Краткий словарь по эстетике
Абстракционизм – направление в искусстве 20-х годов, отка-завшееся от изображения реальных предметов в живописи и скульптуре. Основными течениями абстрактного искусства являются супрематизм и неопластицизм, создавшие упорядоченные конст-рукции из линий, геометрических фигур и объемов, а также ташизм, который динамикой пятен стремился выразить стихийность и бессознательность творчества. Авангардизм – движение в художественной культуре ХХ века, для которого новизна выразительных средств является самоцелью. К нему относятся такие художественные направления, как экспрессионизм, кубизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм. Аллегория – иносказание, конкретный образ, заменяющий отвле-ченные понятия. Например, изображение чаши и змеи, обвивающей ее,– аллегория медицины. Ампир – стиль в архитектуре, скульптуре и декоративном искус-стве первых трех десятилетий XIX века. Опирался на художественное наследие императорского Рима. Во времена Наполеона отличался наличием военной эмблематики. Античная эстетика – эстетическая мысль, развивающаяся в Древ-ней Греции и Риме в период с VII – VI веков до н. э. по V – VI века. Артефакт – всякий предмет, рассматриваемый в искусстве в ка-честве художественного. Архитектура – вид искусства, целью которого является создание зданий и сооружений для жизни и деятельности людей. Архитек- тура призвана служить удовлетворению как утилитарных, так и духовных человеческих потребностей, поэтому в ней воедино сливаются польза и красота, техническое и эстетическое начала. Этот вид искусства использует исторически сложившуюся совокупность художественных средств и приемов, включающую выбор архитектурных форм, их пропорций и декоративных украшений, формирующих архитектурный стиль той или иной эпохи или национальной культуры. Ассоциация – связь воспринимаемого образа с представлениями нашего сознания. Балет – сценическое искусство, которое включает сценарий, му-зыку, хореографию, изобразительное искусство. Барокко – художественный стиль, начиная с XVIIвека, характери- зующийся пышностью, насыщенностью, обилием композиционных
элементов и динамикой, а также совмещением реальности с ил- люзиями человека. Безобразное – категория эстетики, выражающая негативную эсте-тическую ценность, служит для определения и оценки уродливо-односторонних предметов и явлений действительности. Бытовая эстетика – одна из сфер проявления эстетического отно-шения к действительности, реализующегося непосредственно в повседневной жизни: его внешнем облике, культуре одежды и поведения, в отношении к вещам, жилищу. Вдохновение – высший подъем духовных и физических сил художника в процессе создания им произведений искусства. Виды искусства – исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения. Вкус эстетический – система эстетических предпочтений и ориентаций, основанная на обобщенной и творческой переработке эстетических впечатлений, способность человека отличать красивое от красивости, прекрасное от безобразного, возвышенное от низменного, трагическое от комического. Возвышенное – категория эстетики, характеризующая эстетичес-кую ценность предметов и явлений, которые обладают большой положительной общественной значимостью, но в силу своей колоссальной мощи не могут быть положительно освоены обществом и личностью. Возрождения эстетика – эстетическая мысль, сформировавшаяся в период между средневековьем и Новым временем, охватывает XIV – XVI века. Воображение художественное – способность сознания синтези-ровать и творчески преобразовывать восприятия и представления, создавать образы и модели бытия в соответствии с принципами художественного, духовно-практического освоения мира. Восприятие эстетическое – способность воспринимать все из окружающей действительности, что, воздействуя на человека, вызывает в нем эстетические чувства и переживания, это не простое зеркальное воспроизведение, а сложный процесс соучастия и сотворчества, в котором участвуют чувства, эмоции, логика, психология. Вымысел художественный – специфический акт художествен-ного творчества, способствующий конструированию мыслимых и воз-
можных вариантов бытия, представлению того, что может и должно быть. Гармония – существенная характеристика прекрасного. Сораз-мерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. Гений художественный – высшая степень творческой одарен-ности в искусстве. Героическое – категория эстетики, раскрывающая ценностный смысл выдающегося по своему общественному значению деяния, требующего от человека или группы людей высшего напряжения духовных и физических сил, мужества и самоотверженности. Готика – средневековый художественный стиль в западно-евро-пейском искусстве XII – XV вв., характеризующийся устремленностью к небу, острым куполом, вертикальностью линий, стройностью, дополнительной многоцветностью витражей. Графика – вид изобразительного искусства, связанный с изо-бражением на плоскости. Рисунок или отпечаток наносятся на плоскость, при этом в качестве несущей изображения плоскости в графике, как правило, выступает лист бумаги (изредка картон, в древности – папирус, пергамент. Основной «несущий» материал графики – бумага. Язык графики более скупой и лаконичный. Это линия и сочетание черных и белых пятен. Цвет в графике играет второстепенную роль. Материалами графики являются карандаш, тушь, перо, уголь, кисть, мелки, бумага, картон, акварель, гуашь. Известны две основные разновидности графики – рисунок и печатная графика. Печатная графика дает возможность получить определенный тираж равноценных, идентичных художественных произведений – оттисков с доски, с металлической пластины, с камня, листа линолеума или другой основы, на которую нанесен соответствующий рисунок (зеркальный по отношению к оттиску). Гротеск – вид сатиры, где достигается фантастическое по форме или композиции, странное, причудливое, нелепое, эклектичное изобра-жение реального. Гуманизм – идея, возникшая в истории европейской мысли, осно-ванная на человеческом измерении всех отношений. Дадаизм – модернистское течение в литературе, изобразительном и театральном творчестве, возникшее почти одновременно (в 1915 –1916 гг.) в Нью-Йорке и Цюрихе. Идеологически движение дадаистов носило характер протеста против ужасов империалистической
войны, социальных и эстетических ценностей, ее оправдывающих и освящающих. Декоративно-прикладное искусство – один из видов деятель-ности, представленный в предметах быта, созданных в соответствии с эстетическими потребностями человека и вносящих красоту в повседневную жизнь. Существуют разнообразные технические и художественные приемы изготовления изделий: лепка, чеканка, литье, резьба, ткачество, вышивка, роспись и др. Дизайн – художественно-проектное творчество, способствующее эстетическому формированию предметно-пространственной среды человека. Охватывает область проектирования, производства и бытия вещей, изготавливаемых промышленностью, с учетом их пользы, удобства и красоты. Драма – литературный жанр, одновременно принадлежащий теат-ру и литературе. Спецификой являются сюжетность, конфликтность действия и его деление на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала. Жанр – разделение вида искусства по тематике или структуре произведений, обусловленное многообразием конкретных возможностей художественного освоения действительности. Живопись – вид искусства, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на какую-нибудь поверхность (основу), образов действительности. Существуют две основные разновидности живописи – станковая и монументальная. Особыми видами живописи являются иконопись, миниатюра, декорационная живопись (декорация театральная и кинодекорация), диорама, панорама. Живопись подразделяется на следующие жанры: пейзаж, натюрморт, портрет, исторический жанр, анималистический жанр, мифологический жанр, батальный жанр. Замысел – первичная организация накопленного жизненного ма-териала через выявление центральной художественной идеи, проб-лемы интриги, идеальное сознание внешних объектов в памяти, душе художника. Знак эстетический – понятие, введенное в эстетику в связи с трактовкой художественных процессов с позиций семиотики. Идеал эстетический – обобщенное представление о должной, совершенной и желаемой эстетической ценности в природе, в жизни человека, в искусстве. Идейность в искусстве – определенность общественно-полити-ческой позиции художника, сознательная приверженность конкретной
идее или системе идей, ценностных ориентаций, идеалов, выражение авторского отношения к изображаемому в художественном произ-ведении. Изобразительные искусства – это группа искусств, основанных на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видовом предметном облике. Импрессионизм – направление в искусстве второй половины XIX– XX веков, представители которого изображали мир в его движении и изменчивости, передавая свои мимолетные впечатления, глубоко индивидуальные. Интуиция – чутье, проницательность, непосредственное постиже-ние, внутренний свет, замкнутый внутри индивидуума и не видимый всем, но позволяющий ухватить в предмете эстетического созерцания красоту и совершенство. Ирония – оттенок комического, в котором отрицание или осмеяние притворно облекается в форму одобрения, основана на иносказании. Искусство – художественное творчество по законам красоты (ли-тература, архитектура, скульптура, музыка, живопись, театр и другие виды), продуктом которого являются специальные духовные эстетические ценности. Калокагатия – понятие, обозначающее гармонию внешнего и внутреннего, которая является условием красоты человека. Канон – свод непреложных, неизменных правил, обычно харак-терный для религиозного искусства с его постоянным видением мира. Катарсис – термин, возникший в античной эстетике, выражает благотворное и очищающее воздействие искусства на человеческую душу, выступает как очищение, как эстетическое наслаждение. Категории эстетики – основные понятия эстетики, отражающие наиболее общие и существенные связи, отношения эстетических явлений действительности и эстетического сознания, включая искусство. Эстетические категории образовались в ходе исторического развития человечества и отражают основные типы эстетического отношения человека к миру. В них фиксируется содержание нашего эстетического и художественного сознания. Киноискусство – синтетический вид искусства, возникший на рубеже XIX – XX вв. и объединяющий такие традиционные искусства, как литература, живопись, музыка, театр и др. Первые фильмы братьев Люмьер появились в 1895 году. Классика в искусстве – художественное наследие мировой и отечественной культуры, обладающее непреходящей эстетической
ценностью, служащее образцом для подражания. Классицизм – художественное направление в европейском искус-стве в XVII – начале XIX вв., важнейшей чертой которого является высокая гражданственность тематики, обращение к образцам и фор-мам античного искусства как к эстетическому эталону. Комическое – категория эстетики, отражающая противоречия действительности с позиций эмоционально-критического отношения к ним в свете тех или иных социально-исторических и личностных идеалов, обычно заканчивается смехом. Композиция – расположение фигур, предметов, цветовых пятен, объемных масс. Посредством композиции художник реализует свой замысел, передает главную мысль работы, свои чувства. Конструктивизм – направление в советской художественной куль-туре в 20-х гг., выдвигавшее на передний план конструктивно-художественную сторону художественного творчества, стремление реализовать в художественном творчестве требования конструктивной целесообразности, рациональности, функциональной оправданности, экономии. Концептуализм – авангардистское течение в современном искус-стве, сложившееся в 70 – 80-е годы XX века. Характеризуется намеренно демонстративным предъявлением авторской концепции, а также активной игрой с узнаваемыми стилями, штампами речи, массовым сознанием, бытовым поведением, со стереотипами массовой культуры. Красота – одна из универсальных форм бытия материального мира в человеческом сознании, раскрывающая эстетический смысл явлений, их внешние и внутренние качества, которые вызывают удовольствие, наслаждение, моральное удовлетворение. Кубизм – одно из проявлений авангардизма, основоположником которого считается П. Пикассо. Существует с начала ХХ века, заклю-чается в геометризации изображаемого. Культура – специфический способ организации и развития челове-ческой жизнедеятельности, представленной в продуктах мате-риального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к труду, между собой и к самим себе. Культура художественная – особая область культуры, образо-вавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства и связанных с искусством форм деятельности, таких, как художественное творчество, художественное восприятие, исполнительство и др.
Культура эстетическая – определенный уровень потенциала, насыщенности и целенаправленности эмоционально-чувственным переживанием и духовным наслаждением, радостью человека от всех видов его жизнедеятельности. Лад – расположение звуков по высоте с интервалом в полтона и тон. Два основных лада – мажорный и минорный. Лирика – стихотворный жанр, включающий элегию, сонет, оду, мадригал, стихотворение. Предметом выражения в лирике являются внутреннее состояние, переживания и настроение человека. Литература – письменная форма искусства слова, создающая «художественную действительность», живое бытие образов при помощи эпоса, лирики и драмы. Манера творческая – последовательно и определенно выра-женные индивидуальные черты художественного творчества, отлича-ющие творения одного художника от творений другого. Мастерство – высокий уровень владения изобразительно-выра-зительными средствами и техникой исполнения в каком-либо виде искусства, для которого необходимы соответствующее образование и профессиональные навыки. Мера – предел, в котором проявляется отношение человека к искусству. Метод художественный – исторически сложившаяся совокуп-ность принципов эстетического познания и образного воплощения в искусстве. В нем одновременно представлены четыре грани творчества: познание жизни, ее оценка, преображение в образную ткань искусства и создание образного языка искусства. Миф – древнее народное сказание о легендарных героях, Богах, о происхождении явлений природы. Мифология – совокупность мифов какого-нибудь народа. Мода – периодически возникающее и повторяющееся, частичное изменение внешних форм культуры, происходящее под влиянием экономических, социально-психологических, культурологических, нравственных и эстетических факторов. Модернизм – художественное направление XX века, для которого характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира с целью создания «нового искусства». Охватывает множество школ и направлений – имажинизм, футуризм, конструк-тивизм, сюрреализм, экспрессионизм, абсурдизм и др. Морфология искусства – эстетическая область философии искусства, которая сложилась относительно недавно. Традиционно эта
область предмета эстетической науки сводилась к рассмотрению системы видов искусств. Но сами виды объединяются в семейства и классы искусств, а также дифференцируются на роды и жанры. Музыка – вид искусства, использующий в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств звуковые образы. Мышление художественное – вид интеллектуальной деятель-ности, направленной на созидание и восприятие произведений искусства, особая разновидность мышления человека, отличающаяся по характеру протекания, конечным целям, социальным функциям и способам включения в общественную практику. Народность – важнейший принцип художественного творчества и произведений искусства, определяющий их идейно-эстетические качества, гуманизм, служение самосознанию и самоутверждению как отдельного народа, так и всего человечества. Наслаждение эстетическое – высшая степень удовольствия от какого-нибудь произведения искусства, красоты реальной природы. Натурализм – художественный метод, сложившийся в западно-европейской и американской культуре последней трети ХIX века под влиянием философии позитивизма О. Конта, Г. Спенсера, И. Тэна и др. Низменное – категория эстетики, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают большой отрицательной общественной значимостью и таят в себе угрозу для общества и личности. Это крайняя степень безобразного, служит для определения и оценки уродливых явлений действительности, недостойных, порочных действий отдельных людей или общественных классов, групп. Новаторство – деятельность создателей произведений искусства, которые осуществляют новые прогрессивные принципы, идеи и приёмы. Нонсенс – художественный прием, основанный на нарочитом разрушении смысла повествования или изображения и подстановки вместо него «выворотного смысла» или вообще бессмыслицы. Образ художественный – специфическая для искусства форма отражения действительности, целостная эстетическая характеристика жизненного явления в произведении искусства, сопряженная с его темой, художественной идеей и выраженная в конкретно-чувственной и эстетически значимой форме. Оценка эстетическая – способ установления эстетической ценности какого-либо объекта, осознаваемый результат эстетического
восприятия, обычно выражаемый словами: «Это красиво!», «Это уродливо!». Пантомима – особый вид искусства, выразительными средствами которого являются жесты, мимика, телодвижения, пластика тела. Пафос – понятие, передающее единство мысли, чувства, оценки изображаемого, в котором предстают целостное мироотношение художника, его всеобъемлющая страсть и строй чувств. Пластика – видимое строение тела, грация, виртуозность как высшая ступень изящества. Постмодернизм – понятие, обозначающее новый, последний на сегодняшний день сверхэтап в цепи закономерно меняющих друг друга на протяжении истории направлений культуры. Потребность эстетическая – стремление человека к ритму, гар-монии, пропорции, целесообразности, т. е. стремление к прекрасному. Преемственность – передача культурного наследия от поколения к поколению. Каждый новый этап в развитии культуры и искусства включает в себя всё то, что было приобретено человечеством на предыдущих этапах. Прекрасное – эстетическая категория, характеризующая явления с точки зрения совершенства, как обладающие высшей эстетической ценностью. Прекрасное служит для определения и положительной оценки наиболее совершенных и целостных явлений в действительности, общественной жизни, в деятельности людей и в искусстве. Произведение художественное – продукт художественного твор-чества, в котором в чувственно-материальной форме воплощен духовно-содержательный замысел его автора и который отвечает критериям эстетической ценности. Производственная эстетика – часть эстетики, изучающая спе-цифику эстетической деятельности в системе общественного производства. Пропорция – закономерное соотношение частей предметов или явлений между собой и целым. Реализм – творческий процесс и метод, характерный для худо-жественной культуры европейских стран, согласно которому задачу искусства составляет всеобъемлющая жизненная правда. Ренессанс в искусстве ( от француз. – возрождение ) – этап развития европейского искусства в XIV–XVI вв. Характерными чер- тами этого этапа являются возрождения идеалов античной красоты и антропоцентризм. Ритм – элемент формообразования, передающий движение в искусстве, основанный на повторяемости тождественных или аналогичных компонентов через равные или соизмеримые интервалы в системе художественного пространства и времени. Рококо – дворцово-орнаментальный стиль XVIII века, наи-более полно выразился в архитектуре и декоративном искусстве. Для рококо характерны тяготение к асимметрии композиций, мелкая деталировка формы, насыщенная и вместе с тем уравновешенная структура декора в интерьерах. Романский стиль – преобладавший в архитектуре Западной Европы в X – XIII веках церковно-монастырский и крепостной стиль, призванный возвеличить могущество бога. Характерны округлый купол и массивные стены, толщина которых подчеркивалась узкими окнами и углубленными ступеньками порталов. Романтизм – широкое идейное и художественное движение в ду-ховной жизни европейского и американского общества, начавшегося на рубеже XVIII – XIX вв., просуществовавшего до 40-х годов XIX века. Сарказм – ироническое замечание, высказанное с целью обидеть человека или причинить ему боль. Сатира – особо острая и язвительная форма комедийной критики, отрицающая саму сущность осмеиваемого явления путем противопоставления его высоким эстетическим идеалам. Сентиментализм – направление в литературе и искусстве второй половины XVIII века, характеризующееся повышенным интересом к человеческим чувствам и обостренно-эмоциональным интересом к окружающему миру. Символ – образ, замещающий другой образ или подразумевающий более широкий, определенный смысл. Символизм – европейский интегральный стиль культуры конца XIX – начала XX веков, связавший воедино философию, религию, искусство, а также соответствующие формы творческой деятельности, которые воспринимались прежде всего как культурно-эстетическая деятельность. Синкретизм – нерасчлененное слитное искусство, в котором пляска, пение, музыка существовали в единстве. Синтез искусств – добровольное соединение, сочетание, орга-нический союз равноправных, окончательно сформировавших-ся, самостоятельных видов искусства. Скульптура – один из древнейших видов изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Скульптуру называют также пластикой, ваянием. Скульптура, как и архитектура, существует реально, в реальном пространстве. Она говорит на языке пластики объемов. Она сама реальна и объемна. Главный объект скульптуры – человек (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа); изображения животного мира составляют анималистический жанр. В XX веке возникла неизобразительная, абстрактная скульптура, использующая нетрадиционные методы и материалы (скульптура из проволоки, надувные фигуры и т.д.) Совершенство – полнота всех достоинств, высшая степень какого-либо качества, оптимальность состояния и развития эстетического феномена, выражающаяся в полном соответствии сущности и явления. Современность в искусстве – обращение художника в своем творчестве к событиям определенного периода времени, очевидцем которого он является. Содержание – то, из чего состоит предмет, совокупность сущест-венных свойств и внутренних признаков, которые составляют его основу. Созерцание эстетическое – непосредственно-целостное видение явлений действительности под углом зрения эстетической установки субъекта. Сознание эстетическое – форма ценностного сознания, отражение действительности и ее оценка с позиций эстетического идеала. Способность эстетическая – совокупность индивидуально-психо-логических особенностей человека, благодаря которым открывается возможность осуществлять эстетическую деятельность – эстетически воспринимать и переживать явления действительности и искусства, оценивать их посредством суждения вкуса и соотнося с идеалом, создавать новые эстетические ценности. Средневековая эстетика – этап развития эстетической мысли в V – XV вв. Стиль в искусстве – эстетическое понятие, указывающее на устойчивую общность идейно-художественных признаков творчества, свойственных определенному ряду художников. Суждения эстетические – форма эстетического сознания, в кото-рой отражается эстетическое отношение человека к предметам и явлениям посредством утверждения или отрицания их эстетической ценности. Супрематизм – авангардный стиль развития искусства, осново-положником которого является Казимир Малевич. Сюжет – конкретная совокупность и последовательное развитие событий, поступков и переживаний. Сюрреализм – авангардистское направление в художественной культуре ХХ века, провозгласившее изображение сферы бессознательного главной целью искусства. Талант – степень творческой одаренности в искусстве. Творчество художественное – создание новых эстетических ценностей, творчество по «законам красоты», присущее в той или иной степени всем видам продуктивной человеческой деятельности, а особенно сфере искусства. Театр – это синтетический вид искусства, где образное отражение действительности проходит в формах драматического действия, сценической игры, представления, осуществляемого участниками спектакля перед зрителями. Театр является коллективным искусством, в которое вовлечены актеры, сценографы, композиторы, хореографы, художники по свету, гримеры и режиссеры. Телевидение – передача на расстояние и приём на экран изображения средствами электросвязи и радиосвязи. Тема – понятие, которое фиксирует связь произведения искусства с действительностью и представляет сущность художественного содержания. Техническая эстетика – деятельность человека по законам красоты в сфере индустриальной деятельности. Трагическое – категория эстетики, которая описывает и харак-теризует эстетическое отношение к противоречиям реальной действительности. Конфликт, борьба, столкновение, возникающие на основе, прежде всего общественных противоречий, приводят к гибели положительных сил, но, погибая, они становятся бессмертными. Трагическое соответствует идеалу, в котором утверждаются конечность и бесконечность, смерть и бессмертие. Традиция – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения и создания художественных произведений. Труд – духовная, волевая, целеустремленная деятельность, связан-ная с творчеством, человеческим добром, красотой. Трудовая деятельность – важнейший вид общественно значи- мой активности человека, сфера самых разнообразных связей между людьми, в том числе имеющих и эстетическое выражение. Ужасное – явления, вызывающие чувство страха. Условность – нереальность мира искусства. Условность жизни в искусстве и видение ее с высот идеала. Художественная условность является результатом идеального видения, которое предполагает человеческое начало там, где его нет: в мире природы, космоса и техники. Фольклор – народная художественно-вербальная культура (комп-лекс словесных, музыкальных, игровых, драматических, хоре-ографических видов народного творчества) и декоративно-прикладное искусство. Форма – порядок расположения элементов содержания, внутрен-няя организация явления, предмета. Фотография – вид искусства, основанный на воспроизведении явлений жизни на фотопленке. Данный вид искусства был изобретен в 1839году. Футуризм – авангардный стиль европейского искусства. Хореография – вид искусства, материалом которого являются позы и движения человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие единую художественную систему, тесно связанный с музыкой. Художник – творческий работник, профессионал, специалист в одном или в нескольких видах искусства. Художественная правда – это правда самой жизни, выраженная в произведении средствами и языком культуры. Ценность эстетическая – особый класс ценностей, существующий наряду с ценностями утилитарными, моральными и другими. Цирк – вид искусства, специфика которого заключается в создании художественных образов при помощи движений, трюков, актерского мастерства. Чувства эстетические – специфическая эмоциональная реакция индивида, связанная с глубоким переживанием от восприятия эстетического предмета, которым может быть продукт природы, труда, произведение искусства. Шедевр – совершенное произведение искусства, внутренняя гармония, единство формы и содержания. Экспрессионизм – художественное направление в искусстве, сложившееся в Германии в первой четверти ХХ века, для которого главной чертой является обостренно-контрастное видение мира. Экстравагантное – понятие, характеризующее особое свойство эстетической реальности, которое в завершенном виде находит себя в
оригинальном сочетании прекрасного и смешного. Эмпатия – сочувствие, переживание, способ понимания эмоцио-нального состояния других людей. Эпос – сюжетные произведения, в которых действительность и человеческие судьбы раскрываются более развернуто при помощи повествования в сочетании с монологами и диалогами персонажей. К эпической литературе относят жанры романа, повести, рассказа, очерка. Эстетика – философская наука об особенностях чувствен-ного восприятия окружающего мира и об эстетической деятельности человека по законам красоты. Термин был введен немецким философом А. Г. Баумгартеном в 1750 году. Эстетика Просвещения – этап развития эстетической мысли в XVII – XVIII вв. Эстетика спорта – отрасль эстетической науки, изучающая эстетические закономерности, которые проявляют себя в сфере спортивной деятельности и спортивных отношений. Эстетика природы – эстетическое начало в деятельности по отношению к природе, ее бережное использовние и ненавязчивое изучение, отношение с природой как живого с живым. Эстетическая деятельность – творческий целесообразный как духовный, так и физический труд, обусловленный потребностью человека в красоте и гармонии. Эстетическое – категория эстетики, определяющая специфику предмета эстетики во всех его проявлениях. Эстетическое воспитание – формирование определенного эстети-ческого отношения человека к действительности, в процессе которого вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей. Эстетическое отношение к действительности – бескорыстное целостное восприятие объекта и чувственное постижение в уникальном единственном объекте - всеобщих закономерностей и универсальных человеческих смыслов. Эстрада – синтетический вид сценического искусства, объеди-няющий малые формы драмы, комедии, музыки, а также пение, художественное чтение, хореографию, эксцентрику, пантомиму и т.д. Юмор – мягкая форма комического, выражающая способность к эстетическому переживанию комических ситуаций, сопровождается дружеским, беззлобным смехом, помогает оптимистически воспринимать жизнь, освобождаться от недостатков, мелочей, слабостей жизни. Язык художественный – система материально-изобразитель-ных средств и способов их организации, свойственных определенному виду искусства.
литература
Основная
1. Беляева Е.В. Эстетика / Е.В. Беляева. Минск: Акад. упр. при Презид. Респуб-лики Беларусь, 2004. 70 с. 2. Борев Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. М.: Политиздат, 1981. 399 с. 3. Борев Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. М.: Высш. шк., 2002. 511 с. 4. Бычков В.В. Эстетика / В.В. Бычков. М.: Гардарики, 2004. 556 с. 5. Каменская Е.Н. Этика. Эстетика: конспект лекций / Е.Н. Каменская. Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 164 с. 6. Кондрашов В.А. Эстетика / В.А. Кондрашов, Е.А. Чичина. Ростов н/Д.: Фе-никс, 1999. 512 с. 7. Куренкова Р.А. Эстетика: учебник для вузов / Р.А. Куренкова. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 368 с. 8. Мартынов В.Ф. Эстетика: учеб. пособие / В.Ф. Мартынов. Минск: Тетра-Системс, 2003. 336 с. 9. Никитич Л.А. Эстетика: учебник для вузов / Л.А. Никитич. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 439 с. 10. Эстетика: учеб. пособие для вузов / В.И. Авдеев и др.; под общ. ред. А.А. Ра-дугина. М.: Центр, 2000. 240 с. 11. Яковлев Е.Г. Эстетика: учеб.пособие / Е.Г. Яковлев. М.: Гардарики, 1999. 464 с.
Дополнительная
12. Апресян Э.Г. Свобода художественного творчества / Э.Г. Апресян. Изд. 2-е. М.: Искусство, 1985. 253 с. 13. Бахтияров Б.И. Магия звуков / Б.И. Бахтияров. Минск: Нар. асвета, 1984. 141 с. 14. Борев Ю.Б. О комическом / Ю.Б. Борев. М.: Искусство, 1957. 232 с. 15. Буткевич О.В. Красота / О. В. Буткевич. Ленинград:Художник РСФСР, 1983. 438 с. 16. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук; пер. с польск. В.К. Ронина. М.: Высш. шк., 1988. 496 с. 17. Воробей Ю.Ф. Диалектика художественного творчества / Ю.Ф. Воробей. М.: Моск. ун-т, 1984. 175 с. 18. Григорьева Т.П. Красотой Японии рождённый / Т.П. Григорьева. М.: Искусство, 1993. 464 с. 19. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры / Г.В. Гриненко. М.: Юрайт, 1999. 669 с. 20. Гутнов А.Э. Мир архитектуры: язык архитектуры / А.Э. Гутнов. М.: Моло-дая гвардия, 1985. 351 с. 21. Ермаш Г.Л. Искусство как мышление / Г.Л. Ермаш. М.: Искусство, 1982. 277 с. 22. Зись А.Я. Виды искусства / А.Я. Зись. М.: Знание, 1973. 128с. 23. Калинкин А.Т. Эстетический идеал, искусство, познание / А.Т. Калинкин. М.: Моск. ун-т, 1983. 120 с. 24. Карпушина С.В. История мировой культуры: учебник для вузов / С.В. Кар-пушина, В.А. Карпушин. М.: Nota Bene, 1998. 536 с. 25. Комарова А. И. Эстетическая культура личности / А.И. Комарова. Киев:
Киевский ун-т, 1988. 152 с. 26. Кривцун О.А.Искусство и мир человека / О.А. Кривцун. М.: Знание, 1986. 112 с. 27. Крутоус В.П. Родословная красоты / В.П. Крутоус. М.: Искусство, 1988. 222 с. 28. Крюковский Н.И. Основные эстетические категории / Н.И. Крюковский. Минск: БГУ, 1974. 288 с. 29. Липский В.Н. Эстетическая культура и личность / В.Н. Липский. М.: Знание, 1987. 128 с. 30. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1978. 623 с. 31. Лукьянов Б.Г. В мире эстетики / Б.Г. Лукьянов. М.: Просвещение, 1988. 192 с. 32. Малахов Н.Я. Модернизм: критический очерк / Н.Я. Малахов; под ред. В.В. Ванслова. М.: Изобразит. иск-во, 1986. 152 с. 33. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура: учеб. пособие / В.Ф. Мартынов. Минск: ТетраСистемс, 1997. 320 с. 34. Мартынов В.Ф. Философия красоты / В.Ф. Мартынов. Минск: ТетраСис-темс, 1999. 336 с. 35. Немировская А.С. Сотвори прекрасное / А.С. Немировская. <
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |