Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Качественное состояние рабочей силы: сущность, основные составляющие, методика расчета.



2019-12-29 189 Обсуждений (0)
Качественное состояние рабочей силы: сущность, основные составляющие, методика расчета. 0.00 из 5.00 0 оценок




     Итоги специальных исследований позволяют утверждать: страна с большим демографическим ресурсом при прочих равных условиях обладает и большей совокупной мощью. Разумеется, сам этот ресурс сегодня определяется не только и не столько количественными, сколько качественными параметрами. Таким образом, состояние рынка труда определяется не только количеством вакансий и соискателей, но и качеством рабочей силы. При этом под качеством рабочей силы понимается совокупность таких характеристик, как уровень образования и профессиональной подготовки, территориальная и профессиональная мобильность, состояние здоровья, сложившийся трудовой менталитет.        

       Состояние и тенденции динамики качества населения становятся все более важными факторами развития любой страны, определяя параметры «человеческий капитал», спектр «возможностей человеческого выбора» и, разумеется, уровень конкурентоспособности рабочей силы. [10, стр. 21]

  В ИСЭПН РАН разработана методика измерения и оценки качества трудового потенциала, обобщающим индикатором которого является социальная дееспособность, понимаемая как способность личности к осуществлению трудовых функций в специфических условиях конкретного производства.                            

     Качество потенциала определяется двумя группами свойств: энергетический потенциал или способность к труду, включающий психофизический потенциал и интеллектуальный потенциал (когнитивный и творческий); социально - психологический потенциал, определяемый коммуникативным потенциалом (коммуникабельность и культурный уровень) и социальной активностью (нравственный уровень, потребность в достижении лучших социальных условий своей жизнедеятельности). [10, стр. 38 – 39]

Одним из самых известных разработчиков концепции и методологии анализа человеческого потенциала был выдающийся ученый Махбуб уль Хака, стоявший у истоков подготовки докладов о развитии человека, с 1990г. публикуемых в рамках «Программы развития» ООН (ПРООН). В первом докладе была сформулирована принципиальная идея: главная цель и смысл экономического и общественного прогресса состоит не в ускоренном развитии рыночной экономики, а в обеспечении каждому человеку возможностей реализовать свой потенциал и вести здоровую, полноценную, творческую, активную жизнь. Каждый человек представляет собой личность, которая рассматривается как главный приоритет общественного развития и как активный участник социально-экономической политики. Теперь человек рассматривается не только как фактор социального развития, но и как главный субъект, пользующийся его результатами.

Под устойчивым развитием человеческого потенциала понимается процесс непрерывного сбалансированного расширения человеческих возможностей, адаптирующихся к изменениям внешнего мира в условиях свободы выбора. Экономические и социальные предпосылки реализации потенциала человека могут быть весьма разнообразными и меняться на протяжении его жизни. Но основополагающими константами признаются три главные возможности, связанные с долголетием и здоровьем, образовательным и профессиональным ростом, а также с поддержанием достойного уровня благосостояния.

  Для определения уровня развития государств и проведения международных сравнений их социально – экономического развития и был предложен индекс человеческого развития или индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), ых разработчиков концепции и методологии XXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXXкоторый в определенной степени позволяет оценить и качество рабочей силы в той или иной стране. Речь идет об интегральном показателе, который рассчитывается как среднеарифметическое значение трех обобщающих индикаторов:

1) Ожидаемой продолжительности жизни (долголетия), фактически характеризующей составляющую «здоровье»;

2) Достигнутого уровня образования, отражающего степень грамотности взрослого населения, полноту его охвата обучением в начальной, средней и высшей школе;

3) Уровня материальной обеспеченности (дохода) – душевого ВВП, скорректированного по паритету покупательной способности (и выражаемого в долларах).

Итак, в результате появилась и была обнародована базовая методическая разработка, построенная на следующих содержательных утверждениях.

1) Для достижения достойного уровня развития человеческого потенциала не требуется неограниченного дохода. Подтверждение тому – перманентное дисконтирование дохода при расчете ИРЧП. Вопрос состоит в том, какой следует задавать дисконт.

2) Замещающий показатель дохода, характеризующий уровень жизни, может быть использован как в расчетах ИРЧП, так и в анализе развития человеческого потенциала во всех его аспектах, которые нельзя выразить такими показателями, как долголетие при здоровом образе жизни и знания, полученные в процессе развития.

3) Минимальное и максимальное значения реального ВВП на душу населения (по паритету показательной способности в долларах США) должны определяться независимыми экспертами по результатам анализа этого показателя в группе устойчиво развивающихся стран с рыночной экономикой (с периодичностью, согласованной с экспертами ПРООН). [5, стр. 89-90]

Специфика структуры ИРЧП наилучшим образом приспособлена для укрупненных макроэкономических оценок, связанных с международными сравнениями, прежде всего, стран с различным уровнем экономического развития, т.к. фактически от показателя ВВП в расчете на душу населения, в конечном счете, зависит и средняя продолжительность обучения в стране, и грамотность взрослых, и продолжительность предстоящей жизни.   

Итак, ИРЧП – это суммарный показатель, измеряемый на основе ожидаемой продолжительности жизни при рождении, скорректированного дохода на душу населения в единицах паритета покупательной способности и достигнутого уровня образования. Если по первым двум позициям Россия существенно отстает от развитых стран, то по уровню образования мы можем сравниться со странами-лидерами. В результате в 2001г. по индексу человеческого развития Россия занимала 63-е место в мире из 173 стран, попав в группу со средним уровнем развития человеческого потенциала (для сравнения: Норвегия занимала 1-е место, США – 6-е, Чехия – 33-е, Венгрия – 35-е, Словакия – 36-е, Польша – 37-е, Эстония – 42-е, Литва – 49-е, Латвия – 53-е, Беларусь – 56-е). Вообще ИРЧП рассчитывается для более чем 120 стран, включая РФ; в зависимости от результатов расчетов каждая из них получает свой ранг. Так, согласно опубликованному ПРООН в Нью-Йорке «Докладу о развитии человека», места России по ИРЧП были следующими: 1990г.-26-е, 1992г.-34-е, 1993г.-37-е, 1995-67-е, 1997г.-71-е, 1998г.-62-е, 2000г.-62-е, 2001г.-63-е, 2002г.-57-е. 

  Используемая ООН методика расчета индекса человеческого развития основана на известном в статистике методе объединения разномерных показателей. В соответствии с методикой ООН, индекс человеческого развития вычисляется как среднее взвешенное индексов измерений человеческого развития. При расчете каждой составляющей сводного индекса используются фиксированные стандарты минимального и максимального значений, с которыми сравниваются фактические показатели по той или иной стране (т.е. разность фактического и минимального значений делится на разность максимального и минимального значений). Таким образом, принцип расчета каждой составляющей сводного индекса заключается в оценке относительного расстояния между ее фактическим значением и максимальным, являющимся конечной целью развития. Индекс позволяет ранжировать страны на основе сравнения фактической ситуации с наилучшими и наихудшими достижениями.

   В модифицированном виде данная методика может применяться для оценки различных показателей не только на национальном, но и на региональном уровне. В качестве измерений развития трудового потенциала рассматриваются состояние здоровья, материальное благосостояние, возможности для реализации в трудовой сфере. [3, стр. 78]

    Недостатки индекса человеческого потенциала очевидны. Во-первых, решающее значение в нем имеет оценка ВВП на душу населения: фактически она задействуется с «асимметрично» значительным весом. Выступая одной из трех компонент, интегрируемых в общем индексе, этот показатель в существенной мере определяет две другие компоненты, т.к. и ожидаемая продолжительность предстоящей жизни, и уровень грамотности взрослого населения, конечно, зависимы от душевого ВВП. [10, стр. 25]

   Во-вторых, важной методологической проблемой является установление эталонных значений показателей. Например, в методике ООН ВВП на душу населения рассматривается в границах от 100 до 40000 тыс. долларов, грамотность взрослого населения – от 0 до 100%. Такой большой диапазон затрудняет учет региональной дифференциации в России, поэтому при анализе ситуации в РФ минимальные и максимальные значения показателей установлены применительно к российским условиям и в большинстве случаев соответствуют верхней и нижней границам вариации показателей по регионам. В таком виде индекс не пригоден для международных сопоставлений, но хорошо отражает внутрироссийскую региональную дифференциацию. Между тем при решении задач, возникающих в связи с повышением качества человеческого потенциала, необходим анализ не только на макро-, но и на мезо- и микроуровне. [3, стр. 79]

   

Итак, трудовой потенциал - важная и наиболее активная часть социально - экономического потенциала. Факторами, определяющими трудовой потенциал страны в современных условиях, являются: рост численности экономически активного населения (экстенсивный фактор); рост качества трудовых ресурсов, оптимальное их распределение по отраслям, территориям, секторам экономики; повышение эффективности использования трудовых ресурсов, удельного веса экономически активного населения в численности трудовых ресурсов; увеличение доли занятых в численности экономически активного населения и другие интенсивные факторы.

Значение трудового потенциала в характеристике производственных возможностей определяется тем, что человек со своими знаниями, производственным опытом и квалификацией является основным элементом производительных сил общества.

 

2. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ: ОТ ПРОШЛОГО К НАСТОЯЩЕМУ.

2.1. Методика расчета индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) применительно к РФ.

     В последнее время в связи с принятием концепции человеческого развития все настойчивее предпринимаются попытки предложить схему исчисления обобщающего показателя благосостояния населения. В определенных границах интегральным показателем, способным отразить тенденции развития человека, поддающимся операционализации и сравнению во временной и пространственной динамике, является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Он является более точным критерием прогресса, чем, например, общепринятые критерии ВВП или национального дохода. [10, стр. 25]

      ИРЧП – это попытка измерить и сравнить достижения стран в повышении качества жизни населения. И, как было указано ранее, представляет собой интегральный показатель, рассчитываемый как усредненное значение следующих трех обобщающих показателей:

1) индекса ожидаемой продолжительности жизни (долголетия) I1, который определяется как продолжительность предстоящей при рождении жизни;

2) индекса достигнутого уровня образования I2, измеряемого как совокупный индекс грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся, поступивших в учебные заведения первого, второго и третьего уровней;

3) индекса уровня жизни I3, равного скорректированному реальному ВВП на душу населения.

Для расчета значений указанных индексов методикой, о которой идет речь, установлены следующие фиксированные минимальные и максимальные значения используемых четырех показателей.

1) Продолжительность предстоящей при рождении жизни: минимальная-25, а максимальная-85.

2) Грамотность взрослого населения – нулевая и стопроцентная.

3) Совокупная доля учащихся соответствующих возрастных групп - нулевая и стопроцентная.

4) Реальный ВВП на душу населения в долларовом исчислении по паритету покупательной способности – 100 и 40000 долларов. [5, стр. 90]

     В общем виде ИРЧП определяется следующим образом:

               ИРЧП =  L * ((Xj – mj) / (Mj – mj))            (1)

где: Mj  и mj  - установленные максимальное и минимальное значения показателей человеческого развития Xj;

      Xj – фактическое значение j-го компонента индекса человеческого развития;

      L – весовой коэффициент, позволяющий придать равный вес всем компонентам индекса.       

      В таблице 1 приведены максимальные и минимальные значения для базовых показателей, максимальные и минимальные значения скорректированного реального ВВП на душу населения, а также значения весовых коэффициентов L, используемых при расчете ИРЧП в разные годы. [11, стр. 20]

                                                                                              Таблица 1.

                         ПОКАЗАТЕЛИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА ИРЧП.5 

   

 

1990

1991

1992

1993

1994

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001

                            Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

 Mj

78,4

        78,6

                                      85,0

 mj

41,8

        42,0

                                      25,0

 L

1/3

        1/3

                                       1/3

                             Уровень грамотности взрослого населения, %

 Mj

100,0

99.0

99,0

99,0

                                      100,0       

 mj

12,3

13,6

18,2

12,0

                                       0,0

 L

1/3

2/9

2/9

2/9

                                       2/9

    Средняя продолжительность обучения, лет                  

Валовой показатель поступивших в учебные заведения начального, среднего и высшего образования, %

Mj

 

12,2

12,3

12,3

15,0

                     100,0

mj

 

0,1

0,1

0,1

0,0

                     0,0

L

 

1/9

1/9

1/9

1/9

                     1/9

                ВВП на душу населения по ППС, долл.

Mj

4861

1990

23500

21500

                                    40000

mj

220

350

380

367

200

                       100

L

1/3

1/3

1/3

1/3

1/3

                       1/3

                                       

5– Человеческое развитие: новое измерение социально – экономического прогресса. – М.: Права человека, 2000.

       Рассмотрим методику расчета индексов отдельных измерений развития человеческого потенциала и сводного индекса.

   

  2.1.1Ожидаемая продолжительность жизни при рождении и демографическая ситуация в России. Состояние здоровья человеческого потенциала.

  В качестве обобщенного показателя состояния здоровья трудового потенциала выбран уровень смертности населения трудоспособного возраста. По данным Госкомстата РФ, за 2002г. коэффициент смертности населения трудоспособного возраста (число умерших на 100 тыс. лиц соответствующего возраста) варьирует от 177,5 в Республике Ингушетия до 1404,6 в Республике Тыва. В качестве минимального и максимального значения приняты 150 и 1500 умерших на 100 тыс. лиц трудоспособного возраста. При расчете индекса используется показатель, обратный коэффициенту смертности, представляющий собой численность лиц, полностью проживших период трудоспособного возраста, в расчете на 100 тыс. населения трудоспособного возраста.  [3, стр. 79]

   Таким образом, долголетие характеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь. Показателем, характеризующим долголетие в рамках концепции человеческого развития, является ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении – число лет, которое в среднем предстояло бы прожить человеку из поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения повозрастная смертность останется на уровне того года, для которого вычислен показатель. Ожидаемая продолжительность жизни является наиболее адекватной обобщающей характеристикой смертности [12, словарь], т. к. его измерение основано на довольно надежной регистрации. Этот показатель исчисляется в целом по всему населению, а при рассмотрении гендерных различий – отдельно для мужчин и отдельно для женщин. Ожидаемая продолжительность жизни является универсальным показателем, поскольку на его величину не оказывает влияние возрастная структура населения, однако для различных групп стран этот показатель дополняется другими с целью более полного изучения долголетия (коэффициенты младенческой и материнской смертности, смертность детей в возрасте до 5 лет и др.). [11, стр. 19]

   Таким образом, для расчета ИРЧП необходимо найти индекс ожидаемой продолжительности жизни, который рассчитывается по формуле:      

         I1= (X-X1) / (X2-X1)                           (((((((2)

где: Х- ожидаемая продолжительность жизни;

  Х1- минимальная продолжительность жизни;

  Х2- максимальная продолжительность жизни.

  Рассчитаем индекс на конкретном примере. По данным Госкомстата России, ожидаемая  продолжительность жизни при рождении в РФ в 1998г. составляла 67 лет, соответственно по формуле (1)  индекс ожидаемой продолжительности жизни равен 0,7:

I1= (X-X1) / (X2-X1) = 67-25 / 85-25 =0,7. [5, стр. 90]

     В таблице 2 приведены данные об ожидаемой продолжительности жизни при рождении в РФ за несколько лет. Для дальнейшего анализа (для нахождения ИРЧП) нам необходимо рассчитать индекс ожидаемой продолжительности жизни по данным, приведенным в таблице, начиная с 2000г. Полученные данные оформим в таблицу 3 и сделаем выводы о качестве человеческого потенциала в России.

                                                                                                                                                

                                                                                                                     Таблица2  

ОЖИДАЕМАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ ПРИ РОЖДЕНИИ
(число лет)

Годы Всего, X Мужчины Женщины X-X1 X2-X1 I0=(X-X1) / (X2-X1)
2000 65,3 59,0 72,2 40,3 60 0,671
2001 65,3 59,0 72,3 40,3 60 0,671
2002 64,8 58,5 72,0 39,8 60 0,663
2003 65,1 58,8 72,0 40,1 60 0,668
20046 65,1 58,8 72,0 40,1 60 0,668

6- Данные за 2003г.

                    Сводная таблица индексов.                         Таблица 3.

 Годы Индекс ожидаемой продолжительности жизни, I1 Индекс достигнутого уровня образования,I2 Индекс скорректированного реального ВВП на душу населения, I3 Индекс развития человеческого потенциала, I0
2000                     0,671 0,9137 0,685 0,756
2001                     0,671 0,913 0,671 0,752
2002                     0,663 0,876 0,657 0,732
2003                     0,668 0,880 0,638 0,729
2004                     0,668 0,879 0,635 0,727

 7 – Веряскина В. Динамика развития человеческого потенциала и приоритеты высшего образования.// Высшее образование в России. - №2. – 2005. – стр. 32.

     

    Вообще, продолжительность жизни в Российской Федерации заметно меньше, чем в экономически развитых странах: мужчин в среднем на 10-15 лет, женщин - на 6-8 лет. Из-за сильных различий в уровне смертности разница в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами в России в 2001г. достигла 13,3 года (продолжительность жизни мужчин составляла 59,0 лет, женщин – 72,3). В странах Европейского союза эта разница колеблется в пределах 7 лет. [11, стр. 20-21]

       Вывод: основной особенностью современной демографической ситуации в России является процесс депопуляции, который привел к тому, что за 1992-2001г. население страны уменьшилось на 4,4 млн. человек, или на 2,9%. Причина этого явления – превышение числа умерших над числом родившихся, т.е. естественная убыль населения, которая имеет устойчивую и долговременную тенденцию.

       В таблице 4 приведены данные о ежегодных изменениях численности населения страны, из которых видно, что миграционные процессы лишь частично компенсировали отрицательный естественный прирост населения.

       Согласно прогнозу Госкомстата России, снижение численности населения РФ будет наблюдаться до 2016 г. Положительный миграционный прирост не компенсирует в полной мере естественной убыли. К 2016 г. численность постоянного населения России, в соответст-                                                                              

                                                                                                                                

                         

 

                                                                                                        

Таблица 4.

         ИЗМЕНЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ПОСТОЯННОГО НАСЕЛЕНИЯ РФ (млн. чел.)8

Год прибывшие в РФ, тыс. чел. выбывшие из РФ, тыс. чел. Миграционный прирост, тыс. чел. родившиеся, тыс. чел. умершие, тыс. чел. естественный прирост, убыль(-), тыс. чел.
2000 359,330 145,720 213,610 1266,800 2225,300 -958,500
2001 193,450 121,166 72,284 1311,600 2254,900 -943,300
2002 184,612 106,685 77,927 1397,000 2332,300 -935,300
2003 129,144 94,018 35,126 1477,300 2365,800 -888,500
2004 119,157 79,795 39,362 1508,000 2298,100 -790,100

8 - [13]

вии со средним (наиболее вероятным) вариантом прогноза, составит 134,8 млн. человек, уменьшившись по сравнению с началом с началом 2002 г. на 9,2 млн. человек, или на 6%.

      Согласно статистическим данным наметившийся в последние годы в России рост смертности (несчастных случаев, отравлений, травм) и болезней системы кровообращения более чем на две трети предопределил снижение показателя продолжительности жизни. В результате ожидаемая продолжительность жизни населения в 2002 г. снизилась до 64,8 лет. Наиболее высокой она была в 1986-1987 г.г. – 70 лет. [5, стр. 21-22]                                 

 

  2.1. 2. Уровень профессионального образования трудового потенциала.

  По степени развития национальной системы образования в значительной степени судят об уровне развития общества в целом. В России традиционно образованию уделяется много внимания, и не только школьному и профессиональному, но и дошкольному образованию тоже. Однако доля расходов на образование в России в ВВП чрезвычайно низка (3%), если сравнивать с развитыми странами, где она составляет 5,2% в США, 5,8% - во Франции, 4,7% - в Италии, 4,5% - в Германии. Вот почему в последнее время растут расходы россиян на услуги образования, составляя уже заметную часть их семейного бюджета. [5, стр. 22]

    Однако, по мнению Горисова С., оценка уровня грамотности населения для российских регионов неактуальна, но применительно к трудовому потенциалу можно говорить о профессиональной грамотности, т.е. о наличии профессионального образования с выделением высшего и неполного высшего образования. [3, стр.79]

     Система профессионального образования включает различные виды учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования, институты повышения квалификации и переподготовки специалистов, центры обучения безработных, представительства зарубежных учебных заведений, негосударственные учебные заведения. [5, стр. 23]

    Для нахождения ИРЧП вычисляются индекс полноты охвата профессиональным образованием (максимальное и минимальное значения – 100 и 0%) и индекс полноты охвата высшим (включая неполное высшее) образованием. Для индекса полноты охвата высшим образованием минимальная граница также принята равной 0%, но устанавливать верхний предел на уровне 100% нецелесообразно, поскольку в настоящее время для эффективного функционирования рынка труда и удовлетворения потребностей экономики в рабочей силе достижения всеобщего высшего образования не требуется. Поэтому верхняя граница в расчетах установлена на уровне 46%, что соответствует максимальной доле лиц с высшим и неполным высшим образованием в составе экономически активного населения среди российских регионов (45,5% в Москве). [3, стр. 79]

    Индекс достигнутого уровня образования (грамотности) населения определяется следующим соотношением:

I2= (2 I21 + I22) / 3                                             (3)

где I21 – индекс грамотности взрослого населения;

I22 – индекс охвата населения образованием первой, второй и третьей ступеней.

Очевидно, достигнутый уровень образования определяется на две трети грамотностью взрослого населения и на одну треть – охватом населения образованием первой, второй и третьей ступеней (обучение в начальной, средней и высшей школе). Индекс I21 грамотности взрослого населения выражается долей грамотного взрослого населения в общей численности всего населения. Индекс I22 определяет охват последнего образованием первой, второй и третьей ступеней; в  российской системе государственной статистики он характеризуется долей учащихся в возрасте от 7 до 24 лет. [5, стр.90] При этом, первая ступень – начальное образование – 1-3 (4) кл. (7-9 лет); вторая ступень – базовое или общее среднее образование – 5-9 кл. (10-15 лет), среднее полное общее образование – 10-11 (12) кл. (16-17 лет), начальное профессиональное обучение; третья ступень – среднее профессиональное и высшее образование, аспирантура (17 – 21 год). [11, стр.24]  

  По данным Госкомстата России, уровень грамотности населения РФ в 1998г. составил 98,5%, т.е. I21= 0,985. Процент учащихся в возрасте от 7 до 24 лет составлял 70,8%, т.е. I22= 0,708. Воспользовавшись формулой (3), мы придем к выводу, что индекс достигнутого уровня образования в РФ в 1998г. составлял 0,893.

       I2= 2* 0,985 + 0,798 / 3 = 0,893.

При необходимости значение индекса I2 достигнутого уровня образования может определяться для отдельных возрастных или любых статистически представительных групп населения. Российская госстатистика публикует довольно полные данные, характеризующие уровень образования и грамотность населения, и по этим данным можно рассчитать индексы грамотности населения различных возрастных групп, например следующих:

1) от 7 до 17 лет при десятилетнем и от 7 до 19 лет – при двенадцатилетнем образовании;

2) представляющих объекты статистического наблюдения;

3) экономически активного населения (мужчин до 60, женщин – до 55 лет). [5, стр. 90]

                                                                                                        Таблица5.



2019-12-29 189 Обсуждений (0)
Качественное состояние рабочей силы: сущность, основные составляющие, методика расчета. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Качественное состояние рабочей силы: сущность, основные составляющие, методика расчета.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)