Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура философского знания



2019-12-29 172 Обсуждений (0)
Структура философского знания 0.00 из 5.00 0 оценок




С

труктура философского знания определяется проблемным полем философии. Она представляет собой круг специфических разделов, которые возникли, развиваются и возникают в ходе развития самой философской мысли.

С самого своего возникновения в философии наличествует некое прочное центральное ядро, как бы сердце философии, которое, вслед за учениками Аристотеля, можно назвать метафизикой (буквально: то, что «идет после физики»). Метафизика в ее традиционном понимании является учением о первоосновах сущего. Ее еще иногда называют «теоретической» философией, тем самым противополагая практическим ее разделам, о которых речь пойдет ниже.

Наиболее распространенной точкой зрения является трактовка метафизики, как состоящей из трех, тесно друг с другом связанных, частей:

онтологии (учения о бытии),

гносеологии (теории познания)

и аксиологии (всеобщей теории ценностей).

В марксистском понимании метафизика (как учение о неизменных началах бытия) противопоставлялась диалектике (как учению об универсальности процессов развития).

Онтология представляет собой раздел метафизики, нацеленный на выявление всеобщих закономерностей бытия (природного, культурно-символического, духовного, личностно-экзистенциального). Онтология пытается выявить всеобщие структуры и закономерности развития вещей и процессов, оставляя в стороне вопросы о закономерностях их познания и о ценностном отношении к ним со стороны познающего субъекта.

Аксиология, напротив, представляет собой раздел метафизики, который направлен на выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека, его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания, а человеческое отношение к бытию и система ценностных представлений – о красоте, благе, справедливости и т.д., в соответствии с которыми это отношение формируется и развивается.

Теория познания – посредствующее звено между онтологией и аксиологией. Ее интересует взаимодействие между познающим субъектом и познаваемым объектом. В отличие от онтологии, которая ищет закономерности самого бытия, и общей аксиологии, которую интересует его ценностное человеческое измерение, гносеологию занимают следующие вопросы:

как приобретается знание о бытии любого объекта?

как оно с ним соотносится?

Если попытаться в более краткой и образной форме выразить взаимоотношения между тремя разделами метафизики, то

онтология может быть понята как философское учение об истинных основаниях бытия;

гносеология – как учение об основаниях бытия истины;

общую аксиологию можно трактовать как учение о бытии истинных ценностей.

Жесткие границы между тремя разделами метафизики можно провести лишь в абстракции, все разделы метафизики наличествуют в философии с самого ее начала. Тем не менее, первоначально оформляется онтология (в рамках европейской традиции – уже у древних греков); позднее, начиная с 16–17 вв., начинается бурное развитие гносеологии (сам термин появился в середине 19 в.). В современной философии аксиология является, пожалуй, ведущим разделом метафизики, оказывая активное воздействие и на онтологическую, и на гносеологическую проблематику.

Постепенно, по мере развития человеческой культуры, науки и техники внутри философии формируются другие разделы, чаще всего в прямой зависимости от предметных областей, на которые она направляет свое внимание. Направленность философии на сферу социальных отношений и закономерностей исторического процесса ведет к возникновению социальной философии; правовых отношений и правового сознания – к появлению философии права. Потребность философского осмысления закономерностей религиозного опыта приводит к созданию философии религии. Научный и технический прогресс привели к формированию столь бурно развивающихся сегодня отраслей философского знания как философия науки (или эпистемология) и философия техники. Сегодня можно также говорить о таких сложившихся разделах философии как философия языка, философская антропология (философское учение о человеке), философия культуры, философия хозяйства и т.д.

Онтология

О

нтология представляет собой раздел метафизики, нацеленный на выявление всеобщих закономерностей бытия как такового

Термин «онтология» означает учение о бытии (от греч. ontos - сущее и logos - учение). Понятие «бытие» в философии (при любой его трактовке) является центральным, исходным в осмыслении мира. Философское рассуждение всегда начинается с размышлений о бытии. Эта проблема присутствует в любом философствовании, обнаруживаясь в анализе того, что окружает человека, что лежит в основе мироздания, чем, собственно, является мироздание, из чего оно состоит, какова структура вещей. И лишь потом человек начинает задумываться над самим собой, своим духовным миром и месте в Мире Миров.

При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Здесь затрагиваются проблемы бытия и небытия, бытия материального и идеального, бытия природы, общества и человека.

Любая онтология – признает ли она исходным материальное, идеальное или какое-то другое бытие – всегда пытается выявить всеобщие структуры и закономерности развития вещей и процессов как таковых, оставляя в стороне вопросы о закономерностях их познания и о ценностном отношении к ним со стороны познающего субъекта.

Проблема бытия имеет древнюю историю и представлена в многообразии онтологических концепций. Её можно представить как эволюцию представлений о соотношении понятий бытие и субстанция.

Античность

Попытка осмыслит проблему бытия в её первозданности и чистоте впервые была предпринята Парменидом – представителем Элейской школы древнегреческой философии. Понятие бытия он отождествлял с понятием субстанции, т. е. того, что существует само по себе. Гераклит тоже пытался соединить эти понятия, что привело в его учении к подмене понятия «бытие» понятием «становление». Платон представил субстанцию как идеи, первоначала возможного, порождающие мир видимых вещей, а бытие выступало у него как Сверхбытие, Единое, ведущее абсолютно автономное существование.

В Средние века в онтологических представлениях бытие и субстанция слиты в персонифицированном образе Бога, но в сотворённом Богом мире они расходятся. Всё сотворённое лишь причастно бытию, но не является самим бытием.



2019-12-29 172 Обсуждений (0)
Структура философского знания 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура философского знания

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (172)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)