Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подростковый возраст как критический этап развития.  



2019-12-29 196 Обсуждений (0)
Подростковый возраст как критический этап развития.   0.00 из 5.00 0 оценок




В подростковом возрасте на начальных этапах полового созревания обнаруживаются «регрессивные» отклонения в организации состояния покоя как готовности к действию и в мозговом обеспечении важнейших для

                                                                                                            17

формирования познавательной деятельности функций - восприятия и внимания. В основе наблюдаемых изменений лежат мощные биологические перестройки, сопровождающиеся разбалансировкой отдельных звеньев регуляторной системы и снижением коркового контроля.[17]

   На поведенческом уровне это проявляется в эмоциональной неустойчивости, неуправляемости, снижении работоспособности и адаптационных возможностей в процессе учебной деятельности.

Вместе с тем в этом возрасте резко возрастает потребность самоут-верждения, складывается рефлексирующая личность, формируется не всегда адекватная самооценка. Возникает несоответствие социально-психологических запросов и функциональных возможностей организма, следствием чего могут явиться отклонения в здоровье и поведенческая дезадаптация, различные формы девиантного поведения.[13]

Критический характер подросткового возраста, несоответствие внутренних и внешних факторов развития предъявляет особые требованиякак к средствам и методам обучения,так и к характеру взаимоотношений взрослых с подростком, которое должно основываться на стремлении к сотрудничеству и избегании конфликтов. [23]

В педагогической практике следует также учитывать различия в темпах полового созревания мальчиков и девочек, их индивидуальный разброс. Вследствие этого неблагоприятная фаза пубертатного периода у разных школьников приходится на разный возраст, и в одном классе оказываются подростки с разными функциональными и адаптационными возможностями. Индивидуальный подход к школьникам на этом этапе развития приобретает особую значимость.[24]

 Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело взрослым — родителям и специалистам (воспитателям, психологам, ).[42]

                                                                                                       18

 Основными причинами проявлений подростковой агрессивности являются:

-стремление привлечь к себе внимание сверстников;

- стремление получить желанный результат;

- стремление быть главным; защита и месть;

- желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть свое превосходство.

Согласно Г. Паренсу, следует считать, что у подростков, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая — механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации.

Вторая — не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого.

Деструктивность агрессии подростки начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней

жизни: ее простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивность связана с У-хромосомами: ученые установили, что она особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберрациях такую дополнительную хромосому.[6]

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение подростков, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков.

И. А. Фурманов делит агрессивное поведение подростков на две формы, сходные с поведенческой и психотической:

А. Социализированная. Подростки обычно не имеют психических на-рушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для привлечения внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат,

                                                                                                            19

громко ругаются, разбрасывают вещи).

Б. Несоциализированная. Подростки обычно страдают какими-нибудь

психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их

враждебность могут возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию.

Особенности агрессии подростков :

1. Жертвами агрессии становятся близкие люди — родные, друзья и пр. Это своего рода феномен «самоотрицания», поскольку такие действия направлены на разрыв кровных связей — жизненной основы существования человека.

2. Далеко не все агрессивные дети воспитываются в неблагополучных семьях, многие, наоборот, имеют весьма состоятельных и заботливых родителей.

3. Агрессия часто возникает без реального повода.

Одной из самых больших и распространенных ошибок взрослых (даже специалистов — в основном, педагогов) является стремление подавлять всяческие проявления детской агрессивности. Большинство взрослых отождествляют агрессию с насилием и стараются запрещать игры и фантазии с проявлениями враждебности, относя их к разряду патологии. Дети, которых регулярно за это наказывают, тоже начинают считать такие мысли, эмоции и действия опасными и недостойными и затормаживают, подавляют их,со всеми вытекающими неприятными последствиями, т.к.подавленная агрессия не исчезает, а накапливается в бессознательном ребенка. Как известно, некоторые ученые рассматривают период с 13 до 16 лет как сплошной многолетний возрастной кризис. В это время у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг другу влечения: потребность в близости и принадлежности другому и

                                                                                                            20

стремление утвердить собственную идентичность.[23]

 Современный подросток может реализовать свою агрессию двумя способами:

1 проявлять открыто, получая тычки и жизненный опыт — следуя этим путем, он либо добивается авторитета, престижа и самореализации, либо ломается, спивается, наркотизируется, садится в тюрьму, кончает жизнь самоубийством;

2 прятать и подавлять, становиться послушным пай-мальчиком (девочкой), но при этом утрачивать часть энергии, ничего особого в жизни не добиваясь. Подавленная энергия в этом случае будет прорываться наружу в виде либо невроза, либо психосоматического заболевания. Интересно, что если в семье двое детей, особенно подростков одного пола, то один из них (чаще старший) идет по первому пути, другой — по второму.[9]

Факторы, способствующие росту агрессивности у подростков:

1. Эндокринный взрыв, резкое нарастание половых гормонов, главным образом тестостерона у мальчиков, способствующего росту агрессивности.

2. Органические поражения головного мозга — травмы,
арахноидиты, менингиты и т. п.   

3. Отношение взрослых ,школы и, главное, родителей.

 Развитию подростковой агрессии родители способствуют двумя основными способами.

А. Эмоциональное отвержение.

Б. Ужесточение контроля.

Какие же подростки вырастают агрессивными наиболее часто?

Малъчики:

А. «Кумиры семьи», выросшие без отцов в сплошном женском окружении (мамы, бабушки, тетушки, кузины и пр.).

Б. Выросшие в семьях с жестким авторитарным отцом и мягкой, уступчивой, непоследовательной матерью.

                                                                                                            21

Девочки:

А. В семье с жесткой авторитарной матерью при мягком, уступчивом отце.

Б. Предоставленные сами себе и самостоятельно пробивающиеся в жизни, в этих случаях агрессивность служит механизмом выживания и обычно носит инструментальный характер.

    Подводя итог всего вышеизложенного мы можем сделать следующие

выводы:

-подростковый возраст- один из самых трудных периодов возрастного развития;

-трудности в общении с подростками обусловлены психологическими особенностями возраста;повышенной возбудимостью,относительной неустойчивостью нервной системы,быстро протекающими изменениями в организме,завышенными притязаниями, переоценкой возможностей,самоуверенностью и д.р.;

-агрессивные действия подростка выступают в качестве средства достижения цели,способа психологической разрядки,способа удовлетворения потребностей в самореализации и самоутверждении;

-система взаимоотношений подростка с социальной средой определяет

направленность его развития.

 

 

                                                                                                                      22

                       Глава 2.Проблема агрессии в психологии.

                             2.1. Агрессия, понятие и виды.

Большинство исследователей настаивают на том, что подлинно адекватное определение агрессии должно соотноситься с намерением нападающего. Однако, хотя почти все теоретики согласны, что агрессия — это намеренное действие, отсутствует общее понимание целей, которые преследуют агрессоры, когда стремятся причинить вред другим людям. Хотят ли нападающие главным образом причинить ущерб своим жертвам или же стараются достичь еще каких-то целей? Это один из главных вопросов научного исследования агрессии, и ученые дают на него различные ответы.

Многие из ученых считают, что болыпинство агрессивных действий мотивировано не только желанием нанести вред жертве агрессии. Соглашаясь с тем, что агрессоры действуют расчетливо, рационально, сторонники данного подхода утверждают, что нападающие имеют и другие цели, которые могут быть для них более важными, чем желание причинить ущерб своим жертвам: желание влиять на ситуацию, осуществлять власть над другой личностью или сформировать благоприятную идентичность. Иногда поведение определяется одновременным действием различных факторов. Агрессоры могут стремиться добиться своего или утвердить свою власть с тем, чтобы повысить чувство собственной ценности.[31]

Идеи Паттерсона основываются на его исследованиях внутрисемейных интеракций. В своем исследовании наблюдатели интервьюировали членов семей и скрупулезно фиксировали, как ведут себя взрослые и подростки по отношению друг к другу. При сравнении выяснилось, что проблемные подростки располагают широким диапазоном поведенческих стратегий, используемых для того, чтобы контролировать других членов семьи. Они часто демонстрируют негативизм и критицизм, отказываются делать то, о чем их просят, и даже при случае могут ударить

                                                                                                  23

братьев или сестер и других людей, стараясь заставить делать то, что им хочется.

Другие теоретики идут дальше, считая, что агрессия включает не только принуждение. С их точки зрения, агрессивное поведение часто бывает направлено на поддержание и усиление власти, и доминирование нападающего.(Рис.4)

 Согласно еще одному варианту интерпретации, агрессоры главным образом заинтересованы тем, что о них думают другие.[33]

Все агрессивные действия имеют нечто общее. Как считает большинство исследователей, целью агрессивного поведения всегда является намеренное причинение ущерба другому человеку. Эти исследователи по-разному формулируют свои определения, но имеют в виду одну и ту же идею.

 

 2.2.Причины агрессии.

Исследования и теоретический анализ позволяют выделить, по меньшей мере, две группы возможных причин, в силу которых людям не всегда удается жить в согласии с исповедуемыми ими убеждениями.

1.Мы не постоянно думаем о принимаемых нами ценностях и нашем

кодексе поведения, и, следовательно, они не действуют в любой ситуации.

Далее, согласно этой теории, для того, чтобы люди, предрасположенные атаковать кого-то, были обеспокоены собственным желанием причинить зло другому человеку, они должны расценивать свою агрессию как серьезное нарушение собственных правил поведения.[2]

2.Исследования ЭКА, ЧСС, ВП, ЭЭГ и болевой чувствительности у несовершеннолетних — все вместе в известной степени поддерживают концепцию психофизиологического недовозбуждения как важного фактора, способствующего выражению устойчиво агрессивного и антисоциального

                                                                                                  24

поведения у детей и подростков. Результаты лонгитюдных проспективных исследований в целом оказались более согласующимися, чем результаты поперечно-срезовых исследований. Эти результаты были истолкованы как поддерживающие три теории, связывающие недовозбуждение с агрессией и родственными формами поведения.

1теория отсутствия страха — низкие уровни психофизиологического возбуждения являются маркерами низких уровней страха. Отсутствие страха в стрессогенных или вызывающих тревогу ситуациях может склонять молодых людей к антисоциальному и агрессивному поведению,

 2 теория, отсутствие страха и тревоги, особенно в детстве, может стать причиной недостаточной социализации. Низкий уровень возбуждения и тревоги по поводу неизбежности родительского наказания или санкций общества за антисоциальные действия, совершаемые несовершеннолетним, могут уменьшить эффективность поведенческого обусловливания и научения просоциальному поведению.

3 теория — теория поиска стимуляции — утверждает, что хроническое недовозбуждение является дискомфортным физиологическим состоянием и что агрессивные, асоциальные индивиды непрерывно ищут стимуляции, чтобы восстановить оптимальный уровень возбуждения . [6]

В этой теории агрессивное поведение и родственные ему поведенческие проявления рассматриваются как формы поиска стимуляции, которые оптимизируют психобиологический уровень возбуждения индивида.

Недовозбуждением, однако, не удается объяснить весь спектр антисоциального и агрессивного поведения несовершеннолетних. Эти теории, вероятно, больше подходят для объяснения скрытых форм такого поведения (например, инструментальной агрессии, воровства, ночных краж со взломом и легких форм насильственного поведения или психопатии), чем для объяснения открытой агрессии . Эти теории игнорируют роль отрицательных эмоций в выражении агрессивного поведения. Вызванная

                                                                                                            25

гневом, мотивированная страхом, раздражительная или эмоционально возбуждаемая агрессия может характеризоваться скорее перевозбуждением, чем недовозбуждением АНС/ЦНС . Эмоционально возбуждаемая агрессия относится к категории оборонительной, или реактивной, агрессии. [12]

Исследования показывают, что подгруппы агрессивных/асоциальных детей и подростков могут отличаться от контрольных групп по ряду нейропсихологических, психофизиологических, нейроинтроскопических и тератологических (ЛФА) переменных.

Согласующиеся данные подтверждают наличие нейрокогнитивной уязвимости у некоторых детей и подростков с рано появляющейся, хронической агрессией. У многих таких детей и подростков отмечаются более низкие показатели нейропсихологических тестов, измеряющих общий интеллект и вербальный интеллект. Получены также доказательства менее выраженной латерализации речевых функций, особенно у детей и подростков с психопатическими чертами личности.

Нейропсихологические тесты, измеряющие УКФ, обнаруживают пониженный уровень функционирования ПФК у импульсивных/агрессивных индивидов, которые к тому же нередко злоупотребляют алкоголем и наркотиками. [19]

Психофизиологические исследования ЭКА, ЧСС, ВП, ЭЭГ и болевой чувствительности дают данные, подтверждающие связь между недовозбуждением АНС и агрессивным поведением. Отсутствие страха и тревоги, особенно в детстве, может привести к недостаточной социализации. Низкий уровень возбуждения и тревоги по поводу неизбежности родительского наказания или санкций общества за антисоциальные действия, совершаемые несовершеннолетним, могут уменьшить эффективность поведенческого обусловливания и научения просоциальному поведению.[31]

 

                                                                                                            26

 



2019-12-29 196 Обсуждений (0)
Подростковый возраст как критический этап развития.   0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подростковый возраст как критический этап развития.  

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)