Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Психологическая готовность ребенка к школе



2019-12-29 150 Обсуждений (0)
Психологическая готовность ребенка к школе 0.00 из 5.00 0 оценок




Как пишет В.В.Давыдов, младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка. Отличительная особенность положения ученика, школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За неё он несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Её основным содержанием становится усвоение знаний, общих для всех детей.

Когда ребенок приходит в школу, у него складывается совершенно особый тип социальных отношений между учителем и учеником. Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию ребенка. Он является официальным носителем общественных требований к ребенку.

Система «ребенок-учитель» начинает определять отношения ребенка к родителям и отношение ребенка к детям. Эта система становится центром жизни ребенка, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий.

Усвоение знаний и перестройка, изменение самого себя – становятся единственной учебной целью. Основная форма организации учебной работы детей – это урок, на котором время рассчитано до минуты. На уроке всем детям необходимо следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не отвлекаясь и не занимаясь посторонним делом.

Ученик должен ответственно относиться к учебе, сознавать её общественную значимость, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни. Для успешной учебы ему необходимо иметь развитые познавательные интересы, достаточно широкий умственный кругозор. Ученик должен обладать необходимым комплексом качеств, которые организуют умение учиться.

Еще одной важной стороной психологической готовности к школе, является достаточный уровень волевого развития ребенка. У разных детей этот уровень оказывается различным, но в возрасте шести семилетних детей происходит соподчинение мотивов, которое дает возможность ребенку управлять своим поведением и которое необходимо для того, чтобы сразу же, придя в первый класс, включиться в общую деятельность, принять систему требований, предъявляемых школой и учителем.

В области умственного развития готовность ребенка к школе включает несколько взаимосвязанных сторон. Ребенку, поступающему в первый класс, необходимы определенные знания об окружающем его мире: о том, «что такое хорошо и что такое плохо», о предметах и их свойствах, о явлениях живой и неживой природы, о людях, их труде и других сторонах общественной жизни . Но не столько важен объем этих знаний, сколько их качество.

Особое место в психологической готовности к школе занимает овладение специальными знаниями, навыками, традиционно относящимися к собственно школьным – грамотой, счетом, решением арифметических задач.

Начальная школа рассчитана на детей, не получивших специальной подготовки и начинает обучение грамоте и математике с самого начала. Поэтому нельзя считать соответствующие знания и навыки обязательной составной частью готовности ребенка к школьному обучению. Вместе с тем значительная часть детей, поступающих в первый класс, умеет читать, а счетом в той или иной мере владеют почти все дети. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения.

О готовности к усвоению школьной программы свидетельствуют не сами по себе знания и навыки, а уровень развития познавательных интересов и познавательной деятельности ребенка. Познавательные интересы складываются постепенно в течение длительного времени и не могут возникнуть сразу при поступлении в школу, если в дошкольном возрасте их воспитанию не уделили достаточного внимания. Исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют к концу дошкольного возраста недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность и у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией. Для преодоления интеллектуальной пассивности требуется углубленная индивидуальная работа с ребенком.

Уровень развития познавательной деятельности, который, может быть, достигнут детьми к концу дошкольного возраста и который достаточен для успешного обучения в начальной школе, включает в себя и некоторые другие качества, например восприятие и мышление ребенка.

Поступая в школу, ребенок должен уметь планомерно обследовать предметы, явления, выделять их разнообразные свойства. Должен уметь хорошо ориентироваться в пространстве и времени. Буквально с первых дней пребывания в школе ребенок получает указания , которые невозможно выполнить без учета пространственных признаков , вещей, без знания направлений пространства.

Представление о времени и чувство времени, умение определить, сколько его прошло ,- важное условие организованной работы ученика в классе, выполнение заданий в указанный срок.

Развитие речи – это еще одна сторона психологической готовности ребенка к школьному обучению, так как в школе ребенок должен уметь связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, передать ход своих мыслей, объяснить то или другое явление, правило.

Наконец, психологическая готовность к школе включает качества личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность.

Организация игры и продуктивных видов деятельности – ещё один фактор подготовки ребенка к школе.

В психологической подготовке детей к школе немалую роль играет получение обобщенных и систематизированных знаний. Умение ориентироваться в культурных специфических областях действительности помогает овладеть определенными навыками на этой широкой основе.

Субъективно готовность к школе нарастает вместе с неизбежностью первого сентября идти в школу. В случае здорового, нормального отношения близких к этому событию ребенок с нетерпением готовиться к школе.

Особая проблема – адаптация к школе. Ситуация неопределенности всегда волнующая . А перед школой каждый ребенок испытывает чрезвычайное волнение. Он вступает в жизнь в новых по сравнению с детским садом условиях. Может случиться и так, что ребенок в младших классах будет подчиняться большинству вопреки собственному желанию. Поэтому надо помочь ребенку в этот трудный период жизни обрести самого себя, научить его самому отвечать за свои поступки.

Итак, начало школьной жизни – это начало особой учебной деятельности, требующей от ребенка не только большого умственного напряжения, но и большой физической выносливости. Поэтому именно в этот переломный момент жизни ребенка учитель, школа и семья должны помочь ему безболезненно пережить этот период и адаптироваться в новых для него жизненных условиях.

 

 



2019-12-29 150 Обсуждений (0)
Психологическая готовность ребенка к школе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Психологическая готовность ребенка к школе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (150)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)