Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Генезис науки и проблема периодизации её истории. Ранние эпохи зарождения научного знания – 2 час.



2019-12-29 196 Обсуждений (0)
Генезис науки и проблема периодизации её истории. Ранние эпохи зарождения научного знания – 2 час. 0.00 из 5.00 0 оценок




Философские основы естествознания

     Методические указания для магистров

Санкт-Петербург

 

2010

 

УДК 1 (073)

 

 

Чернацкий, В Н. Философские основы естествознания : методические указания /                В. Н. Чернацкий – СПб. : СПбГТИ ( ТУ ), 2010. – 20 с.

В методических указаниях приводятся темы лекций и семинаров, темы докладов и рефератов по истории и философии естествознания, дана соответствующая литература.

Планы лекций и материалы семинарских занятий предназначены для магистров естественнонаучных и технических специальностей в соответствии с рабочей программой по истории и философии науки.

 

            

 

 Рецензент: А.Б. Гуркин, кандидат исторических наук, доцент кафедры

        истории Отечества, науки и культуры СПбГТИ ( ТУ )

 

   Утверждены на заседании учебно-методической комиссии гуманитарного

    отделения 23.06.2010.

 

 

 

 Рекомендовано к изданию РИСо СПбГТИ (ТУ)

ВВЕДЕНИЕ

Целью изучения данного курса является философская и методологическая подготовка магистранта к научно-исследовательской деятельности, к последующему обучению в аспирантуре.

Материалы курса знакомят будущих магистров с философскими аспектами становления и развития науки, с аналитическими реконструкциями важнейших открытий и изобретений в истории естествознания. Дается целостное представление о структуре, формах, методах, социальных и культурных факторах и предпосылках научного познания. Знания общенаучных принципов, универсальных методов познания и преобразования действительности необходимы любому специалисту для повышения эффективности свой деятельности, поскольку технологии ХХ1 века как научные, промышленные, так и социальные могут создаваться только на базе научной методологии.

Данный курс дает знание универсальных законов природы, научных методов познания, её структуры, функционирования и эволюции. В освещении ряда вопросов по проблемам истории развития естествознания, в разделах, исследующих структуру и функции научного знания, особенности его развития, использованы различные философские исследования, при изложении вопросов физики, термодинамики, химии и биологии включены принципы и понятия математики, теории вероятности, кибернетики и синергетики, генетики и экологии.

Таким образом, данный курс носит характер междисциплинарного синтеза и его изучения должно осуществляться на основе применения единой эволюционно-синергетической парадигмы, объединяющей естественно-научную и гуманитарную культуры. Методология курса состоит в философском осмыслении восхождения по структурным уровням организации развивающейся природы от её фундаментальных физических состояний к человеку и человечеству как высшим формам её бытия.

В процессе освоения данного курса магистрант получает возможность обсуждения различных мировоззренческих вопросов познания и творчества, связанных с его будущей профессиональной деятельностью. Он также приобретает навыки философского анализа важнейших проблем науки и технологии современной информационной цивилизации. 

                                           ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ

Естествознание и философия в их диалектической взаимосвязи.

Наука как социокультурный феномен - 2 час.

Понятие культуры, её сущность и структура. Наука и философия как важнейшие компоненты духовной культуры. Проблема двух культур и современный цивилизационный кризис. Функциональная ассиметрия мозга и дополнительность естественно-научного и гуманитарного стилей мышления. Антропные корни происхождения религии, философии, науки. Соотношение естественных наук и философии.

Наука как форма познавательной духовной деятельности. Донаучное, научное и вненаучное познание. Наука как система исследовательской деятельности, направленной на производство новых знаний. Истина и польза. Признаки науки. Функции науки. Наука как социальный институт. Влияние науки на другие формы культуры и на характер и темпы социального прогресса. Возрастание роли науки в истории человечества. Кризис науки в современной России. Механизмы воздействия социокультурных факторов на развитие науки.

Генезис науки и проблема периодизации её истории. Ранние эпохи зарождения научного знания – 2 час.

  Накопление рациональных знаний о природе в системе первобытного сознания. Мифология и мафия. Развитие протонаучных знаний в цивилизациях древнего Востока. Причины возникновения теоретической рациональности в древней Греции. Религиозно-мифологические манифестации и натурфилософский синтез. Проблема субстанции. Математическая программа. Телеологическая физика Аристотеля. Геоцентрическая система Птолемея и завершение создания первой научной картины мира. Естествознание и философия в эпоху Средневековья. Отказ церкви от научно-философского наследия эллинизма и решение проблемы отношения Бог-человек-природа христианством. Исследование схоластов по логике и проблеме бесконечности. Средневековые университеты. Магия, астрология, алхимия как герменевтическое знание. Отделение естественно-научных знаний от натурфилософии и зарождение аналитический исследований природы. Формирование экспериментального метода. Коперникианская революция. Гармония мира как научный идеал и стимул в решении Кеплером проблемы движения планет. Пантеистическая форма решения научной задачи единства и бесконечности мира.

 



2019-12-29 196 Обсуждений (0)
Генезис науки и проблема периодизации её истории. Ранние эпохи зарождения научного знания – 2 час. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Генезис науки и проблема периодизации её истории. Ранние эпохи зарождения научного знания – 2 час.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)