Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Инновации в содержании и условиях проведения слетов юных краеведов-туристов как пример модернизации дополнительного образования в сфере туристско-краеведческой деятельности



2019-12-29 206 Обсуждений (0)
Инновации в содержании и условиях проведения слетов юных краеведов-туристов как пример модернизации дополнительного образования в сфере туристско-краеведческой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Innovations in the content and conditions of the meetings of young local historians-tourists as an example of modernization of additional education
in the field of tourism and local history

Всероссийский слет туристов краеведов по масштабам задач выходит за рамки обычного туристского слета школьников. В статье описаны новационное содержание и условия слетов краеведов-туристов.

The all-Russian gathering of tourists of local historians on scales of tasks leaves frames of usual tourist gathering of schoolboys. The article describes the innovative content and conditions of meetings of local historians-tourists.

Ключевые слова: учебно-исследовательская деятельность; слет краеведов-туристов, полевой лагерь, представление команд; полевая конференция; контрольно-туристский маршрут; разработка историко-краеведческой экскурсии или экологической тропы; описание краеведческого или экологического объекта; обычаи, обряды моего народа; знатоки-краеведы; мини-исследования.

Keywords: educational and research activities; gathering of local historians-tourists, field camp, presentation of teams; field conference; control and tourist route; development of historical and local history excursion or ecological trail; description of local history or ecological object; customs, rituals of my people; experts-local historians; mini-research.

 

Учебно-исследовательская деятельность учащихся представляет собой особую форму организации учебного процесса. В ее основе лежит самостоятельная поисковая работа, направленная на приобретение новых знаний. Она способствует формированию опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру.

Разрабатывая всероссийские мероприятия краеведческого направления, Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения учитывает те глобальные процессы, которые идут в современном мире, в том числе и образа жизни в современном постиндустриальном обществе. Эти процессы зачастую входят в противоречие с национальными особенностями народов. Образование единого культурного пространства не означает исчезновения, отрицания культурных традиций как у каждого народа в отдельности, так и в пределах историко-культурных областей. Именно в них находят проявление локальные варианты общественной культуры.

В последние годы одной из подобных активных форм становятся Всероссийские слеты юных туристов-краеведов (историков, этнографов, экологов).

Впервые слет юных туристов-краеведов (это были туристы-экологи) был проведен ЦДЮТур РСФСР еще в 1991 г. Данный слет был призван активизировать учебно-исследовательскую деятельность по природоведческим направлениям школьного краеведения в тех регионах, где эта деятельность была развита слабо. Однако программа этого– первого слета была несколько однобокой. Так, среди специальных заданий на экологическом КТМ 80% так или иначе были географическими. Следующий слет (1996 г.) устранил данный дисбаланс. Программа слета стала базироваться на таких школьных дисциплинах как экология, биология, география, химия, физика, астрономия.

Начиная с 1997 г. в программе появились два новых направления: «Туристы краеведы– историки, этнографы» и «Юные геологи». Программы слета по этим разным направлениям организаторы старались стандартизировать. Так у историков-этнографов появился вид «Разработка историко-этнографического маршрута (экскурсии)». Этот вид соревнований возник по аналогии с «Разработкой экологической тропы» у экологов. Так же появилось «Описание краеведческого объекта». А вид «Краеведческий КТМ» был позаимствован из программ слетов «Моя Родина-СССР». Только на тех соревнованиях это называлось «Кросс-поход» и занимало 2 дня.

Начиная с 2001 года стали проводиться полевые краеведческие лагеря с учебно-исследовательской направленностью. Первый такой лагерь был организован в Республике Марий Эл. Хотя надо заметить, что ЦДЮТур РСФСР проводил похожие лагеря с начала 1980-х годов. Но в программе тех лагерей было больше пассивно-репродуктивных познавательных форм, чем активных. Всероссийские детские туристско-экологические экспедиции на озере Селигер стали проводиться с 1997 года. Их программа уже почти соответствовала полевым учебно-исследовательским лагерям. По существу, на наших глазах возникли контуры некой новой школы, некой новой организации учебного процесса. Похожей на «Школу радости» знаменитого И. Песталоцци.

В Севастополе, в детском оздоровительном центре «Ласпи»
15–21 сентября 2019 года прошел ХХIV Всероссийский слёт юных краеведов: историков, географов, этнографов, туристов и экологов. Слет проводился в соответствии с Планом реализации основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках «Десятилетия детства» (2018-2027 г. г.), в соответствии с Указом Президента РФ №240 от 29. 05. 2017 г. Слет посвящен 75-летию освобождения г. Севастополя от немецко-фашистских захватчиков.

Организацию и проведение Слёта осуществляли ФЦДЮТиК и проводящая организация Субъекта РФ– Государственный бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования города Севастополя «Севастопольский центр туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи». Программа слета включала такие конкурсные виды:

1. Представление команд.

2. Полевая конференция.

3. Контрольно-туристский маршрут (КТМ).

4. Разработка историко-краеведческой экскурсии или экологической тропы.

5. Описание краеведческого или экологического объекта.

6. Обычаи, обряды моего народа (у этнографов-историков).

7. Знатоки-краеведы.

8. Мини-исследования (у экологов-географов)

В слете приняли участие 220 человек из22 команд 16 регионов РФ.

Победителем слета в гуманитарном направлении стала команда «Дружба» МБУДО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» г. Дубны Московской области. Второе место у команды «Ростов Великий» МОУ ДО «Станция юных туристов» Ярославская область, г. Ростов, На третьем месте– команда «Экипаж» ГБОУ ДО «Севастопольский центр туризма краеведения спорта и экскурсий учащейся молодёжи»

В экологическом направлении на 1 месте – команда «Исследователи природы», МБУ ДО ГорСЮТур, МБОУ Лицей г. Нижнего Тагила;

2 место заняла команда «Ростов» МОУ ДО «Станция юных туристов» Ярославская область,

3 место у команды «Комперия» ГБОУ ДО «Севастопольский центр туризма краеведения спорта и экскурсий учащейся молодёжи»;.

В последние годы наиболее плодотворной формой представляется оптимальное сочетание познавательных, исследовательских методик и туристско-спортивных направлений туристско-краеведческой деятельности. Это обеспечивает достижение максимального образовательно-воспитательного эффекта. Причем здесь можно говорить о педагогической системе в подлинном смысле, так как речь идет о массовых формах такой работы.

Важно отметить, что летние слет и лагерь туристов-краеведов неразрывно связаны с ежегодной системой мероприятий. Она включает Всероссийский конкурс учебно-исследовательских краеведческих работ учащихся, участников туристско-краеведческого движения «Отечество», Всероссийскую олимпиаду по школьному краеведению, краеведческие чтения юных краеведов. Так же сюда следует отнести Конкурс методических работ в помощь организаторам туристско-краеведческой работы (проводимый среди педагогов раз в два года) и ежегодные курсы повышения квалификации педагогов дополнительного образования по направлениям ТКД.

Этот цикл стал в последние годы основой, которая обеспечивает учебно-исследовательскую краеведческую деятельность в России программно-методическим материалом, инновационными идеями в области педагогики краеведения. Условия полевого туристского лагеря помогают достичь эффекта более глубокого осознания единства человека и окружающей среды. Интенсивно используются принципы активного обучения, тем самым интегрирую процессы учебной, научной (учебно-исследовательской) и профессиональной деятельности. В условиях полевого туристского лагеря основной единицей содержания выступает не набор определенных знаний, а проблемная исследовательская ситуация. Ее решение базируется на применении знаний из различных науки. Практическая деятельность учащихся и педагогов проходит в развитии, в отличие от организации учебного процесса в школе. Постановка актуальной проблемы и ее разрешение как формы деятельности удалось эффективно перенести и внедрить в исследовательский метод в краеведческих лагерях-слетах.

Участники выступили с интересными докладами на полевой конференции. На полевой конференции рассматриваются выступления учащихся по программам туристско-краеведческого движения «Отечество». Эти краеведческие исследования часто проводятся в составе группы, но встречаются и индивидуальные исследования, проведенные авторами вместе со своими научными руководителями. Каждая команда может представить до 4-х работ. Команде засчитываются два лучших результата от каждой команды.

Большинство представляемых на последних слетах исследований отвечают самым взыскательным требованиям, предъявляемым к учебно-исследовательским работам. Особенно ценны исследования, отражающие какие-либо аспекты многолетних комплексных групповых исследований.

Следующее соревнование «Краеведческий (или экологический) контрольно-туристский маршрут» (ККТМ или ЭКТМ) является одним из самых трудоемких и динамичных в программе слета. Именно в этом соревновании проявляется способность команд показать максимум как туристских, так и специальных научных знаний и навыков. Состав команды 6 человек без руководителя (не менее 2 девушек).

На дистанции вводится ОКВ (общее контрольное время). На всех этапах вводится контрольное время (KB). Результат команды на техническом этапе определяется следующим образом: из оценки этапа в баллах вычитается штраф за невыполнение или неправильное выполнение заданий. Если команда не уложилась в KB этапа, то ее результат равен оценке этапа минус полученный штраф и минус произведение количества участников, не уложившихся в KB, на стоимость участника данного этапа. Стоимость участника определяется делением оценки данного этапа на количество участников команды. На экологических этапах команда выполняет тестовые задания или выполняет только черновые полевые работы. Команда не уложившаяся в KB на этапах экологии, по окончанию контрольного времени покидает этап.

При опоздании на этап (по графику), из КВ работы на этапе вычитается время опоздания на этап (если время опоздания больше KB, то команда получает ноль баллов на этапе и этап не проходит).

Команда допускается к работе на этапах только в полном составе.

Финиш команды на дистанции КТМ по последнему участнику. На финише команды сдают всю маршрутную документацию, карту, зачетную маршрутную книжку, черновики полевых работ.

Общий результат команды определяется суммой баллов, набранных на этапах дистанции, минус штрафные баллы за превышение ОКВ (общего контрольного времени) дистанции. За каждую полную или неполную минуту превышения ОКВ снимается 2 балла.

Если команды набрали одинаковое количество баллов, то преимущество отдается команде, набравшей наибольшее количество баллов на приоритетных этапах (которые будут указаны в информации по дистанции).

Команде разрешается использовать дополнительное снаряжение, которое будет заявлено до старта и прошло проверку заместителем главного судьи по безопасности (например бытовой дозиметр и другие, приборы и приспособления для выполнения краеведческих заданий.).

Возможные этапы и задания:

1. Оказание доврачебной помощи. Транспортировка пострадавшего.

2. Ориентирование на открытом, обозначенном, маркированном, азимутальном маршруте, движение в заданном направлении и по легенде.

3. Подъем по склону с использованием перил, навешенных судейской коллегией.

4. Спуск по склону с использованием перил, навешенных судейской коллегией.

5. Переправа по заранее уложенному бревну с использованием судейских перил.

6. Движение по жердям (кладям).

7. Переправа вброд.

8. Вязка узлов.

9. Поляна заданий 1: предлагаются задания то топографии и географии. Определение: высоты дерева или строения, расстояния до недоступного предмета, крутизны склона, азимута на предмет и предмета по азимуту. Определение и вычерчивание топознаков, отгадывание топографических ребусов, глазомерная топосъемка.

10. Поляна заданий – 2: предлагаются задания по биологии. Команда работает по системе экспресс-тестов, определяя грибы, растения, животных по карточкам или живые объекты. Для историков – этнографов – упрощенный вариант – по карточкам, а так же – объекты Всемирного культурного и природного наследия.

11. Описание народного костюма; Гидрология: описание участка водного объекта, определение качества воды в водоеме.

12. Работа со справочной литературой; Описание травостоя или почвы.

13. Работа с респондентом – интервью; Описание оврага или обнажения.

14. Описание животного мира: насекомые, птицы, млекопитающие.

15. Описание архитектурного объекта.

Этап «Гидрология» может проводиться как в одной точке, так в двух или трех. В первой точке, как правило, это: описание органолептических свойств воды (вкус, цвет, запах). Проведение забора воды (поверхностный, донный), определение прозрачности воды, определение показателя рН, температуры воды.

Во 2-й точке проводится описание участка реки (ручья) или пруда. Оценивается правильное описание коренного берега, формы речной долины, береговой растительности, качества водной массы, степени загрязнения, наличия источников загрязнения, наличие позвоночных и беспозвоночных животных. Выполняется работа по определению расхода воды (для реки, ручья).

В 3-й точке проводится описание родника или другого водоисточника.

При описании родника (колодца) оценивается: точность определения места расположения на карте, описание характера местности, слагаемые породы, характеристика качества воды, скорость течения, расход воды, обустроенность, описание растительности вблизи, влияние родника на окружающую местность.

На этапе «Работа со справочной литературой» команды за ограниченное время должны найти в справочной литературе определение различных терминов или понятий. Здесь проверяется навык работы с литературой и командное взаимодействие, ибо нельзя ответить вовремя на все вопросы, если не будут задействованы все члены команды.

На этапе «Описание травостоя» команды на определенной территории (площадка 1 м х 1 м) проводит описание травостоя. На этапе «Описание почвы» команде предоставляется шурф глубиной до 1,5 метров для описания почвы. Оценивается схематический чертеж почвенного разреза в масштабе 1:10,определение названия каждого имеющегося горизонта, описание каждого горизонта (окраска, структура, механический состав, плотность, новообразования, включения, влажность, характер перехода горизонтов).

Следующий этап посвящен у историков-этнографов работе с респондентом, а у экологов – описанию оврага или другого объекта рельефа. На маршруте историко-этнографического направления командам будет предоставлена возможность взять интервью или записать рассказ местных жителей на соответствующую тему. Оценивается умение брать интервью, полно и правильно записывать рассказ информатора.

В определенном месте команда туристов-экологов проводит описание оврага. Оценивается: определение возникновения оврага, высота и характер склонов, описание пород в обнажениях и обрывах, наличие грунтовых и родниковых вод, описание растительности. Команды пытаются определить, наблюдается ли рост оврага, каковы причины этого.

На этапе «Описание животного мира» проводится определение голосов птиц. Команде дается для прослушивания с магнитофона голоса птиц средней полосы России, после чего определяются и записываются в карточку видовое название птиц и дается их краткое описание. К краткому описанию относится: классификация (отряд, семейство, род, вид), ареал распространения, миграции, численность, отношение к красной книге.

Так же на второй части этого этапа проводится описание муравейника. Команда определяет на карте место нахождения муравейника, описывается место расположения муравейника, природного ландшафта, форма, размеры, материал, повреждения муравейника, территория обитания муравьев, питание муравейника, описание муравьев.

На этапе «Описание архитектурного объекта, традиционной постройки» командам представлено для описания любое находящееся на маршруте строение: храм, усадьба, изба, юрта, сарай и т. п. Необходимо сделать краткое описание.

На определенном участке, команда с помощью бытового дозиметра производит три измерения радиационного фона участка местности. Среднее значение записывается в ЗМК. Этап оборудован судейским дозиметром. Допускается применение командного прибора.

На протяжении всего маршрута команды определяют 2 экологически неблагополучных места (экологи), или 2 неблагополучных мест сохранения культурного наследия (историки-этнографы), наносят их на карту и дают краткую их характеристику в письменной форме. Оценивается точность определения места и полнота описания.

Наиболее творческий конкурс на слете– «Разработка историко-этнографического маршрута» или «Разработка туристской экологической тропы». В этом конкурсе команды имеют более всего свободы в выборе объектов, конфигурации экскурсии или тропы, их концепции и т. п.

Группа (5-8 чел) в течение установленного времени разрабатывает вариант экскурсии (историко-этнографического маршрута или экологической тропы)) в пределах отведенного полигона в населенном пункте или на природной территории. Командам выдается топографическая подоснова, или выдается подробная карта, за границами полигона (для обеспечения показа точных границ полигона). Карту-схему тропы в этом случае команды составляют методами топографической съемки. В маршрут включается не менее 5 объектов, и по общему времени вместе с переходами от объекта к объекту он должен уложиться в 1,5 часа. Некоторые объекты предлагались судейской коллегией, другие объекты команды должны были выбрать сами. В результате разработки тропы команды предоставляются необходимые карты-схемы, текстовый и иллюстрированный материал. Допускается использование вспомогательного материала. Затем происходит защита экскурсии (тропы).

При оценке проекта историко-этнографического маршрута (экологической тропы) оценивалось следующее.

Карта-схема историко-этнографического маршрута (экологической тропы) – полнота информации, грамотность картографического исполнения, наглядность, аккуратность.

Концепция историко-этнографического маршрута (экологической тропы) – грамотность, глубина проработки, учебно-познавательное значение, научная ценность, оригинальность идей.

Объекты – грамотность описания, подход и методики, емкость и полнота изложения, выводы и предложения по охране и использованию объекта.

При устной защите историко-этнографического маршрута и экологической тропы оценивается логичность изложения, владение приемами рассказа и показа, иллюстрации.

Юные краеведы на этом конкурсе работают всегда с большим энтузиазмом. Добываются интересные факты из истории и быта жителей, ценные материалы из личных архивов. Оформляются необходимые карты-схемы маршрута, иллюстративный и текстовый материал. Затем каждая команда защищает свой проект маршрута.

Конкурс знатоков-краеведов – часть обязательной конкурсной программы. В конкурсе-викторине, проходящем в два тура, принимают участие от четырех до восьми человек от команды. За каждый правильный ответ участники получают 1 балл. Допускаются ко второму туру все команды. Место команды определяется по сумме баллов, набранных в обоих турах викторины. Второй тур викторины проходит в виде командного «брейн-ринга». Это способствует увеличению динамичности и зрелищности конкурса. Участники команды, не задействованные в конкурсе, становятся очевидцами борьбы. Они активно переживают. После каждого вопроса правильные ответы оглашаются ведущим, поэтому все присутствующие становятся как бы участниками конкурса.

Конкурс представления команд состоит из рассказа команды о себе и своем регионе с обязательным использованием туристский песен. Время выступления 10 минут. Критерии оценки включают содержание, авторство, качество исполнения, аккомпанемент, оригинальность.

В конкурсе «Описание краеведческого объекта» участникам, как правило предлагается описание храмов, усадеб, памятников архитектуры. Альтернативным заданием для данного конкурса является атрибуция (описание) отдельных предметов музейного назначения (музейных экспонатов).

Очевидно, что целенаправленная работа по данному направлению, проводимая центрами туризма и краеведения в ряде субъектах Российской Федерации, позволила значительно опередить представителей других регионов.

Всероссийский слетов туристов краеведов по масштабам задач выходит за рамки обычного туристского слета школьников. Поэтому среди целей и задач, стоящих перед организаторами, отметим следующие:

– слет юных туристов-краеведов должен был проводиться не просто как соревнование, а как некая школа юных краеведов России, обеспечивающий живое творческое общение, обмен опытом, взаимное погружение в жизнь отдельных городов и деревень, регионов, в жизнь всей страны;

– слет должен был помочь выявить и поддержать ищущих педагогов, активно реализующих данные образовательные программы, поддержать регионы России, в которых краеведение является составной частью учебно-воспитательной работы школ и учреждений дополнительного образования, а региональное руководство уделяет краеведению особое внимание;

– слет призван объединить тех педагогов и целые педагогические коллективы, для которых воспитательная система построена на том или ином направлении краеведческой работы. Работа эта проводится под единой объединяющей социально значимой целью внедрения в повседневную практику педагогически организованной учебно-исследовательской деятельности;

– слет должен проводиться в такой форме, которая обеспечила бы взаимное обогащение краеведческих направлений исследовательской работы с детьми в различных областях человеческой деятельности;

– слет – это смотр достижений, анализ содержания и результатов в поисковой, учебно-исследовательской работе юных краеведов России;

– слет – это обучение юных краеведов новым исследовательским умениям и навыкам по различным исследовательским направлениям и различным исследовательским технологиям через систему уроков на местности;

– слет так же играет роль педагогического совета педагогов-краеведов России, где проводится обмен опытом, корректировка краеведческих программ работы с детьми, координация деятельности образовательных коллективов.

 

 


М. В. Сергеева



2019-12-29 206 Обсуждений (0)
Инновации в содержании и условиях проведения слетов юных краеведов-туристов как пример модернизации дополнительного образования в сфере туристско-краеведческой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Инновации в содержании и условиях проведения слетов юных краеведов-туристов как пример модернизации дополнительного образования в сфере туристско-краеведческой деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)