Тема 7. Актуальные философские и методологические проблемы
биологии и экологии – 8 час.
Занятие 1 – 4 час. 1. Предмет биологии. Её структура и основные этапы развития. 2. Сущность и основные признаки живого вещества. Концепции происхождения жизни. Процессы предбиологической эволюции. 3. Основные структурные уровни биологических систем. 4. Генетика как учение о наследственности и изменчивости.
Занятие 2 – 4 час. 1 Синтетическая теория эволюции: основные факторы, движущие силы и закономерности развития биологических систем. 2 Биосфера, её сущность и законы функционирования. Учение Вернадского о ноосфере как будущем человечества. 3 Экологическая система «природа – биосфера – общество – человек», её противоречие и возможности оптимальной коэволюции в условиях современного глобального экологического кризиса. 4 Экологическая этика как форма естественнонаучного обоснования нравственности. Экологическое право РФ. Литература
Еремченко, О. З. Учение о биосфере / О. З. Еремченко. – М. : Академия, 2006. – 240 с. Колесников, С. И. Экология : учебное пособие / С. И. Колесников. – М. : Дашков и К, 2008. – 384 с. Рузавин, Г. И. Концепции современного естествознания / Г. И. Рузавин. – М. : Проект, 2009. – 288 с. Свиридов, В. В. Концепции современного естествознания / В. В. Свиридов. – СПб. : Питер, 2005. – 352 с. Юсуфов, А. Г. Эволюционное учение / А. Г. Юсуфов, А. В. Яблоков. – М. : Высшая школа, 2006. – 310 с.
Темы докладов и рефератов 1. Сущность и признаки живой материи. 2. Естествознание о проблеме происхождения жизни. 3. Сущность и структура клетки, её место и роль в единой системе живой природы. 4. Генная инженерия, её возможности, перспективы и моральные проблемы. 5. Основные принципы биологической эволюции и механизмы её действия на различных структурных уровнях биоты. 6. Синтетическая теория эволюции. 7. Биосфера как высшая форма организации живой материи. 8. Экологические системы в природе. 9. Учение Вернадского о ноосфере и проблема коэволюции природы и человека. 10. Глобальный экологический кризис и пути спасения биосферы. Тема 8. Концепция системности в естествознании и сущность системного метода научных исследований. Универсальный эволюционизм и антропный принцип – 4 час.
1. Системный метод исследования как важнейший метод исследования и как фундаментальный способ познания сложноорганизованной иерархической природной реальности. 2. Концепция самоорганизации в науке как мировоззренческая основа познания всех форм эволюции в природе и обществе. Синергетическая парадигма в современной науке. 3. Универсальный эволюционизм и его основные положения и принципы. 4. Антропный принцип: научная форма религии или жизнеутверждающий гимн природе?
Литература
Арнольд, В. И. Теория катастроф / В. И. Арнольд. – М. : Едиториал УРСС, 2009. – 136 с. Болдачев, А. В. Новации. Суждения в русле эволюционной парадигмы / А. В. Болдачев. – СПб. : СПбГУ, 2007. – 256 с. Горелов А. А. Концепции современного естествознания /А. А. Горелов. – М. : Юрайт, 2009. – 335 с. Попов, В. П. Инварианты нелинейного мира / В. П. Попов. – Пятигорск : ПТУ, 2005. – 318с. Рузавин, Г. И. Концепции современного естествознания / Г. И. Рузавин. – М. : Проект, 2009. – 288 с. Свиридов, В. В. Концепции современного естествознания / В. В. Свиридов. – СПб. : Питер, 2005. – 352 с. Синергетическая парадигма / В. И. Аршилов [ и др. ] ; под ред. В. И. Аршилова. – М. : Прогресс – Традиция, 2007. – 592 с. Синергетическая парадигма.Синергетика образования / В. С. Степин [ и др. ] : под ред. В. С. Степина. – М. : Прогресс – Традиция, 2007. – 280 с. Хакен, Г. Информация и самоорганизация.: макроскопический подход к сложным системам / Г. Хакен. – М. : Ком Книга, 2005. – 240 с.
Темы докладов и рефератов.
1. Общая теория систем и системный метод как основные инструменты познания материального мира. 2. Концепция самоорганизации сложных неравновесных систем как теоретическая основа эволюционной картины мира. 3. Процессы самоорганизации в различных видах эволюции: космических, физических, химических, биологических, экологических, геологических, социальных. 4. Концепция универсального эволюционизма как новейшее мировидение. 5. Антропный принцип: человек не средство, а смысл и цель природы?
ЛИТЕРАТУРА
Основная Войтов,А. Г. История и философия науки : учебное пособие / А. Г. Войтов. – М. : Дашков и К, 2005. – 692 с. Ильин, В. В. Введение в историю и философию науки / В. В. Ильин, С. А. Лебедев. – М. : Академический проект, 2007. – 384 с. История и философия науки / В. В. Ильин [ и др. ] ; под ред. В. В. Ильина. – М. : Академический проект, 2007. – 608 с. Кохановский, В.П. Основы философии науки / В.П. Кохановский. – Ростов –на – Дону : Феникс, 2010. – 603 с. Лебедев, С. А. Философия естественных наук / С. А. Лебедев. – М. : Академический проект, 2006. – 556 с. Надеждин, Н. История науки и техники / Н. Надеждин. – Ростов – на – Дону : Феникс, 2006. – 621 с. Свиридов, В. В. Концепции современного естествознания / В. В. Свиридов. – СПб. : Питер, 2005. – 352 с. Степин, В. С. Философия науки. Общие проблемы / В. С. Степин – М. : Гардарика, 2008. – 603 с. Ушаков Е В. Введение в философию и методологию науки / Е. В. Ушаков. – М. : Экзамен, 2005. – 528с. Философия науки в вопросах и ответах : учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [ и др. ] ; под ред. В. П. Кохановского. – Ростов – на – Дону : Феникс, 2006. – 352 с. Хакен, Г. Информация и самоорганизация.: макроскопический подход к сложным системам / Г. Хакен. – М. : Ком Книга, 2005. – 240 с. Хрусталев, Ю. М. История и философия и науки / Ю. М. Хрусталев. – Ростов – на – Дону : Феникс, 2009. – 320 с.
Дополнительная Еремченко, О. З. Учение о биосфере / О. З. Еремченко. – М. : Академия, 2006. – 240 с. Колесников, С. И. Экология : учебное пособие / С. И. Колесников. – М. : Дашков и К, 2008. – 384 с. Свиридов, В. В. Концепции современного естествознания / В. В. Свиридов. – СПб. : Питер, 2005. – 352 с. Хакен, Г. Информация и самоорганизация.: макроскопический подход к сложным системам / Г. Хакен. – М. : Ком Книга, 2005. – 240 с.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Наука как социокультурное явление. 2. Наука как форма духовной деятельности и процесс познания. 3. Основные концепции соотношения философии и науки: трансценденталистская, позитивистская, антиинтеракционистская, диалектическая. 4. Многообразие форм знания. Научное, мировоззренческое и вненаучное знание. 5. Научное знание как система и его критерии. 6. Естественные и гуманитарные науки в их различии и взаимосвязи. 7. Естествознание как единая наука о природе. Его структура, уровни и формы. 8. Наука как социальный институт. Научный этос. 9. Нравственные проблемы современного естествознания. 10. Концепции сциентизма и антисциентизма. 11. Место и роль науки в современной техногенной цивилизации. 12. Генезис науки и проблема периодизациии её истории. 13. Предмет философии науки. 14. Становление первых форм теоретической науки в Древней Греции и Древнем Риме. 15. Научная мысль в эпоху Средневековья. 16. Исторические предпосылки возникновения новоевропейской науки – эпоха Возрождения. 17. Становление классической науки, методологическая революция Нового времени. 18. Становление идей и методов неклассической науки. 19. Основные черты постнеклассической науки. 20. Сущность динамики научного знания. Основные модели роста научного знания. 21. Сущность научных и технических революций. 22. Научно-техническая революция 20 века: сущность и основные направления. 23. Логика и методология научного исследования. Их роль в историческом развитии науки. 24. Структура эмпирического знания. Научные методы и логика эмпирического исследования. Научный факт и проблема его интерпретации. 25. Теоретическое познание, его структура. Методы и логика теоретического познания, способы построения теории и её критерии. 26. Единство эмпирического, теоретического и метатеоретического уровней научного знания. Теория и практика. 27. Структура и функции научной теории. Понимание и объяснение. 28. Современные философские и естественнонаучные представления о материи. Проблема физической реальности. Диалектика соотношения вещества и поля, материи и энергии. 29. Концепция атомизма в современном естествознании Пространство и время. 30. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы. 31. Концепции детерминизма в современной физике: классическая и вероятностная. Динамические и статистические закономерности. 32. Современное естествознание об основных типах и видах физических взаимодействий. 33. Содержание физических взаимодействий. 34. Содержание, смысл и главные выводы специальной и общей теории относительности. 35. Современные представления о пространстве и времени. 36. Проблема бесконечности физической реальности и космологические модели Вселенной. 37. Концепция необратимости в классической и новой термодинамике 38. Общенаучное значение понятия «энтропии». 39. Самоорганизация в открытых неравновесных системах. 40. Синергетика как новое мировидение. 41. Химия как наука, её строение и логика развития. 42. Концептуальные уровни в познании вещества. 43. Методологические вопросы соотношения физики, химии и биологии 44. Эволюционная химия о самоорганизации химических систем. 45. Роль химии в решении глобальных проблем современности. 46. Сущность живого и проблемы его происхождения. 47. Основные принципы теории эволюции. 48. Генетика: главные идеи и перспективы. 49. Учение о биосфере и ноосфере. 50. Основные проблемы современной экологии. 51. Глобальный экологический кризис и проблемы спасения биосферы. 52. Экологизация естественных наук. Естественнонаучное обоснование нравственности. 53. Концепция универсального эволюционизма. 54. Сущность и мировоззренческий смысл антропного принципа.
СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………………………………………… 3 Темы лекций………………………………………………………………………………………………….. 4 Темы семинарских занятий………………………………………………………………………… 10 Литература……………………………………………………………………………………………………… 20 Контрольные вопросы…………………………………………………………………………………… 21
кафедра философии
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (160)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |