Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Сравнительная характеристика организации бухгалтерского учета на предприятиях разных форм собственности и сфер деятельности



2019-12-29 280 Обсуждений (0)
Глава 2. Сравнительная характеристика организации бухгалтерского учета на предприятиях разных форм собственности и сфер деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок




Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России

Уровень Виды документов Организации, участвующие в принятии документов
I уровень - законодательный Федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ       Федеральное Собрание, Президент РФ,      Правительство РФ       
II уровень - нормативный Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ                
III уровень - методический Нормативные документы (иные, чем положения), методические указания  Министерство финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти, Институт профессиональных   бухгалтеров России     
IV уровень - организационный Документы, формирующие учетную политику организации       (организационно- распорядительная  документация)          Организации            

 

Первую группу документов составляют законы и иные законодательные акты (указы Президента, постановления Правительства), регулирующие прямо или косвенно постановку учета в организации. Особое место в этом уровне системы занимает Федеральный закон «О бухгалтерском учете».

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 №129-ФЗ с изменениями от 30.06.2003 года. Закон "О бухгалтерском учете" состоит из четырех разделов и 19 статей.

В первом разделе "Общие положения" дано определение сущности бухгалтерского учета, названы его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), указаны задачи бухгалтерского учета, приведены основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и т.п.).

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций возложена на руководителей организаций.

Во втором разделе "Основные правила ведения бухгалтерского учета" изложены требования к ведению бухгалтерского учета (обязательность двойной записи хозяйственных операций на основе рабочего плана счетов, осуществление учета на русском языке, в валюте Российской Федерации, обязательность формирования учетной политики и обязательность обособленного учета текущих затрат и капитальных и финансовых вложений), к документированию хозяйственных операций, ведению регистров бухгалтерского учета, оценке имущества и обязательств, порядку осуществления инвентаризации имущества и обязательств.

В третьем разделе "Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности" изложены основные требования к составлению бухгалтерской отчетности, определены ее состав, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, порядок ее представления, основные правила составления сводной бухгалтерской отчетности и порядок хранения документов бухгалтерского учета.

Второй уровень составляют российские стандарты - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые устанавливают принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета по сферам деятельности организации и видам активов, а также составления и представления бухгалтерской отчетности. Особенно на этом уровне следует выделить Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Данный нормативный документ ввиду его значимости подвергается постоянной переработке и с учетом вносимых в него изменений трижды утверждался Министерством финансов Российской Федерации: 20 марта 1992 г. Приказом N 10, 26 декабря 1994 г. Приказом N 170 и 29 июля 1998 г. Приказом N 34н.

В дальнейшем в Положение внесены изменения и дополнения Приказами Министерства финансов от 30 декабря 1999 г. N 107 и от 24 марта 2000 г. N 31н .

Положение включает шесть разделов (таблица 2).

 

Таблица 2

Содержание разделов Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Наименование раздела Содержание раздела
Раздел I "Общие положения"  Указан порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами, а также взаимоотношения организации с внешними пользователями бухгалтерской информации. Указывается, в частности, на обязанности Министерства финансов РФ по разработке нормативных документов по бухгалтерскому учету, на ответственность руководителя за организацию учета в организации, его права на создание бухгалтерской службы, введение в штат должности бухгалтера, на осуществление бухгалтерского учета сторонними организациями или на осуществление учета самим руководителем. В этом же разделе определены сущность бухгалтерского учета и его задачи, указываются основные элементы приказа (распоряжения) по учетной политике.
Раздел II  "Основные правила ведения бухгалтерского учета" Изложены требования к ведению бухгалтерского учета (использование двойной записи на основе рабочего плана счетов, учет должен вестись в рублях и на русском языке, обязательность формирования учетной политики на основе установленных допущений и требований, раздельного учета текущих затрат на производство и капитальных и финансовых вложений).
Раздел III  "Основные правила составления и представления бухгалтерской отчетности" Указаны состав бухгалтерской отчетности, порядок ее формирования, правила оценки статей бухгалтерской отчетности (по незавершенным капитальным вложениям, финансовым вложениям, основным средствам, нематериальным активам, сырью, материалам, готовой продукции и товарам, незавершенному производству и расходам будущих периодов, капиталу и резервам, расчетам с дебиторами и кредиторами, прибыли (убытку) организации).
Раздел IV  "Порядок представления бухгалтерской отчетности" Указывается, в какие сроки, по каким адресам и в каком порядке представляются бухгалтерские отчеты организациями различных правовых форм.
Раздел V "Основные правила составления сводной отчетности" Излагается понятие сводной отчетности и определен порядок и сроки ее представления организациями и предприятиями различных правовых форм.
Раздел VI "Хранение документов" Определены сроки хранения основных документов по бухгалтерскому учету, порядок их изъятия, возлагается ответственность за хранение первичных документов и учетных регистров на руководителей организаций.

 

       Третий уровень - методические рекомендации (инструкции, указания и другие подобные документы) по учету имущества, затрат, составлению бухгалтерской отчетности и т.п., которые утверждаются Минфином России с учетом отраслевой специфики и видов деятельности организаций

       Особое место среди нормативных документов данного уровня отводится Плану счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, где определяется порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.

С 1 января 2001 г. в России действуют новые План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. N 94н.

План счетов 2001 г. является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.

На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая субсчета). Для учета специфических операций организации могут по согласованию с Министерством финансов РФ вводить при необходимости в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные коды счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организации могут уточнять содержание отдельных из них, а также вводить дополнительные субсчета, исключать или объединять.

Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из положений Инструкции по применению Плана счетов и нормативных актов по отдельным разделам учета (учета основных средств, материалов и т.п.). Новые хозяйственные образования (например, малые предприятия) могут пользоваться рабочими планами счетов, в которых существенно сокращается количество применяемых счетов.

В едином Плане счетов счета сгруппированы в восемь разделов. Отдельно выделены забалансовые счета. Основой группировки счетов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов - в каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций.

Методические указания, инструкции, рекомендации в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета относятся к документам третьего уровня. Они призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней, т.е. в Законе "О бухгалтерском учете" и положениях по бухгалтерскому учету.

Нормативные документы третьего уровня разрабатываются различными министерствами и ведомствами. Ниже приведен перечень основных нормативных документов третьего уровня:

- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. N 49);

- Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 20 июля 1998 г. N 33н (в ред. Приказа Министерства финансов РФ от 28 марта 2000 г. N 32н));

- Методические указания по бухгалтерскому учету материально - производственных запасов (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 28 декабря 2001 г. N 119н);

- Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 21 декабря 1998 г. N 64н);

- Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации (утв. Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а);

- Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации (утв. Приказом Министерства финансов РФ от 28 июня 2000 г. N 60н);

- "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (Положение Центрального банка РФ от 12 апреля 2001 г. N 2-П).

          В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета рабочие документы конкретной организации относят к четвертой группе.            Четвертый уровень - это рабочие документы организации. В их состав входят положение об учетной политике организации (определяет способы и методы бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов, включает рабочий план счетов бухгалтерского учета, составляемый на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета); рабочие документы по организации учета отдельных видов активов, затрат, собственного капитала и обязательств, иные документы, которые определяют, в частности, порядок организации первичного учета и документооборота.

Основными рабочими документами конкретной организации являются:

- документ по учетной политике предприятия;

- утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

- графики документооборота;

- утвержденный руководителем план счетов бухгалтерского учета;

- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности.

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденным Приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

Формы первичных учетных документов утверждаются руководителем организации в том случае, если они разработаны в самой организации. Как правило, это документы, не содержащиеся в Альбоме новых унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденном Постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. N 71а.

В графике документооборота определяется круг лиц, ответственных за оформление документов, указываются порядок, место, время прохождения документа с момента его составления до сдачи в архив.

Рабочий план счетов, утверждаемый руководителем, содержит перечень применяемых организацией синтетических счетов и субсчетов.

Формы внутренней отчетности, утверждаемые руководителем, разрабатываются организацией самостоятельно, исходя из особенностей ее функционирования и требований управления производством и реализацией продукции.

       Следует отметить, что во многих организациях ограничиваются разработкой приказа по учетной политике. Остальные рабочие документы или отсутствуют (графики документооборота, формы внутренней отчетности), или не утверждены руководителем (формы первичных учетных документов, план счетов). Подобные организации грубо нарушают порядок ведения бухгалтерского учета, установленный Законом "О бухгалтерском учете" и другими нормативными документами.

       Другим немаловажным документом данного уровня является Положение о бух­галтерии, где документально закрепляется порядок назначения и увольнения главного бухгалтера, утверждаются график докумен­тооборота, формы и сроки сдачи учетных регистров, устанавливаются пере­чень должностных обязанностей и ответственность бухгалтеров, система раз­деления их труда.

       Положение представляет собой правовой акт, определяющий права, обя­занности и организацию работы бухгалтерии (Приложение 1). Данный документ относится к унифицированной системе организационно-распорядительной документа­ции и имеет четко установленную структуру: общие положения; цели и зада­чи; функции; права и обязанности главного бухгалтера (его заместителей); взаимоотношения (служебные связи); организация работы[1].

       Раздел «Общие положения» содержит сведения о численности и штатах бухгалтерии, распределении обязанностей, перечень законодательно-норма­тивных актов, которыми руководствуется бухгалтерия в своей деятельности. Заканчивается раздел требованиями, предъявляемыми к руководителю бух­галтерии.

       Во втором разделе Положения излагаются цели и задачи бухгалтерии, оп­ределяющие ее функции.

       Третий раздел Положения раскрывает функции бухгалтерии. Общими для любой бухгалтерии служат такие позиции, как учет основных средств, учет денежных средств, контроль за своевременным и правильным проведением инвентаризации, эффективная организация материальной ответственности, ведение расчетов по заработной плате и т.п.      На каждом участке учетной рабо­ты обязательны:

· применение утвержденных типовых унифицированных форм;

· своевременное и качественное заполнение первичных учетных доку­ментов;

· соблюдение установленных сроков документооборота;

· обеспечение сохранности бухгалтерских документов;

· использование современных автоматизированных технологий.

       На основе перечисленных функций разрабатываются должностные инструкции работников бухгалтерии.

       Четвертый раздел «Права и обязанности главного бухгалтера (его замес­тителей)» включает должностную инструкцию главного бухгалтера, состав­ленную на основе Федерального закона «О бухгалтерском учете», Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и Положе­ния о главных бухгалтерах (действует с 1980 г.). Последнее не потеряло актуальности в части, не противоречащей федеральному законодательству о бух­галтерском учете.

       Главный бухгалтер назначается или освобождается от должности руково­дителем и подчиняется непосредственно ему. Он несет ответственность за соблюдение общих методологических принципов бухгалтерского учета, обес­печение контроля и отражение на счетах бухгалтерского учета всех фактов хо­зяйственной жизни, предоставление оперативной информации, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности, проведение совместно с другими службами экономического анализа финансово-хозяйственной дея­тельности в целях выявления внутрихозяйственных резервов.

       Главный бухгалтер подписывает совместно с руководителем документы, служащие основанием для приемки и выдачи материальных ценностей и де­нежных средств, расчетных, кредитных и финансовых обязательств. Он не должен принимать к исполнению и оформлению документы по операциям, противоречащим действующему законодательству и нарушающим финансо­вую и договорную дисциплину. В случае поступления таких документов глав­ный бухгалтер в письменном виде представляет докладную записку об этом на имя руководителя предприятия. Если руководитель решает несмотря ни на что принять указанные документы к исполнению, то он должен дать пись­менное распоряжение и нести ответственность за осуществление подобных операций.

       Руководитель бухгалтерии обеспечивает сохранность бухгалтерских доку­ментов, оформление и передачу их в установленном порядке в архив. С ним согласовываются назначение, увольнение и перемещение материально ответ­ственных лиц. На малых предприятиях главный бухгалтер может выполнять обязанности кассира[2].

       В пятом разделе «Взаимоотношения» указываются службы, с которыми бухгалтерия взаимодействует:

· со всеми структурными подразделениями — по вопросам бухгалтерского учета;

· с юридической службой - по правовым вопросам, связанным с подготов­кой документов;

· с отделом кадров - по вопросам подбора кадров в бухгалтерию, по расче­там заработной платы персоналу и т.д.

       Шестой раздел «Организация работы» включает правила внутреннего распорядка работы бухгалтерии. В тех случаях, когда организация попадает в число субъектов, подлежащих обязательному аудиту, в данный раздел вписы­вается соответствующая информация.

       Положение оформляется на бланке организации за подписью главного бухгалтера и утверждается руководителем предприятия. Таким образом, По­ложение о бухгалтерии — многопрофильный документ, четко регламентиру­ющий порядок ее работы. От тщательности и детализации его разработки за­висит эффективность построения и организации бухгалтерского учета на предприятии.

 

1.2 Основные принципы организации бухгалтерского учета

 

       Проанализировав нормативно-законодательную базу, регулирующую процесс организации бухгалтерского учета в организациях было бы логично отразить основные теоретические аспекты поставленной проблемы.

       Одно из лучших определений организации бухгалтерского учета принадле­жит Н.А. Леонтьеву, под ней (организацией) он понимал «ряд действий лиц, которым поручено осуществление учета, направленных для достижения це­лей, поставленных перед учетом»[3]. А.Н. Кашаев организа­ции бухгалтерского учета давал такое определение: «...сочетание элементов учетного процесса в их статическом и динамическом состоянии, обеспечива­ющее наиболее активное воздействие учета на процессы выполнения плана, а также сохранность производственных ресурсов и соблюдение режима эко­номии»[4]. Таким образом, в первом определении явно, а во втором скрыто просматривается целенаправленная деятельность админист­рации организации и в первую очередь бухгалтерии.

       Основные организационные аспекты бухгалтерского финансового учета в России, как уже было отмечено в предыдущем параграфе, регламентируются законодательно и строятся на основе Феде­рального закона «О бухгалтерском учете», ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» и др. В соответствии с Законом  ответственность за орга­низацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполне­нии хозяйственных операций несет руководитель организации. В ПБУ 1/98 уточняется, что учетная политика формируется главным бухгалтером и утвер­ждается руководителем.

       Поэтому организацию бухгалтерского учета следует определить как комплекс мер по упорядочению учетной работы, проводимых администрацией предприятия, нап­равленных на обеспечение финансового контроля за деятельностью персонала и способствующих повышению эффективности труда счетных работников.

       Таким образом, центральным элементом организации бухгалтерского учета выступают лица — персонал организации (агенты) и су­ществующие между ними отношения (агентские) по поводу построения действенной системы бухгалтерского информационного обеспечения.

Организация бухгалтерского учета представляет собой научно обоснованную систему выполнения учетных работ, построения учетного процесса с целью получения своевременной и достоверной информации для оперативного руководства хозяйством, эффективного контроля за экономным и рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Организация бухгалтерского учета преследует выполнение следующих основных задач[5]:

1. Формирование полной и достоверной информации о деятельности предприятия, его имущественного положения: информации, необходимой внутренним пользователям предприятия и внешним пользователям.

2. Обеспечение информацией пользователей бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении хозяйственных операций, за целесообразностью операций, наличием и движением имущества, использованием различных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами.

3. Предотвращение отрицательных результатов и выявление внутрихозяйственных резервов, обеспечение финансовой устойчивости.

При организации бухгалтерского учета, в соответствии с функциями бухгалтерского учета (в первую очередь с информационной и контрольной), необходимо соблюдать следующие условия:

1. Сочетание государственного регулирование с инициативой предприятия по рационализации и совершенствованию учета. Учетный процесс организуется самими предприятиями, исходя из особенностей их деятельности и выбранной учетной политики. Предприятие несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, выполнение законодательства и осуществление хозяйственных операций.

2. Последовательное повышение роли учета в обеспечении информационной заинтересованности пользователей для принятия правильных экономических решений: информация о финансовом состоянии, прибыли, конкурентоспособности и т.д.

3. Обеспечение информативности и оперативности учета, что позволит выявлять влияние различных факторов, будет способствовать эффективности производства.

4. Динамичность организации, включающее совершенствование методологии и техники учетного процесса на основе научной организации труда; оптимизация затрат на ведение бухгалтерского учета.

5. Использование в бухгалтерском учете общих принципов управления, системного подхода, ЭВМ и т.д.

       При организации бухгалтерского учета следует руководствоваться принципами, включающие в себя допущения, требования и правила (рис. 1).

 

Принципы бухгалтерского учета

         
Допущения - допущение имущественной обособленности; - допущение непрерывности деятельности предприятия; - допущение последовательного применения учетной политики; - допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности предприятия.  
 
Требования - требование полноты; - требование осмотрительности; - требование приоритетности содержания над формой; - требование непрерывности; - требование рациональности; - требование непротиворечивости.  
 
Правила - денежный измеритель; - документальное оформление; - отображение информации на счетах методом двойной записи; - балансовое обобщение; - инвентаризация обобщение отчетности.

 

 


Рис. 1 Принципы бухгалтерского учета

       Данные принципы в некотором роде составляют основу построения бухгалтерского учета, характеризуют особенности его организации.

       Но следует отметить, что каждое предприятие имеет ряд специфических особенностей, непосредственно влияющих на организацию бухгалтерского учета.

 

1.3 Определяющие факторы и оценка их влияния на организацию бухгалтерского учета

 

    В соответствии с определением рассмотрим механизм организации учета хозяйствующими субъектами (так называемый организационный аспект учетной политики). Он включат следующие элементы[6].

      1. Выбор лиц, ответственных за ведение бухгалтерского учета.

      Руководитель предприятия определяет, на кого возложить ответственность за ведение бухгалтерского учета. Так, в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете он может:

· учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглав­ляемое главным бухгалтером;

· ввести в штат должность бухгалтера;

· передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централи­зованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

· вести бухгалтерский учет лично.

       2. Определение должностных обязанностей работников бухгалтерии.

       Руко­водителем определяются порядок назначения и увольнения главного бухгал­тера, его полномочия. Главным бухгалтером утверждаются график докумен­тооборота, формы и сроки сдачи учетных регистров, устанавливаются пере­чень должностных обязанностей и ответственность бухгалтеров, система раз­деления их труда. Все это документально закрепляется в Положении о бух­галтерии.

       3. Выбор степени централизации учета.

       Выбор степени централизации учета зависит от централизации управле­ния и определяется руководителем организации, который принимает реше­ния о необходимости исчисления экономической эффективности отдельных хозяйственных участков (структурных подразделений) в рамках одного юри­дического лица, для чего необходимо их выделение на отдельный баланс, т.е. децентрализация.

       4. Выбор организационной структуры бухгалтерии.

       Она (как при централи­зованной, так и при децентрализованной организации) предполагает три ос­новных вида: функциональный, линейный и линейно-функциональный.

       5. Определение материальной ответственности работников.

        В целях обес­печения сохранности имущества организации с рядом работников заключа­ются договоры о полной либо частичной материальной ответственности (с кассирами, продавцами, кладовщиками, экспедиторами и т.д.).

       6. Определение объектов, порядка и сроков проведения инвентаризаций.

       В це­лях обеспечения контроля за сохранностью имущества в организации необходимо проведение инвентаризаций, т.е. проверка соответствия данных бух­галтерского учета фактическому состоянию активов и пассивов. Инвентари­зации проводятся в обязательном порядке перед составлением годового бух­галтерского отчета, в случае смены материально ответственных лиц, при ус­тановлении фактов хищений, порчи ценностей, после стихийных бедствий и в ряде других случаев. Количество необязательных инвентаризаций, перечень их объектов, а также даты проведения устанавливаются самой орга­низацией.

       7. Разделение учетных и хозяйственных функций.

       В целях недопущения зло­употреблений необходимо отделение функций по ведению учета от функций по осуществлению хозяйственной деятельности (крайне нежелательно сов­мещение одним лицом бухгалтерских и хозяйственных обязанностей, напри­мер, приобретения материальных ценностей и учета операций по их движе­нию или оприходования и выдачи  денежных средств и учета операций по их движению и т.д.).

       8. Выбор формы бухгалтерского учета.

        Организация вправе самостоятель­но выбирать (разрабатывать) форму бухгалтерского учета, т.е. состав, структу­ру и порядок формирования учетных регистров, что определяется характером и масштабом деятельности, потребностями управления, объемом обрабаты­ваемой информации, техническими возможностями автоматизации и други­ми факторами.

       9. Утверждение рабочего плана счетов и номенклатуры объектов аналити­ческого учета.

        Рабочий план счетов самостоятельно разрабатывается органи­зацией на основе Плана счетов, утвержденного Министерством финансов Российской Федерации (типового плана счетов). При этом она вправе ис­пользовать не все предусмотренные им счета. Субсчета могут исключаться, добавляться, объединяться, а также возможно изменение наименования и назначения того или иного субсчета. Кроме того, организация определяет но­менклатуру объектов аналитического учета.

       10. Утверждение форм первичных учетных документов.

       Помимо типовых унифицированных форм первичной учетной документации, применение ко­торых обязательно, организация вправе самостоятельно разрабатывать и применять собственные бланки первичных документов. Такие документы ис­пользуются в случае отсутствия типовых форм для отражения отдельных опе­раций, либо применяются в дополнение к унифицированным формам.

       11. Утверждение форм бухгалтерской финансовой отчетности.

       Организа­ция вправе применять для составления бухгалтерской отчетности:

· типовые формы, разрабатываемые и рекомендуемые Минфином РФ;

· формы, разрабатываемые самостоятельно с учетом требований ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и других нормативных документов.

       12. Выбор варианта представления числовой информации в бухгалтерской финансовой отчетности:

· в тысячах рублей без десятичных знаков;

· в целых рублях (разрешается субъектам малого предпринимательства и иным организациям при незначительности показателей);

· в миллионах рублей (разрешается организациям, имеющим существен­ные объемы оборотов).

       13. Выбор варианта представления бухгалтерской финансовой отчетности:

· на бумажных носителях;

· в электронном виде (при наличии технических возможностей и с согла­сия пользователей отчетности).

    При создании системы учета руководитель должен проанализировать данные аспекты для собственной организации. Он должен чётко представлять, какая информация, и в каком количестве должна собираться, обрабатываться и представляться всем группам пользователей, поскольку он тратит на это собственные живые деньги и не имеет права на отказ. Только он определяет исполнителей, важность и стоимость информации статистического, оперативно-технического, финансового, управленческого, инвестиционного и налогового видов учёта, формирует состав бухгалтерии.

       При общей методологической основе бухгалтерского учета при организации учета на каждом отдельном предприятии учитываются различные факторы, влияющие на организацию бухгалтерского учета на данном предприятии:

· формы собственности на средства производства и другое имущество предприятия;

· вид предпринимательской деятельности, направление деятельности;

· масштаб деятельности;

· структура предприятия;

· учетная политика предприятия;

· уровень внешнеэкономических связей.

       Прежде всего нужно отметить, что бухгалтерский учет своей хозяйственной деятельности должны вести все юридические лица не зависимо от организационно-правовой формы, а физические лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью, ведут учет своих доходов и расходов в соответствии с действующим налоговым законодательством.

       В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

       Юридические лица обязаны иметь самостоятельный баланс.

       Коммерческие организации – юридические лица, имеющие основной целью своей деятельности получение прибыли и распределения её между участниками, некоммерческие организации не имеют основной целю получение прибыли (благотворительные фонды и др.)

       Коммерческие юридические лица могут создаваться в форме товариществ, обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий.

       Хозяйственные товарищества классифицируются на полное и товарищество на вере (коммандитное). Одним из основных понятий, характеризующим товарищество, является складочный капитал, который образуется в результате внесения учредителями товарищества своих вкладов.

       Хозяйственные общества классифицируются на общества с ограниченной ответственностью (ООО); общества с дополнительной ответственностью (ОДО); акционерные общества (АО). В хозяйственных обществах основным источником финансирования является уставной капитал.

       Формы некоммерческих организаций:

· потребительские организации

· общественные и религиозные

· благотворительные фонды и др.

       Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность, лишь постольку поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

       Все юридические лица подлежат государственной регистрации. Принципиальным здесь является то, что юридическое лицо считается созданным не с момента принятия решения об образовании юридического лица, а с момента государственной регистрации. Юридическое лицо действует на основании устава и/или учредительного договора.

       В условиях многообразных форм собственности и различных организационно-правовых форм на предприятиях по-разному формируются финансовые ресурсы. Так, на государственных предприятиях основным источником средств являются средства, полученные от государства; кроме того, такие предприятия для увеличения своего имущества могут использовать прибыль, амортизационные отчисления, кредиты банков.

       У предприятий других форм собственности (негосударственных) источником финансовых ресурсов кроме прибыли, амортизации, кредитов банков являются средства, полученные от продажи ценных бумаг, взносы акционеров в АО, паевые взносы учредителей и другие поступления, не противоречащие законодательству.

       Все это вызывает особенности бухгалтерского учета формирования уставного капитала, расчетов с учредителями, акционерами и инвесторами.

       Создание совместных предприятий потребовало переход российских предприятий на унифицированные станд



2019-12-29 280 Обсуждений (0)
Глава 2. Сравнительная характеристика организации бухгалтерского учета на предприятиях разных форм собственности и сфер деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Сравнительная характеристика организации бухгалтерского учета на предприятиях разных форм собственности и сфер деятельности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (280)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)