Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Перспективы работы по улучшению эффективности налогового контроля



2019-12-29 188 Обсуждений (0)
Перспективы работы по улучшению эффективности налогового контроля 0.00 из 5.00 0 оценок




Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговых органов является совершенствование действующих процедур контрольных проверок. Необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются:

· наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;

· применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;

· использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы;

· увеличения размеров наказания за налоговые правонарушения.[26]

Для российской практики представляется целесообразным сделать следующие выводы по перспективам работы налоговых органов:

1) разработать концепцию, стратегию и методологию целенаправленного отбора налогоплательщиков для выездной налоговой проверки;

2) учесть, что наиболее высокая вероятность нарушений является у крупнейших налогоплательщиков;

3) сформулировать требования к данным и сведениям, положенным согласно стратегии налоговых проверок в основу контроля; причем в идеале внутри собственной системы они должны обеспечивать аналитическое выявление нарушителей и делать возможным целенаправленный контроль налогоплательщиков;

4) иметь в виду, что масштаб охвата налогоплательщиков для выездной проверки может быть расширен сочетанием разных методов проверок;

5) принять во внимание критерии отбора налогоплательщиков для выездной налоговой проверки, используемые зарубежными специалистами;

6) при разработке автоматизированной информационной системы налогового контроля учесть, что:

· компьютерная обработка информации должна быть основана на информации, идентифицирующей налогоплательщиков;

· объем и состав данных для анализа должен быть обоснован;

· исходные данные и сведения о налогоплательщиках, используемые для анализа, должны быть достоверными на основе:

а) правильно разработанных форм налоговых деклараций;

б) ясных и четких инструкций для налогоплательщиков;

в) эффективных способов проверки операторного ввода данных;

г) ввода максимально большого объема отредактированных электронных данных от третьих лиц;

Для систем, устанавливающих порядок отбора налогоплательщиков, следует:

· выявлять стереотипные комбинации данных – критерии отбора и минимальные значения их отклонений, при которых налогоплательщики не включаются в список проверки;

· выявлять и использовать наиболее эффективные критерии отбора налогоплательщиков;

· принимать необходимые меры безопасности.

Проблема рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для современной России.

Приоритетными для выездных проверок являются следующие категории предприятий:

· -организации допустившие значительное изменение финансово-хозяйственных показателей, отрицательно повлиявшие на финансовый результат. Отбор осуществляется на основании анализа уровней и динамики финансовых показателей по данным формы №2 «Отчет о прибылях и убытках». Анализ позволяет изучить динамику изменения показателей за ряд отчетных периодов, а также влияние факторов на отклонение прибыли и ее составляющих от уровня прошлого года;

· -налогоплательщики, допустившие убытки от финансово-хозяйственной деятельности на протяжении ряда отчетных периодов.

· -налогоплательщики, у которых выявлены нарушения налогового законодательства по результатам предыдущей проверки, повлекшей начисления финансовых санкций;

· -плательщики, пользующиеся налоговыми льготами по бюджетам различных уровней;

· -предприятия представляющие нулевой баланс;

· -налогоплательщики, уклоняющиеся от представления отчетности;

· -налогоплательщики, имеющие более трех расчетных, текущих и других счетов, а также валютные счета;

· -предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность по поступившим сведениям таможенных органов об экспортно-импортных операциях, а также банков по средствам, осуществленным по предоплате и не возвращенным в течение 180 дней в случае непоставки импортных товаров;

· -организации, предложенные к проверке структурными подразделениями инспекции при наличии фактов, вызывающи подозрение в отношении достоверности бухгалтерской отчетов и налоговых расчетов, а также предприятия, допускающие нарушения законодательства применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью;

· -предприятия, на которые поступила информация от правоохранительных органов, от Госкомимущества, Госкомзема, Комитета по природным ресурсам, а также от других налоговых инспекций по результатам контрольной работы.

В рамках регулирования трансфертного ценообразования предлагается установить правила определения "рыночного" уровня процентной ставки при определении допустимого уровня отнесения процентов на расходы в налоговых целях.[27]

В части НДС предполагается дальнейшее совершенствование процедуры возмещения налога по операциям, облагаемым налогом по нулевой ставке (к таким мерам, в частности, отнесена оптимизация перечня документов, подтверждающих обоснованность применения данной ставки, сокращение сроков возмещения налога из бюджета). Рассматривается возможность оформления счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит-счетов), а также планируется осуществление работ по созданию системы составления и выставления счетов-фактур в электронном виде.

По акцизам предполагается осуществлять ежегодную индексацию ставок с учетом реально складывающейся экономической ситуации.

В части НДФЛ планируется освободить от представления налоговой декларации физических лиц, у которых налоговых обязательств перед бюджетом не возникает, предполагается введение инструмента "предварительного резидентства", а также планируется целый ряд изменений, направленных на оптимизацию налогообложения операций с ценными бумагами и инструментами срочных сделок.

Касательно усовершенствования механизма применения специальных налоговых режимов, предполагается принять меры, направленные на придание режимам стимулирующего характера, в связи с чем, в частности, будут скорректированы критерии, дающие право на их применение.

В рамках проведения пенсионной реформы с 2010 года ЕСН заменен страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование.

Однако в настоящий момент имеется достаточное количество примеров, когда в ряде налоговых органов используются самостоятельно разработанные автоматизированные системы отбора, применение которых даже на имеющейся далеко не самой совершенной технической базе приносит весьма ощутимые результаты.

Процесс автоматизации указанного анализа имеет большую актуальность прежде всего в отношении малых предприятий, когда ограниченное число работников налогового органа, проводящих камеральную налоговую проверку значительного числа малых предприятий, должны не только качественно провести в установленные сроки данную проверку, но и отобрать для выездной налоговой проверки именно те малые предприятия, проверка которых могла бы принести максимальные доначисления в бюджет при минимальных затратах рабочего времени.[28]

Первоочередной задачей налоговой инспекции является постоянное совершенствование форм и методов налогового контроля. Наиболее перспективным выглядит увеличение количества проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно с органами налоговой полиции. Результативность их очень высокая, поэтому дальнейшее продолжение совместной деятельности может привести к увеличению поступлений от таких проверок.

Также одной из действенной формой налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течение года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета.

Практика показала, что весьма полезным в работе налоговых инспекций является проведение рейдов в вечернее и ночное время, также значительно увеличивается результативность контроля при применении перекрестных проверок, сущность которых состоит в выезде сотрудников отделов одной налоговой инспекции на территорию другой инспекции.[29]

Как показывает анализ практики контрольной работы налоговых органов России, в настоящее время получили мировое распространение факты уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов посредством неведения бухгалтерского учета, ведения его с нарушением установленного порядка, которые делают невозможным определение размера налогооблагаемой базы. Особая сложность работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием эффективных механизмов борьбы с подобными явлениями. Не имея достаточного времени и кадровых ресурсов, необходимых для фактического восстановления бухгалтерского учета, сотрудники налоговой инспекции вынуждены брать за основу для исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные, декларированные в налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания сделать вывод, что указанные документы искажаются.

Действующее законодательство практически не представляет налоговым органам права производить исчисления налогооблагаемой базы на основании использования каких-либо иных сведений о налогоплательщиках помимо тех, которые содержатся в бухгалтерской отчетности и в налоговых декларациях.

В данном случае можно было бы использовать, широко распространенные в развитых странах, так называемые, косвенные методы исчисления налогооблагаемой базы. Наиболее распространенными из них являются следующие:

1. Метод общего сопоставления имущества:

Методика исчисления налогооблагаемого дохода данным методом подразделяется на две части:

1) учет изменения имущественного положения за отчетный период;

2) учет произведенного и личного потребления за отчетный период.

Сумма имущественного прироста, с одной стороны, и производственного и личного потребления, с другой, сопоставляются с декларированными доходами за отчетный период. На основании прироста имущества неизвестного происхождения делается вывод о том, что он стал следствием незадекларированных доходов за отчетный период.

В России планируется с 2013 года ввести налог на недвижимость, который заменит налог на имущество и земельный налог.

2. Метод, основанный на анализе производственных запасов:

Используя данный метод, можно дать оценку достоверности отраженного в отчетности объекта продаж с затратами на производство.

Основной задачей совершенствования форм и методов налогового контроля является повышение его эффективности. Но этого невозможно достичь без улучшения работы с кадрами.

Тут полезным может быть введение системы бальной оценки работы налоговых инспекторов, осуществляющих контрольные проверки.

Сущность такой оценки, состоит в том, что в зависимости от категории каждого проверенного предприятия, исходя из классификации на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлежности - налоговому инспектору защитывается определенное количество баллов. При этом за отчетный период каждый налоговый инспектор должен набрать определенное минимальное количество баллов. Количество набранных баллов может служить основанием для вывода о его служебном соответствии. Кроме того, балльный норматив может служить основой для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными инспекторами.[30]

В ИФНС № 2 по г.Тюмени существуют перспективы:

· определяется оптимальная нагрузка на налогоплательщиков с учетом отраслевых и региональных особенностей их деятельности;

· обращают особое внимание на правила уплаты каждого налога;

·  увеличение контрольных мероприятий специализированных государственных органов, ,усложнение форм учета и отчетности по финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков;

·  согласно законодательству о налогах и сборах привлекают виновных лиц, совершивших правонарушений;

·  проводят повторные выездные проверки, в случае необходимости.

Но в конце надо отметить, что никакое совершенствование форм не даст положительных результатов, если налоговый инспектор не будет постоянно совершенствовать свои знания в области налогообложения.

Заключение

Необходимым условием функционирования налоговой системы любого государства является эффективный налоговый контроль. При его отсутствии или низкой результативности трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы.

По результатам проведенного исследования сделаны следующие выводы.

Налоговая проверка является одной из форм налогового контроля, т.е. специализированного (только в отношении налогов и сборов) подведомственного (вне рамок ведомств) государственного (муниципального) контроля, который в свою очередь является одним из направлений государственного финансового контроля.

Представляется возможным дать следующие определение понятию: выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка – это форма налогового контроля, состоящая из комплекса мероприятий, проводимых налоговым органом на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа по месту фактического местонахождения налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента), регламентированных нормативными правовыми актами о налогах и сборах и имеющая целью проверку правильности и полноты уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты (в определенных законодательством случаях во внебюджетные фонды), а также соблюдения иных норм законодательства о налогах и сборах.

Используя определение выездной налоговой проверки, представляется возможным дать общее определение налоговой проверки.

Налоговая проверка – это форма налогового контроля, состоящая из проводимого налоговым органом комплекса мероприятий, регламентированных нормативными правовыми актами о налогах и сборах и имеющая целью проверку правильности и полноты уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты (в определенных законодательством случаях во внебюджетные фонды), а также соблюдения иных норм законодательства о налогах и сборах.

Из практических исследований был составлен акт выездной проверки, рассмотрен анализ работы налоговых органов, какое количество налогоплательщиков состоит на учете, изучены перспективы улучшения эффективности ИФНС № 2 по г.Тюмени.

При проведении проверки проверяющим необходимо представлять только те документы, которые они затребовали. Показывая “лишние” документы, можно спровоцировать проверку тех областей своей финансово-хозяйственной деятельности, которые первоначально проверять не планировалось.

При чтении акта проверки необходимо обращать внимание: на документы, которые были использованы в ходе проверки; что является источником ошибки, повлекшей доначисление сумм налога; необходимо проверять правильность расчетов, указанных в акте и приложения к нему. Бывают случаи, когда доначисление налогов производится без учета переплат по налогам, выявленных при проверке. Проверяющие тоже люди, и иногда допускают арифметические ошибки. Бывают просто опечатки.

Также законодательством предусмотрены некоторые ограничения на проведение выездных налоговых проверок. В отличие от камеральных налоговых проверок на проведение выездной налоговой проверки требуется специальное разрешение руководителя налогового органа или его заместителя.

По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему материалов руководитель налогового органа вправе вынести решение о привлечении к ответственности за нарушение налогового законодательства; об отказе в привлечении к ответственности либо о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Последствия такого решения аналогичны вышеизложенным, т.е., если виновное лицо добровольно не уплатило суммы санкций, указанных в требовании налогового органа или пропустило срок уплаты, у налогового органа есть все основания обратиться в суд.

 

 

В настоящее время происходит стремительное и масштабное развитие налогового законодательства. Следует признать отрадным тот факт, что в настоящее время многие видные российские ученые обратили должное внимание вопросам, связанным с налоговым контролем.

Предложения эффективности работы для ИФНС следующие:

· - налоговый инспектор должен постоянно помнить о запретах, связанных с прохождением государственной службы.

·  налоговый инспектор должен строить свои отношения с налогоплательщиками таким образом, чтобы не давать им повода думать о том, что он может пойти на нарушение своих должностных обязанностей за соответствующее «вознаграждение».

·  налоговый инспектор должен очень серьезно относиться к ответам на вопросы налогоплательщиков.

В настоящее время повышение эффективности выездных проверок может быть достигнуто в результате проведения следующих мероприятий: создания единой информационной базы налоговых органов; внедрение в практику работы налоговых органов программных продуктов, позволяющих осуществлять не только арифметическую проверку, но и логическую взаимосвязь различных показателей из налоговых деклараций; организация приема информации в электронном виде от всех налогоплательщиков; разработки и внедрения автоматизированной системы отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Одним из способов сделать налоговую проверку, представляющую определенный интерес для налогоплательщика и более продуктивной для налоговых органов – установление и законодательных возможностей получения налогоплательщиком определенных налоговых льгот и преимуществ в обмен на предоставление полной и всесторонней информации о соблюдении налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

В настоящее время происходит стремительное и масштабное развитие налогового законодательства. Следует признать отрадным тот факт, что в настоящее время многие видные российские ученые обратили должное внимание вопросам, связанным с налоговым контролем.

Выявленные в настоящей выпускной квалификационной работе проблемы в достаточной мере взаимосвязаны и показывают необходимость дальнейшего законодательного регулирования налоговых проверок с целью построения основ правового государства и постепенного возвращения доверия налогоплательщиков к государству и проводимой им налоговой политики.



2019-12-29 188 Обсуждений (0)
Перспективы работы по улучшению эффективности налогового контроля 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Перспективы работы по улучшению эффективности налогового контроля

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (188)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)