Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ результатов методики диагностики состояния агрессии (опросник «Басса – Дарки»)



2019-12-29 1063 Обсуждений (0)
Анализ результатов методики диагностики состояния агрессии (опросник «Басса – Дарки») 0.00 из 5.00 0 оценок




В данной методике нас интересовал индекс враждебности, который включает в себя шкалы 5 и 6, а так же индекс агрессивности, включающий в себя шкалы 1,3,7.Так же в нашем анализе мы учитывали, что нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности 6,5-7 ±3.В данной методике принимали участие 22 подростка и 19 родителей.Сравнительный анализ показал, что 80% подростков имеют, высокий индекс враждебности, у родителей же этот индекс составляет 45%, индекс агрессивности у родителей не был выявлен, у подростков индекс агрессивности равен 5,2% (меньше 20 баллов при норме 25+_4).

3.3.3. Анализ результатов методики ВРР (опросник «Взаимодействие родитель – ребенок») подростковый вариант.

Анализ результатов исследования показал, что – 45% испытуемых подростков считают, что матери к ним нетребовательны и 25% считают нетребовательными отцов. Среди родителей в свою очередь 20% испытуемых считают себя нетребовательными по отношению к подросткам.

                                                                                                                                                                                                               50

- 55% подростков считают более мягкой по отношению к себе мать и 50% - отца, у родителей – 45% считают себя мягкими по отношению к подросткам.

- 60% подростков считают, что больший контроль осуществляется со стороны матери, а 30% - со стороны отца, у родителей - 25% считают, что осуществляют контроль.

- 30% подростков испытывают эмоциональную дистанцию в отношениях с матерью и 5% - с отцом, у родителей 40% не испытывают эмоциональной близости с ребенком.

- 70% подростков воспринимают поведение матери как отвергающее и 50% - как отвержение со стороны отца, у родителей 55% испытывают отвержение со стороны подростков.

- 30% подростков испытывают отсутствие сотрудничества со стороны матери и 5% со стороны отца, у родителей 25% испытывают отсутствие взаимодействия.

- 40% подростков считают, что проявляют несогласие во взаимоотношениях с матерью и 7% - с отцом, среди родителей 45% считают, что согласие во взаимоотношениях с подростком отсутствует.

- 30% подростков считают, что оба родителя непоследовательны, среди родителей также 30% считают себя непоследовательными.

- 70% подростков считают более авторитетными мать, а 30% -отца,

среди родителей только 25% считают себя авторитетными.

- 45% подростков удовлетворены отношениями с матерью и 15% - с

                                                                                                   51

отцом, при этом только 30% родителей удовлетворены отношением с подростком.

Первое, что бросается в глаза при анализе шкал это различие в отношениях подростков к отцам и матерям – на лицо недостаток взаимоотношения отцов и подростков. Следующее на, что мы обратили внимание – это расхождение результатов в шкале 3 (автономность-контроль по отношению к ребенку) и в шкале 9 (авторитетность родителя).По данным остальных же шкал наблюдаются адекватные взаимоотношения между подростками и матерями и недостаточное с отцами.

 

                         3.3.4Корреляционный анализ.

Корреляционный анализ дает возможность точной количественной оценки степени согласованности изменении (варьирования) двух и более признаков. Степень согласованности изменении характеризует теснота связи – абсолютная величина коэффициента корреляции.

Наличие корреляции между двумя результатами, в сущности, означает, что при изменении одного результата другой также изменяется – таким образом, между результатами существует, выявляется связь.

Коэффициент корреляции варьирует в диапазоне от -1 до +1. отрицательный коэффициент корреляции свидетельствует о разной направленности варьирования признаков: при изменении одного в сторону

увеличения, другой уменьшается и обратно. При низких значениях коэффициента корреляции (не превышающей 0,2 при n ≤30) корреляция, как правило, не является статистически значимой.[16]

Преимущество вычисления коэффициента корреляции Пирсона состоит в том, что на величину корреляции не влияет, то в каких единицах измерения представлены признаки (недостаток метода – сложность

                                                                                                         52

математических вычислении).[28]

Ниже мы приводим наглядное представление результатов корреляционного анализа использованных нами методик («Басса – Дарки», ВРР, «Варга – Столина»).

Корреляционный анализ диагностики состояния агрессии по методике «Басса – Дарки» между подростками и их родителями производился через вычисления коэффициента корреляции Пирсона по формуле[49]:

 

                       ∑x*∑y

         ∑x*y- --------------

                            n

Rxy= --------------------------------------

                   (∑x)2             (∑y)2

    √[∑x2 - --------] * [∑y2 - ---------]

                     n                   n         ,

 

где x – показатели подростков

y – показатели родителей

n – количество испытуемых

∑ - сумма

R – коэффициент корреляции

 

                                                                                                       53

X Y X2 Y2 x*y
1 20 20 400 400 400
2 17 15 289 225 255
3 24 6 576 36 144
4 18 11 324 121 198
5 16 14 256 196 224
6 15 14 225 196 210
7 18 17 324 289 306
8 16 17 256 289 272
9 22 7 484 49 154
10 21 12 441 144 252
11 18 15 324 225 270
12 18 10 324 100 180
13 24 16 576 256 384
14 11 8 121 64 88
15 7 9 49 81 63
16 18 8 324 64 144
17 19 17 361 289 323
18 12 22 144 484 264
19 25 13 625 169 325
339 251 6423 3677 4456

Таблица № 5 корреляционного анализа состояние агрессии по методике «Басса – Дарки»

 

Корреляция агрессивности детей и агрессивности родителей равна -0,06.

Для большей наглядности изобразим это графически (рис.5)

                                                                                                  54

Рисунок 5. Показатели агрессии родителей и подростков по методике «Басса – Дарка»

 

 

Низкий процент корреляции с отрицательным значением свидетельствует о разной направленности варьирования признака у подростков и родителей в исследуемой группе.

Корреляционный анализ диагностики враждебности по методике «Басса – Дарки» между подростками и их родителями так же производился через вычисление коэффициента корреляции Пирсона, который составил +0,144.

                                                                                                  55

X y X2 Y2 x*y
1 11 11 121 121 121
2 11 12 121 144 132
3 13 7 169 49 91
4 12 10 144 100 120
5 9 9 81 81 81
6 14 8 196 64 112
7 16 8 256 64 128
8 8 13 64 169 104
9 13 10 169 100 130
10 6 7 36 49 42
11 17 10 49 10 170
12 9 7 81 49 72
13 14 6 196 36 84
14 10 8 100 64 80
15 11 8 121 64 88
16 13 7 169 49 91
17 11 11 121 121 121
18 6 12 36 144 72
19 22 5 484 25 110
20 11 - - - -
21 13 - - - -
22 12 - - - -
216 169 2883 1593 1949

Таблица № 6 Корреляционный анализ враждебности по методике «Басса – Дарки».

 

                                                                                                  56

Корреляция враждебности детей и враждебности родителей равна +0,144

Для большей наглядности изобразим показатели величины родителей и подростков графически. (рис.6)

Рисунок 6. Показатели враждебности родителей и подростков по методике «Басса – Дарка».

                                                                                                  57

Из всего выше изложенного мы можем сделать вывод о наличии корреляции для нашей группы исследуемых. Полученные данные свидетельствуют о том, что враждебность и агрессивные тенденции подростков имеют связь с враждебностью и агрессивными тенденциями родителей, являющимися участниками исследуемой группы, т.е. выдвинутая нами гипотеза частично подтвердилась и верна для нашей исследуемой группы ( но не может быть распространена на другие подростковые группы).

Далее мы провели корреляционный анализ всех шкал по методике ВРР используя коэффициент корреляции Пирсона.

Ниже приводим расчет по первой шкале.

 

                                                                                                  58

 

Таблица № 7 Корреляционный анализ по шкале 1. (требовательность – нетребовательность) по методике ВРР.

X Y X2 Y2 x*y
1 19 14 361 196 266
5 11 13 121 169 143
7 13 13 169 169 169
8 15 11 225 121 165
11 17 19 289 361 323
12 10 8 100 64 80
13 16 19 256 361 304
14 15 16 225 256 240
15 20 12 400 144 240
18 12 19 144 361 228
19 22 13 484 169 286
170 147 2774 2371 2444

                       ∑x*∑y

         ∑x*y- --------------

                            n

Rxy= -------------------------------------- =

                   (∑x)2             (∑y)2

    √[∑x2 - --------] * [∑y2 - ---------]

            n                         n  

 

                       147*170

         2444- --------------

                            11                                  172

= --------------------------------------   = --------------- = 0,7

               (147)2             (170)2                        243

√[2371 - --------] * [2774- ---------]            

11 11

59

  

Аналогичным образом мы определили коэффициент корреляции по все шкалам теста ВРР и получили следующие данные по коэффициентам корреляции.

1. шкала требовательность – нетребовательность r = 0,7

2. шкала мягкость – строгость r = 0,8

3. шкала автономность – контроль r = 0,6

4. шкала эмоциональная дистанция – эмоциональная близость r = 0,6

5. шкала отвержение – принятие r = 0,7

6. шкала отсутствие сотрудничества – сотрудничество r = 0,7

7. шкала несогласие – согласие между ребенком и родителем r = 0,6

8. шкала непоследовательность – последовательность родителя r = 0,6

9. шкала авторитетность родителя r = 0,6

10. шкала удовлетворенность отношениями с ребенком r = 0,7.

 

Результаты анализа свидетельствуют о присутствии корреляции, т.к. величина корреляции положительна и приближена к единице мы можем сделать вывод о тесной связи значений показателей подростков и родителей по данной методике ВРР и одинаковой направленности варьирования признака у подростков и родителей в исследуемой нами группе. Т.е. мы получили данные подтверждающие выдвинутую нами гипотезу.

 

Корреляционный анализ методики «Варга – Столина» по шкале 1 – «принятие – отвержение» и методике ВРР по шкале 5 – «отвержение – принятие», для большей наглядности оформлено в виде таблицы № 8, где x – данные родителей по методике «Варга – Столина», а y – данные родителей по методике ВРР.

                                                                                                60

Таблица № 8 Корреляционный анализ по методике «Варга – Столина» и ВРР.

«Варга – Столина» ВРР

 

X Y X2 Y2 x*y
1 12 15 144 225 180
5 9 17,5 81 306,25 157,5
7 9 16 81 256 144
8 8 17,5 64 306,25 140
11 10 20,5 100 420,25 205
12 14 15,5 196 240,25 217
13 9 17 81 289 153
14 10 20 100 400 200
15 9 17,5 81 306,25 157,5
18 11 19,5 121 380,25 214,5
19 10 17,5 100 306,25 175
111 193,5 1149 3436 1943,5

Коэффициент корреляции равен -0,12, что является низким значением и (с учетом того, что n ≤ 30) не является статистически значимой для общих измерений, а для нашей исследуемой группы отрицательная величина корреляции свидетельствует разной направленности варьирования признаков: при изменении одного в сторону увеличения другой уменьшается и обратно.

Корреляционный анализ методики «Варга – Столина» шкала 2 – «кооперация» и методики ВРР шкала 6 - «отсутствие сотрудничества – сотрудничество» определяется по формуле Пирсона. Ниже приводятся

                                                                                                61

табличные данные (табл. № 9).

Таблица № 9 Корреляционный анализ методики «Варга – Столина» шкала 2 – «кооперация» и методики ВРР шкала 6 - «отсутствие сотрудничества – сотрудничество».

«Варга – Столина» ВРР
X Y X2 Y2 x*y
1 5 17 25 289 85
5 7 16 49 256 112
7 8 19 64 361 156
8 5 16 25 256 80
11 8 23 64 529 184
12 7 15 49 225 105
13 7 22 49 484 154
14 8 21 64 441 168
15 7 16 49 256 112
18 8 24 64 576 192
19 5 17 25 289 85
75 206 527 3962 1433

                                                                                                62

Величина полученного коэффициента корреляции равна 0,7, приближается к единице и положительна, что свидетельствует о близкой связи выбранных показателей, т.е. мы можем сказать, что, несмотря на малую выборку, полученные данные являются достоверными и подтверждают выдвинутую нами гипотезу о взаимосвязи подростковой агрессии и детско – родительских отношений.

                                          Выводы

Используемые нами методики для изучения взаимодействия родителей с детьми (опросник «Взаимодействие родитель-ребенок»,опросник «Диагностика состояния агрессии Баса-Дарки»,тест–опросник родительского отношения А.Я.Варга-В.В.Столин») дали нам возможность определить индексы агрессивности и индексы враждебности как подростков.так и их родителей. Используемые нами методики ориентированы на то,чтобы вопросы были понятны не только родителям,но и подросткам и содержание последних рассчитано на семьи с различным составом и жизненным опытом,а утверждения подходят как к отцу так и к матери.Именно это,как мы считаем,должно обеспечить объективность ответов,т.е. полученных нами данных и обработанных с помощью коэффициента корреляции Пирсона и анализа сводных таблиц данных.Таблитированные данные свидетельствуют о том,что несмотря на небольшую выборку и статистическую незначимость полученные данные верны для нашей группы испытуемых и свидедельствуют о выраженной связи коррелируемых данных т.е. выдвинутая нами гипотеза о проявлении подростками агрессивных тенденций являющихся следствием внутрисемейного неблагополучия верна.

 

                                                                                                                                                                                                               63

                                   Заключение.

   Проблема проявления подростками агрессивности всегда была в той или иной степени актуальна для любого общества.Практика доказывает,что агрессия не относится к тем явлениям,которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла,а именно так пытаются поступать родители и педагоги при управлении агрессией сегодня.Сколько нибудь эффективное воздействие на агрессию может быть оказано в том случае,когда мы достаточно глубоко понимаем истинные причины возникновения агрессии,прелставляем закономерности ее развития и решения,для чего нужна помощь науки. В последние годы научный интерес к проблемам подростковой агрессивности существенно возрос,но,к сожалению,работы большей частью заключают в себе теоретические рассуждения о ее механизмах и проявлениях. Большое значение в плане становления агрессивного поведения подростка в семье и вне ее,а также характера взаимоотношений с окружающими в зрелые годы оказывают следующие факторы семейного воспитания (т.к. именно в семье подросток проходит первичную социализацию):

- реакция родителей на не устраивающее их поведение подростка;

- характер отношений между родителями и детьми в целом;

- уровень семейной гармонии или дисгармонии;

- характер отношений с родными братьями и сестрами;

- плохие отношения с одним или обоими родителями;

- ощущение подростком безразличия к своим чувствам;

- отсутствие необходимой поддержки и заинтересованности

                                                                                                            64

жизнью подростка.

Агрессивные подростки осуждаются и отвергаются взрослыми из-за непонимания и незнания причин их агрессивного поведения,вызывая открытую неприязнь и неприятие в целом. Взаимодействие со взрослыми,готовыми понять и принять его,дает агрессивному подростку бесценный опыт,что взрослые бывают разными,а мир не только,что может положительно сказаться на базовом доверии подростка к людям и миру в целом. Т.к. подросток находится в постоянно меняющихся условиях,то и реакция его психики на происходящее изменчива.Поэтому возрастает роль сознательности родителей в критическом отношении к себе как члену семьи и воспитателю,т.е.усиление взаимопонимания в семье зависит от педагогического уровня родителей,что сказывается на развитии и поведении подростка.

Изучив проблему детско-родительских отношений и опираясь на результаты нашего исследования с учетом корреляционного анализа влияния особенностей поведения родителей на проявление агрессивности у подростков мы можем сделать вывод,что выдвинутая нами гипотеза о проявлении подростковой агрессии как следствии внутрисемейного неблагополучия верна.

 

                                                                                                            65

Список литературы.

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: - М.: Академически проект, 2001. – 704с.

2. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведения переговоров, разрешение конфликтов. – М.: Народное образование,1995. – 128 с.

3. Анцыферова Л.И. к психологии личности как развивающейся системы \\ Психология формирования и развития личности. – М.: Педагогика, 1981. – С. 3- 24.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: издательство МГУ, 1984. – 367с.

5. Байярд Р.Т., Райярд Д. Ваш беспокойный подросток. Руководство для отчаявшихся родителей. – М.: Семья и школа, 1995. – 224с.

6. Берковиц Л. Агрессия, причины, последствия и контроль. М. Олма – Пресс. 2002.

7. Бодалев А.А. О формировании отношении \\ Советская педагогика. – 1997. - №8. – с. 39-44.

8. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. – Л.: 1965. – 123с.

9. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. С. – Петербург. Речь. 2004 г.

10. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. М.: Питер. 2003 г.

11. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997.

12. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология, ключевые идеи. М. Питер 2003 г.

13. Волков Б.С. Психология подростка. М. Гсиздеамус. 2005..

14. Выготскии Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. – М.: Педагогика, 1993. – 182 с..

 

 

66

15. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. – М.:

 Педагогика, 1989. – 160с.

16. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология М. Питер, 2002.

17. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. М, Владос. 2000 г.

18.  Журавлев А.Л. Социальная психология личности и малых групп \\ Психологический журнал.-1993.-№3.-с.11-17.

19. Захарова Ю.Б. О моделях психологической защиты на уровне межгруппового взаимодействия \\ Вестник Московского университета Сер.14 Психология. – 1991. - №3. – С. 11-17.

20. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М. Логос.2001 г.

21. Кайл Р. Тайны психики ребенка. М. Олма – Пресс.2002.

22. Кернберг Отто. Агрессия при расстройствах личности. М. Класс. 2001.

23. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда \\ Вопросы психологии.-1993.№1.-с.13-23.

24. Коломенский Я.А. Межличностные отношения в классном коллективе и их изучение. Актуальные проблемы возрастной и педагогической    психологии. – Минск:1980.-С. 64-68.

25. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 255с.

26. Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.

27. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков. М. Олма – Пресс. 2005 г.

28. Константинов В.В. Экспериментальная психология. М. Питер. 2006г.

29. Краткий психологически словарь\ Под ред. А.В, Петровского М.Г. Ярошевского. – Ростов на Дону: Феникс, 1999. – 52с.

 

67

30. Крысько В.Г. Социальная психология схемы и комментарии. М, Владос – Пресс. 2001 г.

31. Кэрролл Э. Изард Психология эмоции . С.- Петербург. Питер. 2006 г.

32. Леви В.Л. Искусство быть собой. – М:1992. – 255с.

33. Лефрансуа Ги Психология для учителя. М: Олма – Пресс.2003 г.

34. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер,2005. – 688с.

35. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. С. – Петербург. Речь. 2000 г.

36. Менегетти А. Психосоматика. М. ННБФ «Онтопсихология» 2003 г.

37. Психологический словарь \ под общей редакцией Петровского А.В., Ярошевского М,Г., - М., 1990. – 494с.

38. Психология современного подростка \ под ред. Фельдштейна Д.И. – М.: Мысль, 19889. – 164 с.

39. Психологичекие тесты, под ред. Карелина А.А. т.2, М., Владос.2005 г.

40. Райгородский Д.Я. (редактор – составитель). Практическая диагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ –М», 2000 – 672с.

41. Райгородский Д.Я. Психология семьи. Самара: Издательский дом «БАХРАХ –М», 2002г.

42. Ребус Б.М. Психологические особенности детей подросткового возраста. Лекции в помощь учителям и практическим психологам. – Ставрополь: СГПИ, 1993. – 59с.

43. Росторопмин П. Психология и педагогика в схемах. М. Приор. 2001 г.

44. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М. Проспект. 2004 г.

45. Словарь практического психолога \ сост. Головин С.Ю. – Минск: Харвест, 1998. – 800с.

46. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Ростов на Дону. «Феникс» 2005 г.

 

68

47. Снайдер Ди. Практическая психология для подростков. М. Аст – Пресс.1998г.

48. Собчик Я.Н. СМИЛ(ММРI) стандартизированный многофакторный метод исследования личности. С.П. Речь, 2003.

49. Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология, практический курс. М. Олма – Пресс. 2001г.

50. Спиваковская А. Психотерапия: игра , детство, семья. Т.2 М. Эксмо – Пресс, 1999г.

51. Шеффер Д. Дети и подростки, психология развития. М. Питер. 2003 г.

52. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношении. М.Апрель – Пресс. Эксмо – Пресс 2000.

 

 

                                                                                                  69

 

 



2019-12-29 1063 Обсуждений (0)
Анализ результатов методики диагностики состояния агрессии (опросник «Басса – Дарки») 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ результатов методики диагностики состояния агрессии (опросник «Басса – Дарки»)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1063)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)