Исследование части мотивационной структуры, связанной с экстремистским поведением
В соответствии со структурой, изложенной выше в параграфе 3.3, нами был переработан опросник МПА Завьялова В.Ю. в целях изучения особенностей мотивации экстремистского поведения. Опросник В.Ю, Завьялова [17] направлен на исследование мотивации потребления алкоголя и включает в себя 45 вопросов. По результатам опросника выявляется 3 группы шкал, каждая из которых имеет по 3 субшкалы: первая триада - социально-психологические мотивы (традиционные, субмиссивные, псевдокультуральные); вторая триада - личностные мотивы (гедонистические, атарактические, гиперактивационные); третья триада - патологические мотивы, в форме болезненного влечения к алкоголю (абстинентные, аддиктивные, самоповреждение). Общий балл, набранный по всем 9-ти шкалам, свидетельствует о выраженности общей мотивации потребления алкоголя. Наша модификация вышеописанного опросника состоит из 40 вопросов, разделенных на 8 шкал, каждая из которых соответствует определенному мотиву и включает в себя 5 вопросов. Наш опросник представлен в Приложении А. Этот опросник направлен на выявление уровня общей мотивации экстремистского поведения, а также на определение преобладания в поведении того или иного мотива. В исследовании приняли участие 171 человек (87 мужчин и 84 женщины) от 16 до 46 лет. Все испытуемые были разделены на 3 группы, приблизительно равные по количеству и основным демографическим показателям (пол, возраст): группа людей, склонных к экстремистскому поведению (критериями здесь служила самоидентификация человека как принадлежащего к соответствующей группе и наличие в опыте человека агрессивных действий, по идейным соображениям направленных против религиозных или национальных меньшинств), группа людей, не склонных к экстремистскому поведению (в данную группу включалась максимально репрезентативная выборка) и группа людей, не склонных к экстремистскому поведению и описывающих восприятие мотивационной сферы человека, склонного к экстремистскому поведению (в эту группу также включалась максимально репрезентативная выборка - им был дан опросник, с несколько измененной инструкцией (Приложение Б)). Данная группа была выделена нами для решения одной из задач исследования, а именно для исследования социальных представлений о мотивах экстремистских установок., которое мы считаем очень важным, т.к. именно особенности восприятия мотивации экстремистского поведения могут влиять на его формирование и способствовать его становлению. Обработка результатов. Полученные нами данные были проверены на значимость различий при помощи критерия Манн-Уитни, обработаны при помощи рангового коэффициента корреляции Спирмена, и на основе полученных данных нами были разработаны нормы для суммы баллов по всем шкалам опросника. Обработка результатов производилась в несколько этапов: 1. Был проведен анализ значимости различий в степени выраженности всех групп мотивов и общей мотивационной напряженности между группами людей, склонных к экстремистскому поведению и не склонных, а также между группой людей, склонных к экстремистскому поведению, и группой людей, оценивающих восприятие мотивационной сферы людей, склонных к экстремистскому поведению. 2. Был проведен анализ возрастных и половых различий в степени выраженности всех групп мотивов и общей мотивационной напряженности внутри групп людей, склонных к экстремистскому поведению и людей, оценивающих восприятие мотивационной сферы людей, склонных к экстремистскому поведению. 3. Был проведен корреляционный анализ данных, отражающих степень выраженности всех групп мотивов и общей мотивационной напряженности, полученных при исследовании всех 3 групп испытуемых. 4. Была проведена процедура нормирования результатов методики по шкале выраженности общей мотивации экстремистского поведения. Описание результатов Таблица 2 Результаты сравнения групп людей, склонных (экстремисты) и не склонных к экстремистскому поведению (норма), по U-критерию Манна-Уитни
Знакомства |
6,15 |
2,79 |
810 |
4,31 |
0,00001646 | *** | |||||||||||||||||||||||
Подчинения группе | 3,30 | 3,57 | 1448 | 0,39 | 0,69676757 |
| |||||||||||||||||||||||
Псевдокультуральные |
13,07 |
4,11 |
290 |
7,37 |
0,00000000 | *** | |||||||||||||||||||||||
Гедонистические |
6,56 |
2,29 |
610 |
5,46 |
0,00000005 | *** | |||||||||||||||||||||||
Атарактические | 4,54 | 3,57 | 1254 | 1,57 | 0,11700234 |
| |||||||||||||||||||||||
Гиперактивационные |
4,74 |
2,79 |
926 |
3,58 |
0,00034957 | *** | |||||||||||||||||||||||
Аддитивные |
6,96 |
3,79 |
922 |
3,58 |
0,00034757 | *** | |||||||||||||||||||||||
Саморазрушения | 3,98 | 3,29 | 1319 | 1,17 | 0,24211706 |
| |||||||||||||||||||||||
Социальные |
22,52 |
10,46 |
552 |
5,75 |
0,00000001 | *** | |||||||||||||||||||||||
Психологические |
20,20 |
8,64 |
577 |
5,60 |
0,00000002 | *** | |||||||||||||||||||||||
Патологические |
10,94 |
7,07 |
912 |
3,60 |
0,00031813 | *** | |||||||||||||||||||||||
Мотивационная напряженность |
53,67 |
26,18 |
594 |
5,50 |
0,00000004 | *** |
Нами были обнаружены значимые (p<0,001) различия между группами людей, склонных и не склонных к экстремистскому поведению, в степени выраженности следующих мотивов: у группы людей, склонных к экстремистскому поведению, более выражены мотивы завязывания знакомств, псевдокультуральный, гедонистический, гиперактивационный и аддитивный мотивы; более выражены социально-психологические и личностные мотивы; в целом, выше общая напряженность мотивационной сферы.
Таблица 3
Результаты сравнения групп людей, склонных к экстремистскому поведению (экстремисты), и людей, описывающих восприятие мотивации экстремистского поведения (перцепция) по U-критерию Манна-Уитни
| Ср.арифм | Ср.арифм |
|
| Уровень значимости |
| |||
| Экстремисты | Перцепция | U | Z | Р |
| |||
Знакомства | 6,15 | 6,26 | 1622 | -0,14 | 0,88812578 |
| |||
Подчинения группе |
3,30 |
8,26 |
487 | -6,52 |
0,00000000 | *** | |||
Псевдокультуральные |
13,07 |
8,74 |
548 |
6,21 |
0,00000000 | *** | |||
Гедонистические |
6,56 |
9,05 |
1088 | -3,14 |
0,00166950 | ** | |||
Атарактические |
4,54 |
8,46 |
728 | -5,17 |
0,00000024 | *** | |||
Гиперактивационные |
4,74 |
9,16 |
572 | -6,05 |
0,00000000 | *** | |||
Аддитивные | 6,96 | 8,34 | 1302 | -1,95 | 0,05078220 |
| |||
Саморазрушения |
3,98 |
7,36 |
703 | -5,34 |
0,00000010 | *** | |||
Социальные | 22,52 | 23,26 | 1523 | -0,70 | 0,48660755 |
| |||
Психологические |
20,20 |
26,67 |
989 | -3,69 |
0,00022397 | *** | |||
Патологические |
10,94 |
15,70 |
657,5 | -5,56 |
0,00000003 | *** | |||
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (229)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |