Анализ формирования прибыли предприятия
Основным источником формирования прибыли ООО «Ромашка» являются доходы, формируемые в процессе производственной и торговой деятельности. Именно они представляют собой добавочную стоимость изделия, создаваемую предприятием питания. В связи с этим анализ прибыли предприятия питания следует начислять с анализа доходов. Данный анализ проведём в таблице 2.1. Таблица 5.1. – Анализ доходов ООО «Полёт» за 2008 - 2009 г.
Проведённый анализ доходов ООО «Полёт» показал, что на предприятии в сравнении с 2008 годом заметно увеличились доходы от основной деятельности. Как видно из таблицы совокупная сумма доходов в 2008 году в сравнении с прошлым годом увеличилась на 505 тыс. руб. или 9,6% (109,6% - 100%). При этом наибольший рост отмечен по продукции собственного производства (на 976,5 тыс. руб. или 35,54% (135,54% - 100%). При этом доходы от покупной продукции в 2009 году в сравнении с 2008 годом значительно снизился. Предприятием в 2008 году не дополучено доходов на сумму 471,5 тыс. руб. или 18,98%. На первый взгляд связано это уменьшением оборота по данной группе товаров. Сравнительный анализ фактических данных за 2009 год с плановыми показал, что предприятие по некоторым показателям план не выполнило. В частности запланированный товарооборот в размере 15450 тыс. руб. выполнен только на 98,38%. В результате чего выручка от реализации продукции снизилась на 250 тыс. руб. Недовыполнение плана 2008 года коснулось и продукции собственного производства. Оборот по продукции собственного производства выполнен только на 98,38%. В результате было недополучено выручки на сумму 175 тыс. руб. Тем не менее оборот по покупной продукции перевыполнен на 3,99% (103,99% - 100%) или 175 тыс. руб. и составил 4560 тыс. руб. Несмотря на недовыполнение плана по объёму реализации план по доходам был не только выполнен, но и несколько перевыполнен. В частности, как видно из таблицы совокупная сумма доходов составила 5742,5 тыс. руб., т.е. больше запланированной на 304,1 тыс. руб. или 5,59% (105,59% - 100%). В результате доходы по реализации собственной продукции превысили плановые на 46,9 тыс. руб., а по покупной продукции - на 257,2 тыс. руб. Следующим показателем, имеющем не только большое, но, наверное, преобладающее значение для предприятия питания, прибыль. Следует отметить, что в анализе используются следующие показатели прибыли: - балансовая прибыль, - прибыль от реализации продукции, работ и услуг, - прибыль от прочих операций, - налогооблагаемая прибыль, - чистая прибыль. Проведем анализ динамики и выполнения плана балансовой прибыли ООО «Полёт» за 2008 – 2009 годы в таблице 2.2. Таблица 2.2 – Анализ балансовой прибыли ООО «Полёт»
Как показал проведённый анализ в сравнении с 2007 годом балансовая прибыль предприятия не изменилась и составила 417,5 тыс. руб. При этом прибыль от продаж в 2008 году в сравнении с 2008 годом увеличилась на 17,23% (117,23% - 100%) или на 90 тыс. руб. Следует отметить, что в 2009 году на предприятии увеличилась не только прибыль, но и убытки от прочей реализации. Как видно из таблицы убытки от прочей реализации увеличились на 100% (200% - 100%). Сравнительный анализ фактической и планируемой прибыли за 2008 год показал, что план по прибыли не выполнен на 48,8 тыс. руб. или 10,47% (89,53% - 100%). Недовыполнение плана обусловлено только наличием убытков по прочей реализации, которые не были запланированы. В общей сложности полученные в 2008 году убытки уменьшили прибыль на 180 тыс. руб. Прибыль от продаж превысила плановую на 28,14% (128,14% - 100%). Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы. Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: - объема реализации продукции (VРП) (товарооборота); - структуры продукции (УДi); - себестоимости продукции (Ci) (издержки обращения); - уровня среднереализационных цен (Цi). Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли. Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится. Издержки обращения и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение издержек обращения приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот. Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот. Анализ прибыли от реализации проведём в таблице 2.3. Таблица 2.3. – Анализ прибыли от реализации
Проведённый анализ прибыли от продажи товаров в сравнении с 2008 годом показал, что издержки обращения предприятия увеличились на 8,8% (108,8% - 100%) или на 415 тыс. руб., в том числе на 289,22 тыс. руб. по продукции собственного производства и на 125,78 тыс. руб. – по покупной продукции. В сравнении с планом издержки обращения увеличились на 172,9 тыс. руб. или на 3,48% (103,48% - 100%). При этом издержки обращения по продукции собственного производства увеличились на 120,5 тыс. руб., по покупной продукции – на 52,4 тыс. руб. Анализ прибыли показал, что в сравнении с 2008 годом прибыль предприятия в 2009 годом увеличилась 90 тыс. руб. или на 17,7% (117,7% - 100%). При этом положительным моментом является то, что в сравнении с 2007 годом на предприятии увеличилась прибыль от реализации собственной продукции. Как видно из таблицы в 2008 году реализация собственной продукции принесла убытки в размере 549,18 тыс. руб. В 2008 году реализация собственной продукции принесла прибыль в размере 55,24 тыс. руб. Отрицательным моментом является снижение прибыли по покупной продукции. Как видно из таблицы прибыль от реализации покупной продукции снизилась на 56,52%. Сравнительная характеристика показателей фактических и плановых показала, что практически по всем показателям, кроме продукции собственного производства, на предприятии отмечен рост.
2.2 Оценка показателей эффективности предприятия
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами. Основным показателем рентабельности финансово-хозяйственной деятельности является рентабельность продаж. Данный показатель характеризует эффективность основной деятельности предприятия. Рентабельность продаж (Рп) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции: Рп = (В – С – КР – УР)/В*100% (2.1.) где Рп – рентабельность продаж, %; В – выручка от реализации (товарооборот), руб.; С – себестоимость (затраты на приобретение товаров и производство собственной продукции), руб.; КР – коммерческие расходы (издержки обращения), тыс. руб.; УР – управленческие расходы, тыс. руб. Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, что и на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты. DРпв = [(В1 – Со – КРо – УРо)/В1–(Во–Со – КРо – УРо/Во)/Во]*100% (2.2.) где DРпв – влияние на рентабельность выручки от реализации, %; В0 – выручка от реализации (товарооборот) базисного периода, тыс. руб.; В1 – выручка от реализации (товарооборот) отчётного периода, тыс. руб.; Со – себестоимость (затраты на приобретение товаров и производство собственной продукции) в базисном периоде, тыс. руб.; КР0 – коммерческие расходы (издержки обращения) в базисном периоде, тыс. руб.; Уро – управленческие расходы в базисном периоде, тыс. руб. DРпс = [(В1 – С1 – КРо – УРо)/В1 – (В1 – Со – КРо – УРо)/В1]*100% (2.3.) где DРпс – влияние на рентабельность себестоимости производства, %; С1 – отчетная себестоимость, тыс. руб.; DРпкр = [(В1 – С1 – КР1 – УРо)/В1 – (В1 – С1 – КРо – УРо)/В1]*100% (2.4) где DРпкр – влияние на рентабельность коммерческих расходов, тыс. руб. КР1 – коммерческие расходы (издержки обращения) в отчётном периоде, тыс. руб.; Динамику показателей, формирующих финансовый результат и рентабельность от основной деятельности рассмотрим в таблице 2.4. Таблица 2.4 – Анализ рентабельности продаж ООО «Полёт» за 2008 – 2009 гг.
Влияние изменения выручки от реализации на рентабельность продаж: DРпв = [(15200 – 7840 – 4730)/15200 – (13077,5 – 7840 – 4730)/13077,5] * 100% = (0,1730 – 0,0388) * 100% = 13,42% В связи с ростом выручки от реализации в отчетном году рентабельность выросла на 13,42%. Влияние изменения себестоимости продукции: DРпс = [(15200 – 9457,5 – 4730)/15200 – (15200 – 7840 – 4730)/15200]*100% = (0,0666 – 0,1730) * 100% = - 10,64% Повышение себестоимости продукции привело к снижению рентабельности продаж на 10,64%. Влияние изменения коммерческих расходов: DРпкр = [(15200 – 9457,5 – 5145)/15200 – (15200 – 9457,5 – 4730)/15200] * 100% = (0,0393 – 0,0666) * 100% = - 2,73% За счет роста коммерческих расходов рентабельность продаж снизилась на 2,73%. Общее влияние всех факторов составит: DРпобщ = 13,42% - 10,64% - 2,73% = 0,05% Таким образом, в результате проведённого анализа эффективности деятельности предприятия было выяснено, что на рост рентабельности оказали влияние три фактора: изменение товарооборота, изменение стоимости закупаемых товаров и изменение издержек обращения. Рост товарооборота увеличил рентабельность предприятия на 13,42%. Однако, в результате увеличения затрат по закупке товаров и коммерческих расходов предприятия рентабельность снизилась на 10,64% и 2,73% соответственно. В общей совокупности факторов рентабельность предприятия увеличилась на 0,05%. По рассчитанным выше показателям рентабельности нельзя судить об эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств. Поэтому, наряду с рассмотренными показателями рентабельности необходимо также проанализировать уровень рентабельности в целом, а именно, общей и расчетной. Анализ рентабельности ООО «Полёт» произведём в таблице 2.5. Таблица 2.5 – Анализ рентабельности ООО «Полёт» за 2008 – 2009 гг.
Как видно из приведённой таблицы практически все показатели рентабельности на предприятии в 2009 году несколько увеличились. Исключение составила только рентабельность трудовых затрат. По данному показателю рентабельность снизилась на 0,26%. Наибольший рост отмечен по рентабельности собственного капитала. Данный показатель в сравнении с 2008 годом вырос на 2,79% и составил 31,23%.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (150)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |