Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ГЛАВА 3 . Психологические особенности учебных предметов начальной школы



2019-12-29 144 Обсуждений (0)
ГЛАВА 3 . Психологические особенности учебных предметов начальной школы 0.00 из 5.00 0 оценок




Русский язык

Одна из основных задач обучения русскому языку в начальной школе связана с формированием у младших школьников орфографических умений и навыков. Так, необходимым условием обладания орфографическими нормами и успешного применения правил письма является способность детей «видеть» в словах орфограммы.

Поэтому, единым основанием обучения школьников русскому правописанию необходимо сделать фонетический принцип русской орфографии, согласно которой одни и те же буквы алфавита обозначают фонему во всех её видоизменениях. Отсюда следует и общий способ орфографического действия: буквенное обозначение фонем в слабых позициях (безударные гласные, сомнительные согласные) определяются по сильным позициям данных фонем (ударные гласные, согласные в позиции перед гласными и сонорными) в составе одной фонемы. Благодаря этому обеспечивается её единообразное написание.

Использование фонетического принципа в методике обучения русскому языку позволяет формировать у младших школьников понятие фонемы, которое может служить затем единым основанием обучения детей общему способу выделения и написания всех орфограмм, необходимых в начальной школе.

Объектом рассмотрения детей, приступающих к изучению языка, является слово. В этом случае первым членом рассматриваемого отношения может быть номинативное значение слова, поддающееся наглядно-предметной интерпретации и поэтому интуитивно понятное ребенку. Фонемная форма слова предстает перед ребенком и нерасчлененной.

Построение модели слова, отражающей фонологически значимые свойства элементов его звуковой формы, подводит детей к пониманию особенностей алфавитного письма. При этом они начинают понимать, что форма знака в модели может быть любой, но его функции строго определены свойствами звукового строя русского языка.

Следующая учебная задача заключалась в усвоении детьми способов обозначения фонем буквами. Применительно к русскому языку это предполагает прежде всего усвоение детьми способов обозначения при письме мягкость-твердость согласных и фонемы <й>.

Указанная работа завершается к концу первого полугодия. К этому же времени у детей начинали складываться учебные действия, обеспечивающие выявление и анализ указанного отношения: различные преобразования звуковой формы слова, моделирование её свойств, контроль и оценка осуществляемых действий. Посредством этих действий дети решали исходную учебную задачу – учились обозначать при письме некоторые особенности звуковой формы слова.

Чтобы научиться писать без пробелов, учащиеся II-III классов должны решить особую задачу , предполагающую распространение фонематического принципа письма на некорневые морфемы.

Прежде всего дети выясняли грамматические значения окончаний существительных. При этом особое внимание дети уделяли анализу падежных значений существительных, посредством которых в речи выражаются субъективно-объективные отношения. Решение этой задачи предполагает выявление грамматических связей между словами в предложении, отражающих объективное отношение. Для этого существует только один способ: найти в предложении слово, которое определяет форму существительного (сижу в доме – вошел в дом). Овладевая этим способом, дети переходят к анализу предложений и словосочетаний, в рамках которых функционирует слово и которые определяют его грамматическое значение.

Затем дети изучают грамматическое значение окончаний прилагательных и учатся написанию орфографии в них.

Далее программа обучения русскому письму в III классе включает рассмотрение детьми значений приставок и суффиксов и овладение способами их написания.

К концу III класса дети должны самостоятельно использовать способ написания орфограмм, находящихся в слабой позиции, в процессе правописания приставок и суффиксов.

Итак, при правильном обучении и решении перечисленных учебных задач, дети усваивают понятия, отражающие связи между расчлененной системой значений слова и столь же дифференцированной фонемно-буквенной формой его выражения. Это усвоение обеспечивалось выполняемыми детьми учебными действиями, т.е. путем различных преобразований слова, моделирования выявляемых при этом его грамматических отношений и т.д.

 

 

Математика

Основная задача школьного учебного предмета по математике состоит в том, чтобы привести учащихся «к возможно более ясному пониманию концепции действительного числа». Основы этой концепции должны усваиваться детьми уже в начальной школе. Это означает, что детям с самого начала должно быть раскрыто общее основание всех видов действительного числа. Таким основанием является математическое понятие величины.

Многообразие чисел, объединенных концепцией действительного числа, является конкретизацией понятия величины.

Усвоение детьми концепции действительного числа должно начинаться с овладения ими понятием величины и с изучением её общих свойств.

Понятие величины связано с отношением «равно», «больше», «меньше».

В младших классах, в ходе изучения математики определяется следующая система задач:

1) введение детей в сферу отношений величины – формирование у детей абстрактного понятия математической величины;

2) раскрытие детям кратного отношения величины как общей формы числа – формирование у детей абстрактного понятия числа и понимания основной взаимосвязи между его компонентами;

3) последовательное введение детей в область различных частных видов чисел – формирование у детей понятий об этих числах как проявление общего кратного отношения величин при определенных конкретных условиях;

4) раскрытие детям однозначности структуры математической операции (если известно значение двух элементов, то по ним можно однозначно определить значение третьего элемента) – формирование у детей понимания взаимосвязи элементов основных арифметических действий.

 

 



2019-12-29 144 Обсуждений (0)
ГЛАВА 3 . Психологические особенности учебных предметов начальной школы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ГЛАВА 3 . Психологические особенности учебных предметов начальной школы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (144)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)