Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Краткая история развития детско-юношеского туризма и краеведения в Астраханской области



2019-12-29 282 Обсуждений (0)
Краткая история развития детско-юношеского туризма и краеведения в Астраханской области 0.00 из 5.00 0 оценок




Short story of child-youth tourism and
local lore of Astrakhan region

Статья является кратким очерком истории развития детско-юношеского туризма и краеведения в Астраханской области с момента основания Астраханской областной детской туристской станции в 1945 году до реорганизации в 2007 году Областного Центра детско-юношеского туризма и экскурсий.

The article is a brief sketch of the history of the development of child-youth tourism and local lore in the Astrakhan region from the founding of the Astrakhan regional children's tourist station in 1945 to the reorganization in 2007 of the Regional Center of child-youth tourism and excursions.

Ключевые слова: детско-юношеский туризм, краеведение, экскурсии, туристско-краеведческая деятельность, походы, туристская база, платочный лагерь.

Key words: child-youth tourism, local history, excursions, tourist and local history activities, hiking, tourist base, camp.

 

В 2020 году исполняется 75 лет со дня организации Астраханской областной детской экскурсионно-туристской станции, положившей начало развития детско-юношескому туризму в регионе.

С момента открытия в 1945 году (решение Исполнительного комитета Астраханского Совета депутатов трудящихся № 789 от 23. 08. 1945 г.) Астраханская ОДЭТС занималась организацией экскурсий, путешествий и походов для школьников по городу, области и за её пределы.

Первоначально коллектив станции был невелик (директор, бухгалтер, методист): вся работа организовывалась на базе школ. Станция тогда занимала небольшую полутемную комнату по ул. Достоевского (ныне ул. Коммунистическая).

Ежегодно с 1947 года на летний период ОДЭТС организовывала работу временной экскурсионно-туристской базы для приема школьников области и юных экскурсантов из других регионов страны. С 1948 года в летний период ежегодно проводился «плавучий» лагерь по маршруту Астрахань – Москва – Астрахань, в котором в летний период отдыхали около 650 школьников.

Удалось установить имя первого директора учреждения – Балченко Н. С. Вплоть до начала пятидесятых годов в учреждении сменилось 5 директоров.

С назначением директором Астраханской ОДЭТС Варзера М. Ф. в 1951 году туристско-краеведческое движение в области получило новое развитие. Его стремление развивать краеведение: изучать культуру, народное творчество, историю, природу своего края– стало главным направлением в работе станции на многие годы. С целью дальнейшего расширения и закрепления полученных в школе знаний, разрабатываются экскурсионные маршруты на местном материале: в Астраханский заповедник, на грязелечебный курорт «Тинаки», опытную сельско-хозяйственную станцию села Началово, на Шаренный бугор (археологический памятник XII века), разрабатываются многочисленные маршруты однодневных и многодневных походов.

В 1952 году на участке Астраханского заповедника впервые был организован лагерь туристского актива с трехнедельным сроком пребывания. За это время ребята совершали выезды на взморье, походы по территории заповедника, проводили исследовательскую и краеведческую работу. В последующие годы лагерь организовывался в Черноярском, Красноярском и других районах области.

В августе 1955 года прошел Первый областной слет юных туристов-краеведов, в котором приняло участие 300 школьников (были представлены все районы области и города). Место слета (пионерский лагерь им. Зои Космодемьянской в с. Килинчи) явилось конечной точкой маршрутов многодневных походов команд-участниц: пешеходных, водных (на шлюпках и лодках), велосипедных. Программа первого слета сильно отличалась от программы слетов наших дней. Кроме традиционных туристско-краеведческих видов (установка палатки, разведение костра, ориентирование, определение скорости течения и глубины реки) сюда были включены и соревнования по бегу, прыжкам в длину, демонстрация авиамоделей, художественная самодеятельность.

В том же 1955 году Астраханская ОДЭТС в качестве главного организатора включилась в туристско-краеведческое движение «Всероссийская экспедиция пионеров и школьников». На основе заданий научных, хозяйственных организаций, а также музеев было разработано положение, были подготовлены маршрутные книжки, карты районов и паспорта с характеристикой объектов, с заданиями, которые необходимо было выполнить в пути. Во Всероссийской экспедиции приняло участие 2174 учащихся из школ города и области, 243 человека за совершение пеших, водных и велосипедных походов были награждены значком «Турист СССР». В одно-трехдневных походах в тот год приняло участие 6734 школьника, из которых 500 человек были награждены значком «Юный турист».

С конца 50-х гг. расширяется штат педагогических работников ОДЭТС, так, в 1957 году при областной станции функционировало 18 кружков преимущественно туристско-спортивной направленности.

С 1962 года Астраханская детская экскурсионно-туристическая станция, объединенная с «Детским пароходством», разместилась на дебаркадере в центре города в живописном месте на стрелке Волги и р. Кутум, который стал стационарной базой на 100 мест для приема в летний период астраханских и иногородних детей.

Одним из основных видов деятельности практически с первых лет работы АОДЭТС стала учебно-методическая работа. К юбилейным датам выпускались фотоальбомы, наглядные пособия по истории города, готовились фотовыставки для туристско-краеведческих вечеров, для организаторов экскурсионно-туристской работы разрабатывались «Памятки и примерные планы занятий кружков». Самым популярным видом работы с кадрами в эти годы становятся семинары для руководителей кружков, пионервожатых, работников пионерских лагерей.

В 1980 году произошло разъединение с «Детским пароходством» («Клуб моряков»). Астраханская ОДЭТС получила в пользование здание бывшего общежития педучилища по ул. Коммунистическая, 38\13 (Приказ ОНО Астраханского облисполкома от 4. 01. 1981 года), в котором разместились учебные классы, методические кабинеты, актовый зал на 50 мест, большое складское помещение для туринвентаря; в здании же расположилась туристская база для приема школьников на 54 места.

Память сохранила немало имен людей, преданных делу детского туризма и краеведения, отдавших немало лет работе, воспитавших плеяду замечательных туристов, краеведов, историков.

Это и директор станции Стукалов Виктор Викторович, проработавший более 10 лет директором.

Его приемник, пришедший на станцию в 1970 году в должности методиста и проработавший до конца дней своей жизни– Николаев Александр Владимирович.

Много лет проработали на станции Надежда Ивановна Кудряшова, Валентина Павловна Сердюкова, Ирина Александровна Сурина, Любовь Григорьевна Халаева, Любовь Ивановна Борисова, Людмила Петровна Трифонова, Илья Владимирович Головачев, Владимир Александрович Дедурин.

С 1973 года работал на станции юных туристов Василий Иванович Романов. Будучи чемпионом СССР по велотуризму, имея звание «Мастер спорта СССР», Романов В. И. был активным пропагандистом этого вида туризма среди воспитанников. С его именем связано зарождение в Астрахани спортивного ориентирования.

С 1996 по 2002 год центр возглавлял Михаил Анатольевич Кирокосьян.

В 1996 году областная детская экскурсионно-туристическая станция была переименована в Центр детско-юношеского туризма и экскурсий. Одним из направлений деятельности центра в эти годы становится налаживание экскурсионно-лекционной и издательской деятельности. Выпускаемые учреждением методические разработки, сценарии тематических мероприятий, праздников, игр пользуются большим спросом в школах города и области. Для учащихся городских и районных школ, а также приезжих разработаны экскурсионные программы по культурно-историческим и природным объектам города и области.

В 90-е гг. из-за финансовых трудностей катастрофически сокращается количество летних категориальных походов в отдаленные районы. Единственным выходом в организации летней оздоровительной работы стало создание 10-дневных туристских лагерей с малыми материальными затратами. Ежегодно с 1997 по 2007 года в туристском палаточном лагере, проводимом ЦДЮТиЭ в рамках летнего оздоровления, отдыхали порядка 100 юных туристов.

В эти годы, внедряя инновации, коллектив центра старался сохранить сложившиеся в советское время традиции детско-юношеского туризма и краеведения, накопленный предшественниками опыт: организовывались соревнования по спортивному ориентированию, туристские слеты и соревнования по технике пешеходного туризма, соревнования по водному туризму. Ежегодно Центром проводилось порядка 25-30 массовых туристско-краеведческих и туристско-спортивных мероприятий регионального уровня. Лучшие команды выезжали на Всероссийские мероприятия: соревнования по спортивному туризму, слеты туристов-краеведов, конференции.

В 1998 году ЦДЮТиЭ активно включается во Всероссийское туристско-краеведческое движение «Отечество», что способствовало расширению профилей действующих кружков: юные туристы-экологи, фотографы, географы, этнографы, геологи и спелеотуристы; возрождается велотуризм, наметились перспективы развития детского скалолазания.

На должный уровень была поднята краеведческая исследовательская работа– при центре создано краеведческое научное общество учащихся. Совместно с Русским географическим обществом совершались экспедиции по изучению природы и культурно-исторического наследия Астраханского края, члены КНОУ ежегодно представляли свои краеведческие исследования на Всероссийской конференции «Отечество»

Значительно выросло в этот период количество многодневных категорийных походов, было полностью обновлено походное снаряжение. В среднем, 170 учащихся Центра ежегодно в каникулярное время совершали многодневные степенные и категорийные походы как по Астраханской области, так и за её пределы, тысячи ребят в течение учебного года совершали походы выходного дня.

При учреждении функционировала туристская база и экскурсионное бюро. Проживание на базе было привлекательно для иногородних школьников (стоимость проживания в 2-3 раза была ниже услуг гостиниц города). На заработанные за счет платных дополнительных услуг средства приобреталось туристское снаряжение и оборудование, проводились массовые туристско-спортивные мероприятия и походы.

Для образовательных учреждений области и города, где действовали детские туристско-краеведческие объединения, ЦДЮТиЭ являлся центром методической и консультативной помощи педагогам дополнительного образования и учителям школ по вопросам туристско-краеведческой деятельности, инициатором внедрения отраслевых инноваций, организатором областных семинаров, профессиональных смотров-конкурсов, популяризатором детского туризма и краеведения в регионе. Туристско-краеведческая работа со школьниками велась практически во всех районах области: при районных Центрах дополнительного образования функционировали отделы детского туризма и краеведения, проводились районные туристские слёты и соревнования.

Центр курировал работу более 50 школьных музеев Астраханской области, осуществляя их паспортизацию, являлся организатором региональных этапов Всероссийского смотра-конкурса школьных музеев.

В 2005 году здание по улице Коммунистической 38/13, в котором Центр располагался на протяжении почти четверти века, было передано другому учреждению, а самому центру выделено 3 комнаты в здании Морского центра. А в 2007 году и само учреждение «Центр детско-юношеского туризма и экскурсий» было реорганизовано и присоединено к Центру эстетического воспитания детей и молодежи. Это привело к уходу профессиональных туристских кадров из сферы детского туризма, и, соответственно, к массовому свёртыванию в образовательных организациях города и области туристско-краеведческого направления работы со школьниками. Потеря профессиональных кадров, в итоге, свела на нет походную деятельность детей и подростков (последний категорийный поход с обучающимися датируется, согласно журналу учета походов, 2012 годом).

Автор статьи выражает надежду, что те грандиозные преобразования в области детско-юношеского туризма, запланированные Правительством РФ в рамках «Десятилетия детства», непосредственно коснутся Астраханской области, что будет разработана региональная программа развития туристско-краеведческой деятельности, в соответствии с которой детский туризм обретет и профессиональные кадры, и современную инфраструктуру.

В статье использованы архивные материалы отдела по развитию детско-юношеского туризма, краеведения и спорта ГАУ ДО АО «ЦЭВДиМ».

 

 

В. А. Абаев,
Т. В. Барышникова,
Е. Ю. Кизиляева

Организация и проведение спортивного туризма
и спортивного ориентирования в рамках городского проекта
«Педагогические сезоны» в Санкт-Петербурге
в целях оздоровления и физического развития населения

Organization and conduct of sports tourism and orienteering
in the framework of the city project “Pedagogical seasons” in St. Petersburg
in order to improve the health and physical development of the population

В статье рассматриваются вопросы оздоровления и физического развития населения средствами активного туризма. В частности, включения элементов массовых видов спорта– спортивного туризма и спортивного ориентирования в организацию и проведение городского проекта «Педагогические сезоны», прошедшего на базе РГПУ им. А. И. Герцена летом 2019 года.

Annotation: In this article the issues about the issues of recovery and physical development of the population by means of active tourism. In particular, the inclusion of elements of mass sports– sports tourism and orienteering in the organization and implementation of the city project «Pedagogical Seasons», held on the basis of the Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen in the summer of 2019.

Ключевые слова: испытание (тест) «Туристский поход с проверкой туристских навыков» ВФСК ГТО, спортивный туризм, спортивное ориентирование, оздоровление и физическое развитие населения.

Keywords: Russian sports complex «Ready for Labor and Defense» (GTO) tourism test, tourism, orienteering, improvement, physical development.

 

Спортивный туризм и спортивное ориентирование– массовые виды спорта, средства которых возможно эффективно применять для оздоровления и физического развития населения всех возрастных групп. Актуальность данных видов в настоящее время обусловлена наличием испытания (теста) «Туристский поход с проверкой туристских навыков» во Всероссийском физкультурно– спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) с III по IX ступень. Его протяженность определяется в соответствии с возрастными требованиями и составляет 5 км на III, VIII, IX, 10 км на IV, V, VII и 15 км VI на ступени соответственно. В данный тест входит ориентирование на местности по карте и компасу, выбор места для установки палатки, разжигание костра, способы преодоления препятствий и др. Летом 2019 года на базе РГПУ им. А. И. Герцена проходил Городской проект «Педагогические сезоны». Данное мероприятие включало различные мастер-классы, лекции и воркшопы, рассчитанные на широкую аудиторию. Мы принимали непосредственное участие в организации и проведении мастер-классов по спортивному туризму и спортивному ориентированию в рамках проекта. Раздел «спортивный туризм» включал: теоретические основы туристской деятельности, работу с веревками (вязание узлов) и веревочный городок. Раздел «спортивное ориентирование» включал: теоретические основы спортивного ориентирования, спортивное ориентирование в лабиринте (ультраспринт) и на территории Университета (ориентирование по выбору).

Каждый из вышеперечисленных пунктов требовал тщательной подготовки оборудования и инвентаря в целях обеспечения безопасности участников. В ходе работы площадок нами было проведено исследование в целях определения влияния организации данных туристских мероприятий (и активного туризма в целом) на оздоровление и физическое развитие населения.

Задачи:

1. Определить исходный и достигнутый уровень туристских знаний, умений и навыков участников проекта, роль средств активного туризма в жизни населения.

2. Повысить уровень туристских знаний, умений и навыков населения.

3. Изучить влияние мастер-классов по спортивному туризму и спортивному ориентированию, прошедших в рамках проекта «Педагогические сезоны» на оздоровление и физическое развитие населения.

Методы исследования: анализ литературы, тестирование, опрос, методы математической статистики.

Наше исследование было проведено на базе РГПУ им. А. И. Герцена. В тестировании уровня туристских знаний, умений и навыков приняли участие 30 школьников младших классов, проходивших туристские этапы. Опрос был проведен среди участников организованных нами туристских мероприятий различных возрастных групп. Общее число респондентов – 547. Период исследования июнь – август 2019 года.

Результаты исследования:

Из анализа литературных источников и нашего непосредственного опыта работы в области активного туризма, следует, что он оказывает положительное влияние на здоровье и физическое развитие населения [1,2,3].

Тестирование исходного уровня туристской подготовленности показало, что у большинства участников мероприятия она отсутствует. Так, 87,5 % школьников не имеют представления о теоретических основах туризма и спортивного ориентирования, 98% участников не знают туристских узлов, 95,5 % не умеют читать карту, 100 % не могут надеть обвязку для прохождения веревочного городка без помощи организаторов.

Опрос, проведенный до занятий, показал, что уровень туристских знаний, умений и навыков населения недостаточен, так:

– 65,5% опрошенных не имели представления о существовании видов спорта спортивный туризм и спортивное ориентирование;

– 86,5% опрошенных не применяют средства активного туризма в жизни;

– 78,4 % опрошенных не были в походе с ночевкой в полевых условиях.

Тестирование достигнутого уровня туристской подготовленности свидетельствует об ее улучшении. Так, у 100 % школьников сформировано представление о теоретических основах туризма и спортивного ориентирования, 78,5% участников научились вязать туристские узлы (восьмерка, встречный, восьмерка-проводник, прямой), так же сформировано представление о других узлах и их применении на практике, 100 % научились читать карту спортивного лабиринта (ультра спринта) и карту территории университета, 67,5 % научились надевать обвязку для прохождения веревочного городка без помощи организаторов.

Опрос, проведенный после занятий, показал, что уровень туристских знаний, умений и навыков населения повысился на статистически достоверном уровне, так:

– 100 % опрошенных имеют представление о видах спорта: спортивный туризм и спортивное ориентирование, о спортивно-оздоровительном туризме;

– 30,4 % опрошенных применяют средства активного туризма в жизни (участвуют в походах выходного дня (ПВД), массовых стартах по спортивному ориентированию);

– 34,6 % опрошенных сходили в поход с ночевкой в полевых условиях.

Выводы:

1. В ходе исследования определено, что исходный уровень туристских знаний, умений и навыков участников проекта недостаточен.

2. В результате прохождения наших мастер-классов все участники узнали теоретические и практические основы спортивного туризма и спортивного ориентирования. Сформировали навыки в области активного туризма.

3. Наши мастер-классы оказали следующее влияние: все участники ознакомились со спортивно-оздоровительным туризмом и его эффективным применением для развития физических способностей и оздоровления. 64,5 % опрошенных отметили желание применять полученные знания в жизни.

На наш взгляд, данное мероприятие актуально и необходимо для жителей города, в большинстве случаев ведущих малоподвижный образ жизни. Проведение подобных мероприятий для широкой аудитории будет способствовать формированию здорового образа жизни, оздоровлению и физическому развитию населения, успешному выполнению испытаний (тестов) ВФСК ГТО.

Список литературы:

1. Абаев А. В. Фарбей В. В., Филиппов В. В., Скорохватова Г. Г., Кизиляева Е. Ю., Борисевич А. В. Организация и проведение туристских походов в образовательных учреждениях / Учебно-методическое пособие. Под ред. В. В. Фарбея– СПб, изд-во «Печатный элемент», 2018. – 143 с.

2. Кизиляева Е. Ю. Голиков В. И. Влияние испытания (Теста) «Туристский поход с проверкой туристских навыков» ВФСК ГТО на развитие физических способностей и здоровье школьников. Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы обеспечения безопасности в детско-юношеском и спортивно-оздоровительном туризме», посвященная 100-летию государственной системы детско-юношеского туризма. : сборник научных статей/ сост. Ю. С. Константинов, И. А. Дрогов, Д. В. Смирнов / под общ. Ред. д. п. н. Ю. С. Константинова. – М. : МОО МАДЮТК., 2018– С. 141– 144.

3. Федотов Ю. Н., Спортивно-оздоровительный туризм: учебник для студентов вузов / Ю. Н. Федотов, И. Е. Востоков; [под ред. Ю. Н. Федотова]. – [2-е изд., стер. ]. – М. : Советский спорт, 2004. – 328 с.

Л. П. Селиванова,
Н. М. Романова



2019-12-29 282 Обсуждений (0)
Краткая история развития детско-юношеского туризма и краеведения в Астраханской области 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Краткая история развития детско-юношеского туризма и краеведения в Астраханской области

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (282)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)