Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 7. Актуальные философские и методологические проблемы



2019-12-29 160 Обсуждений (0)
Тема 7. Актуальные философские и методологические проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок




         биологии и экологии – 8 час.

 

                                            Занятие 1 – 4 час.

1. Предмет биологии. Её структура и основные этапы развития.

2. Сущность и основные признаки живого вещества. Концепции происхождения жизни. Процессы предбиологической эволюции.

3. Основные структурные уровни биологических систем.

4. Генетика как учение о наследственности и изменчивости.

 

                                     Занятие 2 – 4 час.

1 Синтетическая теория эволюции: основные факторы, движущие силы и закономерности развития биологических систем.

2 Биосфера, её сущность и законы функционирования. Учение Вернадского о ноосфере как будущем человечества.

3 Экологическая система «природа – биосфера – общество – человек», её противоречие и возможности оптимальной коэволюции в условиях современного глобального экологического кризиса.

4 Экологическая этика как форма естественнонаучного обоснования нравственности. Экологическое право РФ.

                                  Литература

 

    Еремченко, О. З. Учение о биосфере / О. З. Еремченко. – М. : Академия, 2006. – 240 с.

    Колесников, С. И. Экология : учебное пособие / С. И. Колесников. – М. : Дашков и К, 2008. – 384 с.

    Рузавин, Г. И. Концепции современного естествознания / Г. И. Рузавин. – М. : Проект, 2009. – 288 с.

    Свиридов, В. В. Концепции современного естествознания / В. В. Свиридов. – СПб. : Питер, 2005. – 352 с.  

    Юсуфов, А. Г. Эволюционное учение / А. Г. Юсуфов, А. В. Яблоков. – М. : Высшая школа, 2006. – 310 с.  

        

                  

                                Темы докладов и рефератов

1. Сущность и признаки живой материи.

2. Естествознание о проблеме происхождения жизни.

3. Сущность и структура клетки, её место и роль в единой системе живой природы.

4.  Генная инженерия, её возможности, перспективы и моральные проблемы.

5.  Основные принципы биологической эволюции и механизмы её действия на различных структурных уровнях биоты.

6. Синтетическая теория эволюции.

7. Биосфера как высшая форма организации живой материи.

8. Экологические системы в природе.

9. Учение Вернадского о ноосфере и проблема коэволюции природы и человека.

10. Глобальный экологический кризис и пути спасения биосферы.

Тема 8. Концепция системности в естествознании и сущность системного

    метода научных исследований. Универсальный эволюционизм и     антропный принцип – 4 час.

 

1. Системный метод исследования как важнейший метод исследования и как фундаментальный способ познания сложноорганизованной иерархической природной реальности.

2. Концепция самоорганизации в науке как мировоззренческая основа познания всех форм эволюции в природе и обществе. Синергетическая парадигма в современной науке.

3. Универсальный эволюционизм и его основные положения и принципы.

4. Антропный принцип: научная форма религии или жизнеутверждающий гимн природе?      

 

                                          Литература

        

      Арнольд, В. И. Теория катастроф / В. И. Арнольд. – М. : Едиториал УРСС, 2009. – 136 с.

     Болдачев, А. В. Новации. Суждения в русле эволюционной парадигмы / А. В. Болдачев. –  СПб. : СПбГУ, 2007. – 256 с. 

Горелов А. А. Концепции современного естествознания /А. А. Горелов. – М. : Юрайт, 2009. – 335 с.

     Попов, В. П. Инварианты нелинейного мира / В. П. Попов. – Пятигорск : ПТУ, 2005. – 318с.

    Рузавин, Г. И. Концепции современного естествознания / Г. И. Рузавин. – М. : Проект, 2009. – 288 с.

    Свиридов, В. В. Концепции современного естествознания / В. В. Свиридов. – СПб. : Питер, 2005. – 352 с.

    Синергетическая парадигма / В. И. Аршилов [ и др. ] ; под ред. В. И. Аршилова. – М. : Прогресс – Традиция, 2007. – 592 с.  

    Синергетическая парадигма.Синергетика образования / В. С. Степин [ и др. ] : под ред. В. С. Степина. – М. : Прогресс – Традиция, 2007. – 280 с. 

    Хакен, Г. Информация и самоорганизация.: макроскопический подход к сложным системам / Г. Хакен. – М. : Ком Книга, 2005. – 240 с.

 

Темы докладов и рефератов.

 

1. Общая теория систем и системный метод как основные инструменты познания материального мира.

2. Концепция самоорганизации сложных неравновесных систем как теоретическая основа эволюционной картины мира.

3. Процессы самоорганизации в различных видах эволюции: космических, физических, химических, биологических, экологических, геологических, социальных.

4. Концепция универсального эволюционизма как новейшее мировидение.

5. Антропный принцип: человек не средство, а смысл и цель природы?

 

ЛИТЕРАТУРА

                    

Основная

    Войтов,А. Г. История и философия науки : учебное пособие / А. Г. Войтов. – М. : Дашков и К, 2005. – 692 с.    

    Ильин, В. В. Введение в историю и философию науки / В. В. Ильин, С. А. Лебедев. – М. : Академический проект, 2007. – 384 с.  

    История и философия науки / В. В. Ильин [ и др. ] ; под ред. В. В. Ильина. – М. : Академический проект, 2007. – 608 с.

    Кохановский, В.П. Основы философии науки / В.П. Кохановский. – Ростов –на – Дону : Феникс, 2010. – 603 с.

    Лебедев, С. А. Философия естественных наук / С. А. Лебедев. – М. : Академический проект, 2006. – 556 с.

    Надеждин, Н. История науки и техники / Н. Надеждин. – Ростов – на – Дону : Феникс, 2006. – 621 с.

    Свиридов, В. В. Концепции современного естествознания / В. В. Свиридов. – СПб. : Питер, 2005. – 352 с.

    Степин, В. С. Философия науки. Общие проблемы / В. С. Степин – М. : Гардарика, 2008. – 603 с.

    Ушаков Е В. Введение в философию и методологию науки / Е. В. Ушаков. – М. : Экзамен, 2005. – 528с.

    Философия науки в вопросах и ответах : учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [ и др. ] ; под ред. В. П. Кохановского. – Ростов – на – Дону : Феникс, 2006. – 352 с.        

    Хакен, Г. Информация и самоорганизация.: макроскопический подход к сложным системам / Г. Хакен. – М. : Ком Книга, 2005. – 240 с.

    Хрусталев, Ю. М. История и философия и науки / Ю. М. Хрусталев. – Ростов – на – Дону : Феникс, 2009. – 320 с.                   

                                            

                                     Дополнительная

    Еремченко, О. З. Учение о биосфере / О. З. Еремченко. – М. : Академия, 2006. – 240 с.

    Колесников, С. И. Экология : учебное пособие / С. И. Колесников. – М. : Дашков и К, 2008. – 384 с.

    Свиридов, В. В. Концепции современного естествознания / В. В. Свиридов. – СПб. : Питер, 2005. – 352 с.  

    Хакен, Г. Информация и самоорганизация.: макроскопический подход к сложным системам / Г. Хакен. – М. : Ком Книга, 2005. – 240 с.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Наука как социокультурное явление.

2. Наука как форма духовной деятельности и процесс познания.

3. Основные концепции соотношения философии и науки: трансценденталистская, позитивистская, антиинтеракционистская, диалектическая.

4. Многообразие форм знания. Научное, мировоззренческое и вненаучное знание.

5. Научное знание как система и его критерии.

6. Естественные и гуманитарные науки в их различии и взаимосвязи.

7. Естествознание как единая наука о природе. Его структура, уровни и формы.

8. Наука как социальный институт. Научный этос.

9. Нравственные проблемы современного естествознания.

10. Концепции сциентизма и антисциентизма.

11. Место и роль науки в современной техногенной цивилизации.

12. Генезис науки и проблема периодизациии её истории.

13. Предмет философии науки.

14. Становление первых форм теоретической науки в Древней Греции и Древнем Риме.

15. Научная мысль в эпоху Средневековья.

16. Исторические предпосылки возникновения новоевропейской науки – эпоха Возрождения.

17.  Становление классической науки, методологическая революция Нового времени.

18. Становление идей и методов неклассической науки.

19. Основные черты постнеклассической науки.

20. Сущность динамики научного знания. Основные модели роста научного знания.

21. Сущность научных и технических революций.

22. Научно-техническая революция 20 века: сущность и основные направления.

23. Логика и методология научного исследования. Их роль в историческом развитии науки.

24. Структура эмпирического знания. Научные методы и логика эмпирического исследования. Научный факт и проблема его интерпретации.

25. Теоретическое познание, его структура. Методы и логика теоретического познания, способы построения теории и её критерии.

26. Единство эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней научного знания. Теория и практика.

27. Структура и функции научной теории. Понимание и объяснение.

28. Современные философские и естественнонаучные представления о материи. Проблема физической реальности. Диалектика соотношения вещества и поля, материи и энергии.

29. Концепция атомизма в современном естествознании Пространство и время.

30. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы.

31. Концепции детерминизма в современной физике: классическая и вероятностная. Динамические и статистические закономерности.

32. Современное естествознание об основных типах и видах физических взаимодействий.

33. Содержание физических взаимодействий.

34. Содержание, смысл и главные выводы специальной и общей теории относительности.

35. Современные представления о пространстве и времени.

36. Проблема бесконечности физической реальности и космологические модели Вселенной. 

37. Концепция необратимости в классической и новой термодинамике

38. Общенаучное значение понятия «энтропии».

39. Самоорганизация в открытых неравновесных системах.

40. Синергетика как новое мировидение.

41. Химия как наука, её строение и логика развития.

42. Концептуальные уровни в познании вещества.

43. Методологические вопросы соотношения физики, химии и биологии

44. Эволюционная химия о самоорганизации химических систем.

45. Роль химии в решении глобальных проблем современности.

46. Сущность живого и проблемы его происхождения.

47. Основные принципы теории эволюции.

48. Генетика: главные идеи и перспективы.

49. Учение о биосфере и ноосфере.

50. Основные проблемы современной экологии.

51. Глобальный экологический кризис и проблемы спасения биосферы.

52. Экологизация естественных наук. Естественнонаучное обоснование нравственности.

53. Концепция универсального эволюционизма.

54. Сущность и мировоззренческий смысл антропного принципа.

 

 

 

                                        СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………………………… 3

Темы лекций…………………………………………………………………………………………………..   4

Темы семинарских занятий………………………………………………………………………… 10

Литература………………………………………………………………………………………………………          20

Контрольные вопросы……………………………………………………………………………………        21

 

кафедра философии

 



2019-12-29 160 Обсуждений (0)
Тема 7. Актуальные философские и методологические проблемы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 7. Актуальные философские и методологические проблемы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (160)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)