Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Критерии и методы оценки качества ссуд по методике Банка России



2019-12-29 234 Обсуждений (0)
Критерии и методы оценки качества ссуд по методике Банка России 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

По данным статистики, за последние несколько лет значительно увеличились объёмы активных операций коммерческих банков, связанных с ссудными операциями. В условиях резкого роста объёмов кредитования, позволяющего получать большие прибыли, резко возросли, как конкуренция, так и риски. В такой ситуации большое значение приобретает качество внутренних моделей оценки заёмщиков, применяемых банками.

В практике наиболее часто встречаются два типа методик.

Первый  —  методика, опирающаяся на требования положений Банка России №254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» от 26 марта 2004 года и №28-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» от 20 марта 2006 года. Их в основном применяют банки, кредитующие ограниченный круг заёмщиков и, как правило, успевшие накопить большой объём информации о финансовом положении и кредитной истории клиентов. Основная цель данных методик — минимизация резервов, создаваемых с учётом требований законодательства. Второй тип методик используют те, кто активно кредитует заёмщиков, по которым нет накопленной информации, следовательно, имеются высокие риски. Главная цель подобных методик состоит в том, чтобы классифицировать заёмщиков по категориям качества ссудной задолженности и выявить факторы, способные ухудшить их финансовое положение.

Какую из методик выбрать, банк решает самостоятельно — ему предоставлено такое право. Состав конкретных показателей и их критерии закрепляются внутренними документами. Законодательно определены лишь признаки ухудшения финансового положения (появление картотеки неоплаченных документов к счетам заёмщика, резкое уменьшение величины чистых активов, отсутствие информации о заёмщике) или признаки ухудшения качества обслуживания долга —  наличие просроченных платежей по процентам или сумме основного долга, либо реструктуризация ссуды.

Анализ качества ссуд, ссудной и приравненной к ней задолженности проводится по следующим направлениям:

1. Рассматривается в динамике структура ссудной и приравненной к ней задолженности кредитных организаций региона по категориям качества, а также объемы расчетного, расчетного, скорректированного на сумму обеспечения и сформированного резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности.

2. Проводится анализ группировки кредитных организаций региона по их количеству и величине в зависимости от доли стандартных ссуд в общем объеме ссудной и приравненной к ней задолженности.

3. Анализируется динамика структуры портфеля однородных ссуд в зависимости от их классификации по категориям качества, по видам заемщиков (физическим лицам, юридическим лицам, кредитным организациям), а также доля портфеля однородных ссуд в общем объеме ссудной и приравненной к ней задолженности. Рассматривается в динамике величина сформированного по ним резерва на возможные потери. 

Классификация качества ссуд и определения размера резервов осуществляется на основе профессионального суждения, которое «выносится по результатам комплексного и объективного анализа деятельности заемщика, с учетом его финансового положения, качества обслуживания заемщиком долга по ссуде, а также всей имеющейся в распоряжении кредитной организации информации о любых рисках заемщика, включая сведения о внешних обязательствах заемщика и функционировании рынка, на котором работает заемщик».

 

 

Критерии и методы оценки качества ссуд по методике Банка России

 

Ссуда банковская, денежные средства, предоставленные банком во временное пользование юридическим и физическим лицам обычно с уплатой процента. Источником банковской ссуды служат банковские ресурсы, которые включают в себя как собственные средства банка, так и привлечённые.

По методу погашения ссуды делят на ссуды, погашенные единовременно, и в рассрочку. Ссуды могут погашаться периодически равномерными и неравномерными платежами.

По методу взимания процентов ссуды классифицируются следующим образом: ссуды с удержанием процентов в момент предоставления ссуды, ссуды с уплатой процентов в момент погашения кредита и ссуды с уплатой процентов равными взносами на протяжении всего срока пользования.

По направлениям использования потребительские ссуды в нашей стране подразделяются на: кредиты на неотложные нужды, кредиты под залог ценных бумаг, кредиты на строительство и приобретение жилья, кредиты на капитальный ремонт жилых домов, их газификацию и присоединения к сетям водоснабжения и канализации.

По Положению Банка России № 254-П ссуды классифицируются в одну из пяти категорий качества:

I (высшая) категория качества (стандартные ссуды) – отсутствие кредитного риска (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде равна нулю);

II категория качества (нестандартные ссуды) - умеренный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от одного до 20 процентов);

III категория качества (сомнительные ссуды) - значительный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 21 до 50 процентов);

IV категория качества (проблемные ссуды) - высокий кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 51 процента до 100 процентов);

V (низшая) категория качества (безнадежные ссуды) – отсутствует вероятность возврата ссуды в силу неспособности или отказа заемщика выполнять обязательства по ссуде, что обусловливает полное (в размере 100 процентов) обесценение ссуды.

Ссуды, отнесенные ко II - V категориям качества, являются обесцененными.

Кроме того, отдельно выделяются ссуды, сгруппированные в портфель однородных ссуд.

В соответствии с Положением № 254-П на отнесение ссуды в ту или иную категорию влияют финансовое положение заемщика и качество обслуживания долга.

Финансовое положение заемщика:

- может быть оценено как хорошее, если  комплексный анализ производственной и финансово-хозяйственной деятельности заемщика и иные сведения о нем, включая информацию о внешних условиях, свидетельствуют о стабильности производства, положительной величине чистых активов, рентабельности и платежеспособности и отсутствуют какие-либо негативные явления (тенденции), способные повлиять на финансовую устойчивость заемщика в перспективе. К негативным явлениям (тенденциям) могут быть отнесены не связанные с сезонными факторами существенное снижение темпов роста объемов производства, показателей рентабельности, существенный рост кредиторской и (или) дебиторской задолженности, другие явления;

- оценивается не лучше, чем среднее, если комплексный анализ производственной и финансово-хозяйственной деятельности заемщика и  (или) иные сведения о нем свидетельствуют об отсутствии прямых угроз текущему финансовому положению при наличии в деятельности заемщика негативных явлений (тенденций), которые в обозримой перспективе (год или менее) могут привести к появлению финансовых трудностей, если заемщиком не будут приняты меры, позволяющие улучшить ситуацию;

- оценивается как плохое, если заемщик признан несостоятельным (банкротом) в соответствии с законодательством либо если он является устойчиво неплатежеспособным, а также если анализ производственной и (или) финансово-хозяйственной деятельности заемщика и (или) иные сведения о нем свидетельствуют об угрожающих негативных явлениях (тенденциях), вероятным результатом которых могут явиться несостоятельность (банкротство) либо устойчивая неплатежеспособность заемщика. 

Финансовое положение заемщика не может быть оценено как хорошее в следующих случаях:

- если в отношении для заемщика - юридического лица выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:

- - наличие текущей картотеки неоплаченных расчетных документов к банковским счетам заемщика; наличие просроченной задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами и внебюджетными фондами; наличие просроченной задолженности перед работниками по заработной плате;

- - наличие информации о несоблюдении заемщиком - кредитной организацией норматива достаточности капитала (H1); 

- - наличие у заемщика скрытых потерь (например, неликвидных запасов готовой продукции и (или) требований, безнадежных ко взысканию) в размере, равном или превышающем 25 процентов его чистых активов (собственных средств (капитала));

- - случай (случаи) неисполнения в течение последнего года заемщиком обязательств по иным договорам с кредитной организацией - кредитором либо прекращение заемщиком обязательств по иным договорам с кредитной организацией - кредитором предоставлением взамен исполнения обязательства отступного в форме имущества, которое не реализовано кредитной организацией в течение 180 календарных дней или более;

- - не предусмотренная планом развития заемщика (бизнес-планом), согласованным с кредитной организацией, убыточная деятельность заемщика, приведшая к существенному (25 процентов и более) снижению его чистых активов (для кредитных организаций - собственных средств (капитала)) по сравнению с их максимально достигнутым уровнем.

- если в отношении заемщика - физического лица стала известна информация о потере либо существенном снижении доходов или имущества, за счет которых предполагалось погашение задолженности физическим лицом (например, прекращение трудовых отношений между работодателем и физическим лицом при отсутствии у последнего существенных накоплений, наличие вступивших в силу решений суда о привлечении физического лица к уголовной ответственности в виде лишения свободы, наличие документально подтвержденных сведений об отзыве лицензии у кредитной организации, в которой размещен вклад физического лица, если невозвращение этого вклада окажет влияние на способность заемщика - физического лица выполнить свои обязательства по ссуде).

На всех этапах оценки финансового положения заемщика кредитная организация учитывает вероятность наличия неполной и  (или) необъективной информации о заемщике.

Второй критерий оценки качества ссуд – качество обслуживания долга.

В зависимости от качества обслуживания заемщиком долга ссуды относятся в одну из трех категорий: хорошее, среднее, неудовлетворительное обслуживание долга.

Обслуживание долга по ссуде может быть признано хорошим, если:

- платежи по основному долгу и процентам осуществляются своевременно и в полном объеме;

- имеется единичный случай просроченных платежей по основному долгу и (или) процентам в течение последних 180 календарных дней, в том числе:

- - по ссудам, предоставленным юридическим лицам, - до пяти

календарных дней включительно,

- - по ссудам, предоставленным физическим лицам, - до 30 календарных дней включительно.

Обслуживание долга по ссуде не может быть признано хорошим, если:

- платежи по основному долгу и (или) по процентам осуществляются за счет денежных средств и (или) иного имущества, предоставленных заемщику кредитной организацией -  ссудодателем прямо либо косвенно (через третьих лиц), либо кредитная организация - ссудодатель прямо или косвенно (через третьих лиц) приняла на себя риски (опасность) понесения потерь в связи с предоставлением заемщику денежных средств и (или) иного имущества;

- ссуда реструктурирована, то есть на основании соглашений с заемщиком изменены существенные условия первоначального договора по ссуде в сторону, более благоприятную для заемщика, в том числе если указанные соглашения предусматривают увеличение сроков возврата основного долга, снижение процентной ставки, за исключением изменения процентной ставки, осуществляемого в соответствии с условиями договора;  

- имеется случай просроченных платежей по основному долгу и (или) по процентам в течение последних 180 календарных дней, в том числе:

- - по ссудам, предоставленным юридическим лицам, - от шести до 30 календарных дней включительно,

- - по ссудам, предоставленным физическим лицам, - от 31 до 60

календарных дней включительно;

- ссуда прямо либо косвенно (через третьих лиц) предоставлена заемщику кредитной организацией в целях погашения долга по ранее предоставленной ссуде либо кредитная организация прямо или косвенно (через третьих лиц) приняла на себя риски  (опасность) понесения потерь в связи с предоставлением заемщику денежных средств в указанных целях, при условии отсутствия просроченных платежей по новой ссуде, а также при условии, что по ранее предоставленной ссуде обслуживание долга признавалось хорошим, а финансовое положение заемщика не может быть оценено как хорошее.

Обслуживание долга признается плохим, если:

- имеются просроченные платежи по основному долгу и  (или) по процентам в течение последних 180 календарных дней:

- - по ссудам, предоставленным юридическим лицам, - свыше 30 календарных дней,

- - по ссудам, предоставленным физическим лицам, - свыше 60 календарных дней;

- ссуда реструктурирована, и по ней имеются просроченные платежи по основному долгу и (или) по процентам, а финансовое положение заемщика оценивается как плохое в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Положения;

- ссуда предоставлена заемщику кредитной организацией прямо либо косвенно (через третьих лиц) в целях погашения долга по ранее предоставленной ссуде, либо кредитная организация прямо или косвенно (через третьих лиц) приняла на себя риски (опасность) понесения потерь в связи с предоставлением денежных средств заемщику, чье финансовое положение не может быть оценено лучше, чем среднее, при условии, что ранее предоставленная ссуда была отнесена по качеству обслуживания долга к категории ссуд со средним обслуживанием  долга либо при наличии просроченных платежей по новой ссуде;

- - качество обслуживания долга не может быть признано хорошим или

средним или качество обслуживания долга не оценивается.

При осуществлении оценки ссуды до определенного договором срока выплаты процентов и (или) суммы основного долга обслуживание долга может быть оценено:

- при оценке финансового положения как хорошего - как хорошее;

- при оценке финансового положения заемщика как среднего - не лучше, чем среднее;

- при оценке финансового положения заемщика как плохого – только как плохое.

Определение категории качества ссуды в отсутствие иных существенных факторов, принимаемых во внимание при классификации ссуды, осуществляется с применением профессионального суждения на основе комбинации классификационных критериев (финансовое положение заемщика и качество обслуживания им долга) в соответствии с таблицей 1.

 

Таблица 1

Определение категории качества ссуды

с учетом финансового положения заемщика

и качества обслуживания долга

Финансовое положение заемщика / Обслуживание долга Хорошее Среднее Плохое
Хорошее Стандартные (I категория качества) Нестандартные (II категория качества) Сомнительные (III категория качества)
Среднее Нестандартные (II категория качества) Сомнительные (III категория качества) Проблемные (IV категория качества)
Плохое Сомнительные (III категория качества) Проблемные (IV категория качества) Безнадежные (V категория качества)

 

В целом практически все методики базируются на следующих основных принципах, кредитных взаимоотношений банков с малым бизнесом:

- не предоставлять кредит, если предприятие находится в критической ситуации или средства необходимы для погашения другого кредита;

- определять кредитоспособность заемщика только на основе анализа его реального финансового положения;

- учитывать конкурентоспособность заемщика, репутацию, деловые и профессиональные качества руководства предприятия;

- учитывать трудности предоставления малым предприятиям первоклассных поручителей, используя комбинированный залог;

- оперативно решать вопрос о предоставлении кредита и при положительном решении постоянно следить за состоянием бизнеса клиента и сроками погашения ссуды.

Наряду с общими принципами банки используют и другие подходы, которые формируются в процессе практической работы. Скажем, одни банки признают залогом только имущество или поручительства, другие кредитуют лишь по оборотам, третьи ориентируются на кредитную историю заемщика. Проблема формирования и учета кредитных историй выходит сегодня на первый план, тем более что доля стабильно работающих малых предприятий весьма существенно различается по регионам. Поскольку заемщик ищет наиболее приемлемые условия ссуды, в его «досье» часто несколько банков-кредиторов. И порой информация заемщика о банках полнее, нежели сведения кредитной организации о потенциальных и действительных клиентах.

В этой ситуации банку приходится самому создавать кредитную историю клиента, начиная работу с ним с выдачи небольших займов на короткие сроки и постепенно увеличивая сумму и срок.

Возвратность кредитов малыми предприятиями во многом зависит от эффективности использования заемных средств. Трудности, с которыми сталкивается здесь малый бизнес, зависят от разных факторов: отсутствие опыта, разработка новых направлений, изменение конъюнктуры и прочих. Наши банки начинают использовать зарубежный опыт, когда банк-кредитор активно участвует в разработке бизнес-плана клиентов, консультирует его руководителей по широкому спектру финансовых проблем. В конце концов именно кредитор заинтересован в том, чтобы вложенные им средства вернулись с прибылью.

 



2019-12-29 234 Обсуждений (0)
Критерии и методы оценки качества ссуд по методике Банка России 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Критерии и методы оценки качества ссуд по методике Банка России

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)