Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2. Красота как высшая ценность художественной культуры



2019-12-29 308 Обсуждений (0)
Тема 2. Красота как высшая ценность художественной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Красота в истории эстетики.

 

 

2. Красота и общественный идеал. Красота и гармония.

3. Созданная и естественная красота.

4. Красота и добро. Красота и истинна. Красота и польза.

 

Литература: [1,2,4,7,8,10,11,15,18,27,34,37,38,39,40,41].

 

Тематика докладов и рефератов

 

1. Золотое сечение – «формула красоты».

2. Идеал красоты в эпоху Возрождения.

3. Спасёт ли мир красота?

Красота как категория эстетики тесно связана с категорией прекрасное, которое считается высшей степенью красоты и вызывает у человека светлые чувства радости, приносит ему удовлетворение и наслаждение.

Характеризуя историю эстетической мысли, обратите внимание на проблемные вопросы красоты, её структурные принципы (гармония, порядок, мера, симметрия) в философии античности (Платон, Аристотель, стоики, Плотин) и средневековья.

  Следует отметить, что западноевропейская средневековая эстетика (особенно в период схоластики) уделяла особое внимание согласованию принципов и категорий античной эстетики с христианской доктриной, активно опираясь при этом на опыт отцов церкви. Согласно Бонавентуре, красота Христа является посредником между Богом и человеком через воплощенного Сына, в котором сконцентрированы принципы "образа и подобия", напрямую связанные с понятием «формы». Эстетически воспринимая действительность, в которой разлита божественная красота, мы можем приблизиться к постижению понятия красоты-формы-подобия вообще и таким образом к сущности Сына, а через него и Отца. Особое внимание заслуживает учение Фомы Аквинского, который фактически подвел итог западной средневековой эстетике. В своем понимании прекрасного и искусства он синтезировал взгляды неоплатоников, Августина и представителей ранней схоластики.

Рассматривая проблемы взаимоотношений красоты, идеала и гармонии, необходимо подчеркнуть, что в сегодняшним мире процесс секуляризации культуры нашел свое выражение и в художественно-эстетической сфере. Искусство и эстетика ориентируются на идеализированную и мифологизированную греко-римскую (в основном  в  латинской  редакции)  античность. Принцип  идеализации

 

превращается в характерную особенность художественно-эстетичес-кого творчества и его теоретического осмысления; в том числе и в понимании красоты. Необходимо подчеркнуть различные трактовки идеала в разные эпохи. Идеал – представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и в культуре, которое становится целью, критерием и вектором деятельности человека. Идеал форми-руется путем отбора лучших эстетических ориентаций, продиктован-ных эстетическими вкусами.

Раскрывая третий вопрос, обратите внимание на то, что красота бывает двух видов: созданная и естественная. Созданная красота – это то, что создаёт человек своими руками: предметы быта, и произве-дения искусства. А естественная красота – творение самой природы. Следует отметить, что если человек не может любоваться красотой настоящего леса, моря, он, скорее всего не сможет никогда не сможет воспринимать и оценить эту красоту в произведении искусства.

Особенностью четвёртого вопроса является его дискуссионность. Ещё в античные времена утверждали, что все полезное – красиво. Однако навоз, который приносит пользу, вряд ли можно назвать красивым. Подумайте и аргументируйте ответы на вопросы: является ли красота источником истины; сможет ли красота спасти мир, а может сегодня актуален вопрос: «Мир спасет красоту?».

  Свифт после издания «Путешествия Гулливера» ждал исправления мира, избавления его от зла и был очень огорчен тем, что мир не исправился даже через десять лет. Как же можно надеяться на красоту и искусство, если опыт истории столь печален? «Ревизор» не упразднил ни взяточничества, ни бюрократизма. Шекспир не избавил

мир от Яго, Пушкин – от Сальери, Мольер – от мизантропов и

ханжей.

Глеб Успенский рассказал, как Венера Милосская выпрямила одного из угнетенных, согнутых жизнью людей. Но сколько людей остались согнутыми, сломленными в том самом мире, в котором существуют и Венера Милосская, и «Сикстинская мадонна» Рафаэля! Многие охранники фашистских концлагерей были любителями музыки и даже создавали оркестры из заключенных. Музыканты несли гармонию надсмотрщикам, а надсмотрщики музыкантам – смерть. И от коричневой чумы мир спасла не музыка, а сила оружия и героизм людей. В обществе действуют многие силы, и красота, искусство – лишь одна из них. Красота способна «спасать мир», но тогда, когда разрушительные действия других сил не уничтожают на корню все то, что созидает искусство.

Тема 3. Сущность художественного творчества

И восприятие художественного произведения

 

1. Понятие художественного творчества и его психофизиологичес-кие аспекты (одарённость, талант, гениальность).

2. Художественное произведение и его природа. Художественный образ, знак, символ.

3. Восприятие художественного произведения.

 

Литература: [2,7,8,10,11,12,17,26,31,38].

 



2019-12-29 308 Обсуждений (0)
Тема 2. Красота как высшая ценность художественной культуры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2. Красота как высшая ценность художественной культуры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (308)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)