Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 2. Возникновение науки и основные исторические этапы развития     естествознания в его взаимосвязи с развитием философии- 8 час.



2019-12-29 184 Обсуждений (0)
Тема 2. Возникновение науки и основные исторические этапы развития     естествознания в его взаимосвязи с развитием философии- 8 час. 0.00 из 5.00 0 оценок




                                               Занятие 1 – 4 ч.

1. Становление и особенности античной науки. Борьба науки религии в Средние века. Естествознание и философия в эпоху Средневековья. Переход от геоцентрической системы Аристотеля – Птолемея к коперникианскому гелиоцентризму. Наука эпохи Возрождения.

2. Влияние философии Нового времени на развитие классической науки и на формирование механистической картины мира. Наука и философия эпохи Просвещения.

3. Эволюция философских оснований науки в 19 веке. Философия природы в немецкой классической философии. Учение о науке в классическом позитивизме. «Диалектика природы» Ф.Энгельса.

4. Развитие классической физики в 19 веке. Революция в естествознании на рубеже 19 – 20 вв. и её значение для научно-технического прогресса 20 века.

 

                                             Занятие 2 – 4 час.

1. Создание неклассической физики 20 века и основные этапы её развития. Технологические революции 20 века. Научно-техническая революция, её сущность и основные направления.

2. Философия неопозитивизма как мировоззренческая основа естественно-научной революции 20 века.

3. Наука в современной цивилизации и особенности нынешнего этапа её развития. Последствия техноцентризма конца 20 века, экологический и цивилизационный кризисы, перспективы биоцентризма в 21 веке.

4. Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания как фундаментальная особенность постнеклассической науки и современной философии. Комплексность глобальных кризисов и соответствующее развитие междисциплинарных направлений в науке.

 

Литература

 

    Кохановский, В.П. Основы философии науки / В.П. Кохановский. – Ростов –на – Дону : Феникс, 2010. – 603 с.

    Лебедев, С. А. Философия естественных наук / С. А. Лебедев. – М. : Академический проект, 2006. – 556 с.

    Свиридов, В. В. Концепции современного естествознания / В. В. Свиридов. – СПб. : Питер, 2005. – 352 с.

    Степин, В. С. Философия науки. Общие проблемы / В. С. Степин – М. : Гардарика, 2008. – 603 с.

    Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки / Е. В. Ушаков. – М. : Экзамен, 2005. – 528с.

    Философия науки в вопросах и ответах : учебное пособие для аспирантов / В.П. Кохановский [ и др. ] ; под ред. В. П. Кохановского. – Ростов – на – Дону : Феникс, 2006. – 352 с.        

    Хакен, Г. Информация и самоорганизация.: макроскопический подход к сложным системам / Г. Хакен. – М. : Ком Книга, 2005. – 240 с.

 

                                    Темы докладов и рефератов.

 

1. Протонаучные знания в цивилизациях Древнего востока.

2. Соотношение и взаимосвязь естественнонаучного и философско-мировоззренческого знаний.

3. Наука в Древней Греции Древнем Риме: её истоки, характер исследований и главные достижения.

4. Химия и алхимия, астрономия и астрология в эпоху Средневековья.

5. Научная революция в естествознании 16 – 18 вв. и её результаты.

6. Галилей и его роль в становлении классической науки.

7. Механика Ньютона, её философско-методологические основания. Создание математического анализа.

8. Разработка эмпирико-индуктивного (Бэкон) и рационально-дедуктивного (Декарт) методов в научном познании.

9. Наука в культуре эпохи Просвещения.

10. Философско-мировоззренческие основания науки в 19 веке: немецкая классическая философия, классический позитивизм,  диалектический материализм.

11. Кризис естествознания на рубеже 19 – 20веков как общий кризис классической картины мира, его причины и последствия. Философия эмпириокритицизма.

12. А.Эйнштейн и релятивистская картина мира.

13. Создание неклассической физики 20 века и основные этапы её развития.

14. Постнеклассическая наука начала 21 века и её актуальные проблемы.

 

Тема 3. Структура научного знания и методология научного                            исследования – 4 час.

1. Структура научного познания, его эмпирический и теоретический уровни: научные факты – проблемная ситуация – опыт - выдвижение гипотез – опыт – теория.

2. Способы построения научных теорий. Условия и критерий превращения гипотезы в теорию. Эвристическая и селективная роль философии в процессе научного творчества.

3. Логика и методология научного исследования. Общие, особенные и специальные методы науки.

4. Эмпирические и теоретические методы познания.

                                               

                                                 Литература

   

    Кохановский, В. П. Основы философии науки / В.П. Кохановский. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2008. – 603 с.

    Куликов, С. Б. Основы философского анализа наук : методология, смысл и цель / С. Б. Куликов. – Томск : ТГПУ, 2005. – 184 с.  

    Новиков, А. М. Методология научного исследования / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. – М. : Либроком, 2010. – 280 с.                                         

    Рузавин, Г. И. Методология научного познания / Г. И. Рузавин. – М. : Юнити, 2009. – 287 с. 

    Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки / Е. В. Ушаков. – М. : Экзамен, 2005. – 528с.

                                    Темы докладов и рефератов

 

1. Эвристическая и селективная роль философии в процессе научного творчества.

2. Естественнонаучное познание: структура, уровни формы. Общенаучные особенные и специальные методы исследования.

3. Проблемы истинности научных теорий и принципы их верификации. Фальсифицируемость как критерий научности.

4. Эмпирические и теоретические методы познания.

5. Сциентизм как мировоззрение и его роль в становлении современной цивилизации. Антисциентизм.

 

 

Тема 4. Закономерности и факторы роста научного знания и основные концепции его динамики. Научные, технологические и научно-техническая революции. Научная картина мира как высшая форма научного познания – 4 час.

 

1. Философские дискуссии о динамике научного знания и его основные концепции.

2.  Научные, технические и научно-технические революции. Соотношение внутренних и внешних факторов в развитии науки.

3. Научная картина мира как интегральный образ действительности, её виды, структура и функции.

4. Естествознание как единая наука о природе, его предмет, цель и структура. Естественнонаучная картина мира и её исторические типы.

 

                                               Литература

 

    Котако, В. П. История и философия технической реальности / В. П. Котако. – М. : Гаудеамус, 2009. – 633 с. 

    Лебедев, С. А. Философия естественных наук / С. А. Лебедев. – М. : Академический проект, 2006. – 556 с.   

    Надеждин, Н. История науки и техники / Н. Надеждин. – Ростов – на – Дону : Феникс, 2006. – 621 с.

 

                                   Темы докладов и рефератов.

 

1. Естествознание как единая наука о природе.

2. Сущность и роль научных технологических  и технических революций.

3. Научно-техническая революция 20 века и её основные направления.

4. Научные парадигмы и их роль в динамике науки.

5. Естественнонаучная картина мира и её исторические этапы развития.

6. Нравственные проблемы современного естествознания.



2019-12-29 184 Обсуждений (0)
Тема 2. Возникновение науки и основные исторические этапы развития     естествознания в его взаимосвязи с развитием философии- 8 час. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 2. Возникновение науки и основные исторические этапы развития     естествознания в его взаимосвязи с развитием философии- 8 час.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)