Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Управление и развитие туристской деятельности в России



2019-12-29 193 Обсуждений (0)
Управление и развитие туристской деятельности в России 0.00 из 5.00 0 оценок




Ю. С. Константинов

К вопросу совершенствования законодательной
и нормативно-правовой базы туризма

В статье рассматриваются проблемы о несоответствии действующих нормативно-правовых актов по вопросам оказания медицинской помощи детям во время проведения туристских мероприятий, предлагаются рекомендации по изменению существующей нормативной базы.

The article deals with the problems of non-compliance of the existing legal acts on the provision of medical care to children during tourist events, offers recommendations for changing the existing regulatory framework.

Ключевые слова: Медицинская помощь, туристско-краеведческие мероприятия, палаточные лагеря, первая помощь, нормативная база.

Keywords: Medical aid, tourist and local history events, tent camps, first aid, regulatory framework.

О проблемах с оказанием медицинской помощи детям во время туристско-краеведческих мероприятий

В течение многих десятилетий в Российской Федерации сложилась практика работы по организации детского отдыха и оздоровления, которая себя оправдывает даже в новых социально-экономических условиях. Попытки все зарегулировать в рамках новых, не прошедших апробацию нормативно-правовых документов, да и составленных еще непрофессионально, приводит к противоречиям, появлению «черных дыр» в документах различных ведомств. Об этом свидетельствуют документы, принятые в последние годы Минздравом России, затрагивающие интересы детства, в том числе работу палаточных лагерей, туристско-краеведческих мероприятий.

Можно отметить, что оказание медицинской помощи детям в названной выше сфере в настоящее время законодательно не урегулировано. В условиях невозможности обращения в медицинское учреждение (дальность, оторванность от населенных пунктов, просто отсутствия этих учреждений в сельской местности) руководитель похода всегда оказывается в условиях, когда просто необходимо оказать первую помощь заболевшему или пострадавшему. И это приходится делать, даже несмотря на законодательные запреты, ведь неоказание помощи также является преступлением.

Этот вопрос касается не только туристов, но также любого гражданина, а педагогов больше всего, т. к. несчастный случай может произойти с обучающимися в сельской школе, при проведении любых детских мероприятий, учебно-тренировочного процесса. И нельзя к этим вопросам подходить с позиций жителя крупного города, ведь наличие условий еще не является гарантией для оказания скорой медицинской помощи, с чем нам приходится сталкиваться в жизни постоянно.

Имеющаяся нормативная база по оказанию медицинской помощи участникам туристских походов и палаточных лагерей, не отражает сложность проблемы, которая существует в настоящее время между сложившейся практикой и действующим законодательством.

Основным документом, которым руководствуются органы образования являются СанПиН 2. 4. 4. 3048-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа», утвержденного постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 мая 2013 года № 25 (далее– СанПиН).

Пунктом 12. 4 СанПинов предусмотрено оказание первой помощи и медицинской помощи детям в лагерях палаточного типа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом согласно п. 1 Статьи 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее– Федеральный закон) медицинская помощь оказывается медицинскими организациями

Согласно п. 11 Статьи 2 Федерального закона «медицинская организация– юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности». Также согласно вышеуказанному пункту Федерального закона, положения регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности.

Согласно п. 4а положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16. 04. 2012 № 291 лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее – лицензия), являются: наличие зданий, строений, сооружений и (или) помещений, принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и отвечающих установленным требованиям.

Учитывая, что палаточные лагеря, как правило, располагаются в условиях естественной природной среды и не имеют объектов инфраструктуры, получение ими лицензий на осуществление медицинской деятельности практически невозможно.

Кроме того, практически во всех лагерях палаточного типа невозможно оказание медицинской помощи и с привлечением организаций уже имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, так как согласно п. 8 положения о лицензировании медицинской деятельности при намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу места ее осуществления, не указанному в лицензии, либо выполнять новые работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, в заявлении о переоформлении лицензии указывается новый адрес либо сведения о новых работах (услугах).

Таким образом, осуществление медицинской деятельности возможно только по адресу, указанному в лицензии.

Как уже упоминалось выше палаточные лагеря располагаются в условиях естественной природной среды и их территория не имеет адреса, кроме того место расположения лагеря может периодически меняться.

Аналогичная ситуация и с организацией туристских походов с детьми.

Учитывая изложенное предлагается:

Организовать работу по пересмотру законодательства в сфере здравоохранения в части возможности оказания медицинской помощи за пределами мест, указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе в палаточных лагерях.

Необходимо внести изменения в СанПин к лагерям палаточного типа в части приведения его в соответствие с действующими нормативно-правовыми актами, а именно:

– п. 1. 15. «Штат палаточного лагеря, с количеством участников не менее 50 человек, для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи должен быть обеспечен медицинским работником, имеющим не ниже среднего медицинского образования. В палаточном лагере до 50 человек первая помощь до оказания медицинской помощи оказывается лицами при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.

– в п. 6. 1. термин «медицинский пункт» заменить на термин «зона оказания первой помощи» в связи с тем, что имеющиеся в палаточных лагерях мобильные конструкции не соответствуют понятию «медицинский пункт»

– в разделе 12 указать, что к обязанности лагерей палаточного типа относится только оказание первой помощи, после чего пострадавший (заболевший) ребенок должен транспортироваться в медицинскую организацию.

Предлагается привести СанПиН в соответствии с действующим законодательством в области охраны здоровья граждан, в частности, на исключение из СанПиН не соответствующего существующим видам и формам медицинской помощи понятия «первая медицинская помощь», что представляется вполне оправданным с точки зрения необходимости гармонизации законодательства.

Проблемой является отсутствие законодательно закрепленной возможности оказания в экстренных случаях медицинской помощи детям руководителями туристских групп, иными лицами, не являющимися медицинскими работниками, но прошедшими специальную подготовку и/или обладающими специальными навыками. Работники палаточных лагерей такую возможность получили в соответствии с Приказом Минздрава № 327н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха»

В туристском походе могут возникнуть и практически возникают ситуации, при которых отсутствует возможность оперативной доставки пострадавшего ребенка в медицинскую организацию. (В частности, в период передвижения в походах, в том числе и по ненаселенной либо удаленной местности; при нахождении палаточных лагерей в удаленной местности; при резко изменившихся погодных условиях, не позволяющих обеспечить оперативную транспортировку пострадавшего (заболевшего) ребенка в медицинскую организацию, да и в иных ситуациях). В перечисленных исключительных случаях необходимо обеспечить закрепленный в статье 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» принцип приоритета охраны здоровья детей. Для этих целей необходимо в исключительных случаях законодательно наделить лиц, прошедших специальную подготовку и/или обладающих специальными навыками, правом оказывать несовершеннолетним пострадавшим медицинскую помощь в экстренной и неотложной формах.

По сути, проблемы имеются две. Во-первых, в законе о здравоохранении говорится, что оказывать медпомощь может только медработник, работающий в медицинской организации. Руководители и сопровождающие туристских групп, даже большей частью медработники в палаточных лагерях, не работают в медицинских организациях, следовательно, не имеют право оказывать кому-либо медпомощь.

Во-вторых, в приказе Минздрава приводится исчерпывающий список того, что можно делать с пострадавшим или больным в рамках оказания первой помощи; никаких медикаментозных средств (даже таблетку активированного угля!) давать больному педагог не может– только медработник (лишь тот, который работает в медицинской организации). Даже температуру измерить ребенку не разрешается! Возникает вопрос: а как быть педагогу, который в походе с детьми вдали от населенных пунктов?

Нормативно-правовая основа организации процесса:

Федеральный закон от 21. 11. 2011 N 323-ФЗ (ред. от 29. 07. 2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 14 мая 2013 г. № 25 «Об утверждении СанПиН 2. 4. 4. 3048-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа»

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи».

Приказ Минздравсоцразвития России от 05. 03. 2011 г. № 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам»/

Положение о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16. 04. 2012 № 291

Часть 2 ст. 14. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусматривает ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Статья 235 Уголовного кодекса РФ (далее– УК РФ) предусматривает ответственность за осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности лицом, не имеющим лицензии на избранный вид деятельности, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека или смерть человека.

Предложения и рекомендации

1. Внести изменения в СанПин к лагерям палаточного типа в части приведения его в соответствие с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13. 06. 2018 г. № 327н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха» и другими действующими нормативно-правовыми актами.

2. Внести дополнения в Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. N 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи».

3. Учитывая особую важность экстренной первой помощи, рекомендовать каждому педагогу, работающему с детьми, пройти краткосрочное обучение. За основу принять программу Российского Красного Креста «Первая помощь» в объеме 16 часов в соответствии с требованиями, предъявляемыми Европейскими Стандартами оказания первой помощи.

Разработать и издать массовыми тиражами литературу, видеоматериалы в помощь обучающимся по данной программе.

4. Для устранения межведомственной проблемы, требующей подробной разработки и закрепления в нормативно-правовой сфере, рекомендуется подготовить совместное письмо Минздрава и Минпроса «О медицинском обеспечении туристско-краеведческих мероприятий обучающихся в условиях природной среды». Необходимо к участию в этой работе привлечь специалистов из сферы детского туризма, системы детского спорта.

5. Рекомендовать вводить в программы туристских слетов, мероприятий «Школы безопасности» соревнования и этапы, связанные с оказанием первой помощи, транспортировкой пострадавшего, профилактикой несчастных случаев и заболеваний.

6. Предусмотреть в программах детских туристско-краеведческих объединениях системы дополнительного образования детей разделы, связанные с обеспечением безопасности, оказанием первой помощи, транспортировкой пострадавших.

7. Обеспечить при организации палаточных лагерей, туристских походов, других туристско-краеведческих мероприятий приобретение медицинских изделий для укладок (аптечек) первой помощи в соответствии с Приложением № 4 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха.

Список литературы:

1. Гоголева М. И. Основы медицинских знаний учащихся. – М. : Просвещение, 1991.

2. Маслов А. Г., Марков В. В., Латчук В. Р., Кузнецов М. И. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 кл. : Учебник для общеобразоват. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М. :Дрофа, 2000.

3. Маслов А. Г., Константинов Ю. С., Дрогов И. А. Полевые туристские лагеря. – М. : Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.

4. Ахметшин А. М. Туризм как метод реабилитации и оздоровления инвалидов и пожилых людей. – Уфа: Центр медико-психологической реабилитации БРО ВОИ, 2000.

5. Маслов А. Г., Константинов Ю. С., Латчук В. Н. Способы автономного выживания человека в природе. Учебник для вузов. – М. : Издательский центр «Академия», 2005.

6. Константинов Ю. С., Степанов В. С., Федотов Ю. Н. Организация детско-юношеского туризма: учебник для студентов вузов. – СПб. : СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта, 2008.

7. Константинов Ю. С. Теория и практика спортивно-оздоровительного туризма: учебное пособие для вузов. – М. : Советский спорт, 2009.

 

 

М. А. Булаев

О некоторых проблемах, негативно влияющих на развитие
учреждений дополнительного образования

В статье говорится о некоторых проблемах, возникающих в системе бюджетных учреждений на примере деятельности учреждения дополнительного образования, вследствие несовершенных методов финансирования и управления учреждениями, существующих в настоящее время.

The article describes some of the problems that arise in the system of budgetary institutions, as a result of the imperfect methods of financing and management of institutions in the Now.

Ключевые слова:детский туризм, муниципальные учреждения дополнительного образования, грантовая поддержка, кооптивные общественные организации.

Keywords: children's tourism, municipal institutions of additional education, grant support, co-opt community organizations.

 

Двадцатый век – век реализации социальных идей в государственной конструкции. Власть опирается на вертикально интегрированную группу населения страны, принадлежащую одной идеологической партии. Чем выше должность в этой идеологической структуре, тем больше социально-экономических благ может получить человек её занимающий. Остальное население – работники разных сфер, обязанные работать на государство, но социальные блага для законопослушных граждан распределялись относительно поровну. Эта схема осталась в прошлом. Попытка реанимировать однопартийное (идеологическое) общество не дало положительных результатов. В настоящее время сложно создать идею, в которую бы не только поверили массы граждан, но и готовы были бы её воплощать.

В 21 веке в нашей стране официально объявлена новая конструкция– «вертикаль власти». Т. е. нет идеи, есть только каркас вертикали, в основе работы которого положено не пропорциональное распределение относительно равных социальных благ, а сам механизм их получения.

Низовым звеном такой вертикали определён руководитель муниципальной структуры. Земля и заводы (т. е. производство продукции), как экономическая ценность, для низового звена значения не имеет. Это возможно придёт в будущем – при переходе на более высокую ступень власти. А вот производство услуг на бюджетной материальной базе (больницы, школы и т. п.) вместе с работающим там кадровым ресурсом, как экономическая единица по получению благ, «отдана» руководителю. Бюджет соответствующего уровня финансово наполняет эту экономическую единицу. Неважно, какого вероисповедания или политической ориентации будет руководитель этой единицы – главное, что бы он чётко выполнял указания вышестоящего звена властной вертикали.

В чём же заключается интерес быть руководителем этого низового звена? Ведь их бюджетные оклады ненамного превышают оклады специалистов этих же учреждений.

Рассмотрим этот вопрос на примере учреждения дополнительного образования. Имеющаяся материально-техническая база и кадровый ресурс могут создавать услуги сверх установленной и оплачиваемой из бюджета нормы. Эта прибыль обозначена термином «платные услуги». Эта надбавка в основном предназначена на укрепление материально-технической базы и выплаты (до 70%) в виде дополнительного заработка работникам учреждения, в соответствии с принятыми локальными нормативными актами. Например, муниципальный бассейн. Определённое время отведено спортивной школе для тренировок за бюджетный счёт, а некоторое время– для платных услуг. Вариантов огромное количество, но так могут работать и медицинские учреждения, и учреждения образования, в том числе дополнительного. Конечно, условия не равны. Материально-техническая база разная, специалисты имеют разную квалификацию и прочее. Руководитель обязан найти наиболее приемлемый вариант в вопросах улучшения материально-технической базы и формирования кадров.

С кадрами не так всё просто. Нельзя уволить просто так, но создать условия, что бы неугодный сотрудник уволился– можно, особенно при определённом опыте. Можно эффективно использовать различные методики по коллективному «выжиманию мозгов». Возможен и индивидуальный подход. Это когда для нужного работника создаётся возможный максимум по оплате труда взамен на высокоинтеллектуальный результат. После того, как специалист перестаёт активно продуцировать, с ним можно расторгнуть контракт. Но это больше к среднему звену вертикали власти относится. Частые увольнения основной массы работников создают экономию по фонду оплаты труда. А ещё они хороши тем, что не остаётся свидетелей трудовых нарушений.

Например. Нужно поменять крышу на здании учреждения (или забор и т. п.). От имени муниципалитета (собственника) объявляются конкурсы, проводятся торги, заключаются контракты. Для руководителя учреждения не важно, с какой организацией важно убедить или заставить своих работников выйти на выполнение этой работы (или её части). Можно объявить это субботником (без приказа, конечно), подавить на сознательность (для себя же стараемся) или другим способом. Можно даже и заплатить какую-то сумму. Но в виде премии из бюджетных источников. А оплату выполненных работ (или её части) получить от организации-подрядчика.

Оплата таких работ или услуг своим сотрудникам из бюджетных средств требует определённых навыков. Ведь надо же сэкономить, в том числе и на тех же сотрудниках, которым впоследствии будет эта доплата выплачена. Для этого хорошо подходит существующая в бюджетной сфере трёхкомпонентная оплата труда: ставка, доплаты за квалификацию и выплаты за достижения в текущем месяце или квартале. Вот этим третьим компонентом можно регулировать вопросы доплаты. Например, еженедельно поручать сотрудникам выполнять небольшие задания, пусть даже не входящие в их служебные обязанности. Всегда кто-то что-то не выполнит. В результате человек пишет объяснительную – лишение этой доплаты (или части) юридически обосновано. Но бюджетом отпущены на это небольшие суммы по сравнению с текущими запросами руководителя. В помощь для решения этого вопроса как нельзя лучше подошли майские указы президента, требующие поднять бюджетникам среднюю зарплату до уровня средней (или полуторной, или двойной) по региону. Но повышение оплаты труда произведено не конкретному работнику (ставка осталась прежней), а отдана на откуп организации, то есть руководителю. Распределение этих, уже более весомых средств, производится с учётом мнения трудового коллектива (созданы специальные комиссии). Но на то и существует руководитель, чтобы правильно создать комиссию, а точнее получать необходимые решения. Эта комиссия руководствуется определённым Положением, которое составлено опять же исходя из интересов организации (или руководителя).

Улучшение материально-технической базы при бюджетном финансировании – процесс не очень благодарный. Муниципальных средств всегда не хватает. А если и выделены, то время уходит на согласование, подготовку, саму реконструкцию, поэтому реальная экономическая отдача может быть через несколько лет, а должности можно лишиться раньше. Большим подспорьем для решения этого вопроса является участие в конкурсах на получение грантов.

Гранты выделяются общественным организациям. Но можно создать и кооптивные (карманные) общественные организации. Ведь уже существует кадровый ресурс – бухгалтерия, юридическая и прочие службы. Номинальным руководителем такой общественной организации можно выбрать или назначить подходящего специалиста (руководителю запрещено). Можно даже принять в члены несколько человек, не являющихся работниками муниципального учреждения. Т. е. формальное создание такой организации не является сколько-нибудь сложным процессом.

Выделяемые гранты кроме финансовой составляющей имеют и высокое моральное значение, особенно президентские. Получается, что президент лично поддержал ту или иную идею, а точнее деятельность общественной организации в определённом направлении. Можно сказать и так: президент выделяет средства на формирование демократического гражданского общества путём финансовой поддержки деятельности социально значимых общественных организаций.

Идея (проект) гранта формируется путём «мозговых штурмов» на планерках, методических днях, персональных заданий методистам и т. п. Приветствуются идеи и извне. Механизм реализации проекта подгоняется под уставные задачи и организационно-технические возможности муниципальной организации. Подготовка и реализация проекта так же легко осуществляется силами и работников муниципального учреждения, в т. ч. и в основное рабочее время.

Отчётность по гранту осуществляется перед грантодателем:

– по выполненному плану мероприятий (демонстрация количественных и качественных показателей);

– по выполненному финансовому плану закупок товаров и услуг.

Есть ещё и налоговые платежи, и соответствующая отчётность.

Общественные организации не проверяются КРУ, как бюджетные муниципальные организации, и проверка может быть осуществлена только на основании запросов соответствующих организаций (по решению суда, например). Перекрёстные проверки муниципальных и созданных ими общественных организаций так же не осуществляются без серьёзного основания.

Таким образом, получение грантовых средств и реализация грантовых мероприятий легко вписывается в обычную деятельность муниципальной организации, только происходит это через отдельный счёт, открытый для общественной организации. Юридически всё правильно и законно.

Но если по сути дела. Средства, выделенные на построение демократического общества через реализацию социально-значимого проекта путём деятельности общественных организаций, по факту реализуются через муниципальную организацию, пополняя её материально-техническую базу и повышая материальное благосостояние администрации через созданные ими кооптивные общественные организации. Не будем останавливаться на всем известных схемах закупки товара и услуг по завышенным ценам. Есть и другие, законные способы. Например, муниципальная организация имеет в своей структуре базу отдыха (стационар и т. п.). При проведении мероприятия по гранту участников грантового мероприятия можно разместить на этой базе, получив при этом законную прибыль в виде платных услуг.

В силу значительного материально-технического и кадрового неравенства между муниципальными и общественными организациями, кооптивные общественные организации имеют значительное преимущество при формировании и реализации грантового проекта. В настоящее время руководители муниципальных организаций даже негласно соревнуются между собой за количество полученных грантов и объём денежных средств, полученных по ним. Выделение финансовых средств в том же объёме непосредственно муниципальным учреждениям более эффективно решило бы вопросы материально-технического обеспечения, нежели через кооптивные общественные организации.

Самое негативное в этой ситуации– даже не в том, что искажается сама идея грантовой поддержки общественно значимых инициатив; что средства, выделенные с целью развитие гражданского общества, уходят на пополнение материальной базы бюджетных организаций и оплату труда руководителей проекта (администрации). Значительно больший вред несёт деятельность кооптивных общественных организаций тем, что реальные общественные организации, работающие по реализации социальных вопросов, теряют веру в смысл своей деятельности; тем, что работники муниципальных учреждений, а не члены общественной организации, обязаны в принудительном порядке реализовывать грантовые мероприятия. В этих случаях выделение грантовой поддержки для построения элементов демократического общества даёт обратный, негативный эффект.

Вышестоящее руководство одобряет такие действия. Проведены мероприятия, улучшена материальная база без вливания бюджетных средств, и при этом закон соблюдён. Руководителей таких муниципальных учреждений нужно повышать по вертикали власти.

 

В. А.Ченцов,

О. И. Журавлёва

Проектное управление развитием детского туризма
в Белгородской области

Project management of children's tourism development in Belgorod region

Авторами представлен опыт экскурсионной деятельности Белгородского областного Центра детского и юношеского туризма и экскурсий в основу которого составляет программно-проектный подход к детскому туризму. Кратко описана разработанная и реализуемая региональная целевая программа развития школьного туризма для учащихся Белгородской области «Моя Родина– Россия. От родного Белогорья– к святыням Отчизны».

The authors present the experience of excursion activities of the Belgorod regional Center of children and youth tourism and excursions, which is based on the program and project approach to children's tourism. The developed and implemented regional target program of development of school tourism for students of Belgorod region «My homeland– Russia» is briefly described. From the native white mountains - to the shrines of the Motherland».

Ключевые слова: детский туризм туристско-краеведческая деятельность, экскурсионная деятельность, массовые формы деятельности, программно-проектный подход, школьный туризм, детские туристские клубы.

Keywords: children's tourism tourism-local history activity, excursion activity, mass forms of activity, program-project approach, school tourism, children's tourist clubs.

 

Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий – государственное автономное учреждение дополнительного образования, выполняющее помимо реализации дополнительных образовательных программ еще и функции регионального координатора туристско-краеведческой деятельности с обучающимися Белгородской области.

Реалии XXI века таковы, что самой массовой формой туристско-краеведческой деятельности сегодня является экскурсия. Белгородский областной Центр детского туризма занимается организацией экскурсий для школьников с 2003 года. За это время нами проведено более 4000 экскурсий, в которых приняли участие более 150 тысяч детей.

Именно с развития экскурсионной деятельности в области началось осуществление программно-проектного подхода к детскому туризму. В 2008 году была разработана областная целевая программа развития школьного туризма для учащихся Белгородской области «Моя Родина – Россия. От родного Белогорья – к святыням Отчизны». Это был первый подобный опыт в Российской Федерации.

С 2014 года в области стала активно использоваться система проектного управления. В числе прочих были реализованы и проекты, посвященные детскому туризму. Одним из самых масштабных стал межведомственный проект «Развитие детского туризма на территории Белгородской области». Его реализация с 2015 года и идущий сейчас постпроектный мониторинг позволили вовлечь практически всех школьников области в экскурсионную деятельность на некоммерческой основе.

В области создана целая система экскурсионно-образовательной деятельности для школьников. Основной акцент сделан на туристско-краеведческие объекты, расположенные вблизи образовательных учреждений, на территории родных поселений, достопримечательности своего района (города). Экскурсионная деятельность строится расширительно с учетом возраста детей: маленькие дети начинают с экскурсий простых, близкорасположенных, с интерактивными и игровыми элементами. Для более старших детей усложняется тематика и форма подачи материала, удлиняется маршрут. Образовательные учреждения сами разрабатывают местные учебно-тематические экскурсии, что послужило основой для формирования туристской инфраструктуры своего поселения, района (города). К детским экскурсиям привлечены также предприятия (по области их более 60). Ежегодно школьники области совершают около 10 тысяч экскурсий.

Да, для развития экскурсионной деятельности в Белгородской области есть все условия: богатое историческое наследие, разработанные маршруты, развитая инфраструктура.

А вот для развития походного туризма Белгородская область, на первый взгляд, мало пригодна: у нас нет гор и больших лесов, не очень богаты мы водными ресурсами, большая часть территории области интенсивно используется в сельском хозяйстве, вся область перерезана развитой сетью автодорог. [Для справки: Территория области 27 134 км², население 1 547 418 чел. Реками, озёрами, болотами занято около 1 % территории. Лесистость области составляет 8,6 %].

Тем не менее, достижения белгородцев в детском туризме общеизвестны. Ежегодно школьники области совершают около 2 тысяч походов (однодневные, походы выходного дня), а команды Белгородской области успешно участвуют во Всероссийском слете юных туристов, в Туристском слете учащихся Союзного государства. Откуда берутся такие результаты? На наш взгляд, благодаря продуманной региональной политики.

Это хорошо видно на примере водного туризма. Да, Белгородская область обладает небольшим природно-рекреационным потенциалом для проведения водных туристских походов. Менее 1 % территории области покрыто поверхностными водами. Но вопреки всему с 1 апреля 2019 года в области реализуется новый проект «Развитие детского водного туризма на территории Белгородской области».

Цель проекта: в нашей абсолютно сухопутной области создать условия и привлечь школьников к занятиям водным туризмом.

Способом достижения цели проекта должны стать детские клубы водного туризма, созданные на базе 5 учреждений дополнительного образования туристско-краеведческого профиля. Это будут общественные объединения любителей водного туризма, которые займутся популяризацией и развитием водного туризма не только в своем муниципальном образовании, но и на закрепленной территории, где нет УДО туристского профиля. Клубы будут обеспечивать подготовку кадров для занятий детским водным туризмом; разработку маршрутов для водных походов, материально-техническое и методическое обеспечение.

Для подготовки руководителей водных походов с детьми в 2020 году планируется проведение курсов по 72-часовой программе «Организатор детско-юношеского туризма». Не менее 25 педагогических работников пройдут теоретическую и практическую подготовку на занятиях в аудиториях, а затем совершат учебный водный поход. В результате слушатели курсов получат удостоверение о повышении квалификации и звание «Организатор детско-юношеского туризма». В дальнейшем эти педагоги смогут сами заниматься организацией и проведением походов с детьми, а также готовить руководителей походов.

Ежегодно также будут проводиться обучающие семинары-практикумы, на которых опытные инструкторы будут обучать начинающих руководителей походов из числа педагогических работников.

В настоящее время на территории Белгородской области для развития водного туризма наиболее перспективны реки Оскол, Северский Донец, Тихая Сосна, Нежеголь. Уже сейчас в рамках проекта 5 детских клубов водного туризма (учреждения дополнительного образования туристско-краеведческого профиля) разработали 10 маршрутов по этим рекам. В дальнейшем по этим маршрутам смогут ходить в походы все желающие детские группы.

Целевая аудитория проекта «Развитие детского водного туризма на территории Белгородской области» – это школьники 5-11 классов. Но нельзя так просто взять и повести детей в водный поход. Обязательным условием является подготовка детей к водным походам. С этого учебного года в каждом учреждении дополнительного образования туристско-краеведческого профиля в имеющиеся программы по туризму («Юные туристы», «Туристы-краеведы» и т. п.) введен 24-часовой модуль «Водный туризм». Для обучающихся будут проведены теоретические и практические занятия, а потом уже они пойдут в водные походы.

Основное время для водных походов – лето. Это еще и пора каникул, отдыха в детских оздоровительных лагерях. Проект предусматривает проведение профильных туристских смен. В лагере будет действовать летняя школа водного туризма, где дети получат необходимые туристские умения и навыки, а затем смогут совершить водный поход. В 2020 году в профильной смене примут участие обучающиеся учреждений дополнительного образования туристско-краеведческого профиля, а в 2021 году профильные смены пройдут для школьников всех муниципалитетов.

Развить водный детский туризм можно только при наличии снаряжения. В результате проекта каждое учреждение дополнительного образования туристско-краеведческого профиля будет иметь комплект снаряжения. Для укомплектования необходимым оборудованием и снаряжением группы водных туристов в количестве 20 человек примерные затраты составят 712,5 тысяч рублей. А на весь проект планируется выделить из областного бюджета 9 млн. 56 тыс. рублей.

Для освещения проекта на сайте БОЦДЮТиЭ создана веб-страница. Здесь размещаются новости о реализации проекта, например, уже можно найти информацию о разработанных маршрутах, а потом мы будем рассказывать о совершенных походах, а также проводить конкурсные мероприятия для участников водных походов.

Таким образом, опыт Белгородской области свидетельствует о том, что метод проектного управления вполне применим и к сфере детского туризма. Реализация проектов влечет за собой не только внимание и контроль со стороны региональной власти, но и постепенное решение проблемных вопросов, в том числе за счет дополнительного финансирования.

 



2019-12-29 193 Обсуждений (0)
Управление и развитие туристской деятельности в России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Управление и развитие туристской деятельности в России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (193)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)