Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Проверка расчетных операций



2019-12-29 243 Обсуждений (0)
Проверка расчетных операций 0.00 из 5.00 0 оценок




Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по договорам, повышению ответственности организации за соблюдение платежной  дисциплины, сокращению дебиторско-кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению их финансового состояния.

Поэтому проверке этих вопросов аудиторы должны уделять особое внимание.

Проверка состояния расчетов включает проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками (счет 60), по авансам (60), с покупателями и заказчиками (счет 62), по претензиям (счет 76), с бюджетом (счет 68), по страхованию (счет 69), по оплате труда (счет 70), с подотчетными лицами (счет 71), по возмещению материального ущерба (счет 73), с разными дебиторами и кредиторами (счет 76) и др.

В свою очередь, каждый счет подразделяется на субсчета.

Проверку состояния расчетов на проверяемом предприятии, фирме аудитору рекомендуется начинать с анализа материалов инвентаризации расчетов. Однако, учитывая, что, как свидетельствует практика, сами предприятия (фирмы) инвентаризацию расчетов по-настоящему не проводят, такую работу следует организовать самому аудитору.

Инвентаризация расчетов с покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, рабочими и служащими, депонентами и другими дебиторами и кредиторами, а также с банками по кредитам заключается в выявлении по соответствующим документам остатков и в тщательной провер­ке обоснованности сумм, числящихся на этих счетах. Аудитор и члены инвентаризационной комиссии устанавливают сроки возникновения задолженности по счетам дебиторов и кредиторов, реальность ее и лиц, виновных в пропуске сроков исковой давности, если это имеет место. В процессе инвентаризации также необходимо установить:

- тождественность расчетов с банками, с филиалами предприятий, выделенными на отдельные балансы, и с вышестоящими органами. При этом необходимо иметь в виду, что оставление на балансе фирмы неурегулированных сумм по этим расчетам должно рассматриваться как не­правильное составление баланса;

- правильность и обоснованность числящейся по балансу суммы задолженности по недостачам и хищениям и меры, принятые к взысканию этой задолженности;

- правильность и обоснованность числящихся в учете сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, а также предъявлены ли иски на взыскание в принудительном порядке дебиторской задолженности, не инкассируемой через банк. Результаты инвентаризации расчетов оформляются актом.

В акте следует перечислить наименование проинвентаризованных счетов и указать суммы выявленной несогласованной дебиторской и кредиторской задолженности, безнадежных долгов, кредиторской и дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности. По указанным видам задолженности к акту инвентаризации расчетов должна быть приложена справка, в которой приводятся наименования и адреса дебиторов и кредиторов, сумма задолженности, за что числится задолженность, с какого времени и на основании каких документов.

По суммам дебиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности, в справке указываются причины пропуска этих сроков.

Анализ имеющихся на проверяемой фирме материалов инвентаризации расчетов или проведение инвентаризации самим аудитором даст возможность сосредоточить внимание на более тщательной проверке расчетов, по которым установлены расхождения, неувязки, неясности. Ниже рассмотрим методику проверки расчетов по отдельным счетам.

Расчеты с поставщиками и покупателями.- Наиболее часто встречающиеся расчеты в хозяйственной деятельности организации. Прежде всего о расчетах между поставщиками и покупателями. Они осуществляются, как правило, безналичным путем и делятся на две группы: по товарным операциям и финансовым обязательствам (нетоварные операции). Основными формами безналичных расчетов выступают платежные поручения (переводы), платежные требования, аккредитивы, чеки - в порядке плановых платежей, а также расчеты, основанные на зачете взаимных требований.

Проверка по этим счетам расчетов должна осуществляться по двум основным направлениям:

1) правильность оплаты или получения сумм за полученные или отгруженные материальные ценности;

2) полнота оприходования и списания полученных ценностей.

Предметом аудита является:

- наличие и правильность оформления договоров;

- реальность задолженности перед поставщиками;

- правильность ведения синтетического и аналитического учета по сч. 60;

- соответствие записей аналитического учета по счету 60 записям в регистрах бухгалтерского учета и отчетности;

- обоснованность учета и принятия к зачету сумм НДС по приоб­ретенным товарно-материальным ценностям, работам и услугам.

При проверке следует внимательно изучить расчеты с поставщиками по неотфактурованным поставкам и материа­лам в пути.

При проверке выданных авансов, числящихся на субсчете «Авансы выданные» надо по каждому выданному авансу установить законность и целесообразность их выдачи.

При наличии операций по выданным векселям за полученные то­варно-материальные ценности аудитор должен проверить, правильно ли отражены операции на счетах бухгалтерского учета, связанные с их выдачей.

При наличии расчетных операций, основанных на уступке требова­ний, аудитору необходимо ознакомиться с договорами уступки требования и установить:

- основание уступки, законность и це­лесообразность,

- правильность записей на счетах бухгалтерского учета по подобным операциям.

В том случае, если проверяемый субъект участвовал во взаиморасчетах между организациями, аудитору надо установить, имеются ли акты сверок сумм дебиторской и кредитор­ской задолженности, акты (договоры) о взаимозачетах. Одновременно проверяются записи, сделанные на счетах бухгалтерского учета о взаи­мозачетах.

При аудите расчетов с покупателями и заказчиками предметом проверки являются:

- наличие договоров поставки продукции;

- реальность задолженности покупателей;

- своевременность  и полнота расчетов покупателей;

- правильность ведения синтетического и аналитического учета по сч 62; одновременно устанавливается правильность ведения записи в ведомости № 16 и переносятся ли записи итогов этих ведомостей в журнал-ордер №11;

- соответствие записей аналитического учета по счету 62 запися­м в учетных регистрах и отчетности

- точность исчисления сумм реализации и налогов от реализации, в том числе правильность формирования отпускной цены.

При наличии полученных векселей надо проверить и установить, правильно ли отражены операции на счетах бухгалтерского учета.

Расчеты с бюджетом. Во всех регионах страны созданы многочисленные налоговые службы, призванные осуществлять жесткий контроль за правильностью определения сумм платежей и своевременностью перечисления их в доход государственного и местных бюджетов.

В частности, государственным налоговым инспекциям областей, районов, городов предоставляется право применять к организациям финансовые санкции за нарушение налогового законодательства.

В силу этого аудитор при проверке расчетов с бюджетом должен выступать больше как подсказчик, чем ревизор. Указав на ошибки, допускаемые бухгалтерскими работниками фирмы при расчетах с бюджетом, он тем самым поможет избежать этой фирме финансовых убытков, связанных с санкциями, налагаемыми налоговыми службами. Поэтому особенно тщательно аудитор должен проверить правильность составления деклараций (расчетов) платежей в бюджет и своевременность их перечисления в соответствии с существующим законодательством. Перечень платежей в бюджет регламентируется действующим законодательством.

Значительное место при ревизии состояния расчетов занимают проверки средств, учитываемых на счетах: 70 „Расчеты по оплате труда", 71 „Расчеты с подотчетными лицами", 76 „Расчеты по возмещению материального ущерба", 76 „Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

В частности, на счете 71 учитываются расчеты с подотчетными лицами по выдаваемым им авансам на оплату расходов, которые не могут быть произведены путем безналичных расчетов.

Это авансы на административно-хозяйственные, операционные расходы и служебные командиров­ки.

Аудитор проводит сплошную проверку авансовых отчетов и приложенных к ним документов путем сличения записей в накопительных ведомостях с авансовыми отчетами, утвержденными распорядителями предприятия. Прежде всего он проверит, кому выданы авансы, соблюдение правил выда­чи авансов и отражения их в учете:

- наличие утвержденного руководителем организации списка лиц, которым выдаются суммы под отчет;

- устанавливают, нет ли превыше­ния предельных размеров аванса;

- устанавливают, не выдавались ли деньги под отчет лицам, кото­рые имели задолженность по ранее полученным суммам;

- проверяют порядок выдачи и учета доверенностей;

- сверяют записи по ж-о № 7 с другими учетными регистрами и отчетностью.

Авансы на командировочные расходы, как правило, должны выдаваться лицам, работающим на данном предприятии. Из практики ревизионной работы известны случаи выдачи таких авансов лицам, не работающим в организации. Аудитор отмечает эти факты и одновременно выясняет, не получил ли этот работник аванс на командировочные расходы и в своем учреждении.

В отдельных бухгалтериях допускается скрытое авансирование рабочих и служащих на личные нужды под видом выдачи авансов на хозяйственные и командировочные расходы. Поэтому аудитор выясняет, имеется ли удостоверение на командирование работника, срок коман­дировки, стоимость проезда, сумма на оплату суточных по действующим нормам, своевременно ли подотчетные лица представляют отчеты по авансам и сдают неизрасходованные остатки средств.

Подотчетные лица должны расходовать полученные суммы на те цели, на которые эти суммы выданы. Аудитор тщательно проверяет достоверность приложения к авансовым отчетам документов и законность произведенной по ним оплаты. В необходимых случаях проводятся встречные проверки.

При ревизии операции по подотчетным суммам следует также выяснить:

- определен ли руководителем крут лиц, которым предоставлено право получать деньги в подотчет;

- не выдаются ли подотчетным лицам авансы сверх установленных размеров или лицам, не отчитавшимся по ранее полученным суммам;

- не допускается ли оплата через подотчетных лиц расходов, которые могли быть оплачены непосредственно из кассы фирмы;

- имеется ли на авансовых отчетах отметка руководителя фирмы о целесообразности произведенных расходов;

- своевременно ли отражаются в учете расходы, произведенные из подотчетных сумм.

При проверке авансовых отчетов по командировкам за границу аудитор должен установить законность и целесообразность таких командиро­вок. Основанием для расчета и выплаты валютных средств работникам, направляемым в служебные командировки за границу, является при­каз, а в случае, если командирование за границу осуществляется на ос­новании приглашения зарубежной фирмы, — соответствующего при­глашения, в котором оговорены условия пребывания за границей (про­езд, расходы на питание и т.д.).

 



2019-12-29 243 Обсуждений (0)
Проверка расчетных операций 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Проверка расчетных операций

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)