Критерии и методы оценки качества ссуд по методике Банка России
Введение
По данным статистики, за последние несколько лет значительно увеличились объёмы активных операций коммерческих банков, связанных с ссудными операциями. В условиях резкого роста объёмов кредитования, позволяющего получать большие прибыли, резко возросли, как конкуренция, так и риски. В такой ситуации большое значение приобретает качество внутренних моделей оценки заёмщиков, применяемых банками. В практике наиболее часто встречаются два типа методик. Первый — методика, опирающаяся на требования положений Банка России №254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» от 26 марта 2004 года и №28-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» от 20 марта 2006 года. Их в основном применяют банки, кредитующие ограниченный круг заёмщиков и, как правило, успевшие накопить большой объём информации о финансовом положении и кредитной истории клиентов. Основная цель данных методик — минимизация резервов, создаваемых с учётом требований законодательства. Второй тип методик используют те, кто активно кредитует заёмщиков, по которым нет накопленной информации, следовательно, имеются высокие риски. Главная цель подобных методик состоит в том, чтобы классифицировать заёмщиков по категориям качества ссудной задолженности и выявить факторы, способные ухудшить их финансовое положение. Какую из методик выбрать, банк решает самостоятельно — ему предоставлено такое право. Состав конкретных показателей и их критерии закрепляются внутренними документами. Законодательно определены лишь признаки ухудшения финансового положения (появление картотеки неоплаченных документов к счетам заёмщика, резкое уменьшение величины чистых активов, отсутствие информации о заёмщике) или признаки ухудшения качества обслуживания долга — наличие просроченных платежей по процентам или сумме основного долга, либо реструктуризация ссуды. Анализ качества ссуд, ссудной и приравненной к ней задолженности проводится по следующим направлениям: 1. Рассматривается в динамике структура ссудной и приравненной к ней задолженности кредитных организаций региона по категориям качества, а также объемы расчетного, расчетного, скорректированного на сумму обеспечения и сформированного резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности. 2. Проводится анализ группировки кредитных организаций региона по их количеству и величине в зависимости от доли стандартных ссуд в общем объеме ссудной и приравненной к ней задолженности. 3. Анализируется динамика структуры портфеля однородных ссуд в зависимости от их классификации по категориям качества, по видам заемщиков (физическим лицам, юридическим лицам, кредитным организациям), а также доля портфеля однородных ссуд в общем объеме ссудной и приравненной к ней задолженности. Рассматривается в динамике величина сформированного по ним резерва на возможные потери. Классификация качества ссуд и определения размера резервов осуществляется на основе профессионального суждения, которое «выносится по результатам комплексного и объективного анализа деятельности заемщика, с учетом его финансового положения, качества обслуживания заемщиком долга по ссуде, а также всей имеющейся в распоряжении кредитной организации информации о любых рисках заемщика, включая сведения о внешних обязательствах заемщика и функционировании рынка, на котором работает заемщик».
Критерии и методы оценки качества ссуд по методике Банка России
Ссуда банковская, денежные средства, предоставленные банком во временное пользование юридическим и физическим лицам обычно с уплатой процента. Источником банковской ссуды служат банковские ресурсы, которые включают в себя как собственные средства банка, так и привлечённые. По методу погашения ссуды делят на ссуды, погашенные единовременно, и в рассрочку. Ссуды могут погашаться периодически равномерными и неравномерными платежами. По методу взимания процентов ссуды классифицируются следующим образом: ссуды с удержанием процентов в момент предоставления ссуды, ссуды с уплатой процентов в момент погашения кредита и ссуды с уплатой процентов равными взносами на протяжении всего срока пользования. По направлениям использования потребительские ссуды в нашей стране подразделяются на: кредиты на неотложные нужды, кредиты под залог ценных бумаг, кредиты на строительство и приобретение жилья, кредиты на капитальный ремонт жилых домов, их газификацию и присоединения к сетям водоснабжения и канализации. По Положению Банка России № 254-П ссуды классифицируются в одну из пяти категорий качества: I (высшая) категория качества (стандартные ссуды) – отсутствие кредитного риска (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде равна нулю); II категория качества (нестандартные ссуды) - умеренный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от одного до 20 процентов); III категория качества (сомнительные ссуды) - значительный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 21 до 50 процентов); IV категория качества (проблемные ссуды) - высокий кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 51 процента до 100 процентов); V (низшая) категория качества (безнадежные ссуды) – отсутствует вероятность возврата ссуды в силу неспособности или отказа заемщика выполнять обязательства по ссуде, что обусловливает полное (в размере 100 процентов) обесценение ссуды. Ссуды, отнесенные ко II - V категориям качества, являются обесцененными. Кроме того, отдельно выделяются ссуды, сгруппированные в портфель однородных ссуд. В соответствии с Положением № 254-П на отнесение ссуды в ту или иную категорию влияют финансовое положение заемщика и качество обслуживания долга. Финансовое положение заемщика: - может быть оценено как хорошее, если комплексный анализ производственной и финансово-хозяйственной деятельности заемщика и иные сведения о нем, включая информацию о внешних условиях, свидетельствуют о стабильности производства, положительной величине чистых активов, рентабельности и платежеспособности и отсутствуют какие-либо негативные явления (тенденции), способные повлиять на финансовую устойчивость заемщика в перспективе. К негативным явлениям (тенденциям) могут быть отнесены не связанные с сезонными факторами существенное снижение темпов роста объемов производства, показателей рентабельности, существенный рост кредиторской и (или) дебиторской задолженности, другие явления; - оценивается не лучше, чем среднее, если комплексный анализ производственной и финансово-хозяйственной деятельности заемщика и (или) иные сведения о нем свидетельствуют об отсутствии прямых угроз текущему финансовому положению при наличии в деятельности заемщика негативных явлений (тенденций), которые в обозримой перспективе (год или менее) могут привести к появлению финансовых трудностей, если заемщиком не будут приняты меры, позволяющие улучшить ситуацию; - оценивается как плохое, если заемщик признан несостоятельным (банкротом) в соответствии с законодательством либо если он является устойчиво неплатежеспособным, а также если анализ производственной и (или) финансово-хозяйственной деятельности заемщика и (или) иные сведения о нем свидетельствуют об угрожающих негативных явлениях (тенденциях), вероятным результатом которых могут явиться несостоятельность (банкротство) либо устойчивая неплатежеспособность заемщика. Финансовое положение заемщика не может быть оценено как хорошее в следующих случаях: - если в отношении для заемщика - юридического лица выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств: - - наличие текущей картотеки неоплаченных расчетных документов к банковским счетам заемщика; наличие просроченной задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами и внебюджетными фондами; наличие просроченной задолженности перед работниками по заработной плате; - - наличие информации о несоблюдении заемщиком - кредитной организацией норматива достаточности капитала (H1); - - наличие у заемщика скрытых потерь (например, неликвидных запасов готовой продукции и (или) требований, безнадежных ко взысканию) в размере, равном или превышающем 25 процентов его чистых активов (собственных средств (капитала)); - - случай (случаи) неисполнения в течение последнего года заемщиком обязательств по иным договорам с кредитной организацией - кредитором либо прекращение заемщиком обязательств по иным договорам с кредитной организацией - кредитором предоставлением взамен исполнения обязательства отступного в форме имущества, которое не реализовано кредитной организацией в течение 180 календарных дней или более; - - не предусмотренная планом развития заемщика (бизнес-планом), согласованным с кредитной организацией, убыточная деятельность заемщика, приведшая к существенному (25 процентов и более) снижению его чистых активов (для кредитных организаций - собственных средств (капитала)) по сравнению с их максимально достигнутым уровнем. - если в отношении заемщика - физического лица стала известна информация о потере либо существенном снижении доходов или имущества, за счет которых предполагалось погашение задолженности физическим лицом (например, прекращение трудовых отношений между работодателем и физическим лицом при отсутствии у последнего существенных накоплений, наличие вступивших в силу решений суда о привлечении физического лица к уголовной ответственности в виде лишения свободы, наличие документально подтвержденных сведений об отзыве лицензии у кредитной организации, в которой размещен вклад физического лица, если невозвращение этого вклада окажет влияние на способность заемщика - физического лица выполнить свои обязательства по ссуде). На всех этапах оценки финансового положения заемщика кредитная организация учитывает вероятность наличия неполной и (или) необъективной информации о заемщике. Второй критерий оценки качества ссуд – качество обслуживания долга. В зависимости от качества обслуживания заемщиком долга ссуды относятся в одну из трех категорий: хорошее, среднее, неудовлетворительное обслуживание долга. Обслуживание долга по ссуде может быть признано хорошим, если: - платежи по основному долгу и процентам осуществляются своевременно и в полном объеме; - имеется единичный случай просроченных платежей по основному долгу и (или) процентам в течение последних 180 календарных дней, в том числе: - - по ссудам, предоставленным юридическим лицам, - до пяти календарных дней включительно, - - по ссудам, предоставленным физическим лицам, - до 30 календарных дней включительно. Обслуживание долга по ссуде не может быть признано хорошим, если: - платежи по основному долгу и (или) по процентам осуществляются за счет денежных средств и (или) иного имущества, предоставленных заемщику кредитной организацией - ссудодателем прямо либо косвенно (через третьих лиц), либо кредитная организация - ссудодатель прямо или косвенно (через третьих лиц) приняла на себя риски (опасность) понесения потерь в связи с предоставлением заемщику денежных средств и (или) иного имущества; - ссуда реструктурирована, то есть на основании соглашений с заемщиком изменены существенные условия первоначального договора по ссуде в сторону, более благоприятную для заемщика, в том числе если указанные соглашения предусматривают увеличение сроков возврата основного долга, снижение процентной ставки, за исключением изменения процентной ставки, осуществляемого в соответствии с условиями договора; - имеется случай просроченных платежей по основному долгу и (или) по процентам в течение последних 180 календарных дней, в том числе: - - по ссудам, предоставленным юридическим лицам, - от шести до 30 календарных дней включительно, - - по ссудам, предоставленным физическим лицам, - от 31 до 60 календарных дней включительно; - ссуда прямо либо косвенно (через третьих лиц) предоставлена заемщику кредитной организацией в целях погашения долга по ранее предоставленной ссуде либо кредитная организация прямо или косвенно (через третьих лиц) приняла на себя риски (опасность) понесения потерь в связи с предоставлением заемщику денежных средств в указанных целях, при условии отсутствия просроченных платежей по новой ссуде, а также при условии, что по ранее предоставленной ссуде обслуживание долга признавалось хорошим, а финансовое положение заемщика не может быть оценено как хорошее. Обслуживание долга признается плохим, если: - имеются просроченные платежи по основному долгу и (или) по процентам в течение последних 180 календарных дней: - - по ссудам, предоставленным юридическим лицам, - свыше 30 календарных дней, - - по ссудам, предоставленным физическим лицам, - свыше 60 календарных дней; - ссуда реструктурирована, и по ней имеются просроченные платежи по основному долгу и (или) по процентам, а финансовое положение заемщика оценивается как плохое в соответствии с пунктом 3.3 настоящего Положения; - ссуда предоставлена заемщику кредитной организацией прямо либо косвенно (через третьих лиц) в целях погашения долга по ранее предоставленной ссуде, либо кредитная организация прямо или косвенно (через третьих лиц) приняла на себя риски (опасность) понесения потерь в связи с предоставлением денежных средств заемщику, чье финансовое положение не может быть оценено лучше, чем среднее, при условии, что ранее предоставленная ссуда была отнесена по качеству обслуживания долга к категории ссуд со средним обслуживанием долга либо при наличии просроченных платежей по новой ссуде; - - качество обслуживания долга не может быть признано хорошим или средним или качество обслуживания долга не оценивается. При осуществлении оценки ссуды до определенного договором срока выплаты процентов и (или) суммы основного долга обслуживание долга может быть оценено: - при оценке финансового положения как хорошего - как хорошее; - при оценке финансового положения заемщика как среднего - не лучше, чем среднее; - при оценке финансового положения заемщика как плохого – только как плохое. Определение категории качества ссуды в отсутствие иных существенных факторов, принимаемых во внимание при классификации ссуды, осуществляется с применением профессионального суждения на основе комбинации классификационных критериев (финансовое положение заемщика и качество обслуживания им долга) в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1 Определение категории качества ссуды с учетом финансового положения заемщика и качества обслуживания долга
В целом практически все методики базируются на следующих основных принципах, кредитных взаимоотношений банков с малым бизнесом: - не предоставлять кредит, если предприятие находится в критической ситуации или средства необходимы для погашения другого кредита; - определять кредитоспособность заемщика только на основе анализа его реального финансового положения; - учитывать конкурентоспособность заемщика, репутацию, деловые и профессиональные качества руководства предприятия; - учитывать трудности предоставления малым предприятиям первоклассных поручителей, используя комбинированный залог; - оперативно решать вопрос о предоставлении кредита и при положительном решении постоянно следить за состоянием бизнеса клиента и сроками погашения ссуды. Наряду с общими принципами банки используют и другие подходы, которые формируются в процессе практической работы. Скажем, одни банки признают залогом только имущество или поручительства, другие кредитуют лишь по оборотам, третьи ориентируются на кредитную историю заемщика. Проблема формирования и учета кредитных историй выходит сегодня на первый план, тем более что доля стабильно работающих малых предприятий весьма существенно различается по регионам. Поскольку заемщик ищет наиболее приемлемые условия ссуды, в его «досье» часто несколько банков-кредиторов. И порой информация заемщика о банках полнее, нежели сведения кредитной организации о потенциальных и действительных клиентах. В этой ситуации банку приходится самому создавать кредитную историю клиента, начиная работу с ним с выдачи небольших займов на короткие сроки и постепенно увеличивая сумму и срок. Возвратность кредитов малыми предприятиями во многом зависит от эффективности использования заемных средств. Трудности, с которыми сталкивается здесь малый бизнес, зависят от разных факторов: отсутствие опыта, разработка новых направлений, изменение конъюнктуры и прочих. Наши банки начинают использовать зарубежный опыт, когда банк-кредитор активно участвует в разработке бизнес-плана клиентов, консультирует его руководителей по широкому спектру финансовых проблем. В конце концов именно кредитор заинтересован в том, чтобы вложенные им средства вернулись с прибылью.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (234)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |