Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками проведенных в порядке безналичных расчетов



2019-12-29 447 Обсуждений (0)
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками проведенных в порядке безналичных расчетов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Большинство расчётов между предприятиями, с бюджетом и внебюджетными фондами производится в виде безналичных платежей, которые регулируются «Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации» от 12.04.2001 № 2-П. Безналичные расчёты осуществляются посредством безналичных перечислений по расчётным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы корреспондентских счетов между различными банками, клиринговых зачётов взаимных требований через расчётные палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги. Применение безналичных расчётов сокращает потребность в наличных деньгах, снижает расходы на денежное обращение, способствует концентрации в банках свободных денежных средств организаций, обеспечивает их более надёжную сохранность.

    Для хранения денежных средств и операций по расчётам предприятия, имеющие самостоятельный баланс и собственные оборотные средства, открывают в учреждениях банков расчётные счета.

    Для открытия расчётного счёта предприятие должно в учреждение выбранного им банка следующие документы:

- заявление на открытие счёта установленного образца;

- нотариально заверенные копии устава предприятия, учредительного договора и регистрационного свидетельства;

- справку налогового органа о регистрации предприятия в качестве налогоплательщика;

- копии документов о регистрации в качестве плательщиков в Пенсионный фонд РФ и в Фонд обязательного медицинского страхования;

- копию письма о присвоении статистических кодов;

- карточку с образцами подписей руководителя, заместителя руководителя и главного бухгалтера и оттиском печати предприятия по установленной форме, заверенную нотариально.

 

Движение средств на расчётном счёте оформляются платёжными документами.  

    В зависимости от местонахождения поставщика и покупателя безналичные расчёты разделяют на иногородние и одногородние. Иногородними называют расчёты между предприятиями, обслуживаемые отделениями банка, находящимися в разных населённых пунктах. Их основными формами расчётов являются расчёты платёжными поручениями – требованиями, аккредитивами, с особых счетов, денежные переводы. Одногородними называют расчёты между организациями, обслуживаемыми одним или двумя учреждениями банка, находящимися в одном населённом пункте. Их формами расчётов являются расчёты в порядке плановых платежей, платёжными поручениями–требованиями, платёжными поручениями и расчётными чеками.

Расчеты платежными поручениями – самая распространенная в настоящее время в России форма безналичных расчетов. Платёжное поручение – письменное распоряжение владельца счёта банку на перечисление средств с его счёта на счет получателя. Оно передаётся в учреждение банка плательщика в порядке последующего акцепта после получения получателем товарно-материальных ценностей или оказанных ему услуг. Расчёты платёжными поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными. К срочным платежам относятся: авансовые платежи; платежи после отгрузки; частичные платежи при крупных сделках. Долгосрочный и отсроченный платежи могут иметь место в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.

При расчетах платежными поручениями, получатель средств представляет в обслуживающий его банк расчётный документ, содержащий требования к плательщику об уплате получателю через банк определённой суммы за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги. В таком документе обязательно указывается назначение подлежащих перечислению сумм. Оплата платёжных поручений – требований может осуществляться с их акцептом и без акцепта. Акцепт в расчётах означает согласие плательщика на оплату. Плательщик имеет право отказаться от акцепта счёта в полной сумме в случае отгрузки поставщиком незаконной, недоброкачественной, нестандартной и т.д. продукции. Частичный отказ от акцепта может быть при нарушении поставщиком цен, скидок, поступлении части не заказанной, недоброкачественной и т.д., продукции. Форма расчетов с использованием акцепта введена на основании письма Центрального банка РФ от 8 сентября 2000г.

При расчётах платёжными поручениями – требованиями расчету покупателя отражается с использованием счета 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками» 51 «Расчётный счёт»:

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Кредит счета 51 «Расчетный счет».

На сумму оплаты товарно-материальных ценностей поставщику вместе с суммой НДС по ним.

 

    Сфера применения аккредитивной формы расчетов недостаточно широка, ее удельный вес в структуре форм безналичных расчетов относительно невелик. Аккредитивная форма применяется в двух случаях: когда она установлена договором и когда поставщик переводит покупателя на эту форму расчётов в соответствие с положением о поставках продукции производственно – технического назначения и товаров народного потребления. Особенности аккредитивной формы расчётов состоит в том, что оплату платёжных документов производят по месту нахождения поставщика сразу после отгрузки им продукции.

    Аккредитив – это поручение отделения банка покупателя, отделению банка поставщика, об открытии специального аккредитивного счёта, для немедленной оплаты поставщика на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении и в пределах указанной в заявлении суммы. Выплаты по аккредитиву производят в течении срока его действия в банке поставщика в полной аккредитива или по частям против представленных поставщиком реестров счетов и транспортных или приёмо-сдаточных документов, удостоверяющих отгрузку товара.

Каждый аккредитив должен содержать указание на его вид. Банками могут открываться следующие виды аккредитивов:

- покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

- отзывные и безотзывные.

 

При открытии покрытого или депонированного аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика сумму аккредитива в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. Непокрытый же или гарантированный аккредитив отличается тем, что банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Сам порядок списание денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитента в этом случае определяется по соглашению между банками.

Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива. Если в тексте аккредитива не установлен его вид, то он признается отзывным. Вообще этот вид на практике встречается очень редко, так как не обеспечивает интересы поставщика. Безотзывным же признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств.

Аккредитив выставляется за счёт собственных средств и за счёт банковского кредита. В первом случае выставление аккредитива оформляют следующей бухгалтерской проводкой:

Дебет счета 55.1 «Аккредитивы».

Кредит счета 51 «Расчётный счёт».

На сумму открытия аккредитива.

 

Во втором:

Дебет счета 55.1 «Аккредитивы».

Кредит счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».

На сумму открытия аккредитива.

 

Оплату счетов поставщиков с аккредитивного счёта оформляют следующей записью:

Дебет счета 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».

Кредит счета 55.1 «Аккредитивы».

На сумму перечисления средств поставщику за счет аккредитива.

Неиспользованная часть аккредитива зачисляется на расчетный организации в том случае, если он был открыт за счет собственных средств организации проводкой:

Дебет счета 51 «Расчетный счет».

Кредит счета 55.1 «Аккредитивы».

На сумму остатков аккредитива, зачисляемых на расчетный счет организации.

 

Если же аккредитив был сформирован за счет заемных средств, то при его остатке, он зачисляется в счет частичного погашения ссуды банка проводкой:

Дебет счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».

Кредит счета 55.1 «Аккредитивы».

На сумму остатков аккредитива, перечисляемых банку.

 

    Удобной формой расчетов для получателей средств являются расчеты по чекам из лимитированной чековой книжки. Преимущество этой формы расчетов заключается в том, что практически отгрузка продукции или товарно-материальных ценностей совпадает по времени с ее оплатой. Однако, из-за большого числа случаев подделок чеков, эта форма расчетов утратила свое значение.

Денежный чек – письменное распоряжение владельца счёта банку о выплате указанной суммы денег лицу, на имя которого он выписан. Денежный чек должен содержать наименование предприятия-чекодателя, номер его расчётного счёта, сумму к выдаче, паспортные данные получателя, подписи руководителя и главного бухгалтера, оттиск гербовой печати. По чеку предприятия получают деньги на выплату заработной платы, хозяйственные и другие расходы.

Расчеты чеками из лимитированных чековых книжек относятся к расчетным операциям по специальным счетам в банке. Бухгалтерский учет расчетов чеками осуществляется на счете 55 «Специальные счета в банках». Само резервирование денежных средств для чековой книжки отражается следующей проводкой:

Дебет счета 55.2 «Чековые книжки».

Кредит счета 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» в зависимости от того, какие именно средства будут служить резервом для открытия чековой книжки.

На сумму, открываемой чековой книжки.

 

Расчет чеком с поставщиками и подрядчиками за товрно-материальные ценности оформляется проводкой:

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Кредит счета 55.2 «Чековые книжки».

На сумму оплаты счета поставщика за счет чека.

 

Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируется Гражданским кодексом РФ, а в части, им не урегулированной, - другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскими правилами. Форма чека и форма его заполнения определяются также законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.

Расчётный чек содержит письменное поручение владельца счёта (чекодателя) обслуживающему его банку по перечислению указанной в чеке суммы денег с его счёта на счёт получателя средств (чекодержателя).

Расчёты в порядке плановых платежей производят в тех случаях, когда между подрядчиком и заказчиком сложились устойчивые хозяйственные и расчётные отношения, а взаиморасчёты носят регулярный характер. Сущность данной формы заключается в том, что заказчик оплачивает будущую продукцию равными суммами и в сроки, установленные соглашением. Расчёт в порядке плановых платежей заказчики отражают на счёте 60 «Расчёты с поставщиками и подрядчиками».

    Бартерная операция – обмен товара, продукции, работы либо услуги одного вида на товар (продукцию, работу, услугу) другого вида. При этом стороны взаимно обмениваются товарами без денежной оплаты и участия банков в расчетах между собой. Такие сделки распространены в условиях дефицита денежных средств.

При договоре мены сделка, как правило, считается равноценной, но это в свою очередь не означает, что стоимость товаров, обмениваемых сторонами, одинакова. Обычно стороны договариваются осуществить обмен без доплат, не смотря на то, что Гражданский кодекс РФ допускает доплату при данных сделках.

Совершая бартерную сделку, нужно помнить, что величина поступления, предусматривающая исполнение обязательств неденежными средствами принимается к учету по стоимости товаров полученных или подлежащих получению организации. Об этом гласит п. 6.3 ПБУ 9/99. Товары же, полученные по договору, предусматривающему исполнение обязательств неденежными средствами, оценивается по стоимости товаров, переданных или подлежащих передаче организацией, это уже п. 10 ПБУ 5/01. Сама организация ЗАО «Красноярский ДОК» использует устаревшее ПБУ 5/98, об этом говорит учетная политика предприятия (см. приложение 4).

Примером договоры мены может служить договор № 191 Зао «Красноярский ДОК». (см. приложение 5). Данный договор описывает бартерную сделку, которая заключается в поставке ДСП со стороны ЗАО «Красноярский ДОК» в обмен на матрацы со стороны ООО «ТЭКС-пром». В данном договоре оговорены требования к качеству товара, тары, упаковки, порядок реализации сделки, оплата транспортных расходов, порядок проведения приемки товара, методы устранение споров между сторонами, сроки выполнения сторонами своих обязательств. Документ содержит все необходимы подписи и печати сторон. Однако, п. 3 договора мены № 191 организации «Красноярский ДОК», а так же п. 3.6 договора № 132 (см. приложение 2), по существу являющийся так же договором мены, которые гласят о том, что право собственности на товар переходит в момент передачи, противоречит текущему законодательству, так как по договору мены операции по реализации отражаются в учете только в том случае, если обе стороны одновременно выполнили свои обязательства. В противном случае, если одна из сторон выполнила свои обязательства, а другая нет, то первая сторона отражает в учете не реализацию, а только отгрузку товара проводкой:

Дебет счета 45 «Товары отгруженные».

Кредит счета 41 «Товары».

На учетную стоимость отгруженных товарно-материальных ценностей.

 

Сторона, получившая товар, но не выполнившая своих обязательств, отражает его по дебету забалансового счета 002.

При выполнении обеих сторон своих обязательств, договор мены в бухгалтерии отражается следующим образом:

Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Кредит счета 90.1 «Выручка от продаж».

На сумму поступивших товаров вместе с суммой НДС по ним.

 

На реализованные товары начисляется НДС:

Дебет счета 90.3 «Налог на добавленную стоимость»

Кредит счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

На сумму НДС по переданным товарам.

 

Фактическая себестоимость товаров, передаваемых по договору мены списывается проводкой:

Дебет счета 90.2 «Себестоимость продаж».

Кредит счета 41 «Товары».

На сумму фактической себестоимости переданных товаров.

 

Оприходывание, поступившего товара отражается проводкой:

Дебет счета 41 «Товары».

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

На сумму поступившего товара.

 

Далее необходимо учесть НДС по товарам, полученным по договору мены:

Дебет счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

На сумму НДС по поступившим товарам.

 

После совершения товарообменной сделки в учете делается проводка на зачет взаимных требований по продажной стоимости переданных товаров:

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

На сумму поступивших товара с суммой НДС по ним.

 

После этого выставляется к возмещению НДС:

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Кредит счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

На сумму возмещения НДС из бюджета.

 

Взаимные расчёты могут быть разовыми и постоянными, между двумя организациями или их группой. Сроки и порядок расчётов устанавливаются соглашением сторон между организациями по согласованию с учреждением банка.

Развитие электронной техники сделало возможным еще один вид безналичных расчетов в форме пластиковых карточек, которые содержат в себе зашифрованную информацию, позволяющую их владельцам осуществлять платежи и получать наличные деньги.

Сама пластиковая карточка представляет собой пластинку с нанесенной магнитной полоской или встроенной микросхемой, дающей ключ к специальному карточному счету в банке. При бумажной технологии продавец с помощью специального терминала считывает информацию с карточки, проводит авторизацию, и выясняет, можно ли оплатить покупку. Подробная информация о покупке фиксируется на слипе и направляется в центр платежной системы или банк. Подпись на слипе означает приказ перевести деньки за покупку со специального карточного счета на счет продавца.

В электронной системе держатель карточки напрямую связывается с эмитентом через терминал. Вместо подписи на счете он вводит с помощью клавиатуры секретную комбинацию чисел, что при правильном наборе санкционирует дебетование его банковского счета.

Для рассматриваемой организации, ЗАО «Красноярский ДОК», бартерные сделки, довольно редкие для современных предприятий, достаточно обычное явление. Причиной этому, скорее всего, является недостаток наличных денежных средств и средств, находящихся на расчетном счете организации. Поэтому данный способ расчета с поставщиками для ЗАО «Красноярский ДОК» является вполне приемлемым и удобным. Другие безналичные расчеты, в том числе расчеты векселями, о которых речь пойдет далее, со своими поставщиками организация не совершает, по крайней мере об этом говорит та информация, которую предоставила непосредственно сама организация.



2019-12-29 447 Обсуждений (0)
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками проведенных в порядке безналичных расчетов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками проведенных в порядке безналичных расчетов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (447)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)