Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эллинистический период (IV–I в. до н.э.)



2019-12-29 209 Обсуждений (0)
Эллинистический период (IV–I в. до н.э.) 0.00 из 5.00 0 оценок




Особый этап в развитии древнегреческой культуры представляет эллинизм — эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. В 338 г. до н.э. македонская армия Филиппа II разгромила соединенное войско греческих полисов. Его сын Александр после своего прихода к власти в 336 г. до н.э. продолжил завоевательные походы своего отца, создав гигантскую империю. Классической Греции как совокупности независимых городов-полисов пришел конец. Греция стала маленькой провинцией в этой громадной империи. В процессе распространения эллинской культуры происходило ее соединение с восточными культурами. Именно этот синтез греческой и восточной культур образовал качественно новое явление, которое стало именоваться культурой эллинизма. Ее образование шло под влиянием всего греческого образа жизни и греческой системы образования. Хронологически эллинизм охватывает исторический период от смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. и последовавшего за этим распада империи на отдельные государства (Птолемеевский Египет, государство Селевкидов, Пергамское царство, Бактрия, Понтийское царство и др.). — до 31 г. до н.э. — года присоединения Египта к Римской империи.

Что характеризует эллинистический период? В это время получают широкое развитие научные знания. Строятся новые города, развивается мореплавание, совершенствуется военная техника. Все это способствует подъему наук — математики, механики, астрономии, географии. Евклид (ок. 365–300 до н.э.) заложил основы: античной математики, элементарной геометрии, теории чисел. Он систематизировал теоремы математики методом дедуцирования из аксиом. Ему также принадлежат работы по астрономии и оптике. Астроном Гиппарх изобрел большую часть инструментов, которыми пользовались астрономы в последующие 2 000 лет. Он составил первый каталог звезд. В этот период возникает картография, впервые было сделано вычисление размеров земли Эратосфеном. Архимед (живший ок. 287–212 до н.э. в Сиракузах) разработал методы нахождения площадей, поверхностей и объемов различных фигур и тел. Он являлся автором многих изобретений: архимедов винт, определение состава сплавов взвешиванием в воде, система для поднятия больших тяжестей, военные метательные машины и мн. др. Развитие научных знаний требовало систематизации и хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них — в Александрии и Пергаме.

Город Александрия, основанный в 331 году до н.э. Александром Македонским, стал центром научной и духовной жизни Средиземноморья, благодаря великолепной библиотеке и работавшим в ней ученым. Александрийская библиотека, крупнейшее в древности собрание рукописных книг, была основана в III веке до н.э. Птолемеем II и содержала около миллиона папирусных свитков и 500 000 книг. Все ее рукописи были систематизированы, а особый отдел занимался переводом на греческий язык важнейших сочинений авторов из разных стран. Птолемей II сумел раздобыть для библиотеки драгоценные подлинники трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида (он взял их под залог в 15 талантов и не вернул, отослав в Афины копии). Таможенники во время его правления получили приказ конфисковывать ценные книги у прибывающих в город, выдавая им взамен копии. Библиотека входила в состав расположенного рядом Мусейона (греч. Museion — храм муз), представлявшего собой совокупность научных и учебных учреждений. Здесь находились различные кабинеты, коллекции, аудитории, а также бесплатное жилье для ученых. В Александрийском Мусейоне известнейшие ученые занимались филологией, астрономией, математикой, ботаникой, медициной, зоологией и другими науками.

Распространение и утверждение греческой культуры происходило в условиях непрерывных военных действий, когда жизнь целых стран находилась в зависимости от индивидуальности и таланта полководца. Поэтому, в сознании эллинов сформировался новый общественный идеал, которым стала конкретная выдающаяся личность. Уже с конца IV в. до н.э. греки начинают обожествлять в прямом смысле своих царей и полководцев, создавая им статуи и алтари, учреждая ежегодные празднества в их честь. Кроме того, эллинизм существенно изменил религиозные представления греков. Космополитизм становится характерной чертой эллинизма. В то же время, отдельный человек начинает чувствовать себя беспомощным в огромном мире. Эти внутренние чувства нашли отражение в философии и религии, ориентировав их на внутренний мир человека.

В период эллинизма было построено 176 городов, многие из которых носили имена своих основателей. Их планировка обычно отличалась строгой упорядоченностью. Города строились по «гипподамовой системе», известной еще в Греции V в. до н.э.: улицы прокладывали под прямыми углами друг к другу, город делился на квадраты — жилые кварталы, выделялась главная площадь — административный и торговый центр.

Большое развитие получила декоративная скульптура. Ею украшали сады и парки. В них устанавливали статуи нагих Афродит в кокетливых и стыдливых позах. У фронтонов зданий, как правило, устанавливались скульптуры могучих старцев. Художественный эффект от такой расстановки скульптур заключался в том, что от чувства наслаждения, вызываемого созерцанием Афродиты, сознание человека переключалось на горькое понимание могущества времени, превращавшего некогда прекрасного и сильного человека в слабого и некрасивого. Человек был впервые запечатлен не только молодым и красивым, но и дряхлым, непривлекательным.

Самым грандиозным архитектурным сооружением эпохи эллинизма стал знаменитый Пергамский алтарь Зевса, также причисленный к «семи чудесам света» и построенный в честь победы Пергамского царства над варварами-галлами. В это же время был построен и гигантский Фаросский маяк, одно из «семи чудес света», расположенный у входа в Александрийскую гавань на острове Фарос. Маяк достигал в высоту приблизительно 135 м. На его вершине была установлена бронзовая статуя бога моря Посейдона высотой около 7 м. Сам маяк представлял собой гигантское здание, состоявшее из прямоугольного основания и двухъярусной башни, увенчанной фонарем, где постоянно поддерживался огонь. Это сооружение архитектора Сострата простояло до XIV в.

В период эллинизма было создано еще одно из «семи чудес света», знаменитая статуя бога солнца Гелиоса, высотой более 35 м и известная как «Колосс Родосский». Она была установлена при входе в гавань острова Родос. Во время одного землетрясения скульптура разбилась, и отсюда пошло выражение «колосс на глиняных ногах».

В заключение следует отметить, что Древняя Греция оказала огромное влияние на всю мировую культуру. Без нее не было бы современной Европы. Мощный импульс в своем развитии римская культура получила только после завоевания Греции. Существует мнение, что греческая культура создала римскую. Восточный мир без эллинской культуры также был бы совсем иным.

Культура Древнего Рима (8 в. до н.э. — 5 в. н.э.)

 

Римская культура просуществовала более двенадцати веков. В ее формировании приняли участие многие народы и племена, завоеванные Римом, но особенно велика была роль художественных ценностей и традиций двух великих культур античного мира: этрусков (др. племена с.-з. Апеннинского п-ова) и греков. По этрусскому образцу строились круглые римские храмы. Латинский алфавит также создан на основе этрусского. Влияние греков началось с III века до н.э. после завоевания греческих колоний в Южной Италии.

Культуру Рима отличала удивительная способность отбирать и перерабатывать в соответствии с собственной системой ценностей все то лучшее, что было присуще покоренным народам. Причем римляне во многих областях превзошли своих учителей. Они дали миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т. д.

Результатом влияния Рима на культуру завоеванных народов стала позднеантичная культура, послужившая основой для культур Византии, Западной Европы и многих славянских государств.

Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода:

1. Царский (VIII — начало VI века до н.э.);

2. Республиканский (VI–I вв. до н.э.);

3. Период империи (I в. до н.э. — V в. н.э.).

Рим был основан Ромулом и Ремом в 735 г. до н.э. и явился второй великой морской цивилизацией. К IV в. до н.э. Рим установил господство над Италией, с середины III в. по середину II в. до н.э. в Пунических войнах сокрушил Карфаген. Во II в. до н.э. Рим захватил Грецию; в I в. до н.э. — Египет, Иудею, Галлию, часть Британии.

В середине I в. до н.э. единоличным правителем римского государства становится Гай Юлий Цезарь, а после его убийства и гражданской войны императором провозглашается его приемный сын Октавиан Август. В III в. император Константин переносит столицу Римской империи в греческий город Визант, расположенный на берегу Босфора, которому дает название Константинополя. В конце IV в. Римская империя разделится на два государства — Западную империю и Восточную империю, получившую название Византии. В 410 г. готы впервые захватывают Рим, а в 476 г. Западная Римская империя прекращает свое существование.

Важным этапом римской экспансии было поглощение греческой культуры. Но потерявшие независимость греки одержали культурную победу. Они «покорили» Рим своей мифологией и философией. Греческая философия уже целые века воспитывала высшее римское общество. Почти все наставники были греки. Все преподавание шло на греческом языке.

Рим можно назвать первой цивилизацией, пытавшейся создать единое культурное поле на огромной захваченной территории, на которой существовало несколько достаточно развитых культур. Не обладая собственной целостностью, римская культура впитывала в себя и духовно подчинялась культурам покоренных народов, придавая им свою специфику. Римская империя объединила большинство известных в то время цивилизаций — египетскую, ближневосточные, еврейскую. Это потребовало беспрецедентной культурной работы. Начиная со II века после завоевания Греции данную роль выполняла греческая мифология, а позднее — христианство, ставшее мировой религией. Сама же римская культура участвовала в этом синтезе искусством Овидия, создавшего в своих «Метаморфозах» единую художественную картину мира, и философией римских стоиков, формировавших единые правила поведения.

Римская культура — прообраз мировой культуры. Именно в римской культуре осуществился первый в истории синтез, который повлиял на все последующее развитие культуры. Достаточно вспомнить, что христианство пришло в Европу из Рима, а мусульманство было бы невозможно без христианства.

Развитие римской цивилизации привело к значительному росту столицы государства — города Рима, который уже в III–I вв. до н.э. насчитывал до 1,5 млн. жителей. Римские граждане делились на две наследственные категории — патрициев и плебеев. Только патриции (буквально «дети отцов») изначально, с эпохи царей, обладали римским гражданством. Это аристократия, возводящая свою родословную к легендарным временам основания города. В руках патрициев находилась большая часть общинной земли. Они, как это свойственно аристократии вообще, считали себя хранителями лучших традиций народа. Плебеи были «сословием простонародья». Согласно римским представлениям, это потомки тех, кто переселился в Рим в более поздние времена, когда патрицианская община уже существовала. В VI в. до н.э. царь Сервий Туллий (578–534/533 гг. до н.э.) допустил плебеев в войско и в народное собрание, превратив их тем самым из «гостей» римской общины в ее граждан. Но и в ранней республике только патриции имели право занимать государственные должности. Борьба плебеев за равноправие открыла перед ними в V–IV вв. до н.э. доступ к магистратурам (гос. должностям). С этого времени плебейские роды, выдвинувшиеся на поприще служения государству, тоже обретают достоинство и самосознание «знатных». Образуется новая элита — нобилитет (от лат. «уважаемый», «благородный»), объединившая лучшие фамилии обоих сословий. В позднереспубликанское время гордость знатных плебейских родов за свою историю и деяния предков была ничуть не меньше, чем среди патрициата. Дух римского общества неотделим от аристократического принципа, предполагающего власть лучших, моральный авторитет, образец для подражания. С его утратой Рим погиб.

Архитектура

Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего: форум, базилику, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местным и римским богам, триумфальные арки, административные здания, конные статуи, школы и дороги.

Форумом (лат. forum — площадь, место суда, арена в цирке) в Древнем Риме называли площадь и рынок, являвшиеся центром культурной жизни. В наши дни этим словом называют какое-либо массовое собрание, съезд. Самым замечательным памятником эпохи республики стал форум Романум близ Капитолия, включавший в себя все традиционные для римского города постройки. Здесь был храм, посвященный Сатурну, богу урожая; была и базилика, построенная при Юлии Цезаре и названная в его честь, а также обязательный для всякого форума храм богини домашнего очага Весты. В нем горел вечный огонь, поддерживаемый девятью весталками, жрицами богини, которые проживали в расположенном рядом с храмом роскошном Доме весталок.

Часто на форумах возводили базилику (от греч. basihke — царский дом) — прямоугольное сооружение, внутреннее пространство которого разделялось рядами колонн на три или пять нефов. В них происходили судебные заседания, собирались граждане, вели свои дела торговцы и менялы. Здесь же могли располагаться и органы власти. В императорских дворцах базилики служили тронными залами. Позже базилика стала одним из главных типов христианского храма.

Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, а также статуями императоров и выдающихся общественных людей государства.

Амфитеатры и цирки являлись особенностью культурной жизни Рима. Питательной почвой для этих жестоких зрелищ были бесконечные войны, колоссальный приток рабов из завоеванных земель, возможность подкармливать и развлекать плебс за счет грабительских войн. Амфитеатр (от греч. amphitheatron) выполнял функцию сооружения для зрелищ, чаще всего гладиаторских боев. В перерыве между гладиаторскими боями и травлей животных публику забавляли циркачи: фокусники, эквилибристы и клоуны.

Амфитеатр имел овальную арену, вокруг которой уступами располагались места для зрителей. Самым знаменитым являлся Колизей (от лат. colosseus — громадный), амфитеатр Флавиев в Риме, воздвигнутый в 75–80 гг. н.э. Представление в Колизее могли смотреть одновременно 50 тыс. зрителей, которые через 80 входов и выходов по 60 лестницам могли быстро занимать и освобождать амфитеатр. Театральная публика, строго соблюдая социальные различия, рассаживалась по рядам, высеченным из мощных каменных блоков. Удобные места были предназначены для местных начальников, воины отправлялись дальше, на каменные сиденья, где было выгравировано название их сословия. Ступенью выше начала представления ожидали священники и торговцы. Нищие и проститутки в римском театре довольствовались дешевыми последними рядами. Еще один пример амфитеатра: трехъярусный амфитеатр в Оранже, расположенный уступами на холме. Он до сих пор сохранил прекрасную акустику. Сегодня в нем 10 000 человек ежегодно наслаждаются оперными представлениями.

Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон (125 г. н.э.), храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи. Выстроенный Аполлодором Дамасским, он представляет собой классический образец центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в античности. Храм освещался сквозь отверстие в куполе диаметром 8,5 м — настоящий шедевр инженерного искусства. А купол, диаметром 43 м, имел форму полусферы и опирался на бетонные стены толщиной 6 м. В дальнейшем многие зодчие пытались превзойти Пантеон в масштабах и совершенстве воплощения, но не сумели сделать этого.

В Риме строились великолепные здания общественных купален (терм) с горячей и холодной водой, гимнастическими залами и комнатами отдыха. Крупнейшие из них — термы Диоклетиана и Каракаллы (нач. III в.) — представляли собой, используя современную терминологию, спортивно-оздоровительные комплексы. Термы Каракаллы — сложный комплекс построек общей площадью 12 га, окруженный парком, бассейнами, стадионом и библиотекой. К термам примыкала просторная палестра — открытая площадка для гимнастических упражнений. Мыться здесь могли одновременно свыше полутора тысяч человек. Художественная ценность терм Каракаллы заключалась в их богатом внутреннем оформлении. Полы в термах были выложены цветным мрамором, многокрасочной мозаикой. Стены были украшены рельефами. При отделке были использованы драгоценные металлы, яркие камни, прозрачное стекло. В многочисленных нишах и между колоннами стояли отдельные статуи и целые скульптурные композиции. Именно термы Каракаллы украшала знаменитая скульптурная группа «Лаокоон».

Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие коммуникаций: каменных мостовых, водопроводов (акведуки), канализации (клоаки). В Риме было 11 водопроводов, два из которых работают до сих пор. Римские водопроводы, мосты и дороги исправно служат людям и по сей день. Для связи с основными центрами в империи римляне построили 372 мощенные камнем дороги общей протяженностью около 80 тыс. км. В отличие от греков, складывавших свои здания из великолепно отесанных каменных плит, римляне возводили здания преимущественно из кирпича и бетона, а затем навешивали на них мраморную облицовку.

Мифология и религия

Для древнейшего периода истории характерен культ семейно-родовых духов-покровителей. К ним в первую очередь относились маны — души умерших предков. Древние римляне верили в существование загробного мира, куда отправляются души умерших, — это Орк (подобный Аиду) и Элизиум (поля блаженных). Также почитались пенаты — духи-покровители дома и лары, являвшиеся духами-покровителями с более широкими функциями: известны упоминания о ларах перекрестков, дорог, мореплавания и т.п. Важное место занимал и культ огня домашнего очага, олицетворенный в богине Весте. В древнейших верованиях прослеживаются и следы тотемизма. Например, легенда о волчице, вскормившей Ромула и Рема. Имели место и аграрные культы. Позднее некоторые родовые боги превратились в объекты государственного культа, став богами-покровителями города-госу-дарства. По-видимому, к древнейшим богам можно отнести Юпитера, Марса и Квирина (Ромула).

Практицизм римлян проявлялся и в их отношении к богам. Так, вместо того, чтобы принести в жертву столько-то голов скота, римляне жертвовали столько же головок чеснока. Перед тем как начать войну с каким-либо народом, римляне пытались переманить на свою сторону богов этого народа, обещая этим богам все необходимые жертвоприношения.

Римской религии присуща сложная обрядовость, которая потребовала многочисленных специалистов, отсюда — развитие жречества. Жрецы, которых выбирали из числа граждан, были организованы в религиозные коллегии, важнейшими из которых были коллегии понтификов и авгуров, насчитывавшие по 16 членов. Римское жречество было более многочисленно, дифференцированно и авторитетно, чем греческое. Жреческие коллегии, обладавшие огромной властью, пытались вести себя наподобие политических партий, активно участвуя в борьбе за влияние на государственные дела. Особенно большим уважением пользовались жрицы Весты — весталки. Весталками были девушки из знатных фамилий, их было всего шесть, становились весталками в детском возрасте и оставались на этой службе 30 лет.

Примерно со II в. до н.э. начинается проникновение в Рим культов восточных богов, что сначала вызывало резкое сопротивление.

В императорский период постепенно утверждается культ гениев императоров — с начала — посмертный, а затем и прижизненный. Первым был обожествлен Юлий Цезарь, Калигула же при жизни объявил себя богом.

По мере того, как обесценивались языческие боги, возрастало влияние философии и восточных культов. Во II в. в Риме популярен культ персидского бога света и правды Митры, который в религиозном плане является самым большим конкурентом Иисуса Христа. Это был шаг от политеизма к монотеизму, и в этом смысле почитание Митры подготовило приход христианства. На протяжении длительного времени римские языческие сатурналии воспринимались как жуткий анахронизм, в то время как жертва Сократа для римских стоиков оставалась образцом мужества. Вообще, философия в Древнем Риме занимала главенствующее положение вплоть до победы христианства.

Просвещение

Обучение в Риме состояло из трех ступеней: начального, школы грамматики, школы риторики. В начальной школе учили читать, писать, считать. В средней школе учителя-грамматики преподавали греческий язык и семь свободных искусств — грамматику, диалектику, риторику, музыку, арифметику, геометрию и астрономию, а также архитектуру и медицину. Последняя ступень представляла собой высшую школу, и в ней обучались искусству красноречия и философии. Владение риторикой было необходимым условием политической карьеры. Императоры ассигновали крупные суммы на содержание школ риторики. В римской системе образования, позаимствовавшей образцы у греков, математика тем не менее отошла на второй план, а на первый выдвинулись право, языки, литература и история. Уроки музыки и гимнастики заменялись верховой ездой и фехтованием. На завершающем этапе нередко предпринимались образовательные поездки в греческие культурные центры, особенно в Афины. Центрами научной деятельности были Рим, Александрия, Афины, Карфаген.

Большое значение придавалось в Риме в I–II веках географическим знаниям, медицине и истории. В это время появляются трактаты греческого географа и историка Страбона (64/63 гг . до н.э. — 23/24 гг. н.э.). Плиний Старший (23–78 гг. н.э.) создает «Естественную историю», являвшуюся энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии. Больших успехов добилась медицина: врач Гален проводил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга, дал первое анатомическое описание организма. В этот период были созданы школы для подготовки врачей.

Большой вклад в развитие историографии внесли Тацит (ок. 58 гг. — ок. 117 гг.) и Тит Ливии (59 гг. до н.э. — 17 гг. н.э.). К этому времени относится деятельность греческого писателя и философа Плутарха (ок. 45 гг. — ок. 127 гг.). Главное сочинение — «Сравнительные жизнеописания» выдающихся греков и римлян (50 биографий) — и сегодня входит в культурный арсенал европейцев.

Для римлян была характерна любовь к прикладным наукам, особую роль среди которых играла юриспруденция — наука о праве. Уже с III века до н.э. можно было получить консультацию профессионального юриста, во II веке до н.э. появляются первые правоведческие исследования, а в I веке до н.э. уже существовала обширная юридическая литература.

Скульптура и живопись

С самых первых шагов своего возвышения римская культура стремилась импортировать любые образцы культурных ценностей. Завоевание других народов и племен всегда сопровождалось грабежом их художественных произведений. Из одной только Македонии было вывезено 250 повозок со статуями и картинами. После покорения Греции и захвата Коринфа Рим был буквально наводнен памятниками искусства. В Рим были привезены произведения Праксителя, Скопаса, Лисиппа и других знаменитых греческих мастеров. Несмотря на обилие памятников, вывезенных из Греции, среди римлян рождается спрос на копии с наиболее известных статуй. В большинстве случаев именно эти римские копии, а не греческие подлинники, дошли до наших дней. Однако, в отличие от греческих скульпторов, римляне обогатили искусство пластики раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф, а самое главное — они стали авторами жанра скульптурного портрета.

Своим появлением римский скульптурный портрет в значительной мере обязан заимствованному римлянами у этрусков культу предков, в соответствии с которым урну с прахом умершего человека должно было прикрывать изображение головы покойного. Для этого сначала делались восковые маски, а затем на их основе изготовлялись собственно скульптурные портреты. Скопированные с лица умершего, они очень точно передавали его портретные черты. Поэтому, если греки стремились изобразить идеал, то римляне — наиболее точно передать черты оригинала. Глаза многих статуй для достижения натуралистичности изготавливались из цветной эмали. Кроме скульптуры, в культуре эпохи империи особого внимания заслуживает искусство мозаики, которое получило широкое распространение благодаря интенсивному строительству многоэтажных жилых домов и общественных зданий. Мозаикой древние называли картины, посвященные музам. Мозаичными изображениями было принято украшать интерьеры жилых домов и дворцов. Особенно распространенным видом искусства была обработка драгоценных металлов и бронзы.



2019-12-29 209 Обсуждений (0)
Эллинистический период (IV–I в. до н.э.) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эллинистический период (IV–I в. до н.э.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)