Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анкетирование родителей (методика незаконченных предложений)



2019-12-29 271 Обсуждений (0)
Анкетирование родителей (методика незаконченных предложений) 0.00 из 5.00 0 оценок




а) Фразы 1 и 4 позволяют определить место школы в жизни ребёнка с позиции родителей. Фраза 1 позволяет установить значение школьных успехов ребёнка и школы для родителей. 88,9% родителей спрашивают, вернувшегося из школы ребёнка, о школьных успехах. Из них 22,2% родителей требуют дневник с отметками. Для этих родителей на первом месте стоит школа, школьные успехи их ребёнка, а не настроение, состояние ребёнка после учебного дня. Предлагают ребёнку пообедать 11,1% родителей. Для этих родителей на первом месте стоит сам ребёнок, со знаниями или без них - им всё равно, они озабочены тем, что их ребёнок устал, потратил много сил, поэтому ему требуется восстановление энергии. Только после этого они будут спрашивать о школьных успехах. Фраза 4 также показывает силу влияния школы на отношения между ребёнком и родителями. Для большинства родителей (77,8%) с утра важнее всего напомнить ребёнку о его обязанностях в школе: «будь внимательнее», «слушай учителя, запоминай всё, что говорит учитель». Из них 33,3% родителей желают удачи и школьных успехов. Таким образом, родители влияют на ребёнка, считая учёбу и успехи критерием оценивания своего ребёнка. И только 22,2% родителей желают своему ребёнку «быть осторожнее по дороге», «не задерживаться и в крайнем случае звонить». Это говорит о том, что родители беспокоятся не за учёбу, а за самого ребёнка.

б) Фразы 2, 3 и 5 выявляют значимость оценивания ребёнка для родителей. Фраза 2 показывает, как влияет оценивание, а именно низкая отметка, ребёнка на действия родителей. Все действия родителей в зависимости от отметки, получаемой ребёнком, делятся на 3 группы: 44,5% родителей считают, что причина в самом ребёнке, что он виноват сам (также, не видя необходимости в помощи); 33,3% родителей выясняют причину неудачи и оказывают помощь ребёнку, проводя работу над ошибками; 22,2% родителей, не выясняя причины, требуют от ребёнка исправления отметки, не принимая во внимание необходимости помощи ребёнку. Фраза 3 показывает действия родителей в случае получения ребёнком высокой отметки. Так, 77,8% родителей хвалят ребёнка, а 11,2% радуются вместе с ребёнком.

Таким образом, для подавляющего числа родителей отметка является источником поощрения или наказания.

Фраза 5 показывает, что для родителей означают успехи ребёнка в школе, каким они считают своего ребёнка. По успехам в школе о ребёнке судят 88,9% родителей, называя своих детей «умным», «старательным», «способным учиться на 5». Из них 44,4% родителей называют своих детей «нормальным», «обычным», делая своих детей «золотой серединкой», давая им статистическое определение. И лишь 11,1% родителей называют своих детей «самыми любимыми на свете», т.е. не судят о ребёнке по отметкам - плохой он или хороший, они любят ребёнка за то, что он есть.

Фразы 6 и 8 определяют требование к учителю, его оценочной системе. Фраза 6 показывает, насколько учитель объективен к детям, с позиции родителей. Все родители указали, что учитель ставит «справедливые» отметки, «в соответствии со знаниями ученика». Они согласны с учителем, не предъявляют к нему претензий. Авторитет учителя сохраняется перед детьми. Родители определяют такие главные качества учителя (фраза 8), как: «нормальный», «добрый», «умный», «справедливый» человек, который «должен заинтересовать учеников своим предметом», обязательно должен быть «другом и наставником» ребёнку.

Фраза 7 - дифференциация «отметки» и «оценки». Фраза 7 раскрывает, насколько родители различают понятия «оценка» и «отметка». Так, 55,6% родителей написали, что «оценка» и «отметка» разные вещи, из них только 22,2% попытались расписать разницу («не одно и то же, но они должны совпадать», «как учитель оценит знания и в соответствии поставит нужную отметку»). Для 11,1% родителей отметка и оценка - «показатель подготовки ученика», а 22,2% родителей не разводят понятия, считая их синонимами. И только 11,1% родителей считают, что «отметка не главное, а главное знания ребёнка».

Фраза 9 определяет решение вопросов успеваемости ребёнка. Так, 66,7% родителей обращаются только к учителю, не спрашивая у ребёнка; 22,2% родителей спрашивают только у ребёнка, не обращаясь к учителю, не могут выяснить истинную причину, не находят правильного решения; и только 11,1% родителей выясняют все вопросы с ребёнком, а затем с учителем, выясняя, таким образом, причину и устраняя её сразу.

Для большинства (88,9%) родителей школа, школьные успехи ребёнка играют первостепенную роль, они судят по отметкам о личности ребёнка, посредством отметок влияют на неё. И только небольшая часть родителей (11,1%) видят в ребёнке маленького, развивающегося человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

За всю историю развития оценочной системы попытки выработать эти критерии были неоднократными. Однако даже на самые объективные критерии оценивания ученики будут реагировать субъективно и неодинаково.

Существуют различные психологические механизмы, лежащие в основе тех или иных переживаний и стилей поведения детей в оценочных ситуациях: рассогласование между уровнем притязаний ученика и его реальными достижениями; высокая самооценка, сочетающаяся с неуверенностью в себе; разные типы психологической защиты.

Проведенные исследования показали, что между 3 «А» и 3 «Б» классами наблюдается резкое различие по отношению к учебе и оценочной деятельности учителя. В 3 классе дети остро чувствуют психологическую и социальную значимость отметки и оценки. Для многих оценочная деятельность является стимулом и целью обучения. Отметка влияет на становление личности учащегося, определяет его самооценку и психическое состояние. На фоне отметки уже возникают скрытые конфликты, учащиеся таят обиду на учителя.

Похвала воздействует положительно на ребенка, делая его более уверенным в себе, снимая напряжение.

Дети по оценочной деятельности судят о личности учителя, если учитель ставит «5» и «4», то он «хороший», а если «3» и «2», то - «плохой». Также родители (да и сами учителя) судят по отметкам о детях.

Переживания ученика зависят не только от того, какую оценку он получит, но и от того, как учитель стремится построить оценочную ситуацию. При этом значение имеют относительно-нормативная ориентация учителя, его ожидания по отношению к конкретному ученику, специфика контроля за учебной работой, виды используемых оценок, общий эмоциональный фон. Организуя оценочную ситуацию, учителя должны ориентироваться на результативность учебного процесса; отдельные параметры оценочных ситуаций должны соответствовать ожиданиям и потребностям учеников, следовательно, учителю необходимо представлять себе потребности учащихся.

Школьная отметка как мощный мотивационный фактор влияет не только на познавательную деятельность, стимулируя ее. Отметка глубоко затрагивает все сферы жизни ребенка. Приобретая особую значимость в глазах окружающих, она превращается в характеристику личности ребенка, влияет на его самооценку, во многом определяет систему его социальных отношений в семье и школе. Для окружающих ребенка людей - родителей, родственников, учителей, одноклассников - очень существенно, «отличник» ребенок или, скажем, «троечник», при этом престиж первого не сопоставим со спокойным безразличием ко второму. С психологической точки зрения отметка очень сильно влияет на учебную мотивацию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Аксамидова И.Г. Использование тестовых технологий при оценке качества знаний учащихся // Управление школой. - 2005. - №8. - С. 18.

2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2002. - 436с.

3. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. - М., - Воронеж, 2002. – 400 с.

4. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1997. - 528 с.

5. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. – СП-б.: Наука, 1997. - 386с.

6. Битянова М.Р., Азарова Т.В. и др. Работа психолога в начальной школе. - М., 2000. – 228 с.

7. Боденко Б.Н. Выявление некоторых причин трудностей в обучении // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. - М., 1989. – 208 с.

8. Божович Е.Д. Процесс учения: Контроль. Диагностика. Коррекция. Оценка. - М., 2003. - 305 с.

9.  Бурцев К. Об оценках, отметках и ценностях: школьная оценка как средство педагогической поддержки // Современная гуманитарная гимназия. - М.: Просвещение, 1998. - 322 с.

10.  Гальперин, П.Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии. - 1995. - №5. - С. 7-10.

11.  Гуцу Е.Г. Индивидуальные варианты психологической готовности детей к обучению // Начальная школа. - 2006. - №1 - С. 11-14.

12.   Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. В кн.: Возрастная и педагогическая психология (под ред. А.В. Петровского). – М.: Просвещение, 1995. -  594 с.

13.  Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1995. - 376 с.

14.  Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону, 1999. - 483с.

15.  История педагогики и современность / Под ред. Ш.И. Ганелина - Л.: Мысль, 1974. - 440 с.

16.  Костылев Ф.В. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы. - М., 2002. - 103с.

17.  Куимова Н.С. Проблемы отметки и оценки качества образования младших школьников в условиях модернизации образования // Управление школой. - 2004. - № 2. – С. 21

18.  Лерер И.Я. Дидактическая система методов обучения. - М., 1978. – 191с.

19.  Летучева И.Н. Оценка и ее роль в формировании личности учащегося // Преподавание музыки в школе. - № 10. - 2004. - С. 17.

20.  Лисина Н.И., Копчеля Г.И. Общение с взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. - Кишинев, 1989. – 160 с.

21.  Мурачковский Н.И. Типы неуспевающих школьников. - М., 1999. – 224 с.

22.  Нежнова Т.А. Динамика «внутренней позиции» при переходе от дошкольного к школьному возрасту. - М., 2000. – 104 с.

23.  Обсуждаем рекомендации Министерства образования о введении «безотметочного обучения» // Искусство в школе. - 2006. – №1. - С. 2.

24.  Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н.; Под ред. Смирнова С.А. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 472 с.

25.  Полякова А.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников. - М., 1982. – 361 с.

26.  Рабунский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников. - М., 1979. – 566 с.

27.  Савонько А. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку другими людьми - М.: Изд. МГУ, 1974. - 16 с.

28.  Совершенствование обучения младших школьников. - М., 1988. – 324с.

29. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 2002. – 274 с.

30.  Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т., Т.2. - М., 1978. – 520 с.

31.  Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск: Пеленг, 1997. – 362с.

32.  Цукерман Г.А., Шияновская С.И. Оценка без отметки. - Рига, 2003. - 374 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ



2019-12-29 271 Обсуждений (0)
Анкетирование родителей (методика незаконченных предложений) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анкетирование родителей (методика незаконченных предложений)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (271)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)