Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мировоззрение, его структура



2019-12-29 160 Обсуждений (0)
Мировоззрение, его структура 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение в философию

 

Учебное электронное пособие для бакалавров и специалистов

Дневного и заочного отделения

УДК 101

ББК 87.2

Рецензенты: доктор философских наук, профессор Н.В. Медведев (Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина)

                 доктор философских наук, профессор А.И. Юдин (Тамбовский государственный технический университет)

Дробжева Г.М. Введение в философию. Учебное пособие. – Тамбов: ТГТУ, 2011 – 164 с.

Учебное пособие включает в себя материалы о сущности философского знания, его основных принципах и структуре, взаимоотношениях с другими мировоззренческими системами, глоссарий, тесты для самопроверки и приложение - хронологическую таблицу «История философии в контексте истории культуры».

Предназначено для студентов всех специальностей и форм обучения.

Ф.И.О. 2011

Содержание:

Введение (Обращение к студентам, изучающим философию)

Мировоззрение, его структура и исторические типы

Возникновение философии

Философия, круг её проблем

Функции философии. Место и роль философии в культуре

Структура философского знания

Онтология

Гносеология

Диалектика

Антропология

Аксиология

Социальная философия

Историософия

История философии

Основные типы философского мировоззрения

Материализм, его основные разновидности и исторические формы

Идеализм и его типы

Детерминизм и его исторические формы. Причинность и телеология

Индетерминизм

Философия и религия

Философия и искусство

Философия и наука

Глоссарий

15. Тесты для самопроверки 

Приложение. Хронологическая таблица «История философии в контексте истории культуры»

 

Введение. (Обращение к студентам, изучающим

Философию)

Ц

ель учебных занятий по философии – не накопление и запоминание информации, необходимой для сдачи зачёта или экзамена, но построение личностной картины мира. Знакомство с философскими концепциями выдающихся мыслителей разных времён и народов, оригинальными подходами к решению мировоззренческих проблем поможет вам лучше разобраться в себе, в окружающем мире, определить своё место в нём.

Изучение философии – это школа, помогающая воспитывать культуру разумного мышления:

· умение свободно оперировать понятиями;

· выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения;

· отделять существенное от второстепенного;

· раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями действительности;

· выявлять и анализировать причины, характер и направление изменений в окружающей действительности и т.д.

В нашей жизни невозможно раз и навсегда получить ответы на все вопросы – меняемся мы, меняется мир, но неизменным остаётся стремление к постижению истины. Благодаря философии мы понимаем, что смысл всех поисков – в конечном счёте – познание себя. «Жизнь – это заглядывание в разные зеркала в поисках собственного лица» (Войцех Бартошевский).

Ни одна естественная наука не ставит себе таких целей, довольствуясь исследованием объективных закономерностей той или иной сферы реальности, поэтому лишь в союзе с философией она может ответить на бесчисленные вопросы «Как? Зачем? Почему?».

Философия помогает понять необходимость усилий по саморазвитию, самосовершенствованию, приучает человека к мысли об ответственности за свой выбор, воодушевляет на новые поиски, призывает быть стойким в трудных жизненных ситуациях.

Постарайтесь избавиться от предубеждений и предрассудков относительно философии, приступая к её изучению. Не секрет, что одни испытывают панический страх перед началом занятий по философии, будучи уверены в том, что эта «наука» не для них, им не по плечу и не по силам. Другие же, напротив, уверены в себе настолько, что не считают нужным серьёзно относиться к её постижению, относясь к ней как к праздной «болтологии». Как сказал римский государственный деятель, философ-стоик Сенека, само имя философии вызывает достаточно ненависти. При этом «виноваты» здесь не столько философы, сколько невежество либо самоуверенность людей, называющих себя таковыми, духовная леность и косность тех, кто не желает прилагать усилия для понимания непривычного, необычного, неизвестного.

Настоящие философы, как правило, люди с достаточно высоким чувством юмора, умеющие посмеяться над собой. Французский философ-просветитель Вольтер «запустил» когда-то в свет шутку: «Когда слушающий не понимает говорящего, а говорящий не знает, что он имеет в иду, - это философия». В каждой шутке есть доля истины. Познакомьтесь с некоторыми высказываниями известных философов и тех, кто делится своими впечатлениями о них – и Вам станет ясно, что не всё, называемой философией, таковой является.

• «Философия имеет дело с проблемами двух видов: решаемыми, которые все тривиальны, и нетривиальными, которые все нерешаемы» (Стивен Канфер)

• «Философия: неразборчивые ответы на неразрешимые вопросы» (Генри Брук Адамс)

• «Когда на твой вопрос отвечает философ, перестаёшь понимать вопрос» (Андре Жид)

• «Я философ; это значит, что у меня есть вопрос на любой ответ» (Роберт Зенд)

• «Посмотрите на портреты всех великих философов и попробуйте после этого отрицать, что мышление старит!» (Янина Ипохорская)

Вам, наверное, уже известно, что в переводе с греческого слово «философия» означает «любовь к мудрости». Само понятие «мудрость» – достаточно неопределённое, к тому же каждый человек понимает её по-своему. Главная трудность в определении того, чем же является философия, состоит в её отличиях от естественных наук. Дело в том, что философские выводы не могут быть такими же жёстко определёнными и однозначными, признаваемыми всеми, как в естественных науках. При этом философия – это вовсе не царство бесконечного идейного плюрализма, где можно говорить все, что заблагорассудится. В ней есть глубинное единство многообразного, абсолютно необходимые общие результаты и постулаты, которые могут дать твердую опору в жизни и принести непосредственную практическую пользу.

Результаты философских поисков не всегда проверяемы на практике, потому что философствование часто затрагивает предельно широкие и абстрактные проблемы – такие, на которые не «замахивается» наука, которые невозможно выразить посредством однозначных законов, схем и формул.

Тем не менее, философия отражает насущные человеческие потребности, без удовлетворения которых невозможно развитие:

•выйти за пределы известного;

•испытать новые подходы к исследованию окружающей действительности и самого себя;

•найти новый угол зрения, иную точку отсчёта.

В истории философии возникали и продолжают создаваться системы, направления, школы, течения, предлагающие разнообразные способы построения моделей мира. Знакомство с этими поисками может оказать неоценимую услугу для формирования собственного взгляда на мир – через сравнение, сопоставление, критический анализ, неожиданное «узнавание» собственных интуиций, предположений и убеждений во взглядах философов, отделяемых от Вас временем и расстоянием.

Философия – прекрасная школа самостоятельной и творческой мысли, неоценимая помощь личности, которая хочет разумно, свободно и ответственно формировать мировоззрение и пролагать свой жизненный путь. Многообразие философских систем соответствует разнообразию человеческих характеров, где каждый может найти близкую ему духовную тональность. При этом гениальные философские озарения, равно как и гениальные философские заблуждения – это лишь путеводные вехи постижения бесконечного Космоса и погружения в космос собственной души. Философия не предлагает окончательных решений, а приобщает к бесконечному и вечному; не дает успокоения, но всегда приглашает в новую дорогу.

Как сказал современный польский философ Тадеуш Котарбиньский, философия не даёт бесценных результатов, но изучение философии даёт бесценные результаты. Многое зависит от Вас – Вашего настроя, непредубеждённости, добросовестности в подготовке к занятиям.

Следует иметь в виду, что культура разумного мышления, которую несёт с собой философия, не может быть навязана человеку помимо его воли, желания и интересов. Зазубривание учебного материала мешает овладению философией. Лишь собственные усилия по осмыслению информации, представленной в богатейшей философской проблематике, напряжение интеллектуальных способностей помогут вырваться из плена обыденного здравого смысла и приблизиться к культуре разумного мышления.

В предлагаемом вашему вниманию учебно-методическом пособии «Введение в философию» содержатся краткие лекции по основным проблемам, раскрывающим суть философского мировоззрения и роль философии в культуре, глоссарий, тесты для самопроверки и хронологическая таблица «История философии в контексте истории культуры», где основные вехи развития философии выделены красным шрифтом.

Мировоззрение, его структура

И исторические формы

М

ировоззрение является системой взглядов, оценок, принципов,  определяющих самое общее видение, понимание мира и места в нём человека.

Одна из важных потребностей людей – потребность в понимании сущности и характера своих взаимоотношений с мирозданием. В результате духовного освоения многогранной реальности возникает определённая система взглядов на мир (т.е. мировоззрение). Носителем мировоззрения может быть как отдельный индивид, так и целые социальные группы, классы и общество в целом, поэтому оно включает в себя также и жизненные позиции, программы поведения, действий людей. В нём представлены также познавательные, ценностные, поведенческие ориентиры и их взаимосвязи. Познавательные и ценностные нормы находятся в сложном единстве и формируются благодаря напряжённой духовно-практической работе. На формирование мировоззрения влияют естественно-природные и социально-культурные факторы.

Уровни мировоззрения

В структуре мировоззрения можно выделить разные уровни, которые определяются различной глубиной отражения мира: повседневно-практический (жизненно-практический) и теоретический.

Жизненно-практический уровень

Взгляды и идеи, основанные на здравом смысле, повседневном опыте, нередко называют «жизненной философией». Она складывается стихийно и включает в себя мироощущения и умонастроения широких слоёв общества. Жизненно-практическое мировоззрение неоднородно, поскольку неоднородны его носители – по характеру образования, уровню интеллектуальной и духовной культуры, национальным, религиозным и другим традициям. Диапазон этого уровня мировоззрения достаточно широк: от примитивных, обывательских форм сознания до проявлений полноценного здравого смысла, разумной жизненной ориентации.

Обыденные, типовые, массовые проявления мировоззрения включают в себя не только богатую «память веков», убедительный жизненный опыт, навыки, традиции, веру и сомнения, но и множество предрассудков. Такое мировоззрение не защищено от ошибок, подвержено влиянию современных «мифов». В своих массовых, повседневных формах житейское мировоззрение носит стихийный характер, не отличается глубиной продуманности, систематичностью, логичностью и обоснованностью, а эмоции в нём могут порой захлёстывать разум. Повседневное мышление пасует перед проблемами, требующими серьёзных знаний, культуры мыслей и чувств, ориентации на высокие человеческие ценности.

Теоретический уровень

Недостатки жизненно-практического уровня преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения, который носит теоретический характер. Такое мировоззрение обосновано научно, т.е. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения мировоззренческих проблем, наряду с на­укой, принадлежит и философия. В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обоб­щенных знаний о действительности, а также норм, ценностей и иде­алов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей.

Формы мировоззрения

В многообразных формах мировоззрения представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей.



2019-12-29 160 Обсуждений (0)
Мировоззрение, его структура 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мировоззрение, его структура

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (160)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)