Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности выездной налоговой проверки



2019-12-29 250 Обсуждений (0)
Особенности выездной налоговой проверки 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

Содержание. 3

Введение. 4

1. Социально-экономическая сущность выездной налоговой проверки. 6

1.1. Особенности выездной налоговой проверки. 6

1.2. Виды выездных налоговых проверок. 16

1.3. Обжалование решений по результатам выездной проверки. 30

2. Особенности проведения выездных налоговых проверок. 41

2.1. Характеристика работы ИНФС № 2 по г. Тюмени. 41

2.2. Проблемы организации и проведения выездной налоговой проверки 45

2.3. Типичные ошибки налогоплательщиков. 56

3. Производство по делу о налоговых нарушениях. 64

3.1. Анализ результатов работы налоговых органов. 64

3.2. Перспективы работы по улучшению эффективности налогового контроля 67

Заключение. 76

Библиографический список. 81

Приложения. 84

 

Введение

Актуальность работы заключается в важности формирования единого концептуального подхода к совершенствованию организационно-правового механизма осуществления налоговых проверок, как важнейшей форме реализации государственного налогового контроля. От эффективности правовых норм о выездных налоговых проверках в значительной степени зависят обеспечение законности и правопорядка в сфере контроля за взиманием налогов и сборов, предотвращение налоговых правонарушений. В перспективном направлении совершенствования процедуры выездных налоговых проверок является внедрение в практику налоговых органов автоматизированных систем их сопровождения. Значение тех или иных обязательств налогоплательщиков обязательно, особенно в данное время, когда в Российской Федерации значительная часть денежных средств идет не в федеральный бюджет Российской Федерации и иные бюджеты, а в бюджеты иностранных государств. Все это отражается непосредственно на самом населении нашего государства в виде невыплат заработных плат, пенсий, пособий и т.д. большое значение играет роль государственных органов по налоговому контролю, в обязанности которых входит собирание денежных средств с налогоплательщиков и контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов и иных обязательных платежей.

Цель работы заключается в исследовании принципов планирования, подготовки организации, проведении выездной налоговой проверки, формировании результатов.

В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть виды и социально-экономическую сущность выездной проверки ФНС

2. Определить особенности проведения, планирования, обсуждения результатов выездной налоговой проверки у налогоплательщиков

3. Изучить приемы и методы применяемые в выездной проверки у налогоплательщика

4. Проанализировать результаты контрольной работы ИФНС № 2 по г. Тюмени.

Объектом исследования является выездная налоговая проверка проводимая специалистами ИФНС № 2 по г. Тюмени.

Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие контрольные функции налоговых органов по организации и проведению выездных налоговых проверок.

 

Социально-экономическая сущность выездной налоговой проверки

Особенности выездной налоговой проверки

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по:

· проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов;

· по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий;

· по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества;

· а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа ст.89 НК РФ[1].

Основными участниками, выездной налоговой проверки являются проверяемая организация или индивидуальные предприниматели и налоговый орган (его должностные лица). Однако с выездными проверками могут быть сопряжены действия и других лиц, например, экспертов, переводчиков, но такие действия, как правило, бывают обусловлены инициативой налогового органа.

Цели выездных налоговых проверок практически такие же, как и камеральных:

· контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов,

· контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взыскание недоимок по налогам и пени,

· привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предупреждение таких правонарушений.

Однако они достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами. Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.

Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только 3 календарных года деятельности налогоплательщика непосредственно предшествовавшие году проведения проверки (абз.2 п.4 ст.89 НК РФ). Данная норма имеет своей целью установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.

Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Но в силу части второй п.10 ст.89 НК РФ данное правило не применяется в двух случаях:

1) при назначении повторной выездной налоговой проверки, проводимой:

· вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда не выявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа;

· налоговым органом, ранее проводившим проверку, - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере меньшем ранее заявленного. Причем во втором случае может проверяться только тот период, за который представлена уточненная налоговая декларация;

2) при назначении выездной налоговой проверки, осуществляемой в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика п.11 ст.89 НК РФ. [2]

Таким образом, если перечисленные основания отсутствуют, то налоговый орган не вправе осуществлять повторную выездную налоговую проверку по одним и тем же налогам в течение одного периода.

Срок проведения - не более 2-х месяцев; в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность налоговой проверки до 4-х или 6-ти месяцев.

В ходе выездной проверки может возникнуть необходимость проведения осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в проведении инвентаризации имущества, производстве выемки документов и предметов и др.

Весь процесс подготовки и проведения выездных проверок, начиная с отбора подлежащих проверке налогоплательщиков и заканчивая реализацией принятого по результатам проверки решения, можно разделить на несколько достаточно четко обозначенных этапов, которые показаны на Рисунке 1 Приложения 1. [3]

Каждый из указанных этапов включает целый комплекс определенных, в значительной части регламентированных Налоговым кодексом Российской Федерации мероприятий и процессуальных действий. Рассмотрим далее каждый этап проведения выездной налоговой проверки детально.

Планирование выездных налоговых проверок является подготовительным этапом проведения выездных налоговых проверок и состоит в определении перечня налогоплательщиков, в отношении которых должны быть проведены выездные налоговые проверки; сроков их проведения; налогов (сборов и других обязательных платежей) и периодов, которые должны быть охвачены проверкой, а также кадровых ресурсов, необходимых для их проведения.

Подготовка выездных налоговых проверок представляет собой комплекс проводимых налоговым органом процедур, обеспечивающих углубленное изучение информации о налогоплательщиках, включаемых в план проведения выездных налоговых проверок, а также других мероприятий, направленных на создание условий для наиболее эффективного проведения указанных проверок.

Составными частями (этапами) процесса планирования и подготовки выездных налоговых проверок являются следующие процедуры:

1. формирование информационных ресурсов о налогоплательщике;

2. определение критериев риска налоговых правонарушений;

3. целенаправленный отбор налогоплательщиков;

4. определение перспективного перечня налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок;

5. предпроверочный анализ информации о налогоплательщике (всесторонний анализ совокупности всей имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и сбор всей недостающей информации);

6. определение основных направлений проверки, в том числе налогов (сборов) и периодов их проверки с обязательным определением предполагаемых сумм доначислений и необходимых мероприятий налогового контроля;

7. расчет предполагаемых затрат времени и трудозатрат на проведение проверки;

8. формирование и утверждение квартального плана выездных налоговых проверок.

Для целенаправленного отбора налогоплательщиков при планировании выездных налоговых проверок налоговые органы используют информационные ресурсы ФНС России (внутренние источники), а также информацию, получаемую из внешних источников (Рисунок 2; Приложение 2).

По результатам работы по сбору и обработке информации о налогоплательщиках формируется досье на каждого налогоплательщика, состоящего на учете в налоговом органе.

Информационные ресурсы налоговых органов, содержащие информацию о налогоплательщиках, подлежат использованию как при отборе перечня налогоплательщиков, рекомендуемых для включения в планы выездных налоговых проверок, так и при проведении предпроверочного анализа.

Процедура отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок включает следующие этапы.[4]

Этап 1.Необходимо определить количество налогоплательщиков, которые могут быть включены в план проведения выездных налоговых проверок на предстоящий квартал исходя из показателя средней сложившейся нагрузки на одного налогового инспектора за последние два года.

Этап 2. После того как определено количество налогоплательщиков, следует сформировать списки налогоплательщиков, подлежащих обязательному включению в план выездных налоговых проверок

Этап 3. Составляются списки налогоплательщиков, подлежащих первоочередному включению в план проведения выездных налоговых проверок на основании:

1) заключения отдела камеральных проверок по результатам камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бухгалтерской отчетности (контрольных соотношений показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности деклараций (расчетов) по налогам и другим обязательным платежам в бюджет);

2) заключения ответственного за проведение анализа основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу, проведенного с использованием автоматизированной системы обработки данных АИС «Налог».

Этап 4. Из сформированного списка отбираются налогоплательщики, проверка которых представляется приоритетной.

Приоритетными для проведения проверок являются следующие налогоплательщики:

1) предложенные отделами камеральных проверок на основании заключений о рассмотрении целесообразности проведения выездной налоговой проверки;

2) неоднократно представляющие несвоевременно или не в полном объеме документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей;

3) последняя выездная налоговая проверка которых выявила существенные нарушения законодательства о налогах и сборах;

4) являющиеся участниками схем ухода от налогообложения;

5) взаимозависимые с крупнейшими налогоплательщиками;

6) по которым имеется информация, полученная из внешних источников, о наличии нарушений законодательства о налогах и сборах;

7) имеющие более высокие темпы роста затрат по сравнению с темпами роста выручки от реализации товаров (работ, услуг);

8) допустившие снижение общей суммы налоговых платежей при условии роста сумм выручки от реализации товаров (работ, услуг) и активов;

9) отрожающие а налоговой отчетности убыток или незначительную прибыль на протяжении нескольких налоговых периодов;

10) у которых удельный вес налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость на протяжении нескольких налоговых периодов превышает 80% от суммы исчисленного налога;

11) представляющие более пяти уточненных налоговых деклараций (расчетов) по одному налогу (сбору) за налоговый (отчетный) период;

12) осуществляющие выплату заработной платы сотрудникам ниже прожиточного минимума (установленного минимального размера оплаты труда) и т.п.

В случае равноценности объектов выбора для выездных налоговых проверок с точки зрения вероятности выявления нарушений законодательства о налогах и сборах предпочтение отдается налогоплательщикам, имеющим наибольшие показатели выручки от продаж товаров (продукции, работ, услуг), численности работающих, суммы причитающихся в бюджет налогов и сборов, а также прогнозируемых возможностей взыскания доначисленных налогов, пени и налоговых санкций.

Этап 5. Итогом отбора налогоплательщиков является формирование годового перспективного перечня налогоплательщиков, подлежащих включению в планы налоговых проверок.

Не позднее чем за 10 дней до начала квартала, следующего за отчетным кварталом, план проведения выездных налоговых проверок представляется на утверждение руководителю налогового органа.

План проведения выездных налоговых проверок является конфиденциальным документом. Содержащиеся в нем сведения не подлежат разглашению налоговыми органами и их сотрудниками.

Корректировка плана выездных налоговых проверок осуществляется на основании решения руководителя налогового органа. При принятии данного решения по причине невозможности проведения проверки соответствующего налогоплательщика в запланированные сроки, начальником отдела, ответственного за ее проведение, составляется на имя руководителя налогового органа служебная записка с указанием соответствующих оснований.

Контроль за выполнением плана проведения выездных налоговых проверок осуществляется руководителем налогового органа. При невыполнении плана проведения выездных налоговых проверок начальником отдела, ответственного за проведение соответствующей выездной налоговой проверки, оформляется служебная записка на имя руководителя налогового органа. По факту невыполнения плана проведения выездных налоговых проверок руководитель налогового органа принимает решение.

Судебная практика показывает, что при рассмотрении спора между налогоплательщиком и налоговым органом, в том числе и по вопросам относительно результатов налоговых проверок, в большинстве случаев выносятся решения в пользу налогоплательщика.[5]

Любой налогоплательщик (организации, предприятия, учреждения), должен знать правила и порядок проведения проверок, оформления ее результатов, права и обязанности сторон (налогоплательщика и налогового (проверяющего) органа). Тогда ее проведение может и не оказаться таким неожиданным и непредвиденным, а результаты ее проведения такими “ужасающими” и совсем не такими, какими их нужно представить налоговому органу.

Порядок проведения налоговых проверок определяется нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Знание его норм позволяет налогоплательщикам не только видеть ошибки инспекторов, но и эффективно защищать свои права, нарушенные вследствие таких ошибок.

Производство по делам о налоговых правонарушениях определяется в статье 101 НК РФ как вынесение решения по результатам налоговой проверки и представляет собой деятельность налоговых органов по выявлению налоговых правонарушений, применению налоговой ответственности, взысканию подлежащих уплате недоимок по суммам налогов, то есть функции налоговых органов связанные с налоговым контролем и с применением налоговой ответственности. Именно поэтому в НК производство по делам о налоговых правонарушениях входит в главы 14,15,16. Невозможно рассматривать налоговый контроль в отрыве от применения налоговой ответственности. Кроме того, с производством по делам о налоговых правонарушениях связан и такой элемент как обжалование решений и действий налоговых органов по принудительному взысканию сумм недоимок, наложению ареста на имущество и других действий и решений. Поэтому анализ производства по делам о налоговых правонарушениях возможен только в свете деятельности налоговых органов, предшествующей производству, а также с ней связанного налогового контроля.

Таким образом, можно определить производство по делам о налоговых правонарушениях как предписанную законом деятельность налоговых органов по выявлению налоговых правонарушений, применению налоговой ответственности за их совершение, взысканию недоимок по налогу, а также деятельность по обеспечению исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Из выше сказанного можно сделать вывод:

Под выездной налоговой проверкой понимается проверка полноты и своевременности исчисления, удержания и перечисления налогов и сборов налогоплательщиками и налоговыми агентами, проводимая по месту нахождения организации, ее филиалов и представительств.

Целью выездной налоговой проверки является осуществление контроля за соблюдением налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, выявление налоговых правонарушений. выездная налоговая проверка проводится должностными лицами налоговых органов в соответствии с их служебными обязанностями на основании решения руководителя налогового
органа.

Выездная налоговая проверка поводится не чаще 1 раза в год по одним и тем же налогам за один и тот же период и не может продолжаться более 2 месяцев (в исключительных случаях может быть продлен до 3 месяцев).



2019-12-29 250 Обсуждений (0)
Особенности выездной налоговой проверки 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности выездной налоговой проверки

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (250)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)