Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Актуальность исследования.



2019-12-29 174 Обсуждений (0)
Актуальность исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок




УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

                                             им.А.М.Горького

 

Факультет психологии

                                         Кафедра социальной и политической психологии

 

 

Влияние особенностей поведения родителей на проявление агрессивности у подростков.

 

«Допускается к защите»                          Дипломная работа по психологии Доцент,кандидат философских наук      студента 6 курса очно-заочного

зав.кафедрой социальной и                      отделения

политической психологии                        Алексеевой Елены Сергеевны

                                                                       

                                                  Научный руководитель

______________/ Минаева Н.С./             Вильгельм Анжелика
                                                                    Мартиновна,старший

                                                   преподаватель кафедры

                                                          социальной и политической

                               психологии

 

 

Екатеринбург 2006г.

Содержание

                                                                                                  Стр.

Введение……………………………………………………………………..4

   Глава1.Семья как персональная микросреда развития подростка….8

1.1.Проблемы детско-родительских отношений и

благополучия подростка в семье…………………………………………..12

1.2.Факторы, способствующие становлению подростковой

агрессивности в семье………………………………………………………15

1.3.Особенности семей агрессивных подростков…………………………17

1.4.Подростковый возраст как критический этап развития………………17

   Глава2.Проблема агрессии в психологии…………………………….23

2.1.Агрессия:понятие и виды…….…………………………………………23

2.2.Причины агрессии……………………………………………………….24

2.3.Агрессия,устойчивость и изменения на протяжении жизни…………27

2.4.Факторы ,повышающие и снижающие риск агрессии………………..29

2.4.1. Индивидуальные факторы риска…………………………………….29

2.4.2. Семейные факторы риска…………………………………………….32

2.5.Интегративные модели агрессии……………………………………….34

   Глава3.Экспериментальное исследование влияния особенностей

поведения родителей на проявление агрессивности у подростков……….37

3.1.Общая организация исследования………………………………………37

3.2.Описание и обоснование методик……………………………………….38

 

                                                                                                                

3.2.1.Методика диагностики родительского отношения……………………38

    (А.Я.Варга-В.В.Столин)

3.2.2.Методика диагностики состояния агрессии……………………………42

   (опросник «Басса-Дарки»)

3.2.3.Методика диагностики ВРР……………………………………………..45

(опросник «Взаимодействие родитель-ребенок»)

3.3.Результаты и их обсуждение………………………………………………49

3.3.1.Анализ результатов методики      диагностики

родительского отношения(А.Я.Варга-Столин)………………………………49

3.3.2.Анализ результатов методики диагностики

состояния агрессии (опросник «Баса-Дарки»)……………………………….50

3.3.3.Анализ результатов методики ВРР……………………………………..50

(опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» подростковый вариант).

3.3.4.Корреляционный анализ………………………………………………...52

Заключение…………………………………………………………………….64

Список литературы……………………………………………………………66

Приложения

                                                   Введение.

Актуальность исследования.

Агрессия и родственные формы поведения у детей и подростков являются в наше время важнейшими проблемами не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей и подростков с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммой целого ряда неблагоприятных факторов:

- ухудшение социальных условии жизни детей и подростков;

- кризисом семейного воспитания;

- невниманием школы к нервно – психическому состоянию детей;

- увеличение доли патологических родов,оставляющих последствия в виде повреждении головного мозга ребенка;

-редства массовой информации, кино и видеоиндустрия, регулярно пропагандирующие культ насилия.

Никакое другое поведение так не раздражает взрослых и не дезадаптирует детей и подростков, как агрессивное. Агрессивность детей и подростков проявляется в широком диапазоне от редких высказываний до физических действий, являя собой тот редки случай, когда подросток вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко – ответную агрессию, даже со стороны специалистов.

Агрессия (от лат. – «agressio» - нападение, приступ) – это немотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.п.) [29].

Тема агрессии всегда вызывала интерес психологов. Данной теме

 

                                                                                                     4

посвящено много фундаментальных теоретических исследовании, систематизирующих знания о причинах возникновения агрессивного поведения(Р. Бэрон, Д. Ричардсон, А. Берковиц, А. Бандура и др.).

«Насилие подтачивает здание нашего общества, когда родители избивают своих детей, они ослабляют узы уважения и любви, необходимые как в семье, так и для обеспечения социального порядка в целом. Хулиганские действия и преступления на улицах наших городов подрывают доверие граждан к правительству и простых людей друг к другу, доверие, которое так необходимо для социальной гармонии и эффективного сотрудничества в решении общих проблем.»[6,с.17]

В современном мире все больше растет понимание роли семьи, как определяющей не только развитие ребенка, но и в конечном итоге развитие всего общества.

Взаимодействие ребенка с родителем является опытом взаимодействия с окружающим миром, то этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Причем в каждом обществе складывается определенная культура взаимодействия и взаимоотношений между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, поэтому не будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.

Таким образом, целью нашего исследования является изучение влияния особенностей поведения родителей на проявление агрессивности у подростков.

Объектом исследования являются учащиеся 10 «Б» класса МОУ СОШ

№93 (девушки и юноши 15-16 лет) и их родители.                             

Предметом исследования является выявление агрессивных тенденций в детско-родительских отношениях.

                                                                                                     5

                                                                                                         В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том,что проявление подростками агрессии является следствием внутрисемейного неблагополучия.

В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить проблему детско – родительских отношений.

2. Раскрыть понятие, цели и причины агрессии.

3. Исследовать уровень агрессивности, у подростков,используя различные методики.

4. Исследовать характеристики взаимодействия подростков и их родителей.

5. Опираясь на результаты исследования провести корреляционный анализ влияния особенностей поведения родителей на проявление агрессивности у подростков.

Теоретико-методологическими основами дипломного исследования служат концептуальные положения современной науки о личности, факторах ее формирования и развития, о человеке как высшей ценности социального развития; о семье как персональной микросреде ребенка; идеи культурологического, аксиологическогоо, системного, личностно – деятельностного, индивидуально – творческого, контекстного, синергетического подходов к проблеме влияния особенностей поведения родителей.В исследовании нами были использованы следующие методики:

1.Для выявления родительского отношения нами использовался тест-опросник родительского отношения (Варга-Столина).

2.Для диагностики состояния агрессии нами применялся опросник «Баса-Дарки».

3.Для диагностики родительско-детских взаимоотношений мы применяли тест-опросник ВРР.

                                                                                                            6

Опытно-экспериментальная база. Эксперимент проводился в средней школе МОУ СОШ №93 г. Екатеринбурга. В него были включены 22 подростка и 30 родителей подростков (18 матерей и 12 отцов).

Организация исследования осуществлялась в несколько этапов:

Первый этап (осень 2005г.) – изучение и анализ отечественной и зарубежной философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; осмысление методологических и теоретических основ исследования; подбор экспериментальной группы; планирование и организационно – методическое обеспечение психологического исследования (эксперимента).

Второй этап (зима 2005 – 2006 гг.) – разработка содержания и методики формирующего эксперимента; проведение экспериментально-психологического исследования; сбор эмпирических данных и их первичная обработка.

Третий этап (весна 2006г.) – анализ, обработка, обобщение и систематизация данных психологического исследования; формулировка выводов и методических рекомендаций по исследуемой проблеме.

Структура дипломной работы. Дипломное исследование включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и приложения. Объем дипломной работы составляет 69 страниц машинописного текста. Список использованной литературы включает в себя 52 источника.

 

                                                                                                                                                                                                        

        

                                                                                                  7

   Глава1.Семья как персональная микросреда развития подростка.

 

Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Отказываясь от изолированного, внесемейного контекста анализа детских проблем, мы должны обратить внимание также на то, что корни этих проблем формируются в раннем детстве. Именно в раннем детстве закладываются базисные структуры личности и установки, которые слабо поддаются коррекции у подростков, а затем у взрослых.[15]

Российские психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштен, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, В.С. Мухина и др. в качестве доминирующей стороны в развитий личности называют социальный опыт. Для развития личности ребенка важна гармонизация семейных отношении.

Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребенка, мы будем исходить из следующих положений:

1.Существуют «нормальные» и «нарушенные» детско - родительские отношения, которые непосредственно обуславливают трудности в развитии ребенка.

2.Для благополучного развития ребенка необходимо осознание проблем супружеских и детско – родительских отношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребенка.

В результате взаимовлияния индивидов в семье,она выступает как персональная микросреда развития личности. Основными звеньями семьи как микросреды развития являются: коллективное мнение, межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат.[44]

На всех этапах развития ребенка в семье, как на него самого, так и на его родителей оказывают постоянное воздействие различные факторы социальной среды. Познание факторов, порождающих эти проблемы,

                                                                                                  8

позволяет полностью или частично устранить дискомфорт в семейном общении, оздоровить семейную микросреду. Среди таких факторов Торохтий B.C. выделяет следующие:

1. «Образ мыслей» семьи. Фактор отражает социально - психологический аспект образа жизни семьи .

    2. «Образ общения» семьи. Этот фактор тоже отражает социально-психологический аспект образа жизни семьи.

3. Отношение социальной среды к семье. Данный фактор неоднозначен, нередко характеризуется противоречивостью, а порой и неадекватностью реальных притязании и ожидании. В одних случаях у ребенка формируется уверенность в возможности решения сложных жизненных задач, а в других – неуверенность в себе, своих родителях.                 

4. Традиции нации, народности, места проживания семьи.

5.Традиции семьи. Представляя культурное наследие, нормы и правила поведения выступают одним из средств формирования у детей высоких нравственных качеств.

6. Интеллектуальный уровень учащихся школы, группы, класса, в которой учится ребенок.

Познание указанных выше общих факторов позволяет воссоздать педагогическую атмосферу воспитания детей в семье.

Исследования показывают, что конструктивность воспитательного процесса в семье в большей мере определяют частные факторы. В их числе можно выделить следующие:

- Представления родителей об эталоне воспитанной личности.

- Расположенность к полу ребенка в семье.

- Педагогическая культура общения родителей.

- Мотивы рождения ребенка.

- Установки супругов на воспитание детей.

- Уровень притязаний родителей по отношению к ребенку.

                                                                                                  9

Кроме вышеназванных частных факторов воспитания, существуют и такие, как: преобладающие в семье настроения, индивидуальные способности супругов к воспитанию детей, склонность родителей к эмоциональной разрядке , тип личности и поведения родителей.[52]

 Перед родителями стоит множество задач, которые решаются при рассмотрении вопросов семейного воспитания, например: развитие, педагогически оправданного взаимовлияния родителей и детей друг на друга, усиление роли семьи с ростом самосознания ее членов и т. п.

Рост сознательности родителей означает развитие способности критически относиться к себе как к члену семьи и воспитателю. Усиление взаимовлияния в семье проявляется в возрастании педагогического уровня родителей, что сказывается на развитии и поведении ребенка.

Главная задача семьи — выполнение родителями функций воспитателя. Под этими функциями подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их

предпосылок, т. е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов. Неуверенность родителей, неправильное воспитание ими детей обостряют взаимоотношения в семье и негативно влияют на развитие личности ребенка.[44]

Семья для ребенка — это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, — здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий — там он свой.

Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья, как правило, зиждется на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы.

Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и

                                                                                                  10

негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувства. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда — замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым... Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия...

Если в семье нет должной гармонии чувств, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Другой особенностью семейного воспитания является тот факт, что семья представляет собой разновозрастную социальную группу: в ней есть представители двух, трех, а иногда и четырех поколений,в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности — интеллектуально-познавательную, трудовую, общественную, ценностно-ориентированную, художественно-творческую, игровую, свободного общения. [52]

Однако семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так, наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, следует считать:

-неадекватное воздействие факторов материального порядка: бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

-авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и   всепрощенчество;

-безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

                                                                                                       11

-отсутствие нормального психологического климата в семье;

                       - фанатизм в любых его проявлениях;                                     -безграмотность в психолого-педагогическом отношении.

       - противоправное поведение взрослых.

Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности подростка стала очевидной. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.

Подростки учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей . Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.

 Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта.

Родители влияют на поведение подростка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении подростка. В детстве именно у родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.

Общение в семье позволяет подростку выработать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье.



2019-12-29 174 Обсуждений (0)
Актуальность исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Актуальность исследования.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)