Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Описание результатов эмпирического исследования психологических факторов экстремистского поведения



2019-12-29 193 Обсуждений (0)
Описание результатов эмпирического исследования психологических факторов экстремистского поведения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Таким образом, можно утверждать что факторы, способствующие экстремистскому, поведению очень тесно связаны с факторами интолерантности. На основе анализа работ различных авторов, мы выделили ряд факторов, которые могут оказывать существенное влияние на формирование экстремистского поведения:

1. Тенденция к интолерантному поведению, скорее всего, связана с возрастными характеристиками: можно предположить, что пики интолерантного поведения придутся на подростковый возраст (12-18 лет) и на пожилой возраст (50-… лет) Это можно объяснить тем, что некоторые возрастные периоды характеризуются своими особенностями: подростковый период – повышенной внушаемостью со стороны сверстников, склонностью к реакциям противоречия и противодействия; юношеский период – тенденциями к большей независимости, достаточно высоким уровнем развития мышления по сравнению с подростковым; зрелый возраст характеризуется достаточно высоким уровнем принятия социальных норм и т.д. … Все вышеперечисленные черты, скорее всего, находятся в тесной связи с такой характеристикой как толерантность личности. Именно поэтому, большинство исследований интолерантного и экстремистского поведения охватывают подростковый и юношеский возраст как наиболее яркие в этих проявлениях периоды. Возрастные различия также могут быть связаны с особенностями психических процессов (например, с нейротизмом как мерой индивидуальной реакции на стимул: люди на один и тот же стимул реагируют по-разному – одни выдают бурю эмоций, другие – ледяное спокойствие; с ригидностью – пожилые люди очень тяжело воспринимают изменения, им тяжело учитывать новое и учиться ему). Об этом, только в несколько другом ключе пишет В.И. Красиков [24] – он утверждает значимость межпоколенных различий (мы немного развили эту идею, обозначив некоторые специфические характеристики различных возрастных этапов, которые обуславливают межпоколенное непонимание и неадекватное поведение). Н.В. Целуева [52-54] также говорит о возрастных особенностях - она пишет об особенностях подросткового возраста, которые способствуют экстремистскому поведению.

2. Большое влияние на формирование экстремистского поведения, скорее всего, оказывает стиль родительского воспитания личности. Эту идею можно заметить у В.А. Мамедова [29], Д.В. Деккерта [29], К.Лоренца [28], Н.В. Целуевой [52-54]. Здесь могут быть различные варианты развития: например, при авторитарном стиле воспитания формируется такой тип личности, который чувствует себя комфортно в различных авторитарных объединениях (секта, армия, экстремистское объединение) или при попустительском стиле, когда человека никто не контролирует и не заботится о нем, и какая-либо группировка становится единственной группой, где он нужен кому-то и где к нему проявляют положительные эмоции. Влияние микросоциальных условий, на наш взгляд, вообще является одной из самых сильных детерминант личностных качеств и поведения личности, и, скорее всего, этот параметр также тесно связан с таким понятием как толерантность личности.

3. Интолерантность также может быть связана со страхами личности. Некоторую связь между страхами в обществе и экстремистским поведением отмечает Д.В. Ольшанский [35], но в несколько ином ключе. Мы же предлагаем другую схему – ее суть приблизительно такова: человек боится чего-то нового, неизвестного – других культур, наций, религий, другого поведения и т.д. … Но большинству людей тяжело признаться в своем страхе, и в качестве реакции на этот страх они выдают агрессию по отношению к неизвестному объекту. Очень часто свои страхи личность «прячет» под покровом толстого слоя внутриличностных защитных механизмов, а их снятие зачастую оказывается очень болезненным для личности. Кроме того, исследование страхов представляет некоторую сложность ввиду отсутствия хороших методических материалов.

4. Нетерпимость может быть связана и с самооценкой личности. Например, завышенная самооценка может вести к тому, что человек начинает оценивать другие объекты, непохожие на него, как плохие, вредные, опасные, и, соответственно, пытается уничтожить их. Здесь скорее речь может идти о завышенной самооценке группы – т.н. этноцентризме, о чем пишет Н.В. Целуева [52-54]. Но может быть и немного другой механизм связи между самооценкой и интолерантностью, например, личность с низкой самооценкой пытается как-то реализоваться через экстремистское поведение или ощутить свою власть через унижение более слабых людей, например, национальных меньшинств. Таким образом, самооценка является ядерным компонентном личности, входящим в структуру ее самосознание, которое в любом случае тем или иным образом обуславливается идеи, отношения и поведение личности.

5. Важную роль может играть такой феномен как каузальная атрибуция. Атрибуция каузальная (от лат. causa — причина и attribuo — придаю, наделяю) — интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Изучение каузальной атрибуции исходит из следующих положений [51]:

а) люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин поведения и выводам, касающимся соответствующих личностных качеств субъекта;

б) поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и черты, личности и приписывает их наблюдаемому субъекту;

в) эта причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя.

Наиболее существенные результаты экспериментального исследования каузальной атрибуции заключаются в установлении:

а) систематических различий в объяснении человеком своего поведения и поведения других людей;

а) отклонений процесса каузальной атрибуции от логических норм под действием субъективных (мотивационных и информационных) факторов;

в) стимулирующего воздействия, оказываемого на мотивацию и деятельность человека объяснением неудачных результатов этой деятельности внешними факторами, а успешных — внутренними.

Одним из вариантов каузальной атрибуции является локус контроля - склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля) [39]. Понятие локус контроля в психологию ввел Роттер (см. в Большом психологическом словаре [39]), который показал, что человек с внешним локусом контроля будет больше склонен обвинять окружающих, общество, какие-то внешние силы в неудачах, происходящих с ним, и, соответственно, будет более агрессивным в отношении этих объектов. Об исследованиях феномена локуса контроля пишут Н.М. Лебедева , О.В. Лунева, Т.Г. Стефаненко, М.Ю. Мартынова [31] – они делают акцент на различиях в локусе контроля у разных этносов и наций. Нас же скорее интересует взаимосвязь между типом локуса контроля и толерантностью

6.Экстремистскому поведению может способствовать низкая рефлексивность личности. Прямых данных о влиянии рефлексивности на экстремистское поведение мы не нашли, но, анализируя теоретические посылки у различных авторов, можно сделать вывод о важности данной личностной характеристики (например, исходя из того, что толерантности способствует развитое самосознание и понимание различий между культурами [7,19]). Рефлексивность – (от позднелат. reflexio — обращение назад) — обращение субъекта на себя самого, на свое знание или на свое собственное состояние [39]. А.В. Карпов [23] пишет, что рефлексия рассматривается как процесс критического осмысления текущей деятельности, умение выде­лять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией соб­ственные действия, как процесс обоснования необходимости внести коррективы в ход деятельности, предпринять новую де­ятельность. Этот вид рефлексии включает также самооценку и построение образов "я" в ходе практической деятельности. Рефлексия деятельности субъекта рассматривается нами в ее трех формах, в зависимости от функции, которую выполняет она во времени: ситуативная, ретроспективная и перспектив­ная. Ситуативная рефлексия обеспечивает непосредственную включенность субъекта в ситуацию, осмысление ее элементов, анализ происходящего, способность субъекта соотносить с пред­метной ситуацией собственные действия, координировать, кон­тролировать элементы деятельности в соответствии с меняю­щимися условиями. Ретроспективная рефлексия служит для анализа уже выпол­ненной в прошлом деятельности, прошедших событий. В этом случае человек рассматривает предпосылки, мотивы, причины происходившего, условия, прошедшие этапы и результаты, воз­можные ошибки. Перспективная рефлексия включает в себя размышление о предстоящей деятельности, планирование, представление о целях и будущих результатах, выбор наиболее эффективных способов выполнения, прогнозирование вероятного исхода де­ятельности. Экстремистское поведение в большинстве своем расценивается как негативное и социально неодобряемое. Но провести такую оценку можно только при анализе собственных действий и мыслей, а если личность к этому не склонна, то, соответственно, она не оценивает свое поведение как экстремистское и продолжает дальше осуществлять его.

7. С экстремистским поведением может быть тесно связана такая характеристика как эмпатия - способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию [39]. Так же, под эмпатией подразумевается способность очень точно чувствовать и ощущать эмоциональное состояние человека, не видя его. Эмпат — человек, способный воспринимать переживания, эмоции и чувства другого человека, на уровне своих собственных эмоций. Можно сказать, что эмпат — эмоциональный телепат, не способный читать мысли, но запросто воспринимающий эмоциональную картину состояния другого человека. Психолог Карл Роджерс [41] определяет эмпатию следующим образом: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь». Осуществляя экстремистское поведение, человек наносит вред другим людям. Но если личность не способна к эмпатии, она этого просто не понимает, что также способствует экстремизму. Эта идея также напрямую не звучит в работах других авторов, но ее корни можно увидеть у Д.В. Ольшанского [35], Н.В. Целуевой [52-54], В.М. Золотухина [18,19].

8. Экстремистское поведение может быть связано с уровнем самоактуализации. Самоактуализация (от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей [39]. В некоторых направлениях современной западной психологии самоактуализация выдвигается (в противовес бихевиоризму и фрейдизму, считающим, что поведением личности движут биологические силы, а его смысл заключается в разрядке создаваемого ими напряжения и приспособлении к среде) на роль главного мотивационного фактора. Подлинная самоактуализация предполагает наличие благоприятных социально-исторических условий. Самоактуализация - это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности. Проблематику самоактуализации активно разрабатывал А. Маслоу [30]. Он считал, что самоактуализация является наивысшей потребностью человека, в соответствии с "пирамидой потребностей". В соответствии с его теоретическими положениями, человек способен к удовлетворению более высоких (по пирамиде) потребностей только после того, как удовлетворены более низкие. Следовательно, чтобы человек смог самоактуализироваться, ему сначала необходимо удовлетворить все остальные потребности в соответствии с пирамидой.

Идею о связи самоактуализации и экстремисткого поведения высказывают многие авторы, в частности Н.В. Целуева [52-54]. В самом деле, здесь существует ряд интересных моментов: с одной стороны, экстремистское поведение может быть расценено некоторыми людьми как своеобразная самоактуализация, и тогда должна быть связь между ее высоким уровнем и экстремизмом; с другой стороны, в качестве причин экстремистского поведения многие авторы указывают отсутствие самоактуализации или низкий ее уровень.

Часть идей о детерминантах экстремисткого поведения была нами отвергнута ввиду:

· Неразработанности некоторых понятий в отечественной и мировой психологической науке. Например, связь между экстремистским поведением и уровнем развития самосознания [20] – ученые до сих пор спорят о том, что такое сознание и самосознание и не приходят к каким-либо единым выводам.

· Очевидность связей. Например, идея о связи экстремистского поведения и агрессии [33]– по сути, агрессивность является характеристикой поведения экстремистки настроенных групп.

· Сложность исследования некоторых феноменов. Например, идея Анцупова о том, что экстремизм – функция ситуационных и индивидуальных факторов [50]. Личностные характеристики в большинстве своем подлежат исследованию, а вот оценка ситуационных характеристик представляет определенную сложность.

· Междисциплинарный характер связей. Многие авторы [8,43,49] указывают социологические детерминанты экстремистского поведения, которые нас в данном исследовании интересует менее чем психологические.

Ввиду недостаточной разработанности проблемы о личностных истоках экстремистского поведения, мы провели исследование психологических коррелят интолерантности. В исследование приняли участие 61 человек (25 юношей и 31 девушка) от 14 до 26 лет. Для заполнения им были предложены следующие опросники: экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова) [36]; опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR) [10]; методика определения индивидуальной меры рефлексивности (А. В. Карпов, В. В. Пономарева) [23]; методика «Уровень субъективного контроля» (УСК) Роттера [37]; опросник личностной ориентации Шострома (краткая форма, разработанная Джоунс и Крэндалл) [38]; методика определения уровня эмпатийных тенденций Юсупова [15].

Полученные нами данные были обработаны при помощи коэффициента корреляции Пирсона. Также для обработки результатов исследования был использован метод контрастных групп, был проведен анализ половых различий в толерантности. Нами были получены следующие выводы по результатам эмпирического исследования:

1. Существует прямая связь между интернальным локусом контроля и толерантностью (сюда включены межэтническая, социальная и личностная толерантность).

2. Существует прямая связь между уровнем рефлексии и уровнем личностной толерантности.

3. Непоследовательное родительское поведение оказывает положительное влияние на формирование интолерантных установок у детей.

4. Существуют половые различия в склонности к интолерантному поведению – мужчины более склонны, чем женщины.

 




2019-12-29 193 Обсуждений (0)
Описание результатов эмпирического исследования психологических факторов экстремистского поведения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Описание результатов эмпирического исследования психологических факторов экстремистского поведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)