Тема 2.1. Анализ технико-организационного уровня производства
Салаватский индустриальный колледж «Анализ финансово-хозяйственной Деятельности» Методические указания и контрольные задания по специальности Экономика и бухгалтерский учет» 2006
Автор ________________ С.В. Покало Рецензенты: Зам гл бухгалтера УСЗН г. Салават Е.В.Яковлева
Преподаватель СИК Г.А. Данилова
Рецензия На методические указания для выполнения контрольных работ по дисциплине «Анализ финансово- хозяйственной деятельности».
Методические указания разработаны преподавателем Салаватского индустриального колледжа Покало С. В. для специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет». Методические указания составлены в соответствии с государственным стандартом СПО 28.08.2002. г. №04-0601-П и рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин по специальностям среднего специального образования. Методические указания включают в себя - Введение - Тематический план - Содержание дисциплины с методическими рекомендациями и вопросами для самоконтроля; - Задания для выполнения контрольных работ - Литература Во введении изложены задачи, необходимые для изучения теоретического материала, проведения практических работ. После каждой темы изложены знания и умения, которые должны усвоить студенты в результате их изучения, приведен перечень практических работ, вопросы для самоконтроля. Изложены задания для выполнения контрольной работы № 1 по анализу хозяйственной деятельности и задания для контрольной работы № 2 по анализу финансового состояния предприятия.
Преподаватель СИК Г.А. Данилова Рецензия На методические указания для выполнения контрольных работ по дисциплине «Анализ финансово- хозяйственной деятельности».
Методические указания разработаны преподавателем Салаватского индустриального колледжа Покало С. В. для специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет». Методические указания составлены в соответствии с государственным стандартом СПО 28.08.2002. г. №04-0601-П и рекомендаций по разработке рабочих программ учебных дисциплин по специальностям среднего специального образования. Методические указания включают в себя - Введение - Тематический план - Содержание дисциплины с методическими рекомендациями и вопросами для самоконтроля; - Задания для выполнения контрольных работ - Литература Разделы разработаны конкретно, последовательно, логически правильно, что позволяет обеспечить подготовку специалистов по специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет» в соответствии с Государственными требованиями. Задания для контрольных работ имеют логическую последовательность, что позволяет в полном объеме изучить как хозяйственную деятельность, так и финансовую, что способствует расширить как теоретические, так и практические знания и навыки студентов.
Зам гл бухгалтера УСЗН г. Салават Е.В.Яковлева Содержание Введение Тематический план Содержание дисциплины и методические указания Перечень практических работ Задания для контрольных работ Список литературы
Введение Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников по учебной дисциплине "Анализ финансово-хозяйственной деятельности" составлены в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания к уровню подготовки выпускников по специальности 008110 «Экономика и бухгалтерский учет» в соответствии с государственным стандартом СПО 28.08.2002. г. №04-0601-П и № 04-0602 –Б Учебная дисциплина "Анализ финансово-хозяйственной деятельности" является специальной, устанавливающей базовые знания, необходимые для получения профессиональных умений и навыков. С развитием рыночных отношений возрастает роль экономического анализа, который является основой составления бизнес-плана, маркетинговых исследований, разработки финансовой политики хозяйствующего субъекта. В результате изучения дисциплины студент должен: знать: - информационную базу и приемы экономического анализа, его виды и особенности; - методику проведенияанализа финансово-хозяйственной деятельности организации; уметь: - пользоватьсяисточниками экономической информации, методами и приемами анализа; - проводить анализ финансово-хозяйственной деятельности организации; - оценивать ликвидность иплатежеспособность организации (предприятия). Изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов нового экономического мышления. Дисциплина «Анализ финансово-хозяйственной деятельности» базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении дисциплин: "Экономика организации (предприятия)", "Бухгалтерский учет", "Финансы, денежное обращение и кредит". "Статистика" и др. Объем материала, предусмотренный программой, достаточный для данной специальности и способствует формированию у студентов нового экономического мышления. Практические занятия позволяют закрепить теоретические знания. Для развития творческой активности студентов предусмотрено выполнение самостоятельных работ, тематика которых прилагается. При изложении дисциплины по соответствующим разделам и темам используются законодательные и нормативные акты РФ и РБ, а также инструктивные и руководящие материалы отраслевых министерств и ведомств. Изучение дисциплины сопровождается материалами регионального компонента. Освоениедисциплины предполагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях и в процессе выполнения курсовой работы. Курсовая работа проводится по темам, утвержденным предметной (цикловой) комиссией. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ Студент должен: иметь представление: - о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности. Содержание дисциплины, ее задачи, связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности.
Раздел 1. ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Тема 1.1. Научные основы экономического анализа и информационное обеспечение АФХД
Студент должен: знать: - роль и перспективы развития экономического анализа; - предмет и задачи анализа; - источники информации для анализа.
Цели и задачи курса АФХД. Краткая характеристика развития анализа финансово-хозяйственной деятельности в России. Взаимосвязь финансово-хозяйственного анализа и смежных наук. Понятие экономической информации; основные требования к экономической информации: достоверность. актуальность, оперативность, точность. Виды источников информации. Правила подготовки экономической информации к анализу. Методические указания В общем плане анализ (от греч. – analisis) – это инструмент познания предметов и явлений внутренней и внешней среды, основанный на расчленении, разложении целого на составные части, элементы и исследовании их во взаимосвязи и взаимозависимости. В диалектике анализ выступает в единстве с понятием «синтез» - соединении ранее расчлененных элементов для изучение объекта в единое целое. Поэтому, как правило, говоря об анализе подразумевают и синтез. Анализ бывает математическим, физическим, химическим, статистическим, экономическим и т.д. То есть, экономический анализ – это один из видов анализа используемых в экономической сфере человеческой деятельности. Экономический анализ (анализ хозяйственной деятельности, анализ финансово-хозяйственной деятельности, анализ финансово-экономической деятельности и т.д.) заключается в глубоком и всестороннем изучении финансово-хозяйственной деятельности предприятия, её объективной оценке, выявлении закономерностей, тенденций развития, слабых мест и внутрихозяйственных резервов, обеспечении принятия оптимальных управленческих решений. По содержанию и полноте изучаемых вопросов экономический анализ делится на комплексный экономический анализ и тематический анализ. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия является средством получения цельного знания о хозяйственной (финансово-хозяйственной, финансово-экономической) деятельности предприятия (бизнеса), понимания деятельности экономического субъекта. Он проводится в целях управления предприятием в целом или его подразделениями, отдельными сегментами деятельности, центрами затрат и ответственности. Предметом экономического анализа являются причинно-следственные связи обуславливающие экономические явления и процессы.
По опыту экономический анализ ведется в следующих двух аспектах: 1. С позиции оценки выполнения плана; 2. С позиции оценки деятельности предприятия в динамике, т.е. за ряд отчетных (анализируемых) периодов. Для проведения комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности необходимо располагать соответствующими источниками информации. Источники информации, используемые в процессе экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия делятся на собственные, содержащие сведения, сосредотачиваемые непосредственно на предприятии, и привлекаемые извне, как правило, на платной основе. Собственные источники информации, в свою очередь подразделяются на три основные группы: плановые, учетно-отчетные и внеучетные. К источникам информации планового характера относят: 1.Все разновидности планов, разрабатываемых на предприятии в т.ч.: Ø бизнес- план (перспективный план); Ø текущие планы; Ø оперативные планы; Ø технологические карты и т.д. 2.Нормативные материалы. 1. Сметы, ценники. 2. Проектные задания и др. Источники информации учетно-отчетного характера: 1. Данные бухгалтерского учета и отчетности (дают до 70% информации для экономического анализа). 2. Данные статистического учета и отчетности. 3. Данные оперативного учета и отчетности. Вопросы для самоконтроля 1. Каковы предмет и область комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности? 2. Чем обеспечивается комплексность экономического анализа? 3. Каковы объекты и субъекты комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности? 4. Назовите принципы комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности. 5. Источники информации комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности.
Тема 1.2. Виды финансово-хозяйственного анализа, приемы и методы проведения анализа
Студент должен: знать: - виды финансово-хозяйственного анализа; - методы и приемы экономического анализа; уметь: - применять основные приемы анализа для решения производственных задач; - анализировать финансово-хозяйственную деятельность организации (предприятия) по принятой методике.
Общая схема экономического анализа деятельности организации, Классификация видов экономического анализа. Содержание, задачи и методика проведения текущего анализа. Краткая характеристика видов экономического анализа. Приемы экономического анализа, их классификация и кратка характеристика. Методы экономического анализа, их особенности, краткая характеристика и область применения традиционных методов экономического анализа. Практическое занятие Решение задач с использованием методов разниц и цепных подстановок.
Методические указания Методом экономического анализа является метод материалистической диалектики с её принципами: Ø Каждое отдельно взятое явление следует изучать во взаимосвязи и единстве с другими, участвующими в едином процессе (это одна из методологических черт анализа); Ø Все явления должны рассматриваться в движении (развитии) (из этого вытекает другая характерная черта АХД – необходимость постоянных сравнений); Ø Количественный анализ должен сочетаться с качественным, что обусловлено их диалектическим единством ( это является третьей чертой АХД); Ø Учет действия закона перехода количества в качество; Ø Учет действия закона единства и борьбы противоположностей (наличие антагонистических и неантагонистических противоречий – мощный стимул постоянного движения, поэтому необходимо изучать внутренние противоречия экономических явлений, их плюсы и минусы); Ø Учет действия закона «отрицания отрицания» ((новое отрицает старое итак без конца). Способы (технические приемы) экономического анализа – это система теоретико-познавательных категорий конкретно-научного инструментария и регулятивных принципов исследования процессов функционирования экономических субъектов. Технические приемы (способы) комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности в общих чертах универсальны, т.е. применимы для любого направления и объектов анализа, однородны для всех предприятий одних и тех же отраслей. В современном экономическом анализе используют богатый арсенал технических приёмов Существуют различные подходы классификации технических приемов АХД. По одному из них, наиболее распространенному, к техническим приемам экономического анализа относят: 1. Традиционные способы (сравнения, группировки, балансовый, графический и т.д.); 2. Экономико-математические (элементарной математики, классические приемы математического анализа, математической статистики и т.д.); 3. Способы детерминированного факторного анализа (элиминирования, индексный, интегральный и т.д.); 4. Способы стохастического факторного анализа (корреляционный, дисперсионный и т.д.) и ряд других способов. Наиболее распространенными приемами, используемыми практически при анализе любого экономического объекта являются: Ø сравнение; Ø составление аналитических таблиц; Ø приемы детерминированного факторного анализа. Сравнение – это наиболее распространенный и давно используемый научный метод познания. Исходя из конкретных задач анализа отчетные (анализируемые) данные сравниваются: Ø с плановыми данными – для оценки степени выполнения плана; Ø с данными предшествующих периодов – для оценки их динамики и тенденция развития экономических процессов; Ø с нормативными данными – для контроля за затратами; Ø с показателями конкурентов; Ø со средними данными в отрасли. Результаты сравнения выражают в процента или в абсолютном отклонении со знаками «+» или «-«. При сравнении показателей необходимо обеспечить их сопоставимость. Технический прием составления аналитических таблиц относится к информационным (логическим) способам анализа. Составление аналитических и расчетных таблиц необходимо для систематизации цифрового материала. Требования к таблице: Ø она не должна быть громоздкой; Ø в ней должно быть как можно меньше показателей, но как можно более полно отвечающих на один вопрос; Ø все расчеты должны быть вынесены за пределы таблицы и дополнять её; Ø таблицу необходимо дополнять также необходимыми пояснениями.
Наиболее распространенными приёмами детерминированного факторного анализа являются два способа элиминирования: Ø цепных подстановок; Ø абсолютных разниц. Виды анализа хозяйственной деятельности I. По отраслевому признаку различают: 1. Межотраслевой анализ – теория экономического анализа, теоретическая основа комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности во всех отраслях; 2. Отраслевой экономической анализ, т.е. экономический анализ в отраслях с учетом их специфики.
II. В зависимости от объектов управления различают: 1. Управленческий анализ – это внутрихозяйственный производственный и внутрихозяйственный финансовый анализ, проводимый работниками предприятия, его собственниками на основе внутренней (конфиденциальной, закрытой) информации. 2. Финансовый анализ – это внутрихозяйственный и внешний анализ, проводимый с целью оценки финансовых результатов деятельности предприятия, его финансового состояния на основе как конфиденциальной информации ( в основном данных бухгалтерского учета и отчетности), так и публичной бухгалтерской (финансовой) отчетности. 3. Технико-экономический анализ – это составная часть управленческого анализа, который проводят технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога). Изучает взаимодействие технических и технологических процессов и их влияние на экономическое результаты работы предприятия. 4. Аудиторский анализ. 5. Инвестиционный анализ. 6. Социально-экономический анализ. 7. Экономико-статистический анализ и т.д. III.По признаку времени различают: 3. Перспективный (предварительный) анализ – проводимый до осуществления хозяйственных операций с прогнозными целями; 4. Ретроспективный (последующий, исторический) анализ – проводимый после совершения хозяйственных актов. Эти два вида анализа тесно взаимосвязаны между собой, так как перспективный анализ невозможен без ретроспективного анализа, который позволяет увидеть перспективу. Ретроспективный анализ в свою очередь делится на: Ø Оперативный (ситуационный) анализ, проводимый сразу после совершения хозяйственных операций (за смену, сутки, декаду) с целью оперативного выявления недостатков и воздействия на хозяйственные процессы. Ø Итоговый (заключительный) анализ, проводимый за отчетный период (месяц, квартал, год) для всестороннего, комплексного изучения хозяйственной деятельности предприятия. IV.По методике изучения объектов различают: 1. Факторный (причинный) анализ – это анализ направленный на измерение воздействия факторов на величину результативного показателя. 2. Сравнительный анализ – это анализ основанный на сравнении отчетный (анализируемых) экономических показателей с соответствующими показателями плана, данными прошлых периодов, конкурентов, передовых предприятий, средними данными в отрасли. 3. Диагностический анализ, основан на установлении характера нарушения нормального хода работы экономического механизма по типичным признакам характерным для данного нарушения. 4. Маржинальный анализ (анализ безубыточности) – это исследование взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли и т.д. Вопросы для самоконтроля Раскройте метод и основные технические приемы комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности. Чем отличается управленческий анализ от анализа финансового? По каким признакам классифицируется анализ?
Раздел 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) Тема 2.1. Анализ технико-организационного уровня производства Студент должен: Знать - основные показатели технического и организационного уровня производства и основные направления анализа. Анализ показателей научно-технического уровня производства, организации производства и труда. Оценка влияния технико-организационного уровня на интенсивное использование производственных ресурсов. Определение резервов повышения технико-организационного уровня производства. Вопросы для самоконтроля Что такое факторы и резервы производства Явные и скрытые резервы
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (328)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |