Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 11. Свободно-рыночная и центрально-управляемая системы экономики в послевоенный период



2019-12-29 186 Обсуждений (0)
Тема 11. Свободно-рыночная и центрально-управляемая системы экономики в послевоенный период 0.00 из 5.00 0 оценок




 

1. Правомерно ли связывать эти кризисы с проявлением долгосрочных циклов («длинных волн» А.Д. Кондратьева)? Дать краткую обобщенную характеристику этих кризисов? Почему Ф. Бродель называл кризис 1973-1974гг. «не ураганом, а скорее наводнением с медленным и внушающим отчаяние потоком вод»?

Главное в теории Кондратьева теория длинных волн, или долгосрочная экономическая динамика.

Длинные волны имеют наибольший период колебаний (до полувека). В отличии от колебаний делового цикла, которые могут быть обнаружены непосредственно, эффект длинных волн становится заметным только после определенной обработки статистических данных.

 

1810-1817      1870-1875      1914-1920      1970-1975

 


1844-1850      1890-1896      1944-1949      1990-1995

 

Используя статистический материал, Кондратьев расположил во времени повышающие и понижающие фазы длинных циклов.

Моменты «переломов» в развитии больших циклов указаны им в виде интервалов в 5-7 лет.

Период от 1945 до 1973 года для развитых стран был периодом устойчивого роста и стабильности. Безработица была низка, а циклы сглаженными. Неприятности начались лишь после 1973г. В 1994г. начался новый мировой экономический подъем. Однако в целом неясно, вызываются ли эти эффекты длинными волнами или какими-либо иными причинами.

В 1973-1974гг. и в 1979г. нанесли удар по экономике США нефтедобывающие страны, подняв цены на нефть. Они спровоцировали сильнейший кризис.

2. Справедливо ли говорить о «тяжело цене» впечатляющего прогресса в послевоенные десятилетия, о бесперспективности деформированной структуры национального и глобального воспроизводства? Привести аргументы, опираясь на факты из истории экономики.

60-80 года. В мирных условиях развития выдвигали на первый план задачу повышения материального уровня жизни. Увеличить производство на душу населения можно лишь через рост производительности труда.

Произошли структурные сдвиги, отражавшие технический прогресс. Лозунг интенсификации не подкреплялся экономическими стимулами. Административная система исключала конкуренцию. Отставание СССР от передовых стран по техническому уровню промышленности увеличивалось.

Поэтому в 1965г. было принято решение о проведение экономической реформы – о переходе от административных к экономическим методам управления хозяйством. Экономические методы – использование экономических законов, рыночных отношений, материальной заинтересованности. Правда, материальная заинтересованность у на и до этого как будто использовалась: практиковалась сдельная оплата труда, тарифные ставки по квалификации, премии за перевыполнение плана и нормы. Но при этом не увеличивалось то обстоятельство, что работник в процессе производства не прямо связан с обществом, а через предприятие; что производственной единицей общества является именно предприятие. Использовалась материальная заинтересованность работника, но не предприятия, а предприятие заинтересованно было в том, чтобы больше получить от государства, от общества, но меньше дать.

3. Сформулировать собственную точку зрения по поводу усвоения человечеством полезного из накопленного и оплаченного дорогой ценой советского опыта. Сравнить процесс совершенствования системы централизованно управляемой экономики в СССР, ее результаты и результаты преобразований на западе после социальных потрясений конца 60-х годов.

В 1960-1980гг. экономика СССР развивалась по пятилетним (семилетним) планам и управлялась на основе командно-бюрократической системы. Фактически плановые задания не выполнялись.

Положения реформы входили в жизнь с трудом, а некоторые так и не были реализованы.

Многочисленные противоречия реформы моно было устранять, постепенно продвигаясь к рынку. Однако это было невозможно по политико-идеологическим причинам.

Сельское хозяйство также подверглось реформированию. Была предпринята попытка изменить механизм управления отраслью на основе сочетания общественных и личных интересов, усиление материальной заинтересованности колхозников и рабочих совхозов в росте производства. План обязательных закупок зерна был снижен и объявлен неизменным на 10 лет, а сверхплановые закупки должны были производиться по повышенным ценам. Были сняты некоторые ограничения с личных подсобных хозяйств.

В целом экономика СССР продолжала развиваться преимущественно экстенсивно, как следствие темпы экономического роста быстро снижались. Фактически прекратился рост производительности труда.

Ведущие страны Запада в 70-е годы начали переход к новому постиндустриальному, или информационному, обществу, в котором на роль основного капитала выдвигалась уже не земля (как в аграрном обществе), не фабрики и заводы (как в обществе индустриальном), а информация. Это общество характеризовалось резки увеличением роли непроизводственной и особенно образовательной сферы, свертыванием традиционных отраслей промышленности (добывающей, металлургической и т.д.), переходом к ресурсосберегающим и наукоемким технологиям (микроэлектроника, информатика, телекоммуникации, биотехнологии), индивидуализацией потребления. В 1985г. в США уже примерно каждая пятая семья имела персональный компьютер, ¾ населения работало в сфере услуг. У нас же в непроизводственных отраслях было занято менее 27% работников.

4. Верен ли тезис: «Из великого противоборства капитализма и социализма история выбрала третий путь: становление постиндустриального общества»? с каких событий в истории экономики начинается переход к постиндустриальному обществу?

Тезис верен. Постиндустриальное общество начинается с того события, что на роль основного капитала выдвигается информация.

5. Дать краткую обобщенную характеристику причин экономических успехов США, Западной Европы и Японии в послевоенный период. Что способствовало успехам новых индустриальных государств (Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Таиланда, Малайзии и др.)?

В войну США вступили позже других стран, но и после этого не испытали ее разрушительного действия: на территории США военные действия не велись.

Война обеспечила новый скачок в экономическом развитии США. У США в отличие от европейских стран и Японии не было перерыва в развитии.

Война ухудшила положение английской экономики. В ходе войны Англия потеряла половину своего торгового флота. Связи с колониями ослабли. Долг США был таким огромным, что на его погашение ежегодно тратилось до 40% государственного бюджета.

Следует сказать, по сравнению с довоенным периодом, промышленность Англии развивается теперь несколько быстрее.

Экономические потери Франции во Второй мировой войне были значительными, что разрушения от военных действий и бомбардировок дополнялись ущербом оккупации германскими войсками. Производство сократилось в трое: на 70% снизилось промышленное производство, более чем на 50% сельскохозяйственное производство и т.д.

Ускоренный экономический рост Германии и ее выдвижение в 50-х гг. на 2-е место в мире назвали «экономическим чудом». Объяснение этому:

1. обновление основного капитала при усиленном участии государства и низких военных расходов;

2. в послевоенные годы появилась возможность развивать те не военные отрасли производства, которые много лет подавлялись фашистским государством.

По мере сужения внутреннего рынка стал увеличиваться экспорт промышленной продукции.

Японское «экономическое чудо» и причины его хозяйственного успеха:

1. особый характер и особые условия обновления основного капитала.

2. особые формы эксплуатации труда и высокий удельный вес капиталовложений в национальном доходе.

3. высокий удельный вес расходов на развитие хозяйства связан и с низкими военными расходами.

4. особенность государственного регулирования экономики и т.п.

Успехам новых индустриальных государств способствовало: «маленькие драконы» бедны природными ресурсами. Здесь уделялось большое внимание созданию прогрессивных форм сельского хозяйства и обеспечивался благоприятный климат для иностранных инвестиций.



2019-12-29 186 Обсуждений (0)
Тема 11. Свободно-рыночная и центрально-управляемая системы экономики в послевоенный период 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 11. Свободно-рыночная и центрально-управляемая системы экономики в послевоенный период

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (186)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)