Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Результаты опытно-экспериментальной работы



2019-12-29 178 Обсуждений (0)
Глава 3. Результаты опытно-экспериментальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На втором этапе опытно-экспериментальной работы, согласно результатам анкетирования, был разработан план мероприятий по реализации целей и задач эксперимента.

Прежде всего, мы учитывали, что тема "о наркотиках" является для подростка особо значимой, эмоционально заряженной. И поэтому любой разговор с ним об этом должен вестись с повышенным вниманием к его самолюбию, эмоциям, ценностям, индивидуальности.

С помощью диагностического исследования мы выявили, что подростков, участвующих в эксперименте, можно разделить на три группы, с которыми должна проводиться различная профилактическая работа.

Прежде всего – это подростки "внешне благополучные", проявляющие активность и в учебе, и в общественной деятельности. Среди них и те, кого сверстники называют "ботаниками", "зубрилами" и "маменькиными сынками". Как правило, такие подростки более интактны по отношению к наркотикам, но они зачастую имеют скрытые и явные проблемы в общении со своими сверстниками, более тревожны и менее других информированы на "интересные темы".

Вторая подгруппа – это подростки, более других имеющие нарекания со стороны педагогов, нередко из неблагополучных семей, стоящие на учете в ОППИ, а также замеченные в употреблении алкоголя и наркотиков. И если в первой подгруппе стоит делать акцент на информации, то во второй – подростки знают о наркотиках намного больше, следовательно, здесь надо правильно вернуть им те же знания, грамотно расставить акценты, делая большой упор на значимые для каждого из них ценности и эмоции.

Третья подгруппа – это подростки, не употребляющие наркотики, либо употребляющие эпизодически или случайно, но зато очень живо интересующиеся и жадно впитывающие любую информацию на криминальную наркотическую тему. Здесь разговор должен быть предельно деликатным, грамотным, дабы не превратиться в "ликбез". Как ни странно на первый взгляд, но такое нередко случается: подростки, слушая внимательно лекцию или "на одном дыхании" смотря фильм и активно задавая вопросы, пополняя свои знания, тем не менее, не воспринимают всей опасности всерьез. У них складывается весьма распространенное убеждение "со мной этого не случится", "я всегда смогу остановиться", которое необходимо изменить. Для этого существуют современные программы профилактики ранней наркотизации подростков, которые включают в себя:

- работу с родителями по обеспечению нормальной обстановки в семье;

- методическую помощь в преодолении учебных трудностей;

- тренировку волевых качеств и выработку умения противостоять жизненным трудностям без обращения к психическим допингам;

- формирование внутреннего фокуса контроля и воспитания у молодого человека чувства ответственности за свою собственную судьбу перед самим собой;

- формирование навыков выхода из трудной ситуации, веры в свои силы о возможности, умения принимать решения, разрешать конфликты и вести переговоры;

- формирование Я-концепции с устойчивым позитивным представлением о самом себе и активной жизненной позицией, помогающей преодолевать естественные жизненные трудности через труд и волевое усилие над самим собой.

Изучение практического опыта педагогов и психологов дало нам возможность увидеть, что давление со стороны сверстников является одной из основных причин употребления наркотиков. Для того, чтобы выявить, поддается ли давлению группа подростков, участвующих в нашем эксперименте, мы разработали и опробовали методику: "Давление со стороны сверстников".

Задача данного метода: установить, как окружающие могут влиять на подростков.

В исследовании принимает участие та же группа детей, которая проходила диагностику, в количестве 15 человек.

Первым заданием для подростков было упражнение – активатор "Войди в круг": группа участников образует круг, взявшись за руки (лицом от центра). Другие участники пытаются попасть в круг; образующие круг дети могут по своему усмотрению пропускать их или нет. После завершения игры идет обсуждение приемов прохода в круг.

2. Упражнение: вводная беседа по теме занятия (о существовании давления на людей).

3. Обучающее упражнение "под давлением". на этом этапе мы объяснили детям виды давления с использованием сюжетных картинок.

4. Игра "веселая минутка" – закрепление в памяти видов давления. Эту игру мы провели с помощью самих подростков. Они участвовали в роли ведущих.

5. Упражнение "Заставим сделать так".

Групповая работа направлена на расширение представлений детей о способах давления в различных ситуациях. Лидеры-подростки выбирают сами ситуации, в которых они оказываются.

Группа выбирает карточку, на которой написан способ давления. Подростки должны оказать влияние на лидера, который оценивает успешность их попыток. после разыгрывания сценок идут обсуждения и запись на доске видов и способов давления.

И завершающим этапом является задание "забор". Дети пишут на нарисованном заборе свои мысли по теме прошедшего занятия и свои впечатления.

В начале подростки чувствовали себя немного скованно, но все же в первом задании они смогли найти различные способы влияния на людей с целью достижения желанного результата, а именно смогли проникнуть в круг. Подростки, которые образовали круг, поддались давлению с их стороны.

На втором этапе, когда началась вводная беседа, внимание детей рассеялось, им было неинтересно. Подростки начали разговаривать между собой. Увидев это, мы сразу же подключили их самих в процесс беседы и быстро перешли к следующему виду упражнений. В ходе наблюдения мы увидели, что ролевая игра оказалась более эффективной, чем другие упражнения. Здесь подростки проявили большую активность и творчество.

В группах психологического тренинга по профилактике наркомании одним из главных приемов работы является обучение навыкам говорить "спасибо, нет" в ответ на соблазнительное предложение.

А так как мы выявили на предыдущем этапе исследования, что подростки подвергаются групповому давлению, мы использовали в своей экспериментальной работе тренинг "40 способов сказать "нет" в ситуации наркотической провокации" (см. Приложение 6).

Для этого мы разыграли небольшие сценки – драматизации примерно следующего содержания:

Подросток возвращается домой из школы, навстречу ему идут знакомые или друзья и предлагают ему попробовать наркотики, используя давление. В ответ на это подросток должен ответить "спасибо, нет". Каждому подростку достается свой вариант ответа, причем сценки разыгрываются каждый раз новые.

При первом проведении занятия подростки смеялись, не принимали занятие всерьез, говорили, что сами смогут отказаться от наркотика. Предлагали свои варианты. но мы их исправляли и уточняли, что ответ должен быть таким, как написан у каждого на листке.

При повторном проведении тренинга подростки говорили, что они не попугаи, но все же принимали участие и отвечали, как было запланировано заранее. В итоге их ответы были доведены до автоматизма, чего мы и добивались.

Для того, чтобы изменить целостное отношение подростков к наркотикам, формировать личную ответственность за свое поведение, формировать антинаркотические установки, нами была проведена дискуссия на тему: "Последствия употребления наркотиков и возможные альтернативы употреблению наркотиков".

Это дискуссия помогла нам узнать от самих подростков, почему они начинают употреблять наркотики и что из этого может выйти, а также выяснить, какое воздействие оказывают наркотики на организм человека и как бороться с наркоманией. Мнение подростков о профилактике наркомании на данном этапе экспериментальной работы изменилось по сравнению с результатами диагностического исследования. Если раньше они считали, что предотвратить и бороться с наркоманией бесполезно, то сейчас они считают, что профилактика наркомании просто необходима и ее обязательно нужно проводить в младших классах.

На завершающем этапе нашей опытно-экспериментальной работы было дано задание своим детям: изучить центры, где проводится работа по профилактике и реабилитации наркомании, выявить учреждения, которые осуществляют работу с наркоманами. Все эти учреждения мы объединили и составили карту всех учреждений, которую подростки повесили в своем кабинете. Данные о центрах и телефонах доверия они собрали довольно быстро. Это задание их очень привлекло и понравилось. Затем мы организовали художественный конкурс "Скажи – нет наркотикам".

Также завершающим этапом опытно-экспериментальной работы может быть молодежная акция. Например, "Похороны героина".

Цель такой акции: Привлечь внимание общественности города к проблеме наркомании, распространению наркотиков в молодежной среде.

Задачи:

- повысить уровень информированности молодежи по данной проблематике;

- стимулировать размышления молодых людей о причинах и последствиях наркотизации;

- пропагандировать здоровый образ жизни.

Место проведения: любая открытая площадка.

Участники: молодежь города.

Проведение:

- 10-15 мин. Митинг с выступлениями лидеров молодежного движения в городе.

- 30 мин Движение колонны в направлении к месту "захоронения". Привлечение внимания прохожих. Агитация здорового образа жизни.

- 15-20 мин Митинг у места "захоронения". Сожжение импровизированного гроба. Минута молчания. Свечи.

Материалы: свечи (20 шт.), ДВП (фанера, ткань, шприцы, мегафон, транспоранты).

Заранее распределяются реплики между ребятами. Подготавливаются статистические данные.

При профилактике наркомании необходимо вести работу с родителями. В ходе нашей опытно-экспериментальной работы мы изучили и обосновали направления работы с родителями:

- формирование активного отношения родителей к риску наркотизации в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок;

- предупреждение случаев привлечения детей к пьянству, эмоционального отвержения детей, жестокого обращения с ними в семье;

- оказание помощи семье, когда ребенок начал злоупотреблять психоактивными веществами.

 Нами в ходе исследования были обоснованы следующие признаки наркотизации подростка, которые могут помочь родителям определить, употребляет ли их ребенок наркотики:

 

Психологические Физиологические
· неожиданные перемены настроения от радости к унынию, от оживления к заторможенности; · проявление необычных реакций: "взвинченное" состояние, раздражение, агрессивность, чрезмерная болтливость · потеря интереса к прежним увлечениям – спорту, хобби; · самоизоляция в семье: ребенок начинает избегать родителей, не участвует в семейных делах; · снижение успеваемости, участившиеся прогулы занятий; · кражи из дома и вне дома, частое выпрашивание денег; · нарастающие скрытность и лживость; · неряшливость: подросток предпочитает носить вещи с длинными рукавами в любую погоду, не заботится о гигиене; · потеря прежних друзей, частые, но короткие и туманные разговоры с одним и тем же узким кругом приятелей; · появление новых слов в лексиконе, таких как "ханка", "нумор"; · ухудшение памяти, рассеянность, неспособность мыслить критически, объяснять причины своих поступков.    · потеря аппетита или, наоборот, приступы "волчьего" аппетита; · чрезмерно расширенные или суженные зрачки; · нехарактерные приступы сонливости или бессоницы; · повышенная утомляемость, сменяющаяся необъяснимой энергичностью; · бледность, отечность, покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке; · синяки, порезы, ожоги от сигарет, следы от уколов в районах вен на руках; · быстро портящиеся зубы; · пренебрежение нуждами тела.  

Наблюдение за ребенком: Если вы не хотите понимать состояние своего ребенка, вам необходимо научиться думать как он. Для этого полезно вернуться во времени, когда произошел ваш собственный первый контакт с психоактивными веществами, например, с табаком, алкоголем. постарайтесь воспроизвести опыт тех лет. Вспомните свои убеждения, поведение родителей. Вы должны осознавать, что многое изменилось за прошедшие годы. Ваши дети имеют больше свободы, чем вы могли позволить себе в их возрасте. Однако возврат в собственную юность всегда помогает лучше контактировать со своим ребенком, разделять его чувства, обсуждать интересующие темы на приемлемом уровне понимания. Подростку важно знать, что он может вам доверять. Вы обретете его доверие, если будете более открыты своему прошлому опыту. Для разговора об употреблении психоактивных веществ (табака, алкоголя и наркотиков) должен быть создан соответствующий контекст.

Пример разговора:

Отец: "Ты когда-нибудь курила?"

Дочь: "М – м – м".

Отец: "Я курил довольно много".

Дочь: "Да?"

Отец: "Я думаю, что тратил все карманные деньги на сигареты".

Дочь: "Хм".

Отец: "Я не считал курение опасным. А как тебе часто приходилось курить?"

Дочь: "Мне? Один или два раза. Потому что все это делали. Но мне не понравилось".

Отец: "Я рад! Тут нечему нравиться".

Рекомендации:

- Когда вы говорите о психоактивных веществах с ребенком, не игнорируйте сторону удовольствия. Вам необходимо помочь ему сделать выбор между непродолжительным удовольствием и длительными, часто необратимыми отрицательными последствиями;

- не существует единственно правильного пути обсуждения этой темы;

- говорите о себе, чтобы ребенку было легче говорить о себе;

- не запрещайте безапелляционно и не советуйте. Задавайте вопросы. Если вы не знаете о некоторых вещах, не стесняйтесь спросить. Ваш ребенок может быть готов ответить;

- умейте слушать. Лучшее, что вы способны вынести из разговора – понять, чем живет ваш ребенок. Каковы его мысли и чувства;

- Нюансы, беседы, незначительные замечания часто наиболее важны. Необходимо разделять проблемы с ребенком и предлагать поддержку. Указывать ему на существующие ограничения свободы. помогать осуществлять выбор, отличающийся от того, который первоначально сделал он сам.

Помощь может быть эффективной только, если вы готовы:

а) понять образ мыслей вашего ребенка;

б) признать, что он имеет собственные убеждения и ответственность при принятии решения об употреблении психоактивных веществ или отказе от них.

Говоря о запретах, следует привести убедительные доказательства необходимости сохранения некоторых из них даже для взрослого человека. Например, ограничения остаются в тех областях, знакомство с которыми представляет угрозу для жизни и как хождение по минному полю, не допускает ошибок. Это в полной мере относится к наркотикам. Важно не столько информировать о подстерегающих опасностях, которые, как правило, не пугают подростка, но больше делиться своими чувствами, заставляющими вас, как родителя, настаивать на соблюдении запрета. Это вовлекает ребенка в контакт, облегчает понимание и принятие им вашей позиции.

Смерть может наступить от разрушения наркотиком организма, когда серьезно повреждаются желудочно-кишечный тракт, печень, почки, сердце, легкие. Необратимые изменения происходят в мозге и нервной системе, являющимися мишенью для наркотических веществ. Вследствие этого возникают распад личности и слабоумие, а также неврологические расстройства, например, паралич.

Те, чей организм не был выведен из строя наркотиком, погибают от СПИДа, гепатита, травм, полученных в состоянии наркотического опьянения. Чем раньше выявлена возникшая у подростка зависимость от наркотика, тем больше он имеет шансов на спасение, так как каждое употребление может стать последним из-за передозировки или отравления некачественными высокотоксичными препаратами, которые сейчас очень распространены. Будьте внимательны к переменам в поведении и внешности вашего ребенка. Они могут сигнализировать об употреблении наркотиков.

Таким образом, запланированная нами система профилактической работы показала определенные положительные результаты. Подростки многое поняли и осознали. Также мы разработали конкретные рекомендации родителям по оказанию помощи своим детям. Наша работа может быть рекомендована любым общеобразовательным учреждениям.

 

Заключение

 

Употребление наркотиков – одна из наиболее серьезных молодежных проблем в нашей стране. Количество наркоманов постоянно растет, а средний возраст их уменьшается. Проблема усугубляется криминальной ситуацией, риском заражения различными инфекциями, включая СПИД. Употребление наркотиков вносит существенный ущерб обществу и личности.

В первой главк нашей опытно-экспериментальной работы мы определили понятие "наркомании" и выявили причины ее распространения в подростковой среде:

Наркомания – это тяжелое хроническое заболевание, причиной которой является употребление различных психоактивных веществ: препаратов из конопли, из мака, психостимуляторов, галлюциногенов, медикоментозных средств, средств бытовой и промышленной химии, вызывающих у человека особое измененное состояние – состояние наркотического опьянения. Очень быстро возникает зависимость психического и физического самочувствия человека от присутствия в организме опьяняющего вещества. Уже после первых приемов наркотических веществ возникает психическая зависимость, которая характеризуется интенсивным желанием принимать наркотическое вещество и чувством психического дискомфорта. Если употребление наркотика продолжается, возникает физическая зависимость – когда наркотики становятся необходимыми для нормальной деятельности организма. Как только действие наркотика прекращается, наступает тяжелое состояние, которое наркоманы называют "ломкой", медики – абстиненцией. в этот период человек испытывает тяжелейшее физическое и психическое страдание.

Причины, толкающие подростка к приему наркотиков, включают в себя социально-демографические, культурологические и личностные факторы, но основная причина – неблагоприятные факторы семейного воспитания, среди которых ведущее место занимает отсутствие теплоты эмоциональных отношений с матерью, а также неизжитые психические проблемы в раннем детстве, наложенные на актуальную кризисную ситуацию в настоящем.

Исходя из этого, необходимо проводить профилактику. Анализ зарубежного опыта по профилактике наркомании позволяет выделить следующие модели:

- медицинская модель;

- педагогическая модель;

- социальная модель 

С точки зрения нашего исследования интересны последние две модели:

- педагогическая модель направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечения свободы выбора при максимальной информированности;

- социальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении отказаться от предложенного наркотика.

Наша опытно-экспериментальная работа строилась в два этапа:

1 этап – диагностический, на котором мы применяли следующие методики: анкетирование, беседа, конкурс сочинений.

В ходе анкетирования нами были получены следующие результаты: 95% имеют представления о наркотиках, из них 80% пробовали; 33% употребляют наркотические вещества и 5% не имеют никакого представления о наркотических веществах.

На 2 этапе проводилась профилактика наркозависимости, которая включает методику избавления от группового давления и давления со стороны сверстников, - психологический тренинг отказа от наркотических веществ "40 способов сказать "нет", сюжетно-ролевые игры, сценки драматизации, дискуссия на тему: "Последствия употребления наркотиков и возможные альтернативы употреблению наркотиков".

Завершающим этапом нашей опытно-экспериментальной работы явилось проведение социальной акции "Похороны героина", а также было дано задание подросткам изучить центры, где проводится работа по профилактике и реабилитации наркомании, выявить учреждения, которые осуществляют работу с наркоманами.

Таким образом, запланированная нами система профилактической работы показала  определенные положительные результаты; она может быть рекомендована любым общеобразовательным учреждениям.

 

Список используемой литературы

 

1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., Социальное здоровье ребёнка, 1993. – 199с.

2. Бим-Баб. Мудрость воспитания. Педагогика.1989. – 304с.

3. Болдырев Н. И. Классный руководитель. Изд. 2-е, испр. и доп. М., Просвещение, 1978. – 271с.

4. Борисов Г.Б. В мире подростка. М.: «Медицина». 1980, - 296с.

5. Буянов М. И. Размышления о наркомании. – М., 1990. – 80 с.

6. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., «Академия», 2001. – 160с.

7. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. заведений. – 2-е изд. стереотип. – М.: «Академия», 2000. – 440с.

8. Вопросы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних./Под ред. Кальнова Л.И., КДН. Волгоград.1983. – 108с.

9. Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2001. – 208 с.

10. Воспитание трудного ребёнка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие /под ред. М.И.Рожкова/. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 240с.

11. Габиани А.А. Наркотизм. Конкретно-социологические исследования, Тбилиси, 1997, 350с.

12. Гонеев А.Д., Основы коррекционной педагогики: учеб. для студентов. – М.: «Академия», 1999. – 280с.

13. Гузиков Б. М. Мейроян А. А. Преодоление алкоголизма. Лениздат. 1986. – 80с.

14. Девиация подростков и молодежи: алкоголизация, наркотизация, проституция. Минист. образования РФ, Москва, 2001. – 137с.

15. Дроздов Э.С., Зенченко Е.И. Алкоголизм: 100вопросов и ответов. – М.: Сов Россия, 1988. – 160с.

16. Еникеева Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. – М., 1999 – 144 с.

17. Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. Высшая школа, 1982. – 192с.

18. Иванова Н.П. Развитие личности ребёнка: проблемы, решения, поиск. М.1995. – 76с.

19. Информационный бюллетень №12 /под ред. Райский Б.Ф/., УВД, КДН. Волгоград.1982 – 113с.

20. Караганова С.А., Малашенко И.Е., Федорова А.В., Наркомания в России: угроза нации аналитический доклад, Совет по внешней и оборонной политике, М.: 1998.

21. Клайн В. Как подготовить ребёнка к жизни. – Пер. с англ. – М.,1991.

22. Ковалёв В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. – М., 1979.

23. Ковалев В.В. Социальльно-психологический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков, Нарушения поведения у детей и подростков.М.,"Медицина", 1981.

24. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. Педагогика, 1982г. – 176с.

25. Коробкина З.В. Профилактика наркотической зависимости детей и молодежи. Москва, 2002. – 212с.

26. Кошкина Е.А. Заболеваемость и болезненность алкоголизмом и наркоманиями в РФ, Москва, 2000. – 169с.

27. Краткий психологический словарь. Редактор составитель Л. А. Карпенко. Под ред. Петровского А. В. И Ярошевского М. Г., Ростов-на-Дону. «ФЕНИКС», 1999г. – 512с.

28. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. Для студентов. – 2-е изд., - М.: «Академия», 2000. – 232с.

29. Левин Б.М. Наркомания наркомана. Москава, изд. Просвещение, 1991. – 245с.

30. Мустаева Ф.А Основы социальной педагогики: учеб. Для студентов. – М.: Академический проект, 2001. – 416с.

31. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебное пособие – М.: «Академия», 2000. – 456с.

32. Николаева З.А. Алкоголизм. Наркомания. Токсикомания. (Понятие. Вопросы квалификации. Рекомендации) Прес-бюлетень N 269, 15 февраля 1999 года г. Иркутск, совместный выпуск пресс-центра администрации Иркутской области и информационного агентства "Телеинформ".

33. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ «Сфера», 2001г. – 480с.

34. Островская Л.Ф. Почему ребёнок не слушается. М.: Просвещение, 1982г. – 112с.

35. Петрушин В. И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. / М.: Центр «Педагогический поиск», 2001г. – 160с.

36. Позднякова М.Е. Наркомания: ситуация, тенденции, проблемы. Институт социологии РАН, 2002. – 451с.

37. Прутченков А.С. Школа жизни. М., 2000. – 192с.

38. Пятницкая И.Н. Клиническая наркомания.

39. Раттер М. Помощь трудным детям. /М. Прогресс. 1987г. – 422с.

40. Рудзинский Ф. М. Порок за порог. /Волгоград. 1987г. – 144с.

41. Сибиряков С. Л. Дети – преступность – беда. Волгоград. 1993г. – 47с.

42. Сибиряков С. Л. Наркомания, Токсикомания, Алкоголизм, Проституция, Суицид. /Волгоград. 2001. – 49с.

43. Созонов В. П. Организация воспитательной работы в классе. /М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 160с.

44. Соловьев Юрий, От наркомании - к народной коме?, "Восточно-Сибирская правда", Среда, 30 сентября 1998 года №187 (23295).

45. Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А.Галагузовой.- М.: ВЛАДОС. – 416с.

46. Степанов В. Г. Воспитание трудных школьников. М.. 1998г. – 208с.

47. Шевердин О. Н. У опасной черты. /М. Педагогика. 1985г. – 160с.

48. Шереги Ф.Э. Арефьев А.Л. Наркоситуация в молодежной среде, Москва, 2003, - 400с.

49. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М., 2002. – 96с.

50. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Кн.для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. – 96с.

 

 

Приложение № 1



2019-12-29 178 Обсуждений (0)
Глава 3. Результаты опытно-экспериментальной работы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Результаты опытно-экспериментальной работы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (178)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)