Тема 2. Возникновение науки и основные исторические этапы развития естествознания в его взаимосвязи с развитием философии- 8 час.
Занятие 1 – 4 ч. 1. Становление и особенности античной науки. Борьба науки религии в Средние века. Естествознание и философия в эпоху Средневековья. Переход от геоцентрической системы Аристотеля – Птолемея к коперникианскому гелиоцентризму. Наука эпохи Возрождения. 2. Влияние философии Нового времени на развитие классической науки и на формирование механистической картины мира. Наука и философия эпохи Просвещения. 3. Эволюция философских оснований науки в 19 веке. Философия природы в немецкой классической философии. Учение о науке в классическом позитивизме. «Диалектика природы» Ф.Энгельса. 4. Развитие классической физики в 19 веке. Революция в естествознании на рубеже 19 – 20 вв. и её значение для научно-технического прогресса 20 века.
Занятие 2 – 4 час. 1. Создание неклассической физики 20 века и основные этапы её развития. Технологические революции 20 века. Научно-техническая революция, её сущность и основные направления. 2. Философия неопозитивизма как мировоззренческая основа естественно-научной революции 20 века. 3. Наука в современной цивилизации и особенности нынешнего этапа её развития. Последствия техноцентризма конца 20 века, экологический и цивилизационный кризисы, перспективы биоцентризма в 21 веке. 4. Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания как фундаментальная особенность постнеклассической науки и современной философии. Комплексность глобальных кризисов и соответствующее развитие междисциплинарных направлений в науке.
Литература
Кохановский, В.П. Основы философии науки / В.П. Кохановский. – Ростов –на – Дону : Феникс, 2010. – 603 с. Лебедев, С. А. Философия естественных наук / С. А. Лебедев. – М. : Академический проект, 2006. – 556 с. Свиридов, В. В. Концепции современного естествознания / В. В. Свиридов. – СПб. : Питер, 2005. – 352 с. Степин, В. С. Философия науки. Общие проблемы / В. С. Степин – М. : Гардарика, 2008. – 603 с. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки / Е. В. Ушаков. – М. : Экзамен, 2005. – 528с. Философия науки в вопросах и ответах : учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [ и др. ] ; под ред. В. П. Кохановского. – Ростов – на – Дону : Феникс, 2006. – 352 с. Хакен, Г. Информация и самоорганизация.: макроскопический подход к сложным системам / Г. Хакен. – М. : Ком Книга, 2005. – 240 с.
Темы докладов и рефератов.
1. Протонаучные знания в цивилизациях Древнего востока. 2. Соотношение и взаимосвязь естественнонаучного и философско-мировоззренческого знаний. 3. Наука в Древней Греции Древнем Риме: её истоки, характер исследований и главные достижения. 4. Химия и алхимия, астрономия и астрология в эпоху Средневековья. 5. Научная революция в естествознании 16 – 18 вв. и её результаты. 6. Галилей и его роль в становлении классической науки. 7. Механика Ньютона, её философско-методологические основания. Создание математического анализа. 8. Разработка эмпирико-индуктивного (Бэкон) и рационально-дедуктивного (Декарт) методов в научном познании. 9. Наука в культуре эпохи Просвещения. 10. Философско-мировоззренческие основания науки в 19 веке: немецкая классическая философия, классический позитивизм, диалектический материализм. 11. Кризис естествознания на рубеже 19 – 20веков как общий кризис классической картины мира, его причины и последствия. Философия эмпириокритицизма. 12. А.Эйнштейн и релятивистская картина мира. 13. Создание неклассической физики 20 века и основные этапы её развития. 14. Постнеклассическая наука начала 21 века и её актуальные проблемы.
Тема 3. Структура научного знания и методология научного исследования – 4 час. 1. Структура научного познания, его эмпирический и теоретический уровни: научные факты – проблемная ситуация – опыт - выдвижение гипотез – опыт – теория. 2. Способы построения научных теорий. Условия и критерий превращения гипотезы в теорию. Эвристическая и селективная роль философии в процессе научного творчества. 3. Логика и методология научного исследования. Общие, особенные и специальные методы науки. 4. Эмпирические и теоретические методы познания.
Литература
Кохановский, В. П. Основы философии науки / В.П. Кохановский. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2008. – 603 с. Куликов, С. Б. Основы философского анализа наук : методология, смысл и цель / С. Б. Куликов. – Томск : ТГПУ, 2005. – 184 с. Новиков, А. М. Методология научного исследования / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – М. : Либроком, 2010. – 280 с. Рузавин, Г. И. Методология научного познания / Г. И. Рузавин. – М. : Юнити, 2009. – 287 с. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки / Е. В. Ушаков. – М. : Экзамен, 2005. – 528с. Темы докладов и рефератов
1. Эвристическая и селективная роль философии в процессе научного творчества. 2. Естественнонаучное познание: структура, уровни формы. Общенаучные особенные и специальные методы исследования. 3. Проблемы истинности научных теорий и принципы их верификации. Фальсифицируемость как критерий научности. 4. Эмпирические и теоретические методы познания. 5. Сциентизм как мировоззрение и его роль в становлении современной цивилизации. Антисциентизм.
Тема 4. Закономерности и факторы роста научного знания и основные концепции его динамики. Научные, технологические и научно-техническая революции. Научная картина мира как высшая форма научного познания – 4 час.
1. Философские дискуссии о динамике научного знания и его основные концепции. 2. Научные, технические и научно-технические революции. Соотношение внутренних и внешних факторов в развитии науки. 3. Научная картина мира как интегральный образ действительности, её виды, структура и функции. 4. Естествознание как единая наука о природе, его предмет, цель и структура. Естественнонаучная картина мира и её исторические типы.
Литература
Котако, В. П. История и философия технической реальности / В. П. Котако. – М. : Гаудеамус, 2009. – 633 с. Лебедев, С. А. Философия естественных наук / С. А. Лебедев. – М. : Академический проект, 2006. – 556 с. Надеждин, Н. История науки и техники / Н. Надеждин. – Ростов – на – Дону : Феникс, 2006. – 621 с.
Темы докладов и рефератов.
1. Естествознание как единая наука о природе. 2. Сущность и роль научных технологических и технических революций. 3. Научно-техническая революция 20 века и её основные направления. 4. Научные парадигмы и их роль в динамике науки. 5. Естественнонаучная картина мира и её исторические этапы развития. 6. Нравственные проблемы современного естествознания.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |