаж, персональные продажи, реклама, паблик рилейшнз;

 - организация маркетинговой деятельности, - роль и место маркетингового подразделения в системе управления предприятием; распределение маркетинговых функций между внешними и собственными исполнителями.

5. Заполняется матрица SWOT - анализа на основе данных, полученных в процессе анализа макро- и микросред деятельности предприятия. Формируется стратегия компании.

6. Разрабатывается аналитическое резюме, в котором обобщаются результаты анализа и предлагаются основные направления решения проблем компании (или использования возможностей), в т.ч. развитие маркетинговой деятельности. Аналитическое резюме – завершающий этап аналитической части дипломного проекта. Оно представляет собой лаконичное обоснование и аргументацию разработки последующих проектных решений и включает:

А. Цель проекта. Формулировка цели должна отражать изменение конечных результатов деятельности компании после внедрения проекта, так как совершенствование маркетинговой деятельности не является самоцелью. Требуемые изменения могут быть представлены как в количественной, так и в качественной форме.

В. Основание для разработки проекта. Основные выводы, полученные в ходе анализа, обобщаются и формулируются так, чтобы необходимость маркетинговых решений стала очевидной. Целесообразно использование структуры выводов, представленной в виде «дерева», где с помощью направленных линий показано влияние различных факторов на конечные результаты деятельности компании. В качестве формального основания для разработки проекта может служить заказ предприятия, хозяйственный договор. Базой для разработки является проведенный анализ, а также прогрессивный опыт решения аналогичных задач маркетинга в России и за рубежом.

С. Состав (перечень) проектных решений. Формулируются основные проектные решения. Они могут быть сгруппированы по отдельным службам, видам маркетинговой деятельности, ассортиментным группам товаров, сегментам рынка, периодам развития и т.п. Данный раздел определяет структуру и содержание проектной части дипломного проекта.

D. Экономическая целесообразность разработки проекта. Приводятся факторы и источники экономии в результате внедрения проекта, направления вложения финансовых средств, делаются предварительные выводы относительно экономической значимости проекта.

Проектная часть (Глава 2) представляет собой комплекс проектных решений, разработанных на основе результатов проведенной аналитической работы (выводов аналитического резюме) и определяемых темой дипломного проекта.

Проектная часть, как и аналитическая, должна иметь конкретное название. Например, если тема дипломного проекта посвящена развитию системы продаж продукции, то проектная часть может иметь название: «Глава 2. Проектные решения по развитию сети продаж продукции компании «АВС» в Западной Сибири».    

Типовая структура проектной части включает 3-5 параграфов (по 6-8 стр.) с изложением предлагаемых решений, 1 параграф с экономическим обоснованием проекта (6-8 стр.), 1 параграф с изложением особенностей внедрения проекта (в т.ч. риски и безопасность для экологии и жизнедеятельности (2-4 стр.). Объем проектной части примерно составляет 40-45 стр. машинописного текста, включая таблицы и рисунки.

Проектные решения должны содержать предлагаемые изменения деятельности предприятия (объекта проектирования) в области маркетинга, необходимые для решения проблем компании или реализации рыночных возможностей. Проектные решения должны быть направлены на достижение цели и решение задач дипломного проекта.

Разработку проектной части целесообразно начать с построения общей модели (структуры, схемы) проектных решений. Последующие параграфы должны детализировать основные принципиальные блоки общей модели; содержать конкретные проектные решения.

Проектные решения могут включать:

1) изменения ассортимента (продуктовый комплекс (набор линий), длина и глубина продуктовых линий); концепция продукта; критерии формирования ассортиментного предложения; процедуры разработки нового продукта (брэнда); элементы марочной политики; решения по марочному названию, качеству, дизайну, упаковке и другим дополнительным характеристикам продукта; соединение материальной и сервисной составляющих продукта; проектирование «товарного шлейфа»; пути и методы повышения конкурентоспособности товара; процедуры позиционирования продукта; критерии выбора поставщика; схемы управления материало- и товаропотоком; процедуры выведения товара из процесса реализации; пути обеспечения гарантированности доходов от реализации существующего ассортимента;

2) ценовые решения, в том числе: формирование банка ценовых стратегий для определенных продуктов и линий; рекомендации по ценообразованию при внедрении на новый рынок; методы расчета цен, скидок и надбавок для определенных групп товаров или состояния рынков; стратегические и тактические решения в области изменения цен; процедуры построения ценовой шкалы; формы и методы ценовой конкуренции; ответы на ценовые решения конкурентов; процедуры мониторинга цен; формирование информационных баз данных по ценам;

3) решения о распространении продукта, в том числе: организация сети реализации продукции, оптовой и розничной торговли, дистрибуции и дилерства; оптимизация схем товародвижения; взаимодействие складов и розничной (оптовой) торговли; критерии отбора партнеров по распределению продукции; процесс организации и выполнения заказа на поставку продукции; программы поддержки сбыта; управление связями между несколькими каналами реализации продукции; рекомендации по вертикальной/горизонтальной интеграции маркетинговых каналов;

4) решения о продвижении продукта и/или организации, в том числе: рекламные решения; предложения по персональным (личным) продажам, PR-программам, продвижению продаж; рекомендации по стимулированию торговли и продавцов; программы коммуникаций с потребителями; информационная архитектура интернет-сайта (портала) компании, программы участия в интернет-сообществах и электронной рассылки;

5) программы и планы маркетинга; расчет бюджета маркетинга и схемы его распределения; методы контроля и аудита маркетинговой деятельности; решения об интеграции маркетинговых решений в систему управления компанией.

 Проектные решения могут быть также посвящены отдельным направлениям аналитической работы маркетолога. В этом случае они могут включать:

 - процедуры сбора данных, обработки полученной информации; особенности формирования баз данных по потребителям, конкурентам, товарным группам; технологии проведения маркетинговых исследований;

 - построение конкурентных карт рынка, селлограмм, карт восприимчивости, схем ответной реакции потребителей;

 - процедуры анализа взаимовлияния конкурентов, влияния поведения потребителей на динамику цен и др.

     Проектные решения могут затрагивать реструктуризацию системы управления компанией или ее подразделений, изменение сфер ответственности и обязанностей, системы контроля исполнения.

Оценка экономической эффективности проектных решений служит свидетельством их экономической целесообразности и обоснованности.

В заключении кратко формулируются основные результаты дипломного проектирования (по аналитическим и проектным решениям), даются выводы о реализации целей и задач проекта и оценка эффективности проектных решений. Заключение является структурно-логической основой доклада (презентации результатов дипломного проектирования) в процессе защиты на заседании ГАК. Заключение не должно превышать 5 стр. машинописного текста.

Список использованных источников включает все информационные источники, которые были использованы при разработке дипломного проекта, в том числе электронные. Источники располагаются в списке в алфавитном порядке: сначала даются российские источники, а затем (при наличии) – иностранные. Все иностранные источники представляются на языке издания. Для каждого источника указываются: фамилия и инициалы автора (авторов), название, место, год и объем издания. Список может включать материалы предприятий, специализированных маркетинговых фирм, ассоциаций, а также web-адреса и наименования интернет-ресурсов. Пример оформления списка использованной литературы представлен в Приложении 8.

 В тексте пояснительной записки должны быть сделаны ссылки на источники. Например, ссылка [2, с.52] означает, что использован информационный источник под номером «2» в списке литературы и ссылка делается на страницу «52». [11, с.52-60] – означает ссылку на 9 страниц текста из источника под номером «11», [2-4, 13] – поясняет ссылку на 4 источника без указания страниц. Наличие ссылок подтверждает работу автора с источниками и в этом смысле является обязательным элементом пояснительной записки.

Приложения к дипломному проекту содержат дополнительную, вспомогательную и уточняющую информацию к пояснительной записке, загромождающую основной текст работы. Это могут быть документы, таблицы с обширным статистическим материалом, анкеты, списки, схемы, распечатки, фотографии, использование которых в тексте расчетно-пояснительной записки нарушает логическую стройность изложения.

Каждое приложение должно иметь свой порядковый номер и название. В расчетно-пояснительной записке обязательно должны быть сделаны ссылки на приложения.

 

 

4. Организация дипломного проектирования

Общее руководство дипломным проектированием осуществляет кафедра «Маркетинг». Заведующий кафедрой назначает руководителями дипломного проектирования профессоров и преподавателей кафедры, а также (в необходимых случаях) высококвалифицированных специалистов-маркетологов, работающих в сторонних организациях: компаниях, вузах, специализированных маркетинговых фирмах, ассоциациях, государственных структурах. При подборе и назначении руководителя учитывается соответствие его специализации направлению и теме дипломного проекта.

На руководителя дипломного проектирования возлагается ответственность за весь процесс проектирования – от выдачи задания до защиты дипломного проекта. Студент и руководитель обмениваются координатами и определяют график и формы контакта (очная, по телефону, электронной почте) для планирования, консультирования и контроля дипломного проектирования.

Руководитель дипломного проекта выдает задание на проектирование до начала преддипломной практики. В дальнейшем уточняет задание в соответствии с условиями и результатами практики, оказывает методическую помощь студенту в сборе и обобщении необходимых материалов. Руководитель консультирует и контролирует работу студента по всем этапам дипломного проектирования (сбор материалов, анализ, разработка и оформление решений). После завершения работы дипломный проект представляется руководителю для экспертизы. При обнаружении серьезных замечаний проект возвращается студенту для доработки. Проект, соотвествующий формальным требованиям, подписывается руководителем и представляется заведующему кафедрой для допуска к защите. Допущенный к защите проект направляется на рецензию. Студент завершает работу над раздаточным материалом и докладом (презентацией).

Для оказания помощи студенту в работе по отдельным направлениям дипломного проектирования по рекомендации руководителя проекта допускается привлечение консультанта. Консультант работает в тесном контакте с руководителем проектирования; в пределах своих функций определяет вопросы, которые должны быть решены в соответствии с темой дипломного проекта. Роль консультанта может выполнять руководитель проекта. В отдельных случаях, когда это диктуется темой дипломного проекта, в качестве дополнительных консультантов могут быть приглашены ведущие преподаватели других кафедр университета.

Дипломный проект должен быть полностью закончен, оформлен и допущен к защите за 10 дней до начала работы ГАК.

 

 

     5. Оформление дипломных проектов

При оформлении пояснительной записки и графических (раздаточных) материалов следует ориентироваться на использование норм ГОСТа по оформлению отчетов по НИР, а также методов, принятых в делопроизводстве и деловой отчетности.

Расчетно-пояснительная записка представляется на бумажном носителе – листах формата А4 ( 210 х 297 мм). Текст, рисунки и таблицы размещаются на одной стороне листа с соблюдением полей слева 30 мм, сверху 25 мм, снизу 25 мм, справа 15 мм. Рекомендуемый шрифт – «Times New Roman Cyr», размер шрифта – 12-14, расстояние между строками – 16. Обязательным условием сдачи дипломного проекта является передача на кафедру «Маркетинг» магнитной копии работы в формате Word, которая каталогизируется в информационном фонде кафедры.

Пояснительная записка должна быть конкретной, четкой и лаконичной. В тексте записки не допускаются общие теоретические рассуждения, повторения общеизвестных положений, обширные выписки из специальной литературы, учебников и т.п. Все модели и схемы должны носить прикладной характер, иметь реальное практическое наполнение материалами анализа и рекомендаций для конкретного предприятия, рынка или отрасли. Записка должна содержать все необходимые данные, обосновывающие рекомендации автора дипломного проекта.

Пояснительная записка должна содержать 15-20 иллюстраций, в т.ч.: 

а) таблицы, в которых данные располагаются с последнего отчетного периода (сначала 2005 г., затем 2004 г. и т д.), цифры ограничены двумя-тремя значимыми цифрами (например, 12 млрд. руб. вместо 12000 млн. руб., 34,4 кг. Вместо 34,411 кг.), сравниваемые величины расположены в строку, а не в ряд (если рядов данных много, их целесообразно разделять затемнителем через каждые пять строк);

б) графики, отражающие взаимосвязь исследуемых величин. При их построении необходимо помнить, что

 - в одной координатной системе нецелесообразно представлять более трех графиков,

 - если одной из анализируемых величин является время, его необходимо наносить на горизонтальную ось,

 - для наглядного отображения можно пользоваться цветовыми выделениями;

в) секторные диаграммы, показывающие части целого. Они должны быть ограничены 5-6 секторами. Если таких секторов больше, их помещают в один общий сектор, например «Прочее»;

г) гистограммы, которые отражают изменение показателей во времени или их соотношение. В этой группе изображений используются горизонтальные, групповые, сегментные, разделительные гистограммы и пиктограммные изображения;

д) схемы (оргструктуры управления, процессы) и блок-схемы (алгоритмы, процедуры);

е) многослойные графики;

ж) географические и иные карты;

з) изображения web-страниц (если они содержат решения дипломника).

Весь иллюстративный материал может быть представлен таблицами и рисунками (схемы, диаграммы, блок-схемы и другой графический материал представляется как рисунки), которые должны иметь номер и название. Рисунки и таблицы нумеруются отдельно. Нумерация иллюстраций может быть по разделам или сквозной. В тексте должны быть ссылки на имеющиеся таблицы и рисунки. Обязательным условием является наличие ссылок на используемую литературу.

Материалы пояснительной записки формируются в последовательности, указанной ранее в разделе «Структура дипломного проекта». Пояснительная записка должна быть сшита в твердый или мягкий переплет. К пояснительной записке студент прилагает экземпляр раздаточного материала - иллюстрации к презентации на защите.

 Для защиты студент готовит раздаточный материал обьемом 10-12 страниц и согласовывает его с руководителем. Раздаточный материал должен включать схемы, таблицы, диаграммы, структуры, графики, краткие текстовые материалы и другую информацию, иллюстрирующую аналитические и проектные решения. На первой странице раздаточного материала должны быть указаны: тема дипломного проекта, ф.и.о. студента и научного руководителя. Материал подписывается студентом и руководителем дипломного проектирования.

Раздаточный материал готовится в 9-ти экземплярах – членам ГАК, секретарю и самому докладчику для презентации. После защиты экземпляр раздаточного материала сдается на кафедру вместе с пояснительной запиской.

Доклад на защите рекомендуется также иллюстрировать мультимедийной (Power Point) презентацией, которая готовится студентом заранее и согласовывается в процессе подготовки заседания ГАК по организационным и техническим параметрам.

 

    6. Рецензирование дипломных проектов

Рецензирование дипломного проекта проводится в целях предварительной оценки его качества и практической значимости внешним (для кафедры маркетинга) экспертом. Списки внешних рецензентов представляются в учебный отдел института кафедрой «Маркетинг». Они согласовываются с представителями ГАК и утверждаются директором института.

В число рецензентов включаются высококвалифицированные специалисты, имеющие необходимые знания и опыт маркетинга и менеджмента, работающие на профессиональных или руководящих позициях в компаниях, вузах, специализированных маркетинговых фирмах, бизнес-ассоциациях, государственных учреждениях. Список формируется преимущественно из работников предприятий и организаций – баз преддипломной практики.

На рецензирование направляются проекты, допущенные заведующим кафедрой (или его заместителем) к защите. Заведующий кафедрой определяет степень готовности проекта к защите, представленного на кафедру не позднее, чем за 10 дней до защиты. Дипломный проект, не соответствующий требованиям представления к защите, возвращается дипломнику на доработку. Проект, готовый к защите, визируется заведующим кафедрой (или его заместителем). После получения визы заведующего кафедрой на титульном листе проекта дипломник получает направление на рецензию к эксперту, которому представляет свой проект для рецензирования.

Рецензент после ознакомления с проектом составляет письменное заключение (рецензию) объемом одна-две страницы, в котором излагается его позиция по следующим вопросам:

1) Актуальность / неактуальность темы дипломного проекта.

2) Общая характеристика содержания работы (сущность проведенного анализа и проектных решений). Степень соответствия разработанного проекта заданию на проектирование. Особенности (какие) аналитических и проектных решений (каких конкретно).

3) Достоинства и недостатки аналитических и проектных решений. Аргументированность и обоснованность аналитических и проектных решений. Наличие / недостаток оригинальных и интересных аналитических, проектных, научных решений (указать, каких).

4) Высокий / низкий теоретический уровень работы. Умение /неумение дипломника использовать теоретические знания в решении практических задач.

5) Высокая / невысокая практическая ценность выпускной работы для предприятия (организации) – базы практики.

6) Общая оценка дипломного проекта: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

7) Уровень квалификации (высокий / невысокий), продемонстрированный дипломником. Дипломник заслуживает / не заслуживает присвоения квалификации «маркетолог».

 

 

 



2019-12-29 157 Обсуждений (0)
Структура дипломного проекта 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура дипломного проекта

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (157)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)