Характеристика организации каналов распределения
В число главных характеристик сбытовой деятельности ОАО «Приморский кондитер» входят показатели объема продаж, особенностей, интенсивности и факторов его развития, так как отражают место предприятия на рынке, основные закономерности покупательского спроса и определяют потенциальные возможности получения дохода, а затем и прибыли. В 2009 году предприятие выпустило и реализовало продукции в объеме 4454 т. и 4439 т. соответственно. По сравнению с 2008 г. объем выпуска вырос на 201 тн или 4,7%. Объем реализации вырос на 214 тн или 5,1% (таблица 2.2). Таблица 2.2 - Производство и реализация продукции ОАО «Приморский кондитер» в 2008-2009 гг. Виды продукции | Производство, тонны | Отклонения | Реализация, тонны | Отклонения | |||||||||||||
2008 | 2009 | тонны | % | 2008 | 2009 | тонны | % | ||||||||||
Печенье | 813 | 836 | 23 | 2,8% | 797 | 828 | 31 | 3,9% | |||||||||
Конфеты | 2758 | 2845 | 87 | 3,2% | 2755 | 2839 | 84 | 3,1% | |||||||||
Карамель | 248 | 311 | 63 | 25,4% | 241 | 310 | 69 | 28,5% | |||||||||
Ирис | 61 | 64 | 3 | 5,3% | 60 | 64 | 4 | 6,4% | |||||||||
Драже-мармелад | 373 | 398 | 25 | 6,6% | 371 | 397 | 25 | 6,8% | |||||||||
ВСЕГО | 4253 | 4454 | 201 | 4,7% | 4225 | 4439 | 214 | 5,1% |
В 2009 г. по сравнению с 2008 г. наблюдается рост объемов производства и реализации по всем позициям товарной номенклатуры изделий. Особенно значительно увеличилось производство и реализация карамели (+25,4% и +28,5%). Это обусловлено освоением новых видов продукции данной ассортиментной группы.
Основную долю в структуре производства и реализации продукции составляют конфеты – более 60% в общем объеме производства и реализации кондитерской продукции (рис. 2.2). Именно такое приоритетное направление выбрано не случайно. Данная группа товаров пользуется наибольшим спросом у потребителей.
![]() | ![]() |
2008 г. | 2009 г. |
Рисунок 2.2 - Структура производства продукции ОАО «Приморский кондитер» в 2008-2009 гг.
Общий объем реализации ОАО «Приморский кондитер» за 2009 год в разрезе по месяцам показаны в таблице 2.3.
Приведенные данные свидетельствуют о неравномерном распределении продаж продукции в течение года (рис. 2.3), что обусловлено, во-первых, влиянием сезонных факторов потребления продукции, во-вторых, общей тенденцией объема продаж. Среднегодовой коэффициент сезонных колебаний для продукции составляет 0,43.
Таблица 2.3 - Динамика объема продаж ОАО «Приморский кондитер», тыс. руб.
Объем продаж | Уд. вес к итогу, % | |
I квартал | 91942 | 21,77% |
в том числе | ||
январь | 17527 | 4,15% |
февраль | 31675 | 7,50% |
март | 42740 | 10,12% |
II квартал | 151830 | 35,95% |
в том числе | ||
апрель | 50300 | 11,91% |
май | 53848 | 12,75% |
июнь | 47682 | 11,29% |
III квартал | 71966 | 17,04% |
в том числе | ||
июль | 37250 | 8,82% |
август | 17147 | 4,06% |
сентябрь | 17569 | 4,16% |
IV квартал | 106597 | 25,24% |
в том числе | ||
октябрь | 24031 | 5,69% |
ноябрь | 38137 | 9,03% |
декабрь | 44430 | 10,52% |
Итого за 2009 г. | 422335 | 100,00% |
Рисунок 2.3 - Доли объемов продаж продукции ОАО «Приморкий кондитер«в 2009 году
На изменения оборота в основном оказывают влияние два фактора: цены и физический объем продаж. Это влияние выражает аддивная модель динамики оборота:
T =
Т(g) +
T (p),
где T - изменение оборота в текущем периоде по сравнению с базисным;
Т(g) - прирост оборота за счет изменения физического объема продаж;
T (p) - прирост оборота за счет ценностного фактора.
Определить тенденции влияния на рост объема продаж ОАО «Приморский кондитер» стоимостных и количественных факторов позволяют аналитические таблицы 2.4 и 2.5.
Таблица 2.4 - Коммерческие расходы ОАО «Приморский кондитер»
Показатель | Периоды | Темп роста (индекс), % | Абсолютный прирост, тыс. руб. | |
2008 | 2009 | |||
Сумма коммерческих расходов | 18307 | 30827 | 168,4% | 12520 |
Выручка от продаж, тыс. руб. | 367028 | 422335 | 115,1% | 55307 |
Уровень коммерческих расходов, в % к выручке | 5,0% | 7,3% | 2,3% |
Таблица 2.5 - Влияние средней цены на изменение объема продаж ОАО «Приморский кондитер»
Периоды | Средняя цена за период, тыс. руб., pj | Количество, усл.т, gj | Выручка от продаж (оборот), тыс. руб., gj x pj | Условный оборот, в тыс. руб. | |
g1x p0 | g0 x p1 | ||||
2008 г. | 86,87 | 4225 | 367028 | 385588 | 402009 |
2009 г. | 95,15 | 4439 | 422335 |
Выручка от продаж в текущем периоде 2009 г. выросла по сравнению с базисным 2008 г. на 55307 тыс. руб., при этом за счет влияния фактора изменения физического объема продаж: на 385588 – 367082 = 18560 тыс. руб., а за счет фактора роста цен - на 36747 тыс. руб. (422335 - 385588). Таким образом, рост выручки от продаж продукции ОАО «Приморский кондитер» обусловлен ростом цен на 33,6%, и на ростом объема продаж на 66,4%.
Важное значение для эффективности сбытовой деятельности ОАО «Приморский кондитер» принадлежит организации и обеспечению взаимодействия с ее рынками посредством каналов распределения.
Сбытовая политика компании ОАО «Приморский кондитер» ориентированна на интенсивное распределение, обеспечивающее наличие своей продукции в возможно большем количестве торговых предприятий. Это и обуславливает структуру институционального распределения продукции в компании (схематично она отражена на рис. 2.4).
Рисунок 2.4 - Структура распределения в ОАО «Приморский кондитер»
Структуру каналов распределения ОАО «Приморский кондитер» формируют следующие типы посредников: розничные торговые предприятия; оптовые торговцы.
Часть продукции ОАО «Приморский кондитер» распределяет через розничную торговую сеть. На сегодняшний день клиентами компании являются порядка 400 розничных торговых предприятий города Владивостока и края. Это магазины различной специализации (супермаркеты, универсамы, магазины самообслуживания, продуктовые магазины и т.д.) и форм собственности.
Распределяя свои товары через розничные предприятия, ОАО «Приморский кондитер» получает возможность контролировать сбыт конечным потребителям, обеспечивать наличие продукции компании в розничной торговой сети города, эффективно представлять продукцию на месте продажи, путем размещения рекламных материалов в магазинах, оформления демонстрационных стендов и выкладки товаров в торговых залах.
Взаимодействие ОАО «Приморский кондитер» с розничными магазинами осуществляет торговый персонал соответствующей группы отдела продаж, который принимает заявки магазинов на поставку продукции, оформляет отгрузочные и бухгалтерские документы, организует отпуск продукции, доставку и прослеживает оплату. Обслуживание магазинов происходит на основе заключенных договоров либо на основе разовой заявки.
Магазины могут использовать различные формы оплаты продукции: предоплата, по факту отгрузки, с отсрочкой 7 и 14 дней (в этом случае заключается договор, где оговариваются условия поставки и условия оплаты санкции за нарушение условий договора).
ОАО «Приморский кондитер» централизованно за свой счет доставляет продукцию магазинам, причем доставка может быть осуществлена на следующий день после заказа и во время, указанное покупателем. Кроме того, ОАО «Приморский кондитер» предоставляет розничным предприятиям такие услуги, как консультации по технологии организации продаж и оформления торговых залов, внедрению маркетинговой деятельности.
Второй канал сбыта ОАО «Приморский кондитер» формируют предприятия, организации и частные лица, покупающие продукцию крупными, средними и даже мелкооптовыми партиями. Эти участники распределения часто совершают покупки продукции по принципу Cash & Carry ("плати и забирай"): сначала осведомляются о наличии нужного ассортимента продукции, оформляют в отделе продаж необходимые сопроводительные документы, затем получают по отгрузочным документам продукцию на складе и вывозят ее собственным автотранспортом. Для этого канала в последнее время характерна тенденция к увеличению удельного веса в общем объеме продаж. Однако этот канал является потенциальным источником расширения сети дистрибьюторов, так как оптовые организации посредством разовых закупок определяют эффект от работы с ОАО «Приморский кондитер» для своего бизнеса.
Перечисленные каналы распределения ОАО «Приморский кондитер» различаются количеством участников, долей в общем объеме продаж и ее динамикой.
Таблица 2.6 - Объемы отпуска продукции ОАО «Приморский кондитер» по каналам распределения в 2009 г.
| Объем продаж, всего, тн | В том числе: | |||
магазинам | оптовикам | ||||
т | % | т | % | ||
январь | 345 | 104 | 30,25 | 241 | 69,75 |
февраль | 366 | 108 | 29,42 | 258 | 70,58 |
март | 338 | 97 | 28,64 | 241 | 71,36 |
апрель | 368 | 100 | 27,16 | 268 | 72,84 |
май | 358 | 88 | 24,64 | 270 | 75,36 |
июнь | 336 | 76 | 22,79 | 259 | 77,21 |
июль | 348 | 82 | 23,66 | 265 | 76,34 |
август | 379 | 102 | 26,88 | 277 | 73,12 |
сентябрь | 368 | 74 | 20,13 | 294 | 79,87 |
октябрь | 358 | 82 | 22,84 | 276 | 77,16 |
ноябрь | 425 | 89 | 20,86 | 337 | 79,14 |
декабрь | 450 | 96 | 21,33 | 354 | 78,67 |
Итого | 4439 | 1098 | 24,74 | 3340 | 75,26 |
Рисунок 2.5 - Структура объема продаж ОАО «Приморский кондитер» по каналам распределения в 2009 г.
Рисунок 2.6 - Динамика долей каналов сбыта в объеме продаж ОАО «Приморский кондитер»
В анализируемом 2009 году 24,74 % продукции было закуплено розничными торговыми предприятиями, 75,26% - различными оптовыми торговцами. В течение года структура объема продаж по каналам сбыта изменялась и основной тенденцией ее динамики является постепенное уменьшение доли канала розничных предприятий в общем объеме продаж, при этом увеличивается доля оптовых посредников, осуществляющих доставку продукции в розничную торговлю.
Для организации коммерческой деятельности по реализации готовой продукции на предприятии существует служба сбыта, которая занимается распределением поставок продукции.
При сбыте готовой продукции применяются различные схемы такие как: сбыт продукции через оптовых посредников, самостоятельный поиск покупателей, посредством сбытовых агентов, возможно использование различных зачетных схем.
Отпуск продукции на сторону оформляется счет-фактурой, которая выписывается в двух экземплярах, один выдается покупателю, другой остается на предприятии.
Цены устанавливает и утверждает Совет директоров каждый месяц. Цены на готовую продукцию зависят от объема продаж и способов рассчета. Цена на выпущенную продукцию рассчитывается бухгалтером по управленческому учету по статьям калькуляции.
На основе заявок и заключенных договоров на поставку готовой продукции отдел сбыта ведет учет отгрузки товаров по каждому договору отдельно. За просрочку уплаты за полученную продукцию покупатель помимо стоимости продукции уплачивает заводу сумму в размере 0,75% от стоимости продукции за каждый день просрочки.
Фирмы-посредники принимают на себя следующие обязательства:
проводить маркетинговые исследования рынка сбыта с целью рационального производства кондитерской продукции, изготовляемой ОАО «Приморский кондитер»;
по результатам маркетинговых исследований предоставлять ОАО «Приморский кондитер» сведения о наличии, объемах, ценах продукции;
принимать от ОАО «Приморский кондитер» произведенную продукцию в объеме и ассортименте заявки;
оплачивать полученную продукцию в установленном порядке по цене производителя;
реализовать продукцию самостоятельно;
ОАО «Приморский кондитер» принимает на себя следующие обязательства:
предоставлять партнерам необходимую информацию для изготовления рекламы;
предоставлять продукцию в количестве (объеме) и ассортименте согласно заявки;
поставлять продукцию, соответствующую по своим характеристикам ГОСТам, ТУ; упакованную в тару (упаковку), также отвечающую ГОСТам, ТУ и обеспечивающую сохранность продукции при перевозке и хранении.
![]() |
![]() |
![]() |
5.00
из
|
Обсуждение в статье: Характеристика организации каналов распределения |
Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓ |
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...
Система поиска информации
Мобильная версия сайта
Удобная навигация
Нет шокирующей рекламы