Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ



2019-12-29 184 Обсуждений (0)
ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ 0.00 из 5.00 0 оценок




ВВЕДЕНИЕ

На протяжении всего своего существования человечество стремилось к сохранению того, что являлось необычным, уникальным и неповторимым. Возрастающий уровень научно – технического прогресса во всём мире привёл к необходимости урегулирования на законодательном уровне всех вопросов, связанных с использованием и созданием продуктов творческого, научного и иного интеллектуального труда, как объектов интеллектуальной деятельности в целом. По сравнению с классическими институтами гражданского права, имеющими тысячилетнюю историю, даже наиболее старое авторское право начало формироваться около 300 лет назад. Впервые средства регулирования данной сферы появились в Европе. Оно было разработано по аналогии с правом пользования на материальные объекты. Первопроходцем из всех государств в области защиты, охраны и регулирования авторского и смежного права выступила Великобритания. Именно в этом государстве был придуман и обозначен термин, который сейчас является знаком защиты авторских и смежныхправ во всём мире – copyright .

Практическая значимость данной работы заключается в том, что в настоящее время очень большая группа гражданских правоотношений возникает в связи с непрерывно растущей динамикой использования результатов творческого труда и иной интеллектуальной деятельности человека.  Результаты интеллектуальной деятельности всё более интенсивно включаются в оборот. Мы не можем не понимать, что такие объекты становятся всё более и более ценными активами. Цена за использование популярного произведения при передачи исключительных авторских прав может равняться миллионам рублей, а доходы от грамотного технического решения при создании проектов каких-либо комплексов и зданий, представляющих собой особую значимость и обладающими уникальностью, присущей только автору того или иного проекта сложно даже рассчитать. Оборот объектов авторских и смежных прав растет и количественно и качественно, постоянно претерпевая изменения и осложняясь. Данные Арбитражного суда Владимирской области свидетельствуют о том, что за 2015 год и 7 месяцев 2016 года судом рассмотрено 139 дел по спорам, связанным с охраной интеллектуальной собственности, что составляет 0,72 % от общего количества рассмотренных судом дел за исследуемый период. При этом в 57 случаях заявленные требования удовлетворены, в 16 случаях заявленные требования удовлетворены частично, в 5 случаях в удовлетворении требований отказано, 1 дело передано по подсудности, в 6 случаях заявления оставлены без рассмотрения; по 54 делам производство прекращено, при этом по 18 делам – в связи с отказом истца от заявленных требований, по 33 делам – вследствие утверждения мирового соглашения, по 3 делам – в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду. По сравнению с аналогичным периодом 2013 – 2014 годов количество рассмотренных дел, связанных с охраной интеллектуальной собственности, уменьшилось на 37,6 %. Однако всероссийская статистика говорит обратное.[1] По данным статистики, приведённой судебным департаментом при Верховном суде Российской Федерации, по итогам работы судов общей юрисдикции в рамках рассмотрения гражданских, административных первой инстанции дел по заявлению о нарушении авторских и смежных с ними прав, где исковые требования удовлетворены судом за 2018 год составляет 93 дела о защите авторских прав и 30 по защите прав, смежных с авторскими, что почти на 15% процентов превышает количество дел заявленной суммой выше 1 млн. рублей за аналогичный период 2017-го года. А в рамках рассмотрения гражданских, административных первой инстанции дел по заявлению о нарушении авторских и смежных с ними прав, где сумма требований превышает 1 млн. рублей за 2017 год составляет: 12 дел о нарушении авторских прав, и 1 дело о нарушении прав, смежных с авторскими, тогда как за аналогичный период 2018 года количество рассмотренных гражданских, административных первой инстанции дел по заявлению о нарушении авторских и смежных с ними прав, где сумма требований превышает 1 млн. рублей составляет: 16 дел о нарушении авторских прав и 7 дел о нарушении прав, смежных с авторскими[2]. Данные этой небольшой, но достаточно наглядной статистики являются подтверждением того, что практическая значимость исследуемой нами темы приобретает с течением времени все большие масштабы. Присутствует положительная динамика удовлетворения исков о защите и восстановлении авторских и смежных прав, что говорит о доле недобросовестной дисциплины в сфере использования данных прав и как следствие этого - постоянно совершенствующая на фоне различного рода прецедентов, и детально раскрывающая более тонкие нюансы правоприменения судебная практика. Фундаментом теоретической значимости данной работы является тот факт, что традиционно по интеллектуальной собственности акцентировали своё внимание на изучении особенностей объектов, критериях охраноспособности, специфике возникновения интеллектуальных прав, одну из весомых частей которых составляют авторские и смежные с ними права. Большинство исследователей в данной области стараются обособиться от гражданского права, действовать автономно, выдерживая дистанцию от цивилистики, считая, что направление законодательного регулирования вопросов интеллектуальной собственности имеет другой вектор, нежели вопросы классического гражданского права, которое прежде всего обеспечивает оборот имущественных ценностей. Законодательство в сфере регулирования интеллектуальной собственности непрерывно развивается, возникает большое количество споров между научными деятелями - теоретиками и практиками в вопросах правоприменения данных норм. Но так или иначе - имущественная или экономическая составляющая правоотношений, связанных с использованием авторских и смежных прав имеет место быть, и в ряде случаев выделяется как законный и наиболее значимый интерес автора. Очень часто данные вопросы затрагивают контингент современной эстрады и шоу-бизнеса, где право на исполнение композиций, как было указано выше, может исчисляться миллионами, а порой договорные или внедоговорные нарушения ставят под откос деловую репутацию артистов, режиссёров и продюсеров с мировым именем. В настоящее время, даже спустя десятилетия не утихают споры о принадлежности и свободе использования исключительных авторских прав тем людям, которые приобрели их в порядке наследования, как родственники от кумира миллионов в прошлом, что прямо говорит об актуальности выбранной нами темы. Таких дел достаточно много и в отечественной, и в международной практике. Но рассматривая Российское правовое поле можно привести один яркий пример - это оспаривание исключительных прав на композиции Виктора Робертовича Цоя, в настоящий момент принадлежащих компании "Музыкальное право" - его отцом - Робертом Цой. Предметом спора являются обнародованные и необнародованные экземпляры композиций данного артиста, которым насчитывается на данный момент более 30 лет. Это обусловлено опять теми же факторами, которые играют ключевую роль в авторском и смежном праве - это деловая репутация автора и экономическая выгода от реализации, в данном случае - композиций, представляющих огромную ценность, так как находятся в почете у нескольких поколений слушателей и признаны ведущими деятелями искусства - классикой своего жанра.

Актуальность данной работы, помимо необходимости урегулирования активно развивающегося рынка интеллектуальной собственности, а в частности авторских и смежных прав обусловлена не только правовой охраной музыкальных произведений и фонограмм, что является частым предметом споров, а также быстро динамично разувающимся интернет-пространством, где в настоящее время в большинстве случаев и обнаруживается нарушение авторских и смежных прав. Это незаконное, без согласия автора копирование и распространение результатов его творчества, пользование результатами такого творчества без учета прав авторов на вознаграждение, несанкционированный доступ к объектам авторских и смежных прав, а так же пиратское их распространение в виде контрафактных экземпляров или контрафактных произведений, компьютерных программ, баз данных и иного программного обеспечения, и набирающая обороты, пока еще в узком кругу лиц, концепция "не преграждённого доступа", авторы которой ставят перед собой цели использование объектов авторских и смежных прав в ущерб их авторам, аргументируя это правом на вседоступность таких объектов. Сюда можно включить и нашумевшее дело по закрытию торрент-трекеров и зеркальных сайтов, получившее широкий общественный резонанс, где в самом, что ни на есть свободном и открытом доступе на высочайших скоростях любой, даже неавторизованный пользователь может бесплатно, в ущемление авторов произведений - скачать в пользование то или иное произведение, нарушая при этом порой даже неисключительные авторские права. Непрерывно развивающиеся телекоммуникационные сети "развязывают руки" злоумышленникам, которые в свою очередь пользуются относительной неразвитостью технических средств для вычисления данных правонарушителей и тем самым остаются неразоблаченными и как следствие безнаказанными, о чём не может не говорить и уголовно-правовой аспект изучения нарушения авторских и смежных прав. Ввиду востребованности объектов авторских и смежных прав на современном рынке и глобальной информатизации всего населения, доступности информации из любой точки страны и мира в целом, а как следствие и простота реализации преступного умысла в данных информационных сетях - количество преступных посягательств на данные права так же неуклонно растёт.

ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ

Определение понятия «авторское право» отсутствует в соглашениях на международном уровне, но в отечественном законодательстве всё-таки существовали примеры, где данный термин имел достаточно строгую трактовку. Речь идёт о ранее действовавшем законе Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», где авторское право по замыслу законодателя предполагало собой ряд отношений, возникающих в процессе создания и использования произведений искусства, науки и литературы, что на наш взгляд не несёт необходимой для правоприменения конкретики. В настоящее же время в, заменившей вышеупомянутый закон, четвёртой части Гражданского кодекса Российской Федерации понятие «авторское право» не определено. Но, так или иначе, используя определение «интеллектуальная собственность» сформулированное в ряде международных соглашений и международных нормативно-правовых актов, а также положений современного законодательства можно предположить следующее определение понятия «авторское право»

Авторское право – совокупность правовых норм, регулирующих отношения, правовое положение авторов и результаты их деятельности, путём использования творческого труда, связанных с созданием, использованием и охраной произведений науки, литературы и искусства.

В иностранном законодательстве можно обнаружить описание авторского права с экономической точки зрения: «Авторское право есть экономическая основа для индустрии творчества, поскольку оно стимулирует инновации, созидание, инвестиции и производство. Авторское право - это важный инструмент, гарантирующий вознаграждение за творческий труд.»[3]

Система источников авторского права в отечественном законодательстве представляет собой очень ёмкую совокупность нормативных актов, различных по юридической силе. Это обусловлено тем, что правовое регулирование интеллектуальной собственности, и авторского права в частности отнесено к «ведению Российской Федерации и должно основываться лишь на Федеральном законодательстве и основывающихся на нём подзаконных актах.»[4], и в настоящий момент существует ряд документов, обеспечивающих данное регулирование: Конституция Российской Федерации (от 12.12.1993 г.); Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 № 149-ФЗ; Гражданский кодекс Российской Федерации, часть четвертая 18.12.2006 № 230-ФЗ; Постановление Правительства Российской Федерации «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства» от 21.03.1994 г. № 218; «О порядке определения расходов, учитываемых при налогообложении сумм вознаграждения физических лиц за издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждений авторов открытий, изобретений и промышленных образцов» от 28.0.1992 г. № 355; Многие другие законные и подзаконные акты, а так же акты департаментов и управлений по вопросам культуры на региональном и местном уровнях.

Национальное законодательство даёт сформировавшуюся классификацию авторских прав- «Автору произведения принадлежат следующие права: 1) Исключительное право на произведение; 2) Право авторства; 3) Право автора на имя; 4) Право на неприкосновенность произведения; 5) Право на обнародование произведения.»[5]

В дополнение к вышеперечисленному – авторские права подразделяются на личные имущественные (воспроизведение произведения, распространение, публичный показ, импорт, прокат, публичное исполнение произведения, сообщение в эфир, сообщение по кабелю, право на перевод, практическая реализация, доведение до всеобщего сведения, право следования, право распоряжения, право на вознаграждения ) и личные неимущественные (право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность, право на обнародование, право доступа к произведению, право авторского контроля ин надзора). Субъектами авторского права являются лица, которым принадлежит либо полный комплекс авторских прав, в который могут входить личные неимущественные и исключительные имущественные, или только исключительные права, полученные от автора по закону или вследствие заключения сделки. Так же субъектами могут быть соавторы, авторы служебных, составных и производных произведений.

Субъектами авторского права могут быть названы все участники правоотношений, связанные с созданием произведения. Но в этот круг можно включит и некоторые специальные субъекты:

1) Наследники авторов (Приемники исключительных прав автора);

В силу производного характера правопреемники ограничены в своих правах по сроку существования, т.к. после смерти автора исключительное право для наследников действует 70 лет, и объёму, т.е. полученного правопреемником исключительного права на произведение, которое при жизни автора было не обнародовано – наследник может быть лишен. Основанием для этого служит «воля самого автора, выраженная в письменной форме на отказ от обнародования.»[6]

Ситуация, когда исключительное право переходит сразу же нескольким лицам по наследству – оно принадлежит им совместно и может быть использовано на условиях, определенных в заключенном ими соглашении.[7]

2) Лица, которые приобрели исключительные авторские права в рамках авторского договора

3) Работодатели, но только на те произведения, которые были выполнены как служебные. Здесь права на служебные произведения разделяются таким образом: работодателю – исключительные права, автору – личные неимущественные. В этом случае у автора возникает неотчуждаемое право на вознаграждение. Если произведение создаётся по заказу, то подрядчиком по договору выступает иной субъект, чем автор произведения и, следовательно, исключительно право принадлежит заказчику.

Например, АС Москвы в решении от 18.12.2012 по делу № А40-94794/2012 указал на недоказанность организацией факта включения в трудовую функцию лица подготовки роликов. (См. Приложение №1)

4) Организации, управляющие данными правами, например, РАО или РАПО их управления и представительства на уровне регионов.

ФАС Уральского округа в постановлении от 23.11.2012 № Ф09-11142/12 в ответ на возражения ответчика, пытавшегося оспорить право РАО представлять интересы правообладателей, не наделивших его соответствующими полномочиями, отметил, что истец как аккредитованная организация обладает таким правом.

(См. Приложение №2)

«Среди субъектов авторского права принято называть не только самих авторов, но и иных субъектов, которые могут быть носителями авторских прав. Таким образом, к субъектам авторского права следует отнести авторов (соавторов), наследников, иных правопреемников и иных правообладателей. Понятие "правообладатель авторских прав" означает, что это субъект, который в силу создания произведения или в силу иных обстоятельств (на основании договора, в результате создания служебного произведения или на основании наследования) обладает авторскими правами на произведение. Представляется, что к категории правообладателей можно отнести и продюсера, который упоминается в ст. 1263 Гражданского кодекса РФ. Продюсер - это субъект, который является стороной авторских правоотношений достаточно часто, но при этом правовое регулирование его статуса в законодательстве нельзя назвать детальным и определенным.»[8] Немаловажно было бы отметить, что субъектами авторского права так называемые составители – лица, результаты творчества которых выражены в систематизации идей и фактов, выраженных в произведение (Энциклопедии, справочники и т.д.). В этом случае субъекту принадлежит авторское право на подбор и размещение материалов (составительство). «Третьи лица не лишаются права использования тех же материалов при создании своих составных произведений»[9]

Смежными правами в субъективном смысле признаются интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.»[10]

Смежные права имеют следующую классификацию (право на исполнение, право на фонограмму, право организаций эфирного и кабельного вещания, право на изготовления базы данных, право на указание на экземплярах базы данных или упаковках своего имени или наименования). Объекты смежных прав отличает многообразие: их перечень не является широким, но каждый из объектов обладает значительными особенностями. (См. Приложение №3)



2019-12-29 184 Обсуждений (0)
ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (184)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)