Тема 2.4. Анализ эффективности использования материальных ресурсов
Студент должен: знать: - показатели эффективности использования материальных ресурсов и методику анализа использования ресурсов; уметь: - рассчитывать показатели эффективности использования материальных ресурсов; - разрабатывать мероприятия оптимизации использования материальных ресурсов.
Анализ объема, ритмичности, комплектности поставок. Изучение причин невыполнения договорных обязательств поставщиками. Анализ использования сырья и материалов в производстве, соблюдения норм расхода. Показатели эффективности использования предметов труда: материалоотдача; материалоемкость, их расчет. Основные направления экономии материальных ресурсов. Оценка влияния экстенсивности и интенсивности использования материальных ресурсов на приращение объема выпуска продукции. Практические занятия Анализ показателей эффективности использования материальных ресурсов Расчет и составление партий производственных запасов и серий выпускаемой продукции. Методические указания
Обобщающие показатели оценки эффективности использования материальных ресурсов: 1. Материалоотдача; 2. Материалоемкость (основной показатель); 3. Прибыль на 1 рубль затрат (рентабельность материальных затрат); 4. Коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат; 5. Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции; 6. Коэффициент использования материальных затрат. Вопросы для самоконтроля: 1. Каковы составные элементы оборотного капитала? 2. В чем заключается анализ обеспеченности предприятия оборотными средствами? 3. Изложите методику анализа состояния складских запасов материальных ресурсов. 4. Как определяется оптимальная партия заказа и запаса? 5. По каким показателям определяется эффективность использования оборотного капитала и материальных ресурсов?
Тема 2.5. Анализ использования трудовых ресурсов
Студент должен: знать: - цели и задачи анализа трудовых ресурсов; - методику анализа использования рабочей силы, рабочего времени, производительности труда; - резервы повышения производительности труда; уметь: - проводить расчеты и давать оценку, влиянию факторов роста производительности труда, на увеличение объема производства и реализации продукции.
Цели, задачи, источники анализа. Анализ численности, состава, структуры кадров и уровня их квалификации. Анализ движения рабочей силы. Изучение форм, динамики и причин движения рабочей силы. Анализ производительности труда. Выявление резервов повышения производительности труда и их влияние на увеличение объема производства и реализации продукции. Анализ использования рабочего времени. Оценка влияния производительности труда на прирост объема производства. Практические занятия Определение трудовых факторов, влияющих на производительность труда и объем производства. Анализ влияния изменения численности работников и производительности труда на объем производства.
Методические указания Цель анализа использования труда на предприятии состоит в том, чтобы вскрыть резервы повышения эффективности производства за счет увеличения производительности труда, более рационального использования численности работающих и их рабочего времени. Основные направления анализа трудовых ресурсов: 1. Исследование собственно рабочей силы (численности, состава работников и их динамики); 2. Анализ эффективности использования рабочего времени; 3. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов (производительности труда); 4. Анализ образования и использования фонда оплаты труда. 5. Определение резервов повышения эффективности использования трудовых ресурсов и практических мероприятий по их внедрению в хозяйственную деятельность предприятия. Источники информации для анализа: Ø действующее законодательство и нормативные акты, касающиеся использования трудовых ресурсов; Ø планово-нормативные документы самого предприятия: штатное расписание, расчеты потребности в рабочей силе и т.п.; Ø данные пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности; Ø форма статистической отчетности П-4 «Сведения о численности, зарплате и движении работников»; Ø данные табельного учета о движении рабочей силы; Ø материалы бухгалтерии о начислении заработной платы и т.д.
Вопросы для самоконтроля: 1. По каким основным направлениям проводится анализ трудовых ресурсов предприятия? 2. В какой последовательности и на основе каких показателей проводится анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами? 3. Какие показатели используются для характеристики движения трудовых ресурсов на предприятии и как определяют их уровень? 4. В какой последовательности и на основе каких показателей проводится анализ использования рабочего времени? 5. Назовите причины сверхплановых целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени на предприятии. 6. Охарактеризуйте показатели производительности труда и методику их расчета. 7. В какой последовательности проводится анализ расходов на оплату труда? 8. Показатели оценки эффективности средств фонда оплаты труда на предприятии и порядок их расчета.
Тема 2.6. Анализ затрат на производство
Студент должен; знать: - методику факторного анализа себестоимости продукции; - методику анализа себестоимости по отдельным статьям затрат; - резервы снижения себестоимости продукции; уметь: - проводить расчет влияния факторов на себестоимость продукции; - рассчитывать критическую точку реализации.
Внешние и внутренние факторы, влияющие на себестоимость продукции. Факторный анализ себестоимости продукции. Взаимосвязь затрат на производство, объема реализации и прибыли. Методы расчета порога рентабельности (критической точки реализации). Определение и оценка показателей себестоимость продукции. Расчет структуры затрат. Анализ себестоимости по отдельным статьям и элементам затрат. Резервы снижения себестоимости продукции. Практические занятия Анализ влияния факторов на себестоимость продукции Расчет порога рентабельности.
Методические указания Цель анализа себестоимости – выявление её уровня и возможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции. Основные направления анализа себестоимости: I.Анализ себестоимости по обобщающим показателям: 1. Анализ общей суммы затрат на производство и реализацию продукции; 2. Анализ затрат на 1 рубль объема товарной или реализованной продукции. II. Анализ себестоимости по частным показателям: 1. Оценка изменения структуры затрат и их динамики по отдельным изделиям (Изучение себестоимости отдельных видов продукции); 2. Анализ себестоимости по отдельным статьям расходов: Ø прямых материальных затрат; Ø прямых трудовых затрат; Ø косвенных затрат: - на содержание и эксплуатацию оборудования; - на организацию, обслуживание производства и управление предприятием (управленческих расходов); коммерческих расходов и др. Основные источники информации: 1. Синтетические и аналитические счета бухгалтерского учета, отражающие затраты материальных, трудовых и финансовых ресурсов; 2. Журнал-ордер № 10, раздел 1 «Расчет затрат на производство по элементам»; 3. Первичные документы: - плановые (сметные) нормативные данные о затратах на производство и реализацию продукции; - плановые (отчетные) калькуляции отдельных изделий; 4. Форма № 5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции»; 5. Форма № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» и другие формы статистической отчетности; 6. Формы № 2 и № 5 бухгалтерской отчетности и др. Одно из основных условий получения достоверной информации о себестоимости продукции – четкое определение состава затрат относимых на себестоимость. Вопросы для самоконтроля: 1. Каковы основные направления анализа себестоимости продукции? 2. Классификация затрат на производство и реализацию продукции по экономическому содержанию. 3. Изложите методику анализа общей суммы затрат на производство и реализацию продукции. 4. Как рассчитывается и анализируется показатель затрат на рубль продукции? 5. Какова методика анализа себестоимости отдельных видов продукции? 6. Назовите факторы и сконструируйте факторные модели изменения суммы: Ø прямых материальных затрат; Ø прямых трудовых затрат; Ø затрат на содержание основных средств; Ø накладных и коммерческих расходов.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (217)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |