Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организация работы маршрутно-квалификационных комиссий образовательных организаций Кемеровской области



2019-12-29 232 Обсуждений (0)
Организация работы маршрутно-квалификационных комиссий образовательных организаций Кемеровской области 0.00 из 5.00 0 оценок




Organization of work of the route and qualification commissions of the educational organizations of the Kemerovo region

В статье раскрывается опыт организации работы маршрутно-квалификационных комиссий образовательных организаций Кемеровской области. Приводятся статистические данные о количестве туристско-спортивных маршрутов с учащимися региона за 21 год.

The article reveals the experience of organizing the work of route and qualification commissions of educational organizations of the Kemerovo region. Statistical data on the number of tourist and sports routes with students of the region for 21 years are given.

Ключевые слова: маршрутно-квалификационная комиссия, легализация туристских групп, опыт работы.

Keywords: route and qualification commission, legalization of tourist groups, experience.

 

В Кемеровской области в 1980-х годах маршрутно-квалификационная комиссия (далее – МКК), регистрировавшая туристские группы школьников, функционировала на базе Областной Детской Экскурсионно-туристской станции в г. Кемерово. В 1992 г. данное учреждение было переименовано в «Областной детский экскурсионно-туристский центр», а маршрутно-квалификационная комиссия, работавшая в учреждении, инициировала создание территориальных МКК на базе учреждений дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля в крупных городах Кузбасса. Таких МКК в Кемеровской области в 1992-2000 гг. насчитывалось около десяти. Их количество незначительно менялось в связи с происходившими в этот период процессами реорганизации учреждений дополнительного образования. В настоящее время, продолжая многолетнюю историю деятельности МКК в системе детско-юношеского туризма, на базе ГАУДО «Кемеровский областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий» (далее КОЦДЮТЭ) действует маршрутно-квалификационная комиссия, укомплектованная наиболее опытными педагогическими кадрами области из городов Кемерово, Новокузнецк, Междуреченск, Белово, Анжеро-Судженск – специалистами в различных видах туризма. МКК КОЦДЮТЭ имеет полномочия по пешеходному и горному туризму до 4 категории сложности (далее КС), по лыжному и водному – до 3 КС. В 2017 году были получены полномочия по спелеотуризму до 1 КС. МКК КОЦДЮТЭ является вышестоящей по отношению ко всем МКК образовательных организаций региона, на основании положения, утвержденного Департаментом образования и науки Кемеровской области.

Ежегодно на протяжении более двадцати лет в установленные сроки МКК КОЦДЮТЭ предоставляет в МКК ФГБОУ ДО «Федеральный центр детского и юношеского туризма и краеведения» (г. Москва) (далее –ФЦДЮТиК) отчёт о работе МКК образовательных организаций Кемеровской области. Данные, представленные на диаграмме 1, отображают количество категорийных туристских спортивных маршрутов (далее – ТСМ), зарегистрированных в МКК образовательных организаций Кемеровской области за 21 год.

 

 

Диаграмма 1. Количество категорийных ТСМ, зарегистрированных в МКК образовательных организаций Кемеровской области
за период 1998-2018 гг.

Ещё на стыке тысячелетий в регионе регистрировалось 130 категорийных туристских спортивных маршрутов с учащимися. В последующее десятилетие произошло значительное (в 2 раза!) снижение количества категорийных маршрутов. В 2018 году в МКК образовательных организаций прошли регистрацию только 42 группы. Основная причина отрицательной динамики, по нашему мнению,– кадровая. Снижается количество педагогов, имеющих опыт участия и руководства ТСМ второй КС и выше. Количество некатегорийных ТСМ с учащимися, напротив, увеличилось с 2013 года.

 

 

Диаграмма 2. Количество некатегорийных ТСМ, зарегистрированных в МКК образовательных организаций Кемеровской области за период 1998–2018 гг.

 

В 2012 году в результате сравнения количества туристских групп учащихся, зарегистрированных в МКК образовательных организаций Кемеровской области, с количеством туристских походов по отчётам муниципальных управлений образованием было выявлено значительное расхождение данных. Также количество туристских групп учащихся, совершающих походы по Кузбассу и зарегистрированных в МКК образовательных организаций, было меньше количества групп, зарегистрированных в поисковых аварийно-спасательных формированиях Кемеровской области. Расхождение в статистических данных стало предпосылкой для ряда мер, направленных на легализацию туристских групп учащихся в регионе. В 2013 г. по распоряжению департамента образования и науки Кемеровской области было разработано Положение об МКК образовательных организаций Кемеровской области, на основании которого, МКК были созданы приказом руководителя муниципального органа управления образованием в каждом муниципальном образовании региона при образовательных организациях, реализующих программы туристско-краеведческой направленности с учащимися. Состав и полномочия каждой МКК были согласованы с МКК КОЦДЮТЭ. Учитывая кадровый дефицит в большинстве муниципальных районов, минимальный состав МКК, имеющей право рассматривать маршрутные документы на туристские путешествия, экспедиции, учебно-тренировочные маршруты, некатегорийные ТСМ, включает председателя, заместителя председателя и секретаря. В зависимости от туристского опыта членов МКК в протоколе согласования каждой территории указано, до какой степени сложности и по каким видам туризма согласованы полномочия по выпуску групп.

В настоящее время в Кемеровской области действует 35 МКК (154 члена МКК). Их перечень представлен на сайте отдела туризма КОЦДЮТЭ: http://kuzturotdel. narod. ru/MKKspisok. htm. Девять МКК региона имеют полномочия по выпуску групп на категорийные ТСМ (в г. г. Анжеро-Судженск, Белово, Калтан, Кемерово, Междуреченск, Мыски, Новокузнецк, Прокопьевск, Таштагол). Двадцать шесть МКК образовательных организаций других муниципальных образований имеют полномочия рассматривать маршрутные документы на некатегорийные туристские маршруты. Этим и обусловлено значительное увеличение их количества в 2013 году и положительная динамика этого показателя в последующие годы. Следует отметить, что не столько увеличилось количество походов, сколько увеличилось количество групп, соблюдающих действующий порядок регистрации при выходе на маршрут. Территориальная близость МКК и возможность оперативной консультации специалиста по вопросам организации туристского похода делает процесс регистрации туристских групп доступнее.

Ежегодно МКК КОЦДЮТЭ проводит семинары-совещания для председателей территориальных МКК. В рамках семинаров проводится проверка журналов учёта работы МКК, маршрутных документов, отчётов о работе и рецензий о совершенных туристских маршрутах, контролируется соблюдение требований нормативных документов, проходит обсуждение документации, регламентирующей деятельность МКК, проводятся практикумы по применению методик категорирования ТСМ, по выявлению нарушений в маршрутных документах, по проведению дисциплинарных комиссий. Разработана и внедрена в работу территориальных МКК автоматизированная форма заполнения справок о ТСМ. Налажено рассмотрение маршрутных документов посредством электронной почты. Введена в эксплуатацию электронная форма журнала регистрации туристских групп с функцией автоматического формирования отчёта о работе МКК. Во многих муниципальных образованиях работа по легализации туристских групп учащихся началась практически с нуля. В 2013 году четырнадцать МКК образовательных организаций Кемеровской области не зарегистрировали ни одного туристского спортивного маршрута за календарный год. В 2014 году таких МКК было 8. В 2015 и 2016 году этот показатель снизился до 4. В 2017 году из 35 МКК образовательных организаций только 2 предоставили «нулевые» отчёты, в 2018– только одна. Работа по легализации туристских групп учащихся в регионе продолжается.

На основании реестра МКК образовательных организаций, согласовавших полномочия с Центральной Республиканской маршрутно-квалификационной комиссией (далее ЦРМКК) ФЦДЮТиК [2], опубликованного на официальном сайте организации, только треть субъектов РФ имеют МКК, согласовавшие полномочия с ЦРМКК. Перечень МКК, согласовавших свои полномочия с МКК Федерации спортивного туризма России и имеющих действительную аккредитацию [1] увеличивает количество субъектов РФ, имеющих действующую МКК в регионе, до 61 %. В десятках субъектов РФ такая структура, как МКК, отсутствует или не прошла процедуру согласования полномочий на новый срок. Поэтому в настоящее время отсутствуют объективные данные, отражающие состояние походного детско-юношеского туризма в стране.

В декабре 2017 года в г. Уфа были разработаны рекомендации по организации деятельности МКК в системе образования. Данный документ предполагает заключение договора каждой МКК образовательной организации с ФЦДЮТиК о сотрудничестве в области взаимодействия с ЦРМКК и получение протокола согласования полномочий напрямую от ЦРМКК. Опыт работы МКК образовательных организации Кемеровской области показывает, что созданная сеть МКК в регионе эффективно функционирует под непосредственным руководством МКК КОЦДЮТЭ. Возможно, следует предусмотреть вариант заключения договора между ФЦДЮТиК и организацией, ответственной за координацию развития детско-юношеского туризма в регионе и наделить региональную МКК правом согласования полномочий территориальным МКК в своем регионе.

Таким образом, представленный в статье опыт организации работы МКК в Кемеровской области, заключается в следующем:

– создание региональной МКК на базе организации, ответственной за координацию развития детско-юношеского туризма в регионе, из числа педагогических кадров региона, имеющих опыт руководства ТСМ высоких категорий сложности с целью согласования максимально возможных полномочий по разным видам туризма;

– утверждение региональным органом исполнительной власти, осуществляющем управление в области образования, Положения об МКК образовательных организаций региона, регламентирующего создание территориальных МКК в каждом муниципальном образовании региона при образовательных организациях, реализующих программы туристско-краеведческой направленности с учащимися;

– согласование полномочий территориальных МКК;

– проведение обучающих семинаров для руководителей территориальных МКК;

– координация деятельности территориальных МКК и контроль.

Список литературы:

1. Действующий реестр МКК России на 1. 11. 2019 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://www. tssr. ru/main/spp/mkk/2180/

2. Реестр МКК образовательных организаций, согласовавших полномочия с Центральной Республиканской маршрутно-квалификационной комиссией ФГБОУ ДО ФЦДЮТиК [Электронный ресурс]. – URL: https://детскийотдых. рф/route-commissions


И. В. Замалетдинов

«Перевал 1А + перевал 1А не равен перевалу 2А»
(советы мастера)

Moutain pass the 1A + moutain pass of 1A is not egual
to the moutain pass of 2A (advices of master)

В статье рассматриваются возможности прохождения перевала 1А, юными туристами. Подготовка к горному походу, защита от непогоды. Спуски, подъемы с помощью альпенштока. Движение по тропе, переправы через реки.

In the article possibilities of passing of mountain passes of 1А are examined by young tourists, Preparation to the mountain hike, protecting from a bad weather, Lowering and getting up by means of alpenstock. motion on a path, ferriage through the rivers.

Ключевые слова. Альпеншток, переправа, река, камни, тропа, склон, перевал, скалы.

Keywords. Alpenstock, ferriage, river, stones, path, slope, mountain pass, grass, rocks, snow.

 

Увидев эти, похожие на алгебраические, символы, человек, знакомый с терминологией горного туризма, безошибочно скажет, что речь идет о сложности горных перевалов. За цифрой и буквой скрывается изрядный объем информации.

 

«Горы коварны, опасны, но человек может покорить их, если не будет отступать перед трудностями. Надо умом и ловкостью в сочетании с храбростью побеждать горы»

Н. В. Крыленко. ( Главком Красной Армии,
Заслуженный мастер спорта по альпинизму).

 

В этом шуточном выражении есть доля правды. Критически настроенные учителя, педагоги найдут, возможно, в моей статье спорные или недостаточно обоснованные рекомендации. Данная статья не претендует на полноту изучения данной темы. На мой взгляд, сделать это просто невозможно: слишком велик объем материала. И буду искренне рад, если хотя бы какие-то крупицы моего опыта окажутся полезны вам в организации горных походов с детьми. Публикация подготовлена из собственного личного, более 45– летнего опыта работы с детьми в туризме. Конечно, мне не удалось охватить все многообразие горных походов, не удалось избежать «отрывков» изложения, но эти «отрывки» является не только недостатком, но и достоинством статьи, т. к. позволяет читать или проявить интерес. В последнее время в горные походы хлынуло большое количество школьников из «равнинных» районов страны. Это стало даже какой-то модой у детей, признаком «крутизны». Сам факт увеличения числа юных туристов, путешествующих в горных районах, конечно, не может меня не радовать. Но также настораживает и вызывает тревогу их слабая физическая, теоретическая и тактическая подготовка. В чем причина этого? На мой взгляд – это низкая педагогическая и спортивная квалификация педагогов дополнительного образования детей. Педагоги окончив педагогический институт или университет, обычно не получают о детском туризме ни малейшего понятия (2–3 похода с однокурсниками не в счет). Можно сказать, что для похода, который планируется дальше пригородного парка, леса, институтского туристского опыта недостаточно.

Первую в СССР, а возможно и в мире классификацию горного туризма предложил Б. Н. Делоне – знаменитый математик, член-корреспондент. Борис в 13 летнем возрасте с отцом и проводником поднялся на вершину Мак – Гарат. Сегодня это восхождение отнесли бы, вероятно, к категории 2А трудности. В 1935 году он принимал участие в работе по классификации горных маршрутов в составе горной секции ЦС ОПТЭ. В журнале «На суше и на море» в статье «Пять ступеней» писал: «была дана оценка более чем двумстам вершинам Кавказа, Азии и Алтая по степени трудности восхождения на них. Вершины делились на пять категорий трудности: 1(А и Б) – легкие; 2(А и Б) – средней трудности; 3 – трудные; 4 – очень трудные; 5 – крайне трудные. При этом предполагалось, что путь на вершину должен выбираться наиболее легкий. Эта классификация отражала новую ступень развития горного туризма. В дальнейшим классификация путей к вершинам наших гор развивалось, уточнялась и расширялась. Покорение горных вершин, как преодоление препятствий и высот, входят в понятие «спорт» так же, как легкая атлетика, плавании или борьба. Разработанная еще в предвоенные годы, классификация перевалов почти без изменений дошла до наших дней. Она сыграла положительную роль в обеспечении безопасности горных путешествий. Однако за годы, прошедшие со времени рождения этих принципов, горный туризм сильно изменился. Изменились и наши представления о горах как объекте спорта, накопились сведения о малоизвестных прежде районах, выросла техническая вооруженность туристов и их способность преодолевать сложный горный рельеф.

Для тех, кто живет в горной местности, гораздо легче подготовиться к походу, чем детям с «равнины», впервые собирающих побывать в горах. Для детей, идущих в горы, впервые надо ставить сравнительно скромные задачи. Отсюда вытекает задача– юных туристов надо учить, учить в простейших горных походах, а самое главное и руководителей. Опыт горных походов у педагогов, как правило, складывается из нескольких пройденных маршрутов, начиная с самого простого похода, и растет с каждым сложным походом на более высокую категорию. Тем самым растет опыт походов и мастерство самих руководителей. Для начинающих педагогов чрезвычайно полезен опыт различных походов, так как в горном походе просто необходим и опыт лыжника, и опыт пешеходника, и опыт водника. Летом в горах на большой высоте всегда лежит снег, а температура за день может меняться от плюсовой днем до минусовой ночи. В горах возможны любые осадки от простого дождя до сильного бурана с ураганным ветром. Но в высокогорье на леднике можно позагорать на ярком солнце, однако, это влечет за собой большую опасность обгореть и получить солнечный ожог 1 или 2 степени. Это когда кожа на лицевой части и ушей будить сползать клочьями и даже могут быть сложные медицинские последствия.

Горный туризм – это один из видов спортивного туризма, занесен во всероссийский реестр видов спорта под номером 0840031411Я. Является национальным видом спортом. Горный туризм – это пешеходные походы в высокогорной местности, включающие преодоление разнообразного горного рельефа. Основным препятствием горных спортивных походов являются перевалы через горные хребты. Что такое перевал? Перевал – это путь из одной горный долины в другую. Все перевалы имеют четкую классификацию от 1А до 3Б.

Таблица оценки категории трудности горных перевалов для походов I– III категории трудности.

Показатели



2019-12-29 232 Обсуждений (0)
Организация работы маршрутно-квалификационных комиссий образовательных организаций Кемеровской области 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организация работы маршрутно-квалификационных комиссий образовательных организаций Кемеровской области

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (232)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)