Актуальность исследования.
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им.А.М.Горького
Факультет психологии Кафедра социальной и политической психологии
Влияние особенностей поведения родителей на проявление агрессивности у подростков.
«Допускается к защите» Дипломная работа по психологии Доцент,кандидат философских наук студента 6 курса очно-заочного зав.кафедрой социальной и отделения политической психологии Алексеевой Елены Сергеевны
Научный руководитель ______________/ Минаева Н.С./ Вильгельм Анжелика преподаватель кафедры социальной и политической психологии
Екатеринбург 2006г. Содержание Стр. Введение……………………………………………………………………..4 Глава1.Семья как персональная микросреда развития подростка….8 1.1.Проблемы детско-родительских отношений и благополучия подростка в семье…………………………………………..12 1.2.Факторы, способствующие становлению подростковой агрессивности в семье………………………………………………………15 1.3.Особенности семей агрессивных подростков…………………………17 1.4.Подростковый возраст как критический этап развития………………17 Глава2.Проблема агрессии в психологии…………………………….23 2.1.Агрессия:понятие и виды…….…………………………………………23 2.2.Причины агрессии……………………………………………………….24 2.3.Агрессия,устойчивость и изменения на протяжении жизни…………27 2.4.Факторы ,повышающие и снижающие риск агрессии………………..29 2.4.1. Индивидуальные факторы риска…………………………………….29 2.4.2. Семейные факторы риска…………………………………………….32 2.5.Интегративные модели агрессии……………………………………….34 Глава3.Экспериментальное исследование влияния особенностей поведения родителей на проявление агрессивности у подростков……….37 3.1.Общая организация исследования………………………………………37 3.2.Описание и обоснование методик……………………………………….38
3.2.1.Методика диагностики родительского отношения……………………38 (А.Я.Варга-В.В.Столин) 3.2.2.Методика диагностики состояния агрессии……………………………42 (опросник «Басса-Дарки») 3.2.3.Методика диагностики ВРР……………………………………………..45 (опросник «Взаимодействие родитель-ребенок») 3.3.Результаты и их обсуждение………………………………………………49 3.3.1.Анализ результатов методики диагностики родительского отношения(А.Я.Варга-Столин)………………………………49 3.3.2.Анализ результатов методики диагностики состояния агрессии (опросник «Баса-Дарки»)……………………………….50 3.3.3.Анализ результатов методики ВРР……………………………………..50 (опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» подростковый вариант). 3.3.4.Корреляционный анализ………………………………………………...52 Заключение…………………………………………………………………….64 Список литературы……………………………………………………………66 Приложения Введение. Актуальность исследования. Агрессия и родственные формы поведения у детей и подростков являются в наше время важнейшими проблемами не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей и подростков с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммой целого ряда неблагоприятных факторов: - ухудшение социальных условии жизни детей и подростков; - кризисом семейного воспитания; - невниманием школы к нервно – психическому состоянию детей; - увеличение доли патологических родов,оставляющих последствия в виде повреждении головного мозга ребенка; -редства массовой информации, кино и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия. Никакое другое поведение так не раздражает взрослых и не дезадаптирует детей и подростков, как агрессивное. Агрессивность детей и подростков проявляется в широком диапазоне от редких высказываний до физических действий, являя собой тот редки случай, когда подросток вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко – ответную агрессию, даже со стороны специалистов. Агрессия (от лат. – «agressio» - нападение, приступ) – это немотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.п.) [29]. Тема агрессии всегда вызывала интерес психологов. Данной теме
4 посвящено много фундаментальных теоретических исследовании, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного поведения(Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А. Берковиц, А. Бандура и др.). «Насилие подтачивает здание нашего общества, когда родители избивают своих детей, они ослабляют узы уважения и любви, необходимые как в семье, так и для обеспечения социального порядка в целом. Хулиганские действия и преступления на улицах наших городов подрывают доверие граждан к правительству и простых людей друг к другу, доверие, которое так необходимо для социальной гармонии и эффективного сотрудничества в решении общих проблем.»[6,с.17] В современном мире все больше растет понимание роли семьи, как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества. Взаимодействие ребенка с родителем является опытом взаимодействия с окружающим миром, то этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Причем в каждом обществе складывается определенная культура взаимодействия и взаимоотношений между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, поэтому не будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям. Таким образом, целью нашего исследования является изучение влияния особенностей поведения родителей на проявление агрессивности у подростков. Объектом исследования являются учащиеся 10 «Б» класса МОУ СОШ №93 (девушки и юноши 15-16 лет) и их родители. Предметом исследования является выявление агрессивных тенденций в детско-родительских отношениях. 5 В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том,что проявление подростками агрессии является следствием внутрисемейного неблагополучия. В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования были поставлены следующие задачи: 1. Изучить проблему детско – родительских отношений. 2. Раскрыть понятие, цели и причины агрессии. 3. Исследовать уровень агрессивности, у подростков,используя различные методики. 4. Исследовать характеристики взаимодействия подростков и их родителей. 5. Опираясь на результаты исследования провести корреляционный анализ влияния особенностей поведения родителей на проявление агрессивности у подростков. Теоретико-методологическими основами дипломного исследования служат концептуальные положения современной науки о личности, факторах ее формирования и развития, о человеке как высшей ценности социального развития; о семье как персональной микросреде ребенка; идеи культурологического, аксиологическогоо, системного, личностно – деятельностного, индивидуально – творческого, контекстного, синергетического подходов к проблеме влияния особенностей поведения родителей.В исследовании нами были использованы следующие методики: 1.Для выявления родительского отношения нами использовался тест-опросник родительского отношения (Варга-Столина). 2.Для диагностики состояния агрессии нами применялся опросник «Баса-Дарки». 3.Для диагностики родительско-детских взаимоотношений мы применяли тест-опросник ВРР. 6 Опытно-экспериментальная база. Эксперимент проводился в средней школе МОУ СОШ №93 г. Екатеринбурга. В него были включены 22 подростка и 30 родителей подростков (18 матерей и 12 отцов). Организация исследования осуществлялась в несколько этапов: Первый этап (осень 2005г.) – изучение и анализ отечественной и зарубежной философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; осмысление методологических и теоретических основ исследования; подбор экспериментальной группы; планирование и организационно – методическое обеспечение психологического исследования (эксперимента). Второй этап (зима 2005 – 2006 гг.) – разработка содержания и методики формирующего эксперимента; проведение экспериментально-психологического исследования; сбор эмпирических данных и их первичная обработка. Третий этап (весна 2006г.) – анализ, обработка, обобщение и систематизация данных психологического исследования; формулировка выводов и методических рекомендаций по исследуемой проблеме. Структура дипломной работы. Дипломное исследование включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. Объем дипломной работы составляет 69 страниц машинописного текста. Список использованной литературы включает в себя 52 источника.
7 Глава1.Семья как персональная микросреда развития подростка.
Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Отказываясь от изолированного, внесемейного контекста анализа детских проблем, мы должны обратить внимание также на то, что корни этих проблем формируются в раннем детстве. Именно в раннем детстве закладываются базисные структуры личности и установки, которые слабо поддаются коррекции у подростков, а затем у взрослых.[15] Российские психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштен, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, В.С. Мухина и др. в качестве доминирующей стороны в развитий личности называют социальный опыт. Для развития личности ребенка важна гармонизация семейных отношении. Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребенка, мы будем исходить из следующих положений: 1.Существуют «нормальные» и «нарушенные» детско - родительские отношения, которые непосредственно обуславливают трудности в развитии ребенка. 2.Для благополучного развития ребенка необходимо осознание проблем супружеских и детско – родительских отношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребенка. В результате взаимовлияния индивидов в семье,она выступает как персональная микросреда развития личности. Основными звеньями семьи как микросреды развития являются: коллективное мнение, межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат.[44] На всех этапах развития ребенка в семье, как на него самого, так и на его родителей оказывают постоянное воздействие различные факторы социальной среды. Познание факторов, порождающих эти проблемы, 8 позволяет полностью или частично устранить дискомфорт в семейном общении, оздоровить семейную микросреду. Среди таких факторов Торохтий B.C. выделяет следующие: 1. «Образ мыслей» семьи. Фактор отражает социально - психологический аспект образа жизни семьи . 2. «Образ общения» семьи. Этот фактор тоже отражает социально-психологический аспект образа жизни семьи. 3. Отношение социальной среды к семье. Данный фактор неоднозначен, нередко характеризуется противоречивостью, а порой и неадекватностью реальных притязании и ожидании. В одних случаях у ребенка формируется уверенность в возможности решения сложных жизненных задач, а в других – неуверенность в себе, своих родителях. 4. Традиции нации, народности, места проживания семьи. 5.Традиции семьи. Представляя культурное наследие, нормы и правила поведения выступают одним из средств формирования у детей высоких нравственных качеств. 6. Интеллектуальный уровень учащихся школы, группы, класса, в которой учится ребенок. Познание указанных выше общих факторов позволяет воссоздать педагогическую атмосферу воспитания детей в семье. Исследования показывают, что конструктивность воспитательного процесса в семье в большей мере определяют частные факторы. В их числе можно выделить следующие: - Представления родителей об эталоне воспитанной личности. - Расположенность к полу ребенка в семье. - Педагогическая культура общения родителей. - Мотивы рождения ребенка. - Установки супругов на воспитание детей. - Уровень притязаний родителей по отношению к ребенку. 9 Кроме вышеназванных частных факторов воспитания, существуют и такие, как: преобладающие в семье настроения, индивидуальные способности супругов к воспитанию детей, склонность родителей к эмоциональной разрядке , тип личности и поведения родителей.[52] Перед родителями стоит множество задач, которые решаются при рассмотрении вопросов семейного воспитания, например: развитие, педагогически оправданного взаимовлияния родителей и детей друг на друга, усиление роли семьи с ростом самосознания ее членов и т. п. Рост сознательности родителей означает развитие способности критически относиться к себе как к члену семьи и воспитателю. Усиление взаимовлияния в семье проявляется в возрастании педагогического уровня родителей, что сказывается на развитии и поведении ребенка. Главная задача семьи — выполнение родителями функций воспитателя. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т. е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов. Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей обостряют взаимоотношения в семье и негативно влияют на развитие личности ребенка.[44] Семья для ребенка — это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, — здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий — там он свой. Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы. Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и 10 негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувства. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда — замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым... Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия... Если в семье нет должной гармонии чувств, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности. Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений,в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности — интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. [52] Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так, наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, следует считать: -неадекватное воздействие факторов материального порядка: бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей; -авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество; -безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье; 11 -отсутствие нормального психологического климата в семье; - фанатизм в любых его проявлениях; -безграмотность в психолого-педагогическом отношении. - противоправное поведение взрослых. Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности подростка стала очевидной. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Подростки учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей . Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Родители влияют на поведение подростка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении подростка. В детстве именно у родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя. Общение в семье позволяет подростку выработать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |