Тип работы
|
Цель работы
|
Задачи работы
| Примеры формулировок тем дипломных работ
|
1
| 2
| 3
| 4
|
Работы обзорного характера
| Изучение некоторого раздела математики, выходящего за пределы программы.
| - систематизация теоретических сведений на основе обзора литературы;
- рассмотрение доказательств теорем, свойств в рамках изучаемого вопроса;
- отбор и решение задач (в том числе обязательно и нестандартных) с целью иллюстрации теоретического материала.
|
Решение систем дифференциаль-ных уравнений
|
Работы могут содержать также и методическую часть. Тогда в первой главе работы рассматривается теоретический материал некоторого раздела математики, выходящего за пределы программы. Во второй главе работы приводятся собственные разработки автора методического характера, на основании которых возможна: 1)реализация подхода в преподавании данного учебного материала, отличного от общеизвестного; 2)проведение факультатива (элективного курса) по данной тематике; 3) использование материала в качестве пособия для самостоятельного изучения данной темы.
|
Продолжение таблицы 1
1
| 2
| 3
| 4
|
Исследовательские работы
| Исследование свойств некоторых математических объектов.
Разработка нового метода решения известной задачи или более широко: постановка, формализация задачи и затем разработка метода решения.
| - изучение и систематизация сведений об изучаемых объектах, обзор известных результатов и степени разработанности проблемы;
- самостоятельное исследование по формулированию и доказательству свойств объекта.
|
Целочисленные решетки и их использование при решении прикладных задач.
Занимательные точки и линии в треугольнике.
|
Основными результатами таких работ являются самостоятельно сформулированные и доказанные утверждения; новые, более простые доказательства известных теорем.
|
Работы по общей методике или общим вопросам частных методик
|
Анализ литературных источников по данной проблеме и обоснование собственного подхода к решению методической проблемы
| - обобщение и систематизация материала по проблеме;
- предложение собственного методического подхода с его обоснованием на основе знаний педагогики и психологии средней или высшей школы;
- иллюстрация на конкретных примерах и разработка рекомендаций по использованию предложенной методики на примере тем школьной или вузовской математики.
| «Методика обучения доказательству теорем»;
«Методические особенности обучения учащихся решению задач по алгебре»;
«Развитие мышления учащихся на уроках математики» и др.
|
| | | | | |
Продолжение таблицы 1
1
| 2
| 3
| 4
|
Работы по вопросам частной методики
| Разработка методики изучения определенного раздела школьной (или вузовской) математики.
| - изучение особенностей рассмотрения выбранной темы в различных источниках и выделение методических особенностей темы, с обоснованием собственной позиции;
- создание методически обоснованного комплекса разноуровневых задач и упражнений с выделением особенностей предложенного задачного материала;
- разработка комплекса уроков.
| «Методика решения рациональных уравнений, неравенств и систем уравнений с параметрами координатно-параметрическим методом»;
«Метод локальной аксиоматизации в обучении геометрии на примере темы «Вписанные в окружность и описанные около окружности четырехугольники» и др.
|
В работах по общей и частным методикам желательно представить справки о проведенной апробации, а также статистически обработанный материал, свидетельствующий о ее результатах.
|
Продолжение таблицы 1
1
| 2
| 3
| 4
|
Работы по созданию методического комплекса
| Разработка методического комплекса по определенному разделу школьной (или вузовской) математики.
| - обзор существующей литературы и методических пособий по теме;
- обоснование необходимости данного методического комплекса, которое должно включать: отличительные особенности данного методического подхода к изучению раздела от уже существующих; особенности предлагаемого задачного материала и т.п.
- отбор необходимого теоретического и задачного материала и создания на этой основе конспектов лекций разработок практических или лабораторные занятия, тестов, контрольных работ и т.д.;
- разработка методических рекомендаций по использованию данного комплекса.
|
«Электронный учебно-методический комплекс «Векторная алгебра»
|
Продолжение таблицы 1
1
| 2
| 3
| 4
|
| Основным результатом такой работы является готовый методический комплекс и рекомендации по его использованию. Составной частью таких работ может стать создание мультимедийного презентационного материала или электронного учебника по рассматриваемому разделу.
|
Создание мультимедийного презентационного материала или электронного изжания
| Создание мультимедийного презентационного материала или электронного издания по рассматриваемому разделу.
| - отбор необходимого теоретического и задачного материала и создания электронного учебника или мультимедийного презентационного материала;
- изучение особенностей мультимедийных технологий в обучении в целом и при изучении конкретного раздела;
- изучение методики создания компьютерных слайдовых презентаций;
- изучение возможностей выбранного пакета прикладных программ;
- создание презентационного материала и методических рекомендаций по его использованию.
|
«Электронный учебник «Функции и графики» как средство реализации когнитивно-визуального подхода»;
«Мультимедийный курс для учащихся 9-11 классов «Площади и объемы»
Мультимедийные лекции по теме «Поверхности второго порядка»
|
| | | | |
Тематика доводится до сведения студентов, приступающих к изучению специальных дисциплин. Им предоставляется право выбора темы дипломной работы. Кроме того, студент может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее исследования. Как правило, исследование, проводимое в рамках выполнения дипломной работы является продолжением исследований, выполненных в рамках курсовых работ.
2.2 После выбора темы дипломной работы и согласования с научным руководителем студент заполняет задание по выполнению дипломной работы (по образцу приложения 2). Оно подписывается студентом, преподавателем-руководителем дипломной работы и заведующим кафедрой.
Задание составляется в двух экземплярах: первый выдается студенту перед педагогической или производственной практикой, среди задач которой – сбор данных для дипломной работы и обобщение материала по избранной теме; второй остается на кафедре и вместе с дипломной работой представляется к защите.
Закрепление темы, научного руководителя и консультантов утверждается приказом ректора.