Примерная структура письменной работы
Составитель Р.Б. Казаков 2-е издание, исправленное
Москва 2005
ББК 72
СоставительР.Б. Казаков
Работа выполнена в рамках проекта "Студент в мире информации" Научный руководитель – Ю.Н. Афанасьев
Методические указания утверждены на заседании кафедры источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин Заведующий кафедрой - канд. ист. наук, доц. М.Ф. Румянцева
Ó Р.Б. Казаков, 2005 Ó Российский государственный гуманитарный университет, 2005
Содержание
Предисловие
Методические указания предназначены для студентов РГГУ, которым предстоит в процессе учебы в университете выполнить ряд письменных учебно-научных работ и завершить свое обучение подготовкой, написанием и защитой дипломной работы. Студенческие работы не случайно названы учебно-научными. Начиная с первого курса студенты осваивают приемы и методы научных исследований, в ходе которых получается новое научное знание, а также приемы оформления результатов проведенных исследований в письменном виде. Социальные и гуманитарные науки, как и любая наука вообще, реализуют себя через постановку научных проблем и их решение. Результаты проведенных научных исследований представляются научному сообществу, которое подвергает эти результаты проверке, признает или отвергает их. Выработаны и строгие критерии научности полученного знания, которые действуют в рамках данного научного сообщества. Такая научная работа должна давать новое знание, систематизированное и проверенное, градуированное по степени точности. Студенты составляют часть научного сообщества, а представителями его, на которых возложена обязанность проверки результатов научного исследования, их верификации, являются сначала преподаватель данной дисциплины, а в дальнейшем, при подготовке и защите дипломной работы, - научный руководитель, профессорско-преподавательский состав кафедры (на которой готовится дипломная работа) и члены Государственной аттестационной комиссии, в присутствии которых проходит защита дипломной работы. В ходе проведения научной работы должны выполняться такие требования, как следование действующей в данном научном сообществе логике научного исследования, овладение языком науки и специальной терминологией, корректное (выполненное по правилам, принятым в данном научном сообществе) оформление результатов исследования. В Историко-архивном институте РГГУ за десятилетия его работы сложился цикл курсов, которые призваны сформировать у студентов умение вести научную работу. Так, кафедра источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин еще в 50-е гг. ХХ в. разработала курс "Историческая библиография", который ориентировал студентов в корпусе справочных и информационных изданий по социальным и гуманитарным наукам, формировал навыки письменного оформления полученного нового знания в виде научных работ. С развитием ИАИ, а затем с появлением РГГУ усложнялись и задачи этого курса. Существенно переработанный и расширенный в рамках проекта "Студент в мире информации" этот курс, получивший название "Информационная эвристика" (научный руководитель – Ю.Н. Афанасьев, авторы курса и первого издания программы: А.О. Астапович, В.И. Гульчинский, Р.Б. Казаков, Л.Н. Простоволосова; авторы второго издания программы - Р.Б. Казаков, Л.Н. Простоволосова), читается теперь студентам первого курса всех факультетов РГГУ. Курс "Вспомогательные исторические дисциплины" знакомит с системой приемов и методов, которыми пользуется профессиональный историк в каждодневной исследовательской работе. На втором курсе на лекциях и семинарских занятиях курса "Источниковедение" студенты получают систематические знания о материальных объектах, дающих информацию о человеке и обществе в ходе исследования в области социальных и гуманитарных наук, – исторических источниках. Этот курс формирует системное знание об основных понятиях источниковедения (исторический источник, классификация исторических источников, источниковедческий анализ и синтез), которые рассматриваются как в логическом, так и в историческом аспектах. На старших курсах в лекциях и семинарских занятиях по теории и методологии истории рассматривается система методов исторического познания и раскрывается соотношение теории исторического знания и теорий исторического процесса. Основные проблемы методологии истории освещаются в сравнительно-историческом освещении, что позволяет показать развитие методологии истории в новое и новейшее время, современные ее идеи. Данный цикл курсов складывался в расчете прежде всего на студентов гуманитарных специальностей, но исследовательская работа в любой отрасли знания должна отвечать критериям научности, разрабатывая систему доказательности, формируя способы репрезентации нового научного знания с применением целого комплекса приемов научного исследовательского труда. Исходя из этого, составитель предлагает данные методические указания студентам широкого круга специальностей. В соответствии с вышесказанным цель данного пособия состоит в том, чтобы ознакомить учащихся с требованиями к представлению результатов исследований, действующими в научном сообществе, прежде всего к оформлению письменных работ в вузе, и дать необходимые пояснения по их выполнению. Данные методические указания содержат основные требования, предъявляемые к оформлению письменных работ в вузе. Следует учитывать, что при реализации современной образовательной модели, принятой в РГГУ, студент выполняет по каждой дисциплине значительное количество письменных работ различных видов. Они могут быть разного объема (очень небольшого, если речь идет о блиц-контрольной, значительного, если речь идет о курсовой работе, и т. п.), отличаться по своему характеру (контрольная работа предполагает выполнение ряда определенных преподавателем заданий, а семинарский доклад – обстоятельное изложение хода самостоятельных исследований и его результатов по теме, избранной самим студентом, и т. п.), представлять собой самостоятельное исследование научной проблемы (доклад, курсовая работа) или результат аналитической переработки научной информации, уже функционирующей в научном сообществе (рецензия, аннотация, реферат). Работы небольшого объема (блиц-контрольные, проверочные) часто выполняются во время занятий по упрощенным правилам оформления. Текст семинарского доклада в письменном виде, курсовая работа и – как завершающее исследование – дипломная работа требуют значительного времени для подготовки и строгого соблюдения правил оформления письменного текста и научно-справочного аппарата к нему. Важно подчеркнуть, что семинарский доклад, курсовая работа, представляющие результат самостоятельного исследования конкретной научной проблемы, – это именно те виды письменных работ, в которых происходит освоение навыков последовательного и аргументированного изложения результатов научной работы, логики изложения, оформления научно-справочного аппарата исследования. Практические приемы и навыки, получаемые здесь, в дальнейшем используются при подготовке дипломной работы. Методические указания знакомят с примерной структурой доклада и курсовой работы, основными требованиями к составу и оформлению научно-справочного аппарата письменной работы, требованиями к оформлению письменного текста работы в соответствии с действующими государственными стандартами в области библиографии, издательского дела, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В начале 2004 г. данные методические указания были опубликованы (Оформление письменных работ: Метод. указания / Сост. Р.Б. Казаков; Рос. гос. гуманит. ун-т. Ист.-архив. ин-т. Каф. источниковед. и вспомогат. ист. дисциплин, Науч. б-ка. Науч.-практ. центр "Эвристика". М., 2003. 48 с.). В январе 2005 г. в методические указания внесены исправления в соответствии с требованиями новых государственных стандартов. Примерная структура письменной работы Доклад и курсовая работа (с учетом всех особенностей и специфики поставленных целей и задач) имеют типовую структуру, которая может включать следующие элементы. Введение, в котором обосновывается актуальность избранной темы, анализируются историография проблемы, определяются объект, предмет и хронологические рамки исследования, характеризуется корпус источников по теме, ставятся цель и задачи работы и оговариваются ее структура, а также особенности исследовательской методики автора и построения текста работы. Главы работы, которые должны иметь названия; в них излагаются ход и результаты исследования, делаются выводы по результатам решения научных проблем (как правило, 2-3 главы). Заключение, где подводятся итоги проведенного исследования и дается решение поставленной во Введении проблемы, формулируются рекомендации по использованию полученных результатов, а также направления дальнейших исследований проблемы. Список использованных источников и литературы, содержащий библиографическую информацию об использованных при подготовке письменной работы неопубликованных документах, публикациях источников, литературы и справочных и информационных изданиях, которые были процитированы в тексте или изучены и использованы, но без ссылок на них. В зависимости от поставленных целей работа может открываться не Введением, а Вступлением, и делиться на разделы, а не на главы. В этом случае за титульным листом следует Содержание. В случае необходимости письменная работа может включать вспомогательные указатели (чаще всего – именной, географических и этнических названий и др.) и приложения.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (156)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |