Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Клинический подход к проблеме мотивации экстремистского поведения



2019-12-29 241 Обсуждений (0)
Клинический подход к проблеме мотивации экстремистского поведения 0.00 из 5.00 0 оценок




Психология девиантного поведения является отраслью как социальной, так и клинической психологии. Карвасарский Б.Д., известный российский психиатр и психотерапевт, [22] утверждает, что делинквентное и криминальное поведение коррелирует не столько со слабыми знаниями морально-правовых требований, сколько с криминогенной деформацией побудительных мотивов. Основываясь на нарушениях структуры мотивов, их опосредованного характера и иерархичности построения, В.В. Гульдан [25] выделил два основных механизма формирования мотивов противоправных действий у психопатических личностей (в МКБ-10 - F60-F69): нарушение опосредования потребностей и нарушение их опредмечивания. Нарушения опосредования потребностей заключаются в несформированности или в разрушении у этих лиц под влиянием каких-либо факторов (например, аффективного возбуждения) социально детерминированных способов реализации потребностей. Нарушается связь субъективной возможности реализации потребности с сознательно принятым намерением, целью, оценкой ситуации, прошлым опытом, прогнозом будущих событий, регулятивной функцией самооценки, социальными нормами и др. Уменьшается число звеньев в общей структуре деятельности, что ведет к непосредственной реализации возникающих побуждений. Потребности приобретают характер влечений. По этому механизму формируются аффектогенные и ситуационно-импульсивные мотивы противоправных действий.

Аффектогенные мотивы характеризуются тем, что непосредственным мотивом поведения становится стремление к немедленному устранению источника психотравмирующих переживаний. Эмоциональное возбуждение, возникающее в связи с объективной или субъективной невозможностью рационального разрешения конфликта, разрушает основные виды контроля и опосредования поведения, снимает запрет на деструктивные, насильственные действия и побуждает к ним. У психопатических личностей по сравнению с психически здоровыми лицами наблюдается более низкий «порог» аффективного реагирования и распространенность условных психогений.

В ситуационно-импульсивных мотивах актуальная потребность удовлетворяется «ближайшим объектом» без учета существующих норм, прошлого опыта, конкретной ситуации, возможных последствий своих действий. Если в «волевом» преступном действии социальные и правовые нормы преодолеваются тем или иным образом в сознании субъекта, то при импульсивном поведении они вообще не актуализируются в качестве фактора, опосредующего поведение.

К мотивам, связанным с нарушением формирования предмета потребности, относятся мотивы психопатической самоактуализации, мотивы-суррогаты и суггестивные (внушенные) мотивы противоправных действий. Общим в них является формирование мотивов, отчужденных от актуальных потребностей субъекта и ведущих при их реализации к его социальной дезадаптации. Мотивы психопатической самоактуализации, при которых устойчивое мотивационное значение приобретает та или иная черта личностной дисгармонии, ведут к реализации стереотипных, ригидных «сценариев личности», осуществляемых в определенной мере независимо от внешних условий и актуальных потребностей субъекта. Формирование мотивов-суррогатов связано с объективной, а у психопатических личностей чаще с субъективной невозможностью адекватного опредмечивания потребностей. Их реализация ведет не к удовлетворению потребности, а лишь к временной разрядке напряжения, связанного с этой потребностью. Суггестивные мотивы по отношению к потребностям субъекта носят внешний, заимствованный характер, их содержание может быть прямо противоположным собственным установкам, ценностным ориентациям личности

Мотивы экстремистского поведения весьма многообразны, как и само явление экстремизма. По мнению опрошенных в ходе исследования [35] сотрудников подразделений по противодействию экстремизму различных регионов России, основными порождающими экстремизм мотивами являются: материальный, идеологический, желания преобразования и неудовлетворенности реальной ситуацией, власти над людьми, интереса к новому виду деятельности, товарищеский, самоутверждения, молодежной романтики, героизма, игровой, привлекательности смерти. Мотивация правонарушителей существенно отличается от мотивации законопослушных граждан.

 Мотивацию преступного поведения в экстремистских организациях разделяют на личную и групповую [25]. Нахождение в группе способствует возникновению определенных мотивов поведения, постановке новых и уходу от старых целей. При формировании мотивов и целей экстремистской активности в группе, как правило, происходит обмен мнениями, знаниями, опытом, а также взаимное убеждение и внушение, ускоряющее решимость совершить данное преступление.

 Характер мотивации поведения каждого члена и всей группы в целом различается по силе и направленности. Сила мотивации зависит от взаимного влияния участников группы, их консолидации. Поскольку экстремистские организации, как правило, стараются поддерживать конспирацию своей деятельности, они вынуждены быть сплоченными, за счет этого достигается усилие мотивированности поведения каждого участника. Члены группы четко распределены по своим ролям: идеолог, руководитель, организатор и исполнители. В группе действуют довольно жесткие правила, требующие от участников безоговорочного подчинения.

 Многие ученые при описании мотивации экстремистского поведения [4,25,33,49] делают акцент на том, что, в отличие от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой может выступать такой: для преодоления все политических и экономических проблем в стране необходимо создание «чисто национального» государства, так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз.

Зубок Ю.А и Чупров В.И. [55] в мотивационной структуре участников молодежных движений выделяют три группы мотивов:

1. экспрессивные, спонтанно возникающие, не связанные с идейной направленностью движений,

2. инструментальные, связанные с идейной направленностью движений,

3. собственно идейные.

По этим трем группам распределяются следующие мотивы: «желание потусоваться», самореализация, идейная близость, романтика, протест, желание поучаствовать в общественной деятельности, борьба с инакомыслием и иноверцами, желание сделать политическую карьеру, борьба за справедливость, стремление объединиться, чтобы почувствовать силу. Авторами было проведено исследование, отражающее степень выраженности описанных групп мотивов у молодежи. Процент мотивов, отнесенных к экспрессивному типу, не связанному с идейной направленностью движений, составил 11,3%; отнесенных ко второму - инструментальному типу, связанному с идейной направленностью движений - 28,1%; относящихся преимущественно к идейной мотивации - 20,4% [20].

Авторами также было установлено, что переход экстремистских настроений в деятельностную форму в молодежной среде связан с обострением внешних факторов и, в первую очередь, с нарушениями социальной справедливости. Отражаясь в мотивационной сфере сознания, обострившиеся условия становятся стимулом, побуждающим к активизации экстремизма. В предметной направленности мотивов доминирует социально-протестный вид экстремизма. Наиболее распространенным способом проявления молодежного экстремизма являются демонстративные акты насилия, будь то нападения на лиц неславянской внешности или захваты зданий, перекрытие магистралей. Соответственно цели экстремистских действий определяются экстремальными особенностями молодежного сознания, т. е. стремлением, как можно громче заявить о себе.

Ввиду недостаточной разработанности проблемы мотивационной сферы людей, склонных к экстремистскому поведению, мы решили провести исследование той части мотивационной сферы личности, которая связана с экстремистским поведением. Нам показался интересным клинический  подход к изучению проблемы мотивации экстремистских установок. Использование данного подхода к проблеме изучения мотивации экстремистских установок кажется нам возможным вследствие того, что экстремистское поведения является одной из форм девиантного поведения, которое в том числе является предметом изучения клинической психологии. Еще одной формой девиантного поведения является аддитивное поведение, обладающее следующими признаками [32]:

· постоянные мысли об этом виде деятельности

· неспособность получать удовольствие от остальных сфер жизни

· раздражительность при попытках других людей пресечь это поведение

· чувство тревоги при прекращении этого поведения на время

· уменьшение значимости проблемы, ложь при рассказе о ней

· интенсивные перепады настроения

Некоторые формы экстремистского поведения также обладают большинством из этих признаков. Является возможным существование некоторой формы объекта зависимости у людей, склонных к экстремистскому поведению – это получение удовольствия и нахождение в эйфории вследствие совершения экстремистских действий, а также разрядка негативных эмоций и самостимулирование. Основываясь на гипотетическом сходстве экстремистского поведения и аддитивного поведения, мы решили применить к исследованию мотивов формирования экстремистских установок подход, уже много лет применяемый в клинике лечения аддитивного поведения. Это подход В.Ю. Завьялова, который выделяет 9 типов мотивов потребления алкоголя, объединенных в 3 группы [17]:

1.Социально-психологические мотивы:

 - Традиционные, социально-обусловленные, культурально распространенные мотивы

 - Субмиссивные мотивы, отражающие подчинение давлению других людей или референтной группы в плане приема алкоголя

 - Псевдокультуральный тип мотивов, свидетельствующий о стремлении человека приспособить свой личный опыт к "алкогольным ценностям" социальной микросреды, в которой он функционирует

2. Личностные мотивы:

 - Гедонистические мотивы, отражающие стремление получить физическое и психологическое удовлетворение от действия алкоголя, а также опыт переживания алкогольной эйфории

 - Атарактические мотивы, связанные с желанием нейтрализовать негативные эмоциональные переживания - напряжение, тревогу, страх с помощью алкоголя

 - Мотивы гиперактивации поведения (стимулирующий, растормаживающий эффект) и насыщения сенсориума с помощью выпивки, отражающие стремление выйти из состояния скуки, психологической "пустоты", душевного бездействия, либо желание усилить эффективность своего поведения

3. Патологические мотивы:

 - "Похмельная" мотивация - стремление с помощью алкоголя снять абстинентные явления, дискомфорт, связанный с отсутствием алкоголя, улучшить самочувствие

 - Аддитивные мотивы, отражающие фиксацию в сознании истинного влечения к алкоголю, "жажду" алкоголя

 - Мотивы самоповреждений - стремление пить назло себе и другим в качестве протеста, из-за потери, якобы, перспективы в будущем для себя, утраты смысла жизни

При применении этой классификации мотивов к проблеме экстремистского поведения нам пришлось отбросить «похмельные» мотивы (ввиду отсутствия абстинентного синдрома) и традиционные мотивы (ввиду наличия сложностей выделения культуральных мотивов экстремистского поведения в современном обществе), которые были заменены нами на мотив завязывания знакомств, который, очевидно, может быть одним из мотивов экстремистского поведения. Т.О. нами было получено 8 типов мотивов, разделенных на 3 группы:

1.Социально-психологические:

 - Завязывание знакомств – стремление человека расширить круг своего общения, завести новых друзей и знакомых

 - Подчинение группе - подчинение давлению других людей или референтной группы в плане осуществления экстремистских действий

 - Псевдокультуральный – подчинение индивидуального опыта ценностям референтной группы

2.Собственно психологические:

 - Гедонистический - стремление получить физическое и психологическое удовлетворение от осуществления экстремистских действий, опыт переживания эйфории при этом

 - Атарактический – связан с желанием нейтрализовать негативные эмоциональные переживания - напряжение, тревогу, страх с помощью экстремистских действий

 - Гиперактивационный - (стимулирующий, растормаживающий эффект) и насыщения сенсориума с помощью экстремистских действий, отражающий стремление выйти из состояния скуки, психологической "пустоты", душевного бездействия, либо желание усилить эффективность своего поведения

3.Патологические:

 - Аддитивный - отражающие фиксацию в сознании истинного влечения к осуществлению экстремистских действий, "жажду" этих действий

 - Саморазрушение - стремление осуществлять экстремистские действия назло себе и другим в качестве протеста, из-за потери, якобы, перспективы в будущем для себя, утраты смысла жизни

 




2019-12-29 241 Обсуждений (0)
Клинический подход к проблеме мотивации экстремистского поведения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Клинический подход к проблеме мотивации экстремистского поведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)