Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ формирования прибыли предприятия                                    



2019-12-29 150 Обсуждений (0)
Анализ формирования прибыли предприятия                                     0.00 из 5.00 0 оценок




Основным источником формирования прибыли ООО «Ромашка»  являются доходы, формируемые в процессе производственной и торговой деятельности. Именно они  представляют собой добавочную стоимость изделия, создаваемую предприятием питания. В связи с этим анализ прибыли предприятия питания следует начислять с анализа доходов. Данный анализ проведём в таблице 2.1.

Таблица 5.1. – Анализ доходов ООО «Полёт» за 2008 - 2009 г.

Показатели

2008

2009

Темпы роста

Отклонение

план факт К 2008 К плану От 2008 От плана
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Товарооборот в том числе:   13977,5   15450   15200   116,23   98,38   2122,5   -250
   - по продукции       собственного       производства     7846,5     10815     10640     135,60     98,38     2793,5     -175
   - по покупным       товарам   5231   4385   4560   87,20   103,99   -671   175
2. Доходы: в том числе:   5237,5   5438,4   5742,5   109,60   105,59   505   304,1
  - по продукции      собственного      производства     2747,5     3677,1     3724     135,54     101,28     976,5     46,9
- по покупной     продукции   2490   1761,3   2018,5   81,02   114,60   -471,5   257,2
3. Уровень доходов, % в том числе:   40,04   35,2   37,78   -   -   -2,26   2,58
- по продукции    собственного    производства     35,0     34     35     -     -     -     1
- по покупной  продукции    47,6   40,17   44,27   -   -   -3,33   4,1

Проведённый анализ доходов ООО «Полёт» показал, что на предприятии в сравнении с 2008 годом заметно увеличились доходы от основной деятельности. Как видно из таблицы совокупная сумма доходов в 2008 году в сравнении с прошлым годом увеличилась на 505 тыс. руб. или 9,6% (109,6% - 100%). При этом наибольший рост отмечен по продукции собственного производства (на 976,5 тыс. руб. или 35,54% (135,54% - 100%). При этом доходы от покупной продукции в 2009 году в сравнении с 2008 годом значительно снизился. Предприятием в 2008 году не дополучено доходов на сумму 471,5 тыс. руб. или 18,98%. На первый взгляд связано это уменьшением оборота по данной группе товаров.

Сравнительный анализ фактических данных за 2009 год с плановыми показал, что предприятие по некоторым показателям план не выполнило. В частности запланированный товарооборот в размере 15450 тыс. руб. выполнен только на 98,38%. В результате чего выручка от реализации продукции снизилась на 250 тыс. руб. Недовыполнение плана 2008 года коснулось и продукции собственного производства. Оборот по продукции собственного производства выполнен только на 98,38%. В результате было недополучено выручки на сумму 175 тыс. руб. Тем не менее оборот по покупной продукции перевыполнен на 3,99% (103,99% - 100%) или 175 тыс. руб. и составил 4560 тыс. руб.

Несмотря на недовыполнение плана по объёму реализации план по доходам был не только выполнен, но и несколько перевыполнен. В частности, как видно из таблицы совокупная сумма доходов составила 5742,5 тыс. руб., т.е. больше запланированной на 304,1 тыс. руб. или 5,59% (105,59% - 100%). В результате доходы по реализации собственной продукции превысили плановые на 46,9 тыс. руб., а по покупной продукции - на 257,2 тыс. руб.  

Следующим показателем, имеющем не только большое, но, наверное, преобладающее значение для предприятия питания, прибыль.

Следует отметить, что в анализе используются следующие показатели прибыли:

- балансовая прибыль,

- прибыль от реализации продукции, работ и услуг,

- прибыль от прочих операций,

- налогооблагаемая прибыль,

- чистая при­быль.

Проведем анализ динамики и выполнения плана балансовой прибыли ООО «Полёт» за 2008 – 2009 годы в таблице 2.2.

Таблица 2.2 – Анализ балансовой прибыли ООО «Полёт»  

Показатели

2008

2009

Темпы роста

%

Абсолютное отклонение

план факт К 2008 К плану От 2008 От плана
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Балансовая прибыль 417,5 466,3 417,5 100,00 89,53 - -48,8
2. Прибыль от реализа-ции   507,5   466,3   597,5   117,73   128,14   90   131,2
3. Прибыль от прочей реализации   -90   -   -180   200,00   -   -90   -90

 

Как показал проведённый анализ в сравнении с 2007 годом балансовая прибыль предприятия не изменилась и составила 417,5 тыс. руб. При этом прибыль от продаж в 2008 году в сравнении с 2008 годом увеличилась на 17,23% (117,23% - 100%) или на 90 тыс. руб. Следует отметить, что в 2009 году на предприятии увеличилась не только прибыль, но и убытки от прочей реализации. Как видно из таблицы убытки от прочей реализации увеличились на 100% (200% - 100%).

Сравнительный анализ фактической и планируемой прибыли за 2008 год показал, что план по прибыли не выполнен на 48,8 тыс. руб. или 10,47% (89,53% - 100%). Недовыполнение плана обусловлено только наличием убытков по прочей реализации, которые не были запланированы. В общей сложности полученные в 2008 году убытки уменьшили прибыль на 180 тыс. руб. Прибыль от продаж превысила плановую на 28,14% (128,14% - 100%). 

Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, вы­полнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

- объема реализации продукции (VРП) (товарооборота);

- структуры продукции (УДi);

- себестои­мости продукции (Ci) (издержки обращения);

- уровня среднереализационных цен (Цi).

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положи­тельное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Издержки обращения и прибыль находятся в обратно про­порциональной зависимости: снижение издержек обращения приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибы­ли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличе­нии уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Анализ прибыли от реализации проведём в таблице 2.3.

Таблица 2.3. – Анализ прибыли от реализации

Показатели

2008

2009

Темпы роста

%

Абсолютное отклонение

план факт К 2008 К плану От 2008 От плана
1 2 3 4 5 6 7 8
1. Товарооборот в том числе: 13977,5 15450 15200 116,23 98,38 2122,5 -250
   - по продукции       собственного      производства 7846,5 10815 10640 135,6 98,38 2793,5 -175
   - по покупным        товарам 5231 4385 4560 87,2 103,99 -671 175
2. Доходы: в том числе: 5237, 5438,4 5742,5 109,6 105,59 505 304,1
- по продукции      собственного    производства 2747,5 3677,1 3724 135,54 101,28 976,5 46,9
- по покупной    продукции 2490 1761,3 2018,5 81,02 114,6 -471,5 257,2
3. Издержки   обращения в том числе 4730 4972,1 5145 108,8 103,48 415 172,9
- по продукции  собственного   производства 3296,68 3465,4 3585,9 108,77 103,48 289,22 120,5
- по покупной   продукции 1433,32 1506,7 1559,1 108,77 103,48 125,78 52,4
4. Прибыль в том числе 507,5 466,3 597,5 117,7 128,14 90 131,2
- по продукции   собственного  производства -549,18 211,7 138,1 125,15 65,23 687,28 -73,6
- по покупной  продукции 1056,68 254,6 459,4 43,48 180,49 -597,28 204,8

 

Проведённый анализ прибыли от продажи товаров в сравнении с 2008 годом показал, что издержки обращения предприятия увеличились на 8,8% (108,8% - 100%) или на 415 тыс. руб., в том числе на 289,22 тыс. руб. по продукции собственного производства и на 125,78 тыс. руб. – по покупной продукции.

В сравнении с планом издержки обращения увеличились на 172,9 тыс. руб. или на 3,48% (103,48% - 100%). При этом издержки обращения по продукции собственного производства увеличились на 120,5 тыс. руб., по покупной продукции – на 52,4 тыс. руб.

Анализ прибыли показал, что в сравнении с 2008 годом прибыль предприятия в 2009 годом увеличилась 90 тыс. руб. или на 17,7% (117,7% - 100%). При этом положительным моментом является то, что в сравнении с 2007 годом на предприятии увеличилась прибыль от реализации собственной продукции. Как видно из таблицы в 2008 году реализация собственной продукции принесла убытки в размере 549,18 тыс. руб. В 2008 году реализация собственной продукции принесла прибыль в размере 55,24 тыс. руб. Отрицательным моментом является снижение прибыли по покупной продукции. Как видно из таблицы прибыль от реализации покупной продукции снизилась на 56,52%.

Сравнительная характеристика показателей фактических и плановых показала, что практически по всем показателям, кроме продукции собственного производства, на предприятии отмечен рост.

 

 

2.2 Оценка показателей эффективности предприятия                                               

 

Показатели рентабельности характеризуют эффективность рабо­ты предприятия в целом, доходность различных направлений дея­тельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, ха­рактеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятель­ности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конку­рентами.

Основным показателем рентабельности финансово-хозяйственной деятельности является рентабельность продаж. Данный показатель характеризует эффективность основной деятельности предприятия.

Рентабельность продаж (Рп) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:

Рп = (В – С – КР – УР)/В*100%                                                             (2.1.)

где Рп – рентабельность продаж, %;

   В – выручка от реализации (товарооборот), руб.;

   С – себестоимость (затраты на приобретение товаров и производство собственной продукции), руб.;   

    КР – коммерческие расходы (издержки обращения), тыс. руб.;

    УР – управленческие расходы, тыс. руб.

Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, что и на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты.

пв = [(В1 – Со – КРо – УРо)/В1–(Во–Со – КРо – УРо/Во)/Во]*100% (2.2.)

где DРпв – влияние на рентабельность выручки от реализации, %;

   В0 – выручка от реализации (товарооборот) базисного периода, тыс. руб.;      

   В1 – выручка от реализации (товарооборот) отчётного периода, тыс. руб.;      

   Со – себестоимость (затраты на приобретение товаров и производство собственной продукции) в базисном периоде, тыс. руб.; 

   КР0 – коммерческие расходы (издержки обращения) в базисном периоде, тыс. руб.;

   Уро – управленческие расходы в базисном периоде, тыс. руб.

пс = [(В1 – С1 – КРо – УРо)/В1 – (В1 – Со – КРо – УРо)/В1]*100%     (2.3.)

где DРпс – влияние на рентабельность себестоимости производства, %;

  С1 – отчетная себестоимость, тыс. руб.;

пкр = [(В1 – С1 – КР1 – УРо)/В1 – (В1 – С1 – КРо – УРо)/В1]*100%    (2.4)

где DРпкр – влияние на рентабельность коммерческих расходов, тыс. руб.

   КР1 – коммерческие расходы (издержки обращения) в отчётном периоде, тыс. руб.;

Динамику показателей, формирующих финансовый результат и рентабельность от основной деятельности рассмотрим в таблице 2.4.

Таблица 2.4 – Анализ рентабельности продаж ООО «Полёт» за 2008 – 2009 гг.

№ п/п

Наименование показателей

Ед. изм.

Значение показателей

Откло-нение (+, -)

2008 2009
1 2 3 4 5 6
1. Товарооборот (В) Тыс.руб. 13077,5 15200 2122,5
2. Затраты на приобретение товаров и производство собственной про-дукции (С) Тыс.руб.     7840     9457,5     1617,5
3. Издержки обращения (КР) Тыс.руб. 4730 5145 415
4. Управленческие расходы Тыс.руб. - - -
5. Прибыль от реализации Тыс.руб. 507,5 597,5 90
6. Рентабельность продаж % 3,88 3,93 0,05

 

Влияние изменения выручки от реализации на рентабельность продаж:

пв = [(15200 – 7840 – 4730)/15200 – (13077,5 – 7840 – 4730)/13077,5] * 100% = (0,1730 – 0,0388) * 100% = 13,42%

В связи с ростом выручки от реализации в отчетном году рентабельность выросла на 13,42%.

Влияние изменения себестоимости продукции:

пс = [(15200 – 9457,5 – 4730)/15200 – (15200 – 7840 – 4730)/15200]*100% = (0,0666 – 0,1730) * 100% = - 10,64%

Повышение себестоимости продукции привело к снижению рентабельности продаж на 10,64%.

Влияние изменения коммерческих расходов:

пкр = [(15200 – 9457,5 – 5145)/15200 – (15200 – 9457,5 – 4730)/15200] * 100% = (0,0393 – 0,0666) * 100% = - 2,73%

За счет роста коммерческих расходов рентабельность продаж снизилась на 2,73%.

Общее влияние всех факторов составит:

побщ = 13,42% - 10,64% - 2,73% = 0,05% 

Таким образом, в результате проведённого анализа эффективности деятельности предприятия было выяснено, что на рост рентабельности оказали влияние три фактора: изменение товарооборота, изменение стоимости закупаемых товаров и изменение издержек обращения. Рост товарооборота увеличил рентабельность  предприятия на 13,42%. Однако, в результате увеличения затрат по закупке товаров и коммерческих расходов предприятия рентабельность снизилась на 10,64% и 2,73% соответственно. В общей совокупности факторов рентабельность предприятия увеличилась на 0,05%. 

По рассчитанным выше показателям рентабельности нельзя судить об эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств. Поэтому, наряду с рассмотренными показателями рентабельности необходимо также проанализировать уровень рентабельности в целом, а именно, общей и расчетной.

Анализ рентабельности ООО «Полёт» произведём в таблице 2.5.

Таблица 2.5 – Анализ рентабельности ООО «Полёт» за 2008 – 2009 гг.

Показатель 2008 2009 Отклонение
1. Рентабельность продаж 3,88 3,9 0,02
2. Рентабельность издержек 10,7 11,6 0,9
3. Рентабельность трудовых затрат 21,04 20,78 -0,26
4. Рентабельность оборотных активов 38,07 41,64 3,57
5. Рентабельность основных средств 17,17 19,07 1,9
6. Рентабельность собственного капитала 28,45 31,23 2,78
7. Рентабельность перманентного капитала 20,26 22,5 2,24

 

Как видно из приведённой таблицы практически все показатели рентабельности на предприятии в 2009 году несколько увеличились. Исключение составила только рентабельность трудовых затрат. По данному показателю рентабельность снизилась на 0,26%.

Наибольший рост отмечен по рентабельности собственного капитала. Данный показатель в сравнении с 2008 годом вырос на 2,79% и составил 31,23%. 

 

 



2019-12-29 150 Обсуждений (0)
Анализ формирования прибыли предприятия                                     0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ формирования прибыли предприятия                                    

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (150)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)